Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций

Работа №115392

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет 9
1.2 Роль игр-драматизаций в развитии у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций 23
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости 23
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций 35
2.3 Динамика уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости 42
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 57
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 58

В наше время наблюдается разнообразие практических методов психологической помощи личности. Однако, как правило, они не могут решать задачи глубинного исследования психики субъекта в сочетании ее сознательных и бессознательных аспектов. Одним из таких действенных методов является игры - драматизация.
Одной из важных задач психического развития современного ребенка является эмоциональное развитие. Конкретно гармония либо дисгармония развития эмоциональной сферы дошкольника описывает его психическое развитие в целом. Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст - период, когда начинается процесс социализации ребенка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Одним из важных условий социальной адаптации ребенка выступает способность выражать и распознавать эмоции.
Эмоции - внутренний регулятор деятельности, однако функция регуляции поведения эмоции выполняется не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными.
Проблема специфики развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста остается для педагогической науки актуальной как в теоретическом, так и в чисто прикладном аспектах. Анализ многочисленных научных исследований позволяет констатировать нежелательные отмечаемые тенденции в развитии дошкольников. Среди них: увеличение количества детей, у которых наблюдается рост уровня фрустрации, депрессивности, эмоциональной напряжения. К факторам, влияющим на развитие эмоциональной сферы, данным ученых, принадлежат социально-психологические условия жизнедеятельности ребенка, техногенные и экологичные.
Вопросами о развитии эмоций в детском возрасте и их влиянии на жизнедеятельность поднимали в своих студиях многие ученые: А.В. Запорожец, А.Л. Кононко, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович и другие ученые однако анализ педагогического опыта свидетельствует о недостаточном количестве внимания, уделяемом эмоциональному развития детей, несмотря на то, что важность эмоциональных процессов в структуре психической деятельности личности трудно переоценить
В контексте личностно-ориентированной модели современного образования положение о осуществлении психолого-педагогического воздействия через внутренний мир ребенка, в том числе средствами фольклора, есть концептуально важным. Первыми шагами к внутреннему миру дошкольника есть положительные эмоциональные переживания, что при условии целенаправленного и продуманного воспитательного процесса превратятся в высший продукт культурно-эмоционального развития личности - чувство, что является устойчивым отношением к определенным явлениям действительности.
На современном этапе развитию образования в России усиливается внимание общества к решению проблем формирование творческих способностей детей, их своевременное развитие и творческую активность.
Лучшим средством достижения этой цели являются игры- драматизации. Особое значение и актуальность они приобретают в системе образования детей именно старшего дошкольного возраста, хотя такие игры проводятся с детьми в каждой возрастной группе, начиная с младшей.
Игра-драматизация, как эффективное средство формирования эмоциональной отзывчивости рассматривается в трудах Л.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, А.И. Матусик, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой, А.П. Усовой и другие ученые.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что выбранная нами тема является актуальной и интересной для исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций и недостаточной подготовленностью педагогов в дошкольной образовательной организации к проведению игр-драматизаций по данному направлению.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность организации работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности организации игр-драматизаций, способствующих развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций.
Гипотеза - мы предположили, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет посредством игр-драматизаций будет возможно, если:
• заинтересовывать детей содержанием художественных произведений, которые будут использованы для игр-драматизаций;
• организовать поэтапную подготовку детей к участию в игре-драматизации: выбор роли, изготовление костюма, определение индивидуальности характера и эмоционального состояния героя;
• привлечь родителей к подготовке к играм-драматизациям и к решению задач, связанных с работой ребенка над ролью, созданием костюмов и декораций.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости посредством игр-драматизаций.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения В.К. Вилюнаса, Б.И. Додонова, К. Изарда, Е.П. Ильина о том, что эмоции развиваются в зависимости от содержания и структуры деятельности, а также влияют на саму деятельность;
• теоретические положения Г. Свидерской, О. Вержиховской, И.В. Груздовой о том, что эмоциональная отзывчивость, как личностное качество, предполагает единство переживания, познания и проявления положительного эмоционально-оценочного отношения, опосредованного опытом ребенка;
