Введение 4
1 Теоретические основы процесса стимулирования персонала на основе инструментов геймификации 8
1 Сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности 8
1.2 Классификация видов стимулов и направлений стимулирования
персонала организации 12
1.3 Геймификация как способ стимулирования персонала организации 15
2 Анализ системы стимулирования персонала «АНО «ЦСОН «Сызранский»22
2.1 Общая характеристика деятельности 22
2.2 Особенности и проблемы системы стимулирования персонала 29
3 Предложения по совершенствованию процесса стимулирования персонала
АНО «ЦСОН «Сызранский» на основе инструментов геймификации 40
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию процесса стимулирования персонала на основе инструментов геймификации 40
Заключение 56
Список используемой литературы
Актуальность темы определяется тем, что мотивация и стимулирование трудовой деятельности должна представлять для руководителя любой организации стратегическую задачу, направленную на оптимизацию эффективности и производительности труда. Реализация этой задачи позволяет совершенствовать систему материального и морального стимулирования труда, не допускать негативных проявлений в трудовом поведении персонала.
Проблема мотивации персонала вызывает острые дискуссии, как в научном мире, так и в мире бизнеса, в связи с тем, что она плохо поддается экспериментальному изучению. Период исследований проблемы мотивации персонала в нашей стране сравнительно небольшой, поэтому она до сих пор не утрачивает свой актуальности. В 20-м веке в основе мотивационных факторов труда в нашей стране лежала идеологическая платформа , а труд выступал в виде главнейшей потребности человека.
Вступив в ВТО, Россия оказалась в едином мировом экономическом пространстве, что позволило привлечь зарубежный опыт для решения проблем мотивации на российских предприятиях . Однако, оказалось, что подобный опыт не всегда совместим с российским менталитетом. Использование мотивирующих факторов труда для персонала зарубежных предприятий по отношению к работникам отечественных организаций зачастую не приносит никакого побуждающего результата.
Вместе с тем успех любой компании зависит от трудовой лояльности персонала, его ориентации на высокую отдачу в работе, приверженности традициям и устоям организации, заинтересованности в конечном результате своего труда, стремлении лично участвовать в достижении целей организации. Всё это обуславливает интерес бизнес-элиты и ученых, исследующих специфику управления персоналом к тому, чтобы изучать побудительные мотивы полноценной трудовой деятельности работников в интересах компании.
Новой формой нематериальной мотивации персонала на отечественных предприятиях является геймификация. Появившись только во втором десятилетии 21 века, геймификация не обзавелась строго определенным понятием. Сущностью геймификации является привлечение игровых элементов в любую область жизни человека, чтобы увлечь его определенным видом деятельности и сформулировать критерии оценки достигнутого успеха. Активно развиваться по всему миру геймификация началась с 2011 года. Было опубликовано значительное количество зарубежных научных исследований по применению геймификации в бизнес-процессах, появились первые отечественные аналитические статьи, популяризирующие
инструменты геймификации.
Инструменты геймификации выводят нематериальную мотивацию на новый уровень, дают новые средства, чтобы вдохновлять сотрудников на высокие достижения, на рост продаж, на командную работу, на перевыполнение любых измеримых планов, а также помогают снижать «текучку», повышать удовлетворенность, вовлеченность, лояльность и другие HR-метрики. Однако, в практике отечественного управления персоналом инструменты гемификации не получили пока широкого распространения в силу недостаточной методической и практической разработанности.
Таким образом, налицо противоречие между растущими потребностями использования в практике управления персоналом инструментов геймификации, и недостаточной методической разработанностью их практического применения в управлении персоналом бюджетных организаций.
Анализ различных аспектов трудовой мотивации зарубежный экономической социологической литературе можно найти у таких авторов как А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, Б. Скиннер, В.Врум, С.Адамс, Э. Локке, Э. Мэйо, Д. Мак Грегор, У. Оучи.
Среди отечественных ученых проблемам мотивации персонала посвятили свои труды В.В.Адамчук, Д. Адамидов, В.И. Бовыкин, Б.М.Генкин, А.П. Егоршин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Е.П.Ильина, A. Я. Кибанов, М.И.Круглов, Ю.П. Кокин, Ю.Г. Одегов, Н.М. Римашевская, B. Д. Шадриков.
Вопросы теории и практики применения инструментов геймификации рассматривались в работах Г. Зиккермана, Дж. Линдера, К. Каннингена, К.Вербаха, Д. Хантера, К. Хиотари, Дж. Хамари, Е. Любко и др.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка предложений по совершенствованию процесса стимулирования персонала «АНО «ЦСОН «Сызранский» на основе инструментов геймификации.
Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить основные концептуальные подходы к мотивации;
- рассмотреть систему мотивации персонала и ее компоненты;
- проанализировать особенности системы материального и нематериального стимулирования в «АНО «ЦСОН «Сызранский»;
- разработать предложения по совершенствованию стимулирования персонала «АНО «ЦСОН «Сызранский» на основе инструментов геймификации.
Объект исследования - «АНО «ЦСОН «Сызранский».
