Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №115512

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы становления и развития профориентационной
работы в образовательных организациях
1.1Исторический анализ зарубежного и российского опыта
профориентационной работы в школьном образовании
1.2Мониторинг становления профориентации в транспортной отрасли на
примере компании ОАО «Российские железные дороги»
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование мониторинга становления и развития профориентационной работы в образовательных организациях
2.1Разработка методического комплекса профориентации в начальной школе
на примере компании ОАО «Российские железные дороги»
2.2Апробация методического комплекса профориентационной работы в
начальной школе
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

В Положении о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации, утвержденном
постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1, написано:
«Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к
труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего
поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию
и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости
с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных
особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка
труда, - является одной из основных задач образовательных учреждений всех
типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов,
психологических служб, органов управления образованием, а также
соответствующих организаций здравоохранения и органов управления
здравоохранением» [4].
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
населения в России также регулируются соответствующими
международными актами, Законом Российской Федерации «Об
образовании», Законом Российской Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития
государственной системы профессиональной ориентации и психологической
поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа
1995 г. № 47.
Целью профессиональной ориентации является:
– свободный выбор профессии и формы занятости человека в
современных экономических условиях;– согласованность между профессиональными интересами человека,
его природными психофизиологическими данными и представленным
выбором рынка труда;
– составление прогноза профессиональных результатов человека в
выбранной категории трудовой деятельности;
– осуществление развития личности в профессиональной деятельности,
формирования его здорового образа жизни и благосостояния.
Б.С. Волков подчеркивал: «Профессиональная ориентация имеет
общегосударственные задачи. Выбор профессии – одна из самых сложных
жизненных задач, в решении которой надо проявить ответственность и
самостоятельность» [7].
В профессиональном самоопределении личности участвуют:
государство, преподаватели, наставники, родители, ученые, работодатели,
психологи и врачи.
В Концепции региональной системы профессиональной ориентации
населения Самарской области на период до 2020 года сформулированы
основные современные тенденции, определяющие актуальность
формирования новых подходов к проведению профориентационной работы
для создания карьерного «маршрута» становления личности. Во-первых,
правильный выбор профессии снижает процент текучести и увеличивает
производительность труда. Во-вторых, профессиональная мобильность – это
залог успеха современного человека. В-третьих, на рынке труда возникает
дисбаланс между востребованными квалифицированными специалистами и
профицитом невостребованных кадров. Большинство молодых людей,
заканчивая высшее учебное заведение, испытывают неудовлетворенность
собственным профессиональным выбором и вскоре теряют мотивацию к
труду. И, в-четвертых, для большинства россиян работа – место для
зарабатывания денег, и только часть из них получают радость,
удовлетворение от выбранной профессии [1].Концепция развития профориентационной деятельности ОАО
«Российские железные дороги» до 2025 года направлена на решение
стратегической задачи по обеспечению компании квалифицированным
персоналом в соответствии с текущими и перспективными потребностями.
Эта задача будет реализована с помощью модернизации
профориентационной работы с детьми и их родителями. Создаваемая
система профориентации должна послужить инструментом удовлетворения
кадровой потребности компании как в количественном, так и в качественном
аспекте. Новые подходы к проведению профориентационной деятельности
компании ОАО «Российские железные дороги» будут базироваться на
внедрении цифровых технологий в экономике и социальной сфере, развитию
образовательной среды [2].
Более осознанно к вопросу выбора профессии человек обращается в
подростковом возрасте, когда он определяется в какое учебное заведение
стоит поступать учиться. Но основа к профессиональному самоопределению
должна формироваться еще на стадии представлений о мире профессий.
В Положении о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации, утвержденном в
Постановлении Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 говорится, что
задачи по изучению детьми мира труда, развития у них в ходе игровой
деятельности трудовых навыков решаются на уровне начального
образования. Чем больше профессий изучит ребенок в детстве и лучше
сформирует свое представление о мире профессий, тем качественнее будет
его профессиональный выбор.
Исследование имеет особую актуальность, поскольку сегодня
профориентационная работа в начальной школе – это важная часть
программы повышения качества образования.
Качество образования заключается не только в преодолении человека
школьной, среднепрофессиональной, вузовской и дополнительной
программы, но и в успешности и реализации его в обществе. В основеуспешности человека лежит правильный выбор будущей профессии: если
студент обучается любимому делу, творчески и активно усваивает его, далее
с огромным желанием трудится, то получает огромное удовлетворение и
требуемый материальный достаток.
Повышение качества профориентационной деятельности позволит
создать условия для формирования и развития успешной личности, уверенно
подстраивающейся к новым условиям современного мира.