• теоретические положения Л.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Р.И. Жуковской, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой о том, что игра- драматизация является средством формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБУ № 110 «Белоснежка» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие - 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание игр-драматизаций, способствующих развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по использованию игр- драматизаций в качестве средства, способствующего повышению развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание игр-драматизаций, способствующих развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 наименований) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 12 рисунков. Основной текст работы изложен на 56 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Изучены теоретические основы развития у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости посредством игр- драматизаций.
Проблема специфики развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста остается для педагогической науки актуальной как в теоретическом, так и в чисто прикладном аспектах. Анализ многочисленных научных исследований позволяет констатировать нежелательные отмечаемые тенденции в развитии дошкольников. Среди них: увеличение количества детей, у которых наблюдается рост уровня фрустрации, депрессивности, эмоциональной напряжения. К факторам, влияющим на развитие эмоциональной сферы, данным ученых, принадлежат социально-психологические условия жизнедеятельности ребенка, техногенные и экологичные
Лучшим средством достижения этой цели являются игры- драматизации. Особое значение и актуальность они приобретают в системе образования детей именно старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновано, что игры-драматизации влияют на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. А результаты теоретического исследования позволили сделать вывод, что игра- драматизация имеет непосредственное влияние на развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что эмоциональная отзывчивость детей 5-6 лет находится в основном на низком и среднем уровне. Высокий уровень у 3 детей - 15%, средней уровень у 10 детей - 50%, низкий уровень у 7 детей - 35%.
Мы предположили, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет посредством игр-драматизаций будет возможно, если:
• заинтересовывать детей содержанием художественных произведений, которые будут использованы для игр-драматизаций;
• организовать поэтапную подготовку детей к участию в игре-драматизации: выбор роли, изготовление костюма, определение индивидуальности характера и эмоционального состояния героя;
• привлечь родителей к подготовке к играм-драматизациям и к решению задач, связанных с работой ребенка над ролью, созданием костюмов и декораций.
Первый этап предполагал подготовку к спектаклю-игре-драматизации и включал знакомства детей с его содержанием, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью.
Второй этап состоял из непосредственной подготовки к проведению самого спектакля-игры-драматизации и выступлению на сцене.
Мы организовали с детьми 4 игры-драматизации:
• «Как жители хвойного леса себе домики искали» по произведению Григория Скребицкого;
• «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»;
• «Новые похождения героев сказок Ш. Перро»;
• по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
При организации игр-драматизаций мы стремились:
• формировать у детей представления о возможных социальных эмоциях персонажей игры-драматизации и способах их проявления;
• развивать у детей способность понимать и контролировать свои эмоции и эмоции партнеров-сверстников по игре-драматизации;
• развивать у детей способность к эмпатии по отношению к героям игры-драматизации;
• развивать у детей способность к интерпретации невербальных признаков определенному эмоциональному состоянию своего героя и других персонажей;
• развивать у детей стремление и желание реагировать на эмоциональное неблагополучие того или иного персонажа игры- драматизации.
Практика убеждает, что игра-драматизация - одно из важнейших средств развития у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости, способности к сочувствию и сопереживанию, ориентированное на обогащение творческого потенциала ребенка, развитие его способностей и задатков.
Игры-драматизации аккумулирует жизненную мудрость, оптимизм, положительно влияющий на эмоциональную сферу ребенка 5-6 лет, способствуют развитию его познавательных интересов, становлению детского характера, предоставляют уникальную возможность для самовыражения личности, обеспечивают жизнь ребенка в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии.
Опираясь на полученные результаты контрольного этапа, можно проследить динамику:
• количество детей 5-6 лет с низким уровнем развития эмоциональной отзывчивости снизилось на 20%;
• количество детей 5-6 лет с высоким уровнем развития эмоциональной отзывчивости увеличилось на 30%.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по развитию у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.


1. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа. Волгоград : Учитель, 2013. 66 с.
2. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка. // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 40-46.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М. : Мозайка-синтез, 2018. 120 с
4. Аматьева О. П., Макарова Л. М. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. М. : Образование, 2014. 146 с.
5. Бех И. Д. Воспитание личности : учебник. К. : Лыбидь, 2018. 818 с
6. Богуш А. М. Речевое развитие детей с рождения до семи лет. М. : ИД «Слово», 2014. 376 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2018. 320 с
8. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М. : Просвещение, 2019. 284 с.
9. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. Т. 2. М. : Психология, 2012. 204 с.
10. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 2017. № 7. С. 45-50.
11. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника и школьника. М. : Просвещение, 2015. 395 с.
12. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 340 с
13. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М. : Академия, 2014. 180 с.
14. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2014. 210 с
15. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М., 2015. 420 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