Предмет исследования - система мотивации персонала в управлении «АНО «ЦСОН «Сызранский».
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- исследования российских специалистов по проблемам управления персоналом В.В. Адамчука, О.С. Виханского, Б.М Генкина, В.И. Грушенко, В.А. Дятлова, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, В.В. Куликова, А.И. Наумова, Э.А. Смирнова и др.;
- зарубежные исследования, посвященные мотивации персонала Р.Килмана, Б. Шнайдера, С. Аргиса, П. Купмана и др.;
- исследования Г. Зикерманн, Д. Линдер, Е.О. Шатиловой, Е.Д.Дынкиной А.В.Мельничук и др. по проблеме внедрения инструментов геймификации в процесс управления персоналом организации
Методологической основой исследования выступает диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических и управленческих отношений в развитии и взаимосвязи; методы системного и сравнительного анализа, сравнения, обобщения, анкетирования.
Предложена система нематериального стимулирования персонала «АНО «ЦСОН «Сызранский» на основе инструментов геймификации. Основное отличие предлагаемой системы от той, что сформировалось в «АНО «ЦСОН «Сызранский» состоит в том, что в её основе лежит вовлеченность, инициативность, креативность и целеустремленность персонала организации в достижении целей в своей трудовой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть использованы в практической деятельности по управлению персоналом «АНО «ЦСОН «Сызранский».
Анализ теоретической литературы показал, что под стимулом следует понимать внешнее воздействие на персонал, позволяющее достичь требуемых результатов. В процессе стимулирования трудовой деятельности организации стремится, используя моральные и материальные средства, интенсифицировать труд персонала, повысить его производительность и качество, чтобы достичь своих целей. В основе механизма стимулирование персонала лежат ценности, с помощью которых организация удовлетворяет социально обусловленные потребности работников.
Материальное стимулирование представляет собой сочетание различных материальных благ, которые работники могут получить за осуществление индивидуальной или групповой трудовой деятельности, выполнение правил поведения в организации. Нематериальное стимулирование персонала структурно состоит из морального стимулирования, организационного стимулирования, стимулирования свободным временем.
Геймификацию следует рассматривать в качестве эффективного инструмента, позволяющего управлять персоналом. Благодаря геймификации возможно формирование уникального опыта сотрудников, повышение их мотивации и вовлеченности в деятельность компании, увеличение прибыли, генерация новых инновационных идей.
Анализ процесса стимулирования сотрудников АНО «ЦСОН «Сызранский» показал, что материальное стимулирование в виде оплаты труда осуществляется в соответствии с отраслевой системой оплаты труда работников учреждений социальной защиты населения, которая предусматривает установление зависимости размеров заработной платы работников от результатов и эффективности их труда. Выплаты стимулирующего характера включают в себя выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за стаж работы, за квалификационную категорию, а также выплаты за качество выполняемых работ. В организации предусмотрены поощрения за успехи в работе, сотрудникам по решению администрации могут объявить благодарность, наградить их денежной премией, вручить почетную грамоту. За особые заслуги предусмотрено вручение знаков отличия и именных медалей.
Анализ системы стимулирования показывает, что система оплаты труда сотрудников традиционно проработана, однако не мотивирует сотрудников на лучшую работу и на достижение каких-либо результатов.
Анализ вовлеченности сотрудников в деятельность организации показал, что значительная часть сотрудников равнодушны к целям деятельности организации, выполняют свои обязанности на автомате, не беспокоясь о качестве. Это обусловлено непродуманной системой нематериальной стимуляции, отсутствием четких планов по развитию персонала.
Так как в существующей системе стимулирования персонала присутствует большинство традиционных видов стимулирования, был задействован новый инструмент - геймификация. В процессе работы с персоналом были использованы три игровых механики. Первая механика представлена «Олимпиадой» и относится к соревновательным видам. Механика «Win-Win» предполагает, что победители и проигравшие отсутствуют. Механика «Эстетика» позволяет визуализировать ожидаемый результат.
Повторное изучение уровня вовлеченности персонала АНО «ЦСОН «Сызранский» в деятельность организации по структурным подразделениям показало положительную динамику после реализации предложенных нами мероприятий по стимулированию персонала на основе инструментов геймификации. Большинство сотрудников включены в жизни организации, они стали разделять ее ценности организации, демонстрируют удовлетворение от своей работы и качества ее выполнения. Сотрудники стали более инициативными и не отказываются прикладывать усилия, чтобы достичь профессионального роста и саморазвития. Сотрудники не изъявляют желание уйти из организации, продуктивность их деятельности повысилась, что подтверждается отзывами о качестве работы и доброжелательном отношении сотрудников от клиентов, их взаимоотношения с клиентами стали более успешными и профессиональными.
Таким образом, внедрение в систему стимулирования персонала инструментов геймификации позволило:
- повысить производительность труда;
- выявить лидеров среди персонала;
- наладить оперативную обратную связь между руководством и сотрудниками;
- наладить коммуникацию между сотрудниками различных
подразделений;
- сократить число конфликтов между сотрудниками разных
подразделений;
- донести до сотрудников ряд основных корпоративных ценностей ;
-улучшить психологический климат в коллективе, повысить настроение сотрудников.
