Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Работа №115528

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития образной речи детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
организации процесса развития образной речи у детей 5-6 лет 9
1.2 Особенности развития образной речи детей 5-6 лет и влияние малых
фольклорных форм на развитие образной речи в дошкольном возрасте 14
Глава 2. Экспериментальное исследование развития образной речи детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 22
2.1 Выявление уровня развития образной речи детей 5-6 лет 22
2.2 Содержание работы по развитию образной речи детей 5-6 лет
посредством малых фольклорных форм 32
2.3 Оценка эффективности работы по развитию образной речи детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение 47

Дошкольный возраст считается важным временем для становления и развития речи детей. В ходе собственного развития речь детей очень тесно связана с нравом и характером их деятельности и общения. Становление и развитие речи идет в нескольких областях: улучшается ее практическое использование в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психологических процессов, орудием мышления.
Актуальность работы заключается в том, что изучение темы определяется той большой ролью, которую играют малые фольклорные формы: пословицы, поговорки и загадки в развитии образной речи детей 5-6 лет.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, что в семьях уходят вековые традиции, старшее поколение знает все меньше обрядов, колыбельных песен, присказок и сказок. В наши дни это становится еще актуальнее. При ознакомлении детей 5-6 лет с малыми фольклорными формами в практике дошкольных образовательных организаций зачастую на первый план выдвигается содержательный аспект и не обращается должного внимания на жанровые и языковые особенности фольклорных произведений. И тогда с детьми просто заучивают сказки, пословицы, потешки. Педагоги редко используют эти формы в ходе организации непрерывной образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие».
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке практических рекомендаций по развитию образной речи детей 5-6 лет средствами малых фольклорных форм. Этот процесс должен происходить не только в ходе специально организованной непрерывной образовательной деятельности (далее НОД), но и в повседневной жизни - в процессе режимных моментов, самостоятельной деятельности дошкольников, в ходе взаимодействия с семьями воспитанников. Чтобы решить эту задачу значимо, чтобы педагоги были заинтересованы, а дети стали активными субъектами этого процесса.
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина и др. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых фольклорных форм занимались Н.А. Аполлонова, М.К. Боголюбская, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, Е.Н. Водовозова, Н.В. Генералова, О.И. Давыдова, Ю.Г. Илларионова, А.Я. Мацкевич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Г.С. Шинкарь и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: важностью проблемы развития образной речи детей 5-6 лет; выбором малых фольклорных форм в качестве средства развития образной речи детей 5-6 лет; недостаточной разработанностью методических аспектов развития у детей 5-6 лет образной речи с использованием малых фольклорных форм.
Наряду с пониманием актуальности проблемы можно выделить и противоречие между признанным в науке значением и потенциальными возможностями малых фольклорных форм в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста и бессистемным их использованием в практике образовательной работы с детьми 5-6 лет в связи с недостаточной разработанностью методических аспектов развития образной речи детей 5-6 лет.
Выделенное противоречие указывает на проблему исследования: каковы возможности малых фольклорных форм в развитии образной речи детей 5-6 лет?
Решение данной проблемы составляет цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать возможности развития образной речи детей 5-6 лет посредством использования в образовательном процессе малых фольклорных форм.
Объект исследования - процесс развития образной речи детей 5-6 лет.
Предмет исследования - развитие образной речи детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования: развитие образной речи детей 5-6 лет будет эффективным, если:
- методы и приемы использования малых фольклорных форм будут отобраны адекватно возрасту детей и задачам речевого развития;
- работа по развитию образной речи детей посредством малых фольклорных форм будет организована не только в ходе НОД (ОО «Речевое развитие»), но и в процессе режимных моментов.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в нашем исследовании были поставлены и решались следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития образной речи детей 5 -6 лет.
2. Выявить уровень развития образной речи детей 5-6 лет.
3. Экспериментально проверить приемы использования малых фольклорных форм в процессе развития образной речи детей 5-6 лет.
4. Оценить эффективность работы по развитию образной речи детей 5 - 6 лет посредством малых фольклорных форм.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы; эмпирические: комплексный метод диагностики речевых умений, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения об овладении ребенком словарным составом и грамматическим строем языка и переходом к контекстной речи Д.Б. Эльконина и А.М. Леушиной;
- теоретические положения, характеризующие дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка А.Н. Гвоздева;
- теоретические положения о формировании интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи посредством потешек, скороговорок, пословиц, поговорок А.П. Усовой, О.С. Ушаковой, Н.С. Карпинской, М.К. Боголюбской, В.В. Шевченко,
- теоретические положения об особенностях понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний Л.С. Выготского, A. В. Запорожца, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьевой, B. И. Малининой и др.
Новизна исследования: определены возможности использования малых фольклорных форм при развитии образной речи детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании показателей и описании характеристики уровней развития образной речи детей 5-6 лет, выявлении специфики использования малых фольклорных форм при развитии образной речи детей 5-6 лет.
Практическая значимость: экспериментально апробированные результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при организации процесса развития образной речи детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 «Мальвина» города Сызрань. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), 2 приложений. Работу иллюстрируют 7 таблиц и 2 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие образной речи имеет огромное значение для становления речевого развития детей в старшем дошкольном возрасте.
В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей старшего дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей 5-6 лет, среди которых: наличие представлений у детей о средствах выразительности; понимание и овладевание переносным значением многозначных слов; использование в своей речи разнообразных средств образности; использование в речи синонимов и антонимов; осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.
Развитие образной речи имеет огромное значение для развития связной речи. Возможность развития образной речи возникает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этом возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств. Фольклор можно использовать в решении различных задач методики развития речи.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты экспериментальной работы, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 47 «Мальвина» г. Сызрань, по использованию малых фольклорных форм в процессе развития образной речи детей 5-6 лет.
Формирующая работа по развитию образной речи детей 5-6 лет включала три этапа: вводный, познавательный, деятельностный. Мы использовали малые фольклорные формы, отобранные адекватно возрасту детей и задачам речевого развития. Применяли совокупность разнообразных средств и форм организации образовательной деятельности, как в ходе НОД, так и в процессе режимных моментов в различных видах интегрированной деятельности: познавательно-коммуникативной, изобразительно-коммуникативной, литературно-коммуникативной, коммуникативно-игровой (тематические НОД, лексические упражнения, дидактические игры, театрализованные представления, тематические и фольклорные развлечения).
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует о достаточной эффективности разработанной нами системы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты: процент детей 5-6 лет с низким уровнем развития образной речи уменьшился на 20%, а количество детей 5-6 лет со средним и высоким уровнем развития образной речи увеличилось на 20%.
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы. Дети научились верно определять жанры фольклора, их отличительные особенности, выделять средства образной выразительности языка (сравнения, метафоры). При самостоятельном составлении рассказа или сказки учитывали жанр своего рассказа и строили монолог в соответствии с ним, давали название. В основном монологи были сюжетного характера. В целом, для высказываний дошкольников характерно использование простых распространенных предложений. В процессе рассказывания дети назвали антонимы и синонимы к словам, использовали пословицы и поговорки.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.