В настоящее время мониторинг в образовании активно изучается
зарубежными, так и отечественными учеными.
В работах Н.И. Кулаковой определен: «механизм организации и
проведения мониторинга качества образования, позволяющего принимать
управленческие решения, адекватные современным требованиям развития
образования» [19].
По мнению С.В. Хохловой: «мониторинг в образовании –
полифункционален. Основное предназначение мониторинга заключается в
обеспечении сбора разносторонней информации, ее анализе и оценке,
контроле за ходом образовательного процесса, стимулирования усилий его
субъектов, прогнозе дальнейшего развития образования и выработке
рекомендаций по внесению необходимых корректив» [29].
Мониторинг становления и развития профессиональной деятельности
на этапе начального образования позволит выявить уровень организации и
проработанности системы ранней профориентации, а также создаст
площадку для разработки методического комплекса по созданию
максимально разнообразной палитры впечатлений о мире профессий у
учащихся начальной школы.
В результате исследования были выявлены недостатки:
недостаточное исследование темы «профориентационная работа
на этапе начального образования»;
недостаточное количество разработанных методических
рекомендаций и инструментов, направленных на оказание помощи ворганизации и проведении профориентационной работы в начальной школе –
как в учебном процессе, так и во внеклассной работе;
отсутствие современных форматов взаимодействия с молодежью
поколения Z в рамках организации профориентационной работы в сфере
железнодорожного транспорта.
Актуальность темы исследования определена также целым рядом
выявленных нами противоречий между:
потребностью государства в высококвалифицированных
специалистах и отсутствием научно-методической документации и
инструментов в проведении профориентационной работы на этапе
начального образования;
необходимостью увеличения притока трудовых ресурсов в
компанию ОАО «Российские железные дороги» и отсутствием новых
подходов к проведению профориентационной работы среди учащихся
начальной школы.
Выявленные недостатки и сформулированные противоречия подводят
к определению проблемы исследования: каким должен быть мониторинг,
позволяющий повысить количество высококвалифицированных
специалистов в сфере железнодорожного транспорта на основе разработки
методического комплекса для проведения профориентационной работы на
этапе начального образования.
В рамках данной проблемы сформулирована тема исследования:
«Мониторинг становления и развития профориентационной деятельности на
этапе начального образования».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить
методический комплекс, направленный на мониторинг профориентационной
деятельности на этапе начального образования.
Объект исследования – процесс разработки методического
обеспечения мониторинга профориентационной деятельности.Предмет исследования – мониторинг профориентационной
деятельности на этапе начального образования.
Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что
методический комплекс, направленный на мониторинг профориентационной
деятельности на этапе начального образования повысит количество
высококвалифицированных специалистов в сфере железнодорожного
транспорта, если:
профориентационная работа на этапе начального образования
станет неотъемлемой частью программы повышения качества образования;
методический комплекс будет эффективен в организации и
проведении профориентационной работы в начальной школе – как в учебном
процессе, так и во внеклассной работе;
будут разработаны современные форматы взаимодействия с
молодежью поколения Z в рамках организации профориентационной работы
в сфере железнодорожного транспорта.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной и методической
литературы и раскрыть сущность понятия «мониторинг профориентационной
деятельности на этапе начального образования».
2. Провести анализ развития профориентационной деятельности на
этапе начального образования в сфере железнодорожного транспорта.
3. Разработать методический комплекс для организации и проведения
профориентационной деятельности на этапе начального образования в сфере
железнодорожного транспорта.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного
методического комплекса для организации и проведения мониторинга
профориентационной деятельности на этапе начального образования в сфере
железнодорожного транспорта.
Для решения поставленных задач и экспериментальной проверки
гипотезы использовались следующие методы исследования:теоретические: анализ и изучение литературных источников,
моделирование и описание процессов, сравнение результатов.
эмпирические: наблюдение; опросные методы; обработка данных,
опытно-экспериментальная работа.
