Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг 8
1.1 Развитие мелкой моторики рук детей 6-7 лет как психолого-педагогическая проблема исследования 8
1.2 Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики
рук детей 6-7 лет 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг 17
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей
6-7 лет 17
2.2 Организация и содержание работы по развитию мелкой
моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг 29
2.3 Выявление динамики в развитии мелкой моторики рук детей
6-7 лет посредством техники квиллинг 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 55
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента 56
Приложение В Количественные результаты контрольного среза состояния предмета исследования по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах 58
Приложение Г Тематическое планирование 60
Приложение Д Конспекты занятий
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач, о чем свидетельствует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [28]. Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног - все это мелкая моторика. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что развитие у детей навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Правильное развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка, в общем, и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов, в частности.
Проблеме развития мелкой моторики рук уделяли своё внимание многие исследователи, такие как: Н.Ф. Виноградова, Г.А. Маркова, Л.В. Загик, С. А. Козлова, И. С. Хомяков, Л. Д. Вавилова, Н. А. Стародубова, М.И. Лисина, В.А. Сухомлинский. Развитию мелкой моторики посредством квиллинга уделяли внимание И.В. Сушкова, Н.Е. Щуркова и многие другие.
Исследователи отмечают, что огромное влияние на развитие мелкой моторики рук детей 6-7 лет оказывает и декоративно-прикладное искусство, в частности техника квиллинг (в переводе с англ. - бумагокручение).
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточную обоснованность использования технологии квиллинг как средства развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и недостаточным использованием в этом процессе техники квиллинг.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности техники квиллинг в процессе развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие малой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение техники квиллинг положительно скажется на развитии мелкой моторики рук детей 6¬7 лет, если:
- разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством техники квиллинг, в соответствии с показателями и возрастными особенностями детей;
- процесс развития мелкой моторики рук детей будет осуществляться поэтапно (развитие интереса; знакомство с приемами техники; изготовление работ);
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими материалами для развития у детей мелкой моторики рук и работами детей, фотографиями поделок, выставками детских работ.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
3. Определить и апробировать занятия с применением техники квиллинг для развития малой моторики рук у детей 6-7 лет.
4. Выявить динамику в развитии мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- теоретические положения о взаимосвязи мыслительных процессов и развития мелкой моторики Н.Ф. Виноградовой, Г.А. Марковой, Л.В. Загик, С.А. Козловой;
- концептуальные положения С.А. Хомякова, Л.Д. Вавиловой, Н.А. Стародубовой, Ш.А. Амоношвили, Р.С. Буре, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.А. Сухомлинского о содержании работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет;
- теоретические положения И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой, о возможности применения квиллинга в процессе работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования техники квиллинг в развитии у детей 6-7 лет мелкой моторики рук; определены показатели и уровни развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования техники квиллинг в развитии мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством техники квиллинг может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ №5 «Колосок» г. Канск. В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками.
Проведенное исследование позволило установить, что под словом «моторика» обычно подразумевают движение, умение двигаться и двигательную активность. Выделяют общую моторику - умение двигаться в целом, мелкую - движение кистей и пальцев и артикулярную (разговорную) моторику. Мелкая и артикулярная моторики связаны между собой, так как за их формирование и работу отвечает один отдел мозга. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем раньше он начинает говорить, и наоборот, если у детей отстают двигательные навыки, то и с речью начинаются проблемы. В старшем дошкольном возрасте очень важно подготовить руку ребенка к письму и сформировать у него мелкую моторику кисти рук.
Одним из современных модных направлений в рукоделии является квиллинг. Слово квиллинг пришло в русский язык из английского: quilling происходит от слова quill, что в переводе означает «перо птицы». Работа с детьми 6-7 лет с использованием техники «квиллинг» является важной и значимой для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, так как «квиллинг»: помогает в развитии эстетического вкуса и художественного воображения; развивает конструкторское мышление (собрать целое из кусочков), тактильные ощущения и моторику; способствует изучению цветов и форм; развивает в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития мелкой моторики рук 7 (35%) детей, средним 11 (55%) и высоким 2 (10%). В контрольной группе: 7 (35%) детей обладает низким уровнем, у 11 (55%) детей был выявлен средний уровень и у 2 (10%) - высокий. Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения работы по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством техники квиллинг.
Было экспериментально проверено, положительное влияние техники квиллинг на развитии мелкой моторики рук детей 6-7 лет, после того, как был: разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет посредством техники квиллинг, в соответствии с показателями и возрастными особенностями детей; поэтапно (развитие интереса; знакомство с приемами техники; изготовление работ) осуществлен процесс развития мелкой моторики рук детей; обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими материалами для развития у детей мелкой моторики рук и работами детей, фотографиями поделок, выставками детских работ.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня стал ниже на 25 %, средний уровень вырос на 15%, высокий уровень развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет на контрольном этапе поднялся у 2 детей, т. е. на 10 %, что доказывает эффективность проведенного формирующего эксперимента.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет, что подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М. : Изд. «ГНОМ и Д», 2013. 120 с.
2. Боден Д. Миниатюрный квиллинг - фантазии из бумажных лент: методическое пособие. М. : Айрис-Пресс, 2018. 48 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип; под редакцией Д.И. Фельдштейна. М. : Эксмо, 2017. 352с.
4. Букина С. Квиллинг: шаг вперед: методическое пособие. Ростов-на- Дону : Феникс, 2016. 44 с.
5. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 336 с.
6. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 136 с.
7. Веракса Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 1. С. 22-27.
8. Виноградова E. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6лет // Психологическая наука и образование. 2014.№ 2. С.47-56.
9. Виноградова Е. Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. 2013. № 2. С. 50-59.
10. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2018. 208 с.
11. Гаврилина С. Е. Развиваем руки, чтобы и писать, и красиво рисовать. М.: 2013. 180 с.
12. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2016. №1. С. 35-42.
13. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников //
Советская педагогика. 1991. №3. С. 33-38.
14. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. М. : Народное образование, 2016. 240 с.
15. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2016. 64 с.
16. Зайцева А. А. Искусство квилинга: магия бумажных лент: методическое пособие. М. : Эксмо, 2019. 32 с.
17. Зубкова Т. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2017. 63 с.
18. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества: учебное пособие. М. : Просвещение, 2015. 189 с.
19. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 24-32.
20. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у
дошкольников. М. : Просвещение, 2016. 152 с.
21. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей входе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2012. № 4. С.18-35.
22. Микерина А. С. Методика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М. : «Искра- Профи», 2013. 106 с.
23. Морозова И. С. Познавательная активность дошкольников. URL: http: //teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2012/12
24. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М. : Сфера, 2016. 122 с.
25. Поддъяков Н. Очерки психического развития дошкольников. М. : Просвещение, 2014. 177 с.
26. Поддьяков Н. Н Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 68-74.
27. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : под ред. Е. С. Полат. М. : Эксмо, 2015. 144 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс] : «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Статья 48. URL: http://standart.edu.ru(дата обращения: 12.03.2020).
29. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М. : Владос, 2015. 291 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru(дата обращения: 12.03.2020).
31. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников. М. : Педагогика, 2015. 400 с.