Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №115365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.

Актуальность. Познание ребенком окружающего мира начинается с
ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой
предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения
мышления). Психическое развитие невозможно безопоры на восприятие.
Сенсорное способности – функциональные возможности организма,
которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего
мира и себя самого. Сенсорное способности составляют основу общего
интеллектуального развития ребенка и имеют самостоятельное значение.
Развитие ощущения и восприятия проходит успешнее в детских видах
деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра. Такая
деятельность должна быть целенаправленной и содержательной, должна
вызывать потребность в овладении формой цветом, пространственными
ориентировками.
Возраст 2-3 лет большинство психологов и педагогов признают
сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств,
необходимых, чтобы накапливать представления об окружающем мире.
Знаменитые отечественные и зарубежные педагоги и психологи
М.О. Декроли, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова,
Ф. Фребель считали, что развитие сенсорных способностей является одной из
основных задач дошкольных образовательных организаций и родителей.
Сенсорное развитие является фундаментом познавательного психического
развития, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
важно для успешного усвоения ребенком поступающей извне информации,
обучения ребенка разным видам деятельности и адаптации в социальном
окружении.
Ведущий тип деятельности ребенка раннего возраста – предметно-
игровая деятельность, поэтому развитие у детей 2-3 лет сенсорных
способностей целесообразно осуществлять в процессе данной деятельности.Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить
противоречие между необходимостью развития у детей 2-3 лет сенсорных
способностей и недостаточностью теоретических и практических данных,
посвященных исследованию возможностей предметно-игровой деятельности
в развитии сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста,
организации и методического оснащения данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности предметно-игровой
деятельности в развитии у детей 2-3 лет сенсорных способностей?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей
посредством предметно-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 2-3 лет сенсорных
способностей.
Предмет исследования: развитие у детей 2-3 лет сенсорных
способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие у детей 2-3 лет сенсорных
способностей посредством предметно-игровой деятельности будет
эффективным, если:
– разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3 лет сенсорных
способностей посредством предметно-игровой деятельности;
– включены родители в работу по развитию у детей 2-3 лет сенсорных
способностей посредством предметно-игровой деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены
следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет посредством
предметно-игровой деятельности;
2) выявить уровень развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет;
3) разработать и апробировать содержание и формы работы по
развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет посредством предметноигровой деятельности, оценить их эффективность.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования:
– теоретические (анализ методической, психолого-педагогической
литературы по проблеме развития у детей 2-3 лет сенсорных способностей);
– эмпирические (диагностические задания, формирующий
эксперимент);
– методы обработки данных (количественный и качественный анализы
результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
– исследования, посвященные изучению сенсорных способностей детей
2-3 лет В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, Э.Г. Пилюгиной,
Н.Н. Подьякова, Г.А Урунтаевой;
– исследования, посвященные роли предметно-игровой деятельности в
сенсорном воспитании детей А.В. Запорожца, А.Г. Рузской, А.П. Усовой.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития
у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой
деятельности.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования
расширяют научные представления о возможностях развития у детей 2-3 лет
сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности.
Практическая значимость исследования: методы диагностики,
полученные результаты и разработанное содержание и формы работы по
развитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей, основанные на
предметно-игровой деятельности могут применяться воспитателями,
педагогами-психологами ДОО.
База исследования: ГБОУ СОШ №5 (ДОУ №6) г. Октябрьска.
Выборка включала 20 детей в возрасте 2-3 лет.Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы (39 источников), 9

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие сенсорных способностей – это развитие чувственного
понимания и формирование объективных представлений о свойствах
предметов у ребенка: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,
а также запахе, вкусе. Способности ребенка к сенситизации и восприятию
окружающего мира начинаются с познания, что является главным в развитии
интеллектуальных характеристик индивида. За несколько десятилетий был
создан стандарт системы мерок, с которыми ребенок может сопоставить
любое свойство воспринимаемого предмета и дать ему должное определение.
Разувитие сенсорных способностей на раннем этапе детства должно
происходить постоянно и систематически, это было доказано
экспериментально и подтвеждено теоретическим анализом. Содержание,
приемы и методы развития сенсорных способностей должны учитывать
возрастные особенности детей.
Результаты исследования на этапе констатации показали, что у детей
2-3 лет преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей: они
имеют низкий уровень практической ориентировки в признаках предметов,
низкий уровень развития тактильного и слухового восприятия. Существует
необходимость развивающей работы, организация и реализация которой
осуществлялась на этапе формирования.
На этапе формирования для развития сенсорных способностей у детей
2-3 лет посредством предметно-игровой деятельности был разработан
комплекс занятий с применением предметно-игровой деятельности. В
работу также были включены родители детей 2-3 лет. Для них была
разработаны и проведены консультации на соответствующую тематику.
Анализ результатов на контрольном этапе исследования показал:
уровень развития сенсорных способностей у детей экспериментальной
группы вырос по сравнению с констатирующим этапом исследования, это
свидетельствует о положительном воздействии проведенной работы поразвитию у детей 2-3 лет сенсорных способностей посредством предметно-
игровой деятельности.
Таким образом, цель нашего исследования и задачи достигнуты.
Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 2-3 лет сенсорных
способностей посредством предметно-игровой деятельности будет
эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 2-3
лет сенсорных способностей посредством предметно-игровой деятельности;
включены родители в работу по развитию сенсорных способностей
посредством предметно-игровой деятельности, подтвердилась.


1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной
деятельности детей [Текст] / В.Н.Аванесова. – М.: Просвещение, 1981.
– 185 с.
2. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду
[Текст]/ В.Н.Аванесова. – М.: Просвещение, 1968. – 105 с.
3. Авдеева, Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства
[Текст] / Н. Н.Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. – М.:
Просвещение, 1990. – 169 с.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /
Н.М.Аксарина. – М.: Просвещение, 1974. – 110 с.
5. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] /
Н.М.Аксарина. – М.: Просвещение, 1975. – 209 с.
6. Аксарина, Н.М. Основные этапы развития детей раннего возраста
и задачи их воспитания [Текст] / Н.М.Аксарина – М.: Просвещение,
1962. – 200 с.
7. Александрян, Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах
онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе [Текст] /
Э.А.Александрян. – Ереван: Айастан, 1972. – 223 с.
8. Алексеева, Н. Формирование сенсорных способностей [Текст] /
Н.Алексеева // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 5. – С. 34-38.
9. Бибанова, Е.Г Педагогика преддошкольного возраста [Текст] /
Е.Г.Бибанова. – М.: Просвещение, 1977. – 190 с.
10. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста [Текст] книга для воспитателя /
З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]:
книга для воспитателя / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. –
160 с.12. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от
рождения до 6 лет [Текст] книга для воспитателя/ Л.А. Венгер,
Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988.– 144 с.
13. Венгер Л.А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве
[Текст] – В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников / под
ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1969. – 196 с.
14. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей [Текст] /
Л.А.Венгер, К.В.Тарасова, Т.В.Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1976. –
256 с.
15. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А.Венгер. – М.: Просвещение,
1989. – 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