Теоретическую основу исследования составляют:
проблемы применения мониторинга в образовательной практике
(А.С. Белкин, В.А. Кальней, Н.И. Кулакова, А.С. Курбанов, А.Н. Майоров,
С.Н. Силина, Л.Д. Федотова);
система управления качеством образования на основе новых
технологий (Д.Ш. Матросова, Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полева,
Э.Н. Рычихина, С.В. Хохлова);
теоретические основы профессиональной ориентации
(В.П. Бондарев, С.П. Будникова, Б.С. Волков, Т.Ю. Дубовицких,
В.Н. Жирнова, Ю.А. Кустов, А.В. Мордовская, Резапкина Г.В., С.В. Стацук,
С.Н. Чистякова);
организация и планирование профессиональной карьеры
(С.Ю. Алашеев, М.В. Данилова, Е.Г. Зубова, П.С. Лернер, Т.Н. Порхун,
Н.Ю. Посталюк, Н.Ф. Родичев, Ю.А. Сардушкина, И.А. Умовская,
С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина, О.В. Шеховцов, Л.Ф. Шеховцова,
Н.С. Ярыгина);
теоретические основы организации профильного обучения на этапе
начального образования (Р.С. Буре, С.С. Демкина, Т.И. Ерофеева,
В.П. Кондрашов, М.Н. Костромина, Т.В. Пасечникова, Е.В. Попова,
Л.А. Рябова, Е.А. Титова, В.А. Творожникова, Т.В. Ширяева).
Базой исследования с 2016 года по 2019 год выступили:
уроки с применением книжки-раскраски «Мир железных дорог»,
которые проводились на базе государственных бюджетных образовательных
учреждений Самарской области средних общеобразовательных школ № 8,
№ 9, № 3 городского округа Октябрьск с 1 мая по 15 октября 2018 года. В
эксперименте участвовали 197 человек: 184 школьника в возрасте от 7 до 9лет, 9 преподавателей и рабочая группа из 4 человек по созданию книжки-
раскраски;
уроки робототехники «Знакомство с профессиями
железнодорожного транспорта», которые проводились на базе Института
направленного профессионального образования города Тольятти в период с
15 ноября 2018 по 15 февраля 2019 года. В эксперименте участвовали
69 человек: 69 детей в возрасте от 6 до 9 лет, 2 преподавателя, рабочая
группа из 2-х человек по созданию видеоролика «Урок роботехники» и
1 журналист ежедневной транспортной газеты «Гудок».
Основные этапы исследования: Исследование проходило с декабря
2016 г. по апрель 2019 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап – декабрь 2016 г. – декабрь 2017 г.– теоретико-поисковый.
Теоретическое обоснование проблемы на основе изучения педагогической
литературы, диссертационных материалов, законодательных и нормативных
актов, с целью определения уровня научного исследования проблемы.
Разработка плана исследования, определение диагностических методик,
анализ развития профориентационной деятельности на этапе начального
образования.
Второй этап – декабрь 2017 г. – май 2018 г. – опытно-
экспериментальный. Разработка методического комплекса для организации и
проведения профориентационной деятельности на этапе начального
образования в сфере железнодорожного транспорта. Изучение и обоснование
показателей и критериев заинтересованности учащихся начальных классов
профессиями железнодорожного транспорта. Обработка, анализ и
систематизация полученных результатов.
Третий этап – июнь 2018 г. – апрель 2019 г. – заключительный.
Подведение результатов опытно-поисковой работы. Проверка выводов
исследования, внедрение в практику ГБОУ СОШ № 8, ГБОУ СОШ № 9,
ГБОУ СОШ № 3 и в Институт направленного профессионального
образования города Тольятти методического комплекса для организации ипроведения профориентационной деятельности на этапе начального
образования в сфере железнодорожного транспорта. Реализация анализа,
обобщения и систематизации результатов опытно-поисковой работы.
Проверка диссертационных результатов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено содержание понятия «мониторинг
профориентационной деятельности на этапе начального образования»,
которое помогло выявить уровень организации и проработанности системы
ранней профориентации в компании ОАО «Российские железные дороги».
2. Внедрение мониторинга профориентационной деятельности на
этапе начального образования позволяет создать площадку для разработки и
применения методического комплекса в процессе ознакомления учащихся
начальной школы с профессиями в области железнодорожного транспорта.
3. В рамках мониторинга становления и развития
профориентационной деятельности в транспортной отрасли на примере
компании ОАО «Российские железные дороги» разработан методический
комплекс профориентационной работы в начальной школе: проведение
уроков с учащимися начальных классов с применение книжки-раскраски
«Мир железных дорог», а также разработан проект урока робототехники
«Знакомство с профессиями железнодорожного транспорта».
4. Выявлены условия, обеспечивающие приток молодежи,
мотивированной на получение профессий и специальностей в области
железнодорожного транспорта и последующую работу в компании:
формирование положительного имиджа компании как работодателя,
формирование новых подходов к проведению профориентационной
работы;
внедрение системной модернизации профориентационной работы с
детьми и родительским сообществом.