1. Алексеева М.М. Иетодика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : ИЦ«Академия», 2010. - 400 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор [Текст] / В.П. Аникин. - М. : Учпедгиз, 2000. - 240 с.
3. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.С. Бухвостова. - Курск : Академия Холдинг, 2001. - 178 с.
4. Гурович, Л.М. Ребенок и книга [Текст] : книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая , В.И. Логинова; под ред.
B. И. Логиновой. - М., 2002. - 280 с.
5. Загрутдинова, М. Использование малых фольклорных форм [Текст] / М. Загрутдинова, Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - C. 16-22.
6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. - М. : Совершенство, 2001. -368 с.
7. Клименко, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) [Текст] / Г. Клименко // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 34-35.
8. Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) [Текст] / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 23-26.
9. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - С. 139-144.
10. Макарова В.Н., Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников [Текст] : Учебно-методическое пособие. - Ч. 1 /
B. Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. - М. : Центр
педагогического образования, 2009. - 96 с.
11. Мельников, М.Н. русский детский фольклор [Текст] / М.Н. Мельников. - М. : Просвещение, 2010. - 239 с.
12. Митькина, И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни [Текст] / И.Н. Митькина. - М., 2011. - 140 с.
13. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М. : ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 315 с.
14. Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 8-11.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 2013. - 200 с.
16. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей [Текст] / Л. Романенко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7. - С. 15-18.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб. : «Питер», 2000 - 712 с.
18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду [Текст] / Под ред. С.Я. Якименко. - Владимир, 2012. - 184 с.
19. Савушкина, Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства [Текст] / Е.В. Савушкина //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 5-9.
20. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] /Ф.А. Сохин. - М. : НПО МОДЭК, МПСИ, 2014. - 322 с.
21. Струнина, Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое пособие / Е.И. Струнина, О.С. Ушакова. - М. : Владос, 2008. - 288 с.
22. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] : игры, упражнения, конспекты занятий / Е.И. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. - М. : Сфера, 2007. - 144 с.
23. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М. : Просвещение, 1972. - 78 с.
24. Ушакова, О.С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С. 71-78.
25. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 325 с.
26. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е. Струнина. - М. : Владос, 2008. - 288 с.
27. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой [Текст] : Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М. : ТЦ «Сфера», 1998. - 224 с.
28. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. - Харьков : Фолио, 2011. - 464 с.
29.Чемортан, С.М. Формирование художественно-речевой
деятельности старших дошкольников [Текст] / С.М. Чемортан. - Кишинев, 2000. - 110 с.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1960. - 348 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