Теоретическая значимость исследования заключается в
систематизации и углублении знаний о сущности, содержании и структуремониторинга становления и развития профессиональной деятельности на
этапе начального образования, что потенциально значимо для теории и
методики профориентационной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
– созданы условия для формирования и развития успешной личности,
уверенно подстраивающейся к новым условиям современного мира;
– разработан и внедрен методический комплекс профориентационной
работы в начальной школе на примере компании ОАО «Российские
железные дороги»;
– мониторинг становления и развития профессиональной деятельности
на этапе начального образования создаст площадку для разработки
методического комплекса по созданию максимально разнообразной палитры
впечатлений о мире профессий у учащихся начальной школы;
– система профориентационной работы с детьми и родительским
сообществом обеспечит удовлетворение кадровой потребности компании
ОАО «Российские железные дороги» как в количественном, так и в
качественном аспекте;
– содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться
педагогами для усовершенствования существующей системы
профориентации, отбора и вовлечения детей в сферу железнодорожного
транспорта.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
непротиворечивостью теоретических позиций, теоретической и практической
обоснованностью основных положений исследования и выводов; комплексом
методов, адекватных целям и задачам исследования; результатам
проведенной опытно-экспериментальной работы; эффективным внедрением
полученных результатов в развитие и становление профориентационной
работы в начальной школе в сфере железнодорожного транспорта.
Апробация результатов исследования осуществлялась через анализ
темы исследования, анализ основных положений, через обсуждениеосновных этапов исследования, публикацию статей, тезисов, а также в ходе
создания и применения методического комплекса в транспортной отрасли на
этапе начального образования.
К личному вкладу автора в данное исследование можно отнести
выявление проблематики, разработка методического комплекса
профориентационной работы в начальной школе в транспортной отрасли,
качественное применение которого сможет обеспечить удовлетворение
кадровой потребности компании ОАО «Российские железные дороги» как в
количественном, так и в качественном аспекте.
Структура и объем исследования. Структура и объем диссертации
соответствует логике построения научного исследования и состоит из
введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы,
приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мониторинг становления и развития профессиональной
деятельности на этапе начального образования, который позволит выявить
уровень организации и проработанности системы ранней профориентации, а
также создаст площадку для разработки методического комплекса по
созданию максимально разнообразной палитры впечатлений о мире
профессий у учащихся начальной школы и будет способствовать повышению
количества высококвалифицированных специалистов в сфере
железнодорожного транспорта.
2. Методический комплекс, направленный на организацию
профориентационной работы в начальной школе (на примере компании ОАО
«Российские железные дороги»), включает:
проведение уроков с применением книжки-раскраски «Мир
железных дорог»;
проведение уроков робототехники «Знакомство с профессиями
железнодорожного транспорта».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С профессиональным самоопределением, человек впервые
сталкивается на уроках в начальной школе, где целью профориентации
является расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к
познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой,
исследовательской и трудовой деятельности.
Профориентационные занятия и мероприятия для учащихся начальных
классов являются частью «ранней профориентации», которая:
– формирует первые и разнообразные представления о мире
профессий;
– формирует у школьника положительные эмоции к профессиональной
деятельности и труду.
Профессиональное самоопределение школьника достигается только
благодаря выстроенной системе профориентационной деятельности, где
происходит на высоком уровне взаимодействие педагогического состава
образовательного учреждения, родителей и руководства предприятий
различных сфер экономики.
Мониторинг становления и развития профессиональной деятельности
на этапе начального образования позволит выявить уровень организации ипроработанности системы ранней профориентации, а также создаст
площадку для разработки методического комплекса по созданию
максимально разнообразной палитры впечатлений о мире профессий у
учащихся начальной школы.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня
сформированности представлений о мире профессий железнодорожного
транспорта у учащихся начальных классов:
– когнитивный: знания учащихся о профессиях железнодорожной
отрасли;
– мотивационный: желание учащихся освоить профессии путей
сообщения;
– деятельностный: активность и самостоятельность учащихся в
освоении навыков профессий сферы железнодорожного транспорта.
В рамках формирующего эксперимента, нами был разработан
методический комплекс, направленный на организацию
профориентационной работы в начальной школе (на примере компании ОАО
«Российские железные дороги»), включающий в себя:
проведение уроков с применением книжки-раскраски «Мир
железных дорог»;
проведение уроков робототехники «Знакомство с профессиями
железнодорожного транспорта».
На основании контрольного эксперимента, можно говорить:
– о положительной динамики уровня знаний о профессиях
железнодорожной отрасли. Учащиеся начальных классов познакомились с
восемью профессиями железнодорожного транспорта;
– о положительной динамики уровня заинтересованности учащихся
начальных классов к самоопределению в профессиональной сфере. У
школьников начальных классов появился интерес еще к двум профессиям
железнодорожного транспорта: контролер и дежурный по станции, помимопрофессий: машинист и проводник. А также увеличилось количество
учащихся начальных классов, замотивированных к самоопределению;
– о положительной динамики уровня активности и самостоятельности
учащихся в освоении навыков профессий сферы железнодорожного
транспорта. Современный подход к самоопределению учащихся нового
поколения молодежи – поколения Z в виде урока робототехники «Знакомство
с профессиями железнодорожного транспорта», позволил увеличить
количество учащихся начальных классов, желающих изучать профессии
железнодорожного транспорта.
Проблема исследования заключалась в том, чтобы узнать, каким
должен быть мониторинг, чтобы повысить количество
высококвалифицированных специалистов в сфере железнодорожного
транспорта. Данная проблема была решена с помощью разработанного
методического комплекса для проведения профориентационной работы на
этапе начального образования.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: был
проведен теоретический анализ научной и методической литературы и
раскрыта сущность понятия «мониторинг профориентационной деятельности
на этапе начального образования»; проведен анализ развития
профориентационной деятельности на этапе начального образования в сфере
железнодорожного транспорта; разработан методический комплекс для
организации и проведения профориентационной деятельности на этапе
начального образования в сфере железнодорожного транспорта;
экспериментально проверена эффективность разработанного методического
комплекса для организации и проведения мониторинга профориентационной
деятельности на этапе начального образования в сфере железнодорожного
транспорта.
Таким образом, благодаря разработанному и апробированному
методическому комплексу, направленному на формирование у учащихсяначальных классов представлений о мире профессий железнодорожного
транспорта, нам удалось оказать воспитательное воздействие на:
– расширение знаний учащихся начальных классов о профессиях
железнодорожной отрасли;
– формирование мотивации и интереса учащихся начальных классов к
освоению профессий железнодорожной отрасли;
– развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования об
эффективности методического комплекса, направленного на повышение
количества высококвалифицированных специалистов в сфере
железнодорожного транспорта.


1. Концепция региональной системы профессиональной ориентации
населения на период до 2020 года [Электронный ресурс] : протокол
заседания Координационного совета по кадровой политике при Губернаторе
Самарской области от 03.06.2014 г. № 25 //
https://cposo.ru/rs/sovet/koncepcia_proforientaci.pdf
2. Концепция развития профориентационной деятельности ОАО
«РЖД» до 2025 года. [Электронный ресурс] : протокол заседания правления
ОАО «РЖД» от 11.02.2019 г. № 9 // http://doc.rzd.ru
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] /
федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Интернет портал Российской газеты
– Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Положение о профессиональной ориентации и психологической
поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
постановление Правительства Минтруда РФ от 27.09.1996 г. № 1 //
https://base.garant.ru/136694
5. Стратегия социально-экономического развития Самарской области
на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства
Самарской области от 12.07.2017 г. № 441 //
http://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2020.pdf
6. Будникова, С.П. Организация профориентационной работы [Текст] :
учеб.-метод. пособие / С.П. Будникова, Е.П. Верховская. – Тула : Изд-во
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 93 с.
7. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст] :
учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2007.
– 333 с.
8. Голованова, Е.И. Словарь актуальных профессий [Текст] : /
Е.И. Голованова. – Челябинск: Челяб. госуд. ун-т, 2004. – 101 с.9. Голубева, Л.М. Роль социальных проектов обучающихся в
формировании семейных ценностей и профессиональном самоопределении
[Текст] : / Л.М. Голубева – Школа и производство, – 2015. – №4. – С. 39.
10. Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы
профориентации во Франции [Текст] : / С.С. Гриншпун – Педагогика, – 2004.
– №7 – С. 85–91.
11. Гриншпун, С.С. Организация профориентации школьников в
Великобритании [Текст] : / С.С. Гриншпун – Педагогика, – 2005. – №7 –
С. 100–105.
12. Гриншпун, С.С. Профессиональная ориентация школьников в
США [Текст] : / С.С. Гриншпун – Педагогика, – 2005. – №9 – С. 65–72.
13. Гриншпун, С.С. «Академия Х»: подготовка американских
школьников к жизни и труду [Текст] : / С.С. Гриншпун – Педагогика, – 2006.
– №4 – С. 103–108.
14. Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах
Швеции [Текст] : / С.С. Гриншпун – Педагогика, – 2007. – №3 – С. 71–78.
15. Дворкина, Н.В. Проектная деятельность как ключевой фактор
профориентации учащихся [Текст] : / Н.В. Дворкина. – СПб. : СПбГАСУ,
2014. – С. 181-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