1. Авдеев А. А. Управление персоналом: Технология формирования команды. М. : Финансы и статистика, 2013. 544 с.
2. Барышева А. В. Как сделать персонал ориентированным на клиента // Управление персоналом. 2016. № 8. С. 24-33.
3. Белогородская А. В., Булков А. А. Геймификация трудовой деятельности //Всероссийская конференция молодых исследователей «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации «Социальный инженер-2018»: сборник материалов Часть 2. - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2018. 301 с.
4. Борисова Е. А. Управление персоналом для современных руководителей. СПб. : Питер. 2013. 444 с.
5. Бухалков М. И. Управление персоналом. М. : ИНФРА-М, 2018. 400 с.
6. Варданян И. С. Исследование системы управления мотивации персонала // Управление персоналом. 2015. № 15. С. 58-63.
7. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. М. : ТК Велби, Изд. Проспект, 2018. 688 с.
8. Волосский А. А. Мотивация и стимуляция труда. М. : Техносфера, 2017. 496 с.
9. Верещагина Л. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. М. : АРДИС, 2015. 212 с.
10. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. М. : АСТ, 2015. 223 с.
11. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. №4. 2017. С. 23-34.
12. Вологин М. А. Мотивация труда. Вологда : ВоПИ, 2010. 48 с.
13. Врум В. Труд и мотивация. М. : АСТ, 2017. 213 с.
14. Гасанов Р. 67 секретов разработки мотивационной системы. Ростов на Дону : Феникс, 2013. 267 с.
15. Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях // ЭКО. 2016. № 6. С. 103-107.
16. Гордиенко, Ю. Ф., Обухов Д. В., Самыгин С. И. Управление персоналом. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 352 с.
17. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы : Пер. с англ. М. : Инфра-М, 2013. 321 с.
18. Герцберг Ф. Мотивация к работе. М. : Вершина, 2015. 240 с.
19. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб. : Питер, 2017. 263 с.
20. Данилюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой
деятельности. Тюмень: Издательство Тюменского государственного
университета, 2015. 304 с.
21. Дементьева А. Соколова М. Управление человеческими
ресурсами. Теория и практика. М. : Аспект Пресс, 2015. 352 с.
22. Диева А. А. Социологическая модель анализа процессов геймификации в организациях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. №1. С. 71-79.
23. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. М. : НИЦ Инфра-М, 2017. 378 с.
24. Зикерман Г. Линдер Д. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.
25. Иванова, С. В. Мотивация на 100% : А где же у него кнопка. М. : Альпина Бизнес Букс, 2017. 288 с.
26. Камалтдинова Р. М. Гунбина С. Г. Система мотивации как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях. Ульяновск: УлГТУ, 2014. 96 с.
27. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего» М. : Инфра-М: РИОР, 2015. 136 с.
28. Любко Е. Легкая геймификация в управлении персоналом. М : Академия, 2018. 148 с.
29. Маркеева А. В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации // Российское предпринимательство. 2015. №12. С. 34-39.
30. Масленников П. В., Першина Е. Г., Подзорова Г. А. Использование геймификации в управлении персоналом на предприятии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.
2017. // URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovaniegeymifikatsii-v- upravlenii-personalom-na-predpriyatii(дата обращения: 09.02.2019).
31. Мескон М. Х., Альберт М., Хеодури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.М. : Дело, 2012. 701 с.
32. Мотивация трудовой деятельности / под ред. В. П. Пугачева. М.: ИНФРА-М, 2014. 394 с.
33. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М. : ИНФРА-М, 2015. 524 с.
34. Настинова Ц. С. Управление персоналом в современных условиях // Молодой ученый. СПб: Издательский центр СПбГАУ, 2016, №8. С. 632-634.
35. Покотилова Я. С. Совершенствование форм мотивации персонала на предприятии // Проблемы инновационного развития российской экономики: материалы III всерос. науч.-практ. конференции. Воронеж, 2015. № 2(17). С. 92-96.
36. Потемкин В. К. Управление персоналом. СПб. : Питер, 2016. 432 с.
37. Полежаев Д. А. Проблематика геймификации как инструмента
мотивации персонала // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44). URL: https://sibac.info/journal/student/44/126639(дата обращения: 12.02.2019).
38. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М. : Ас-пект Пресс, 2013. 285 с.
39. Ребров, А., Черкасов, А. Геймификация и автоматизация по KPI: очередная управленческая мода или новые методы стимулирования? // Российский журнал менеджмента, 15(3), 303-326.
40. Соломанидина Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала. М. : Управление персоналом, 2016. 278 с.
41. Трапезникова Д.С., Бардина Д.Д., Пешкова О.А. Геймификация - современный инструмент развития персонала // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). Казань: Молодой ученый, 2017. С. 107-109.
42. Управление персоналом организации. Практикум: учебное пособие / под ред. А. Я. Кибанова. М. : ИНФРА-М, 2015. 296 с.
43. Шилкина В. А. Инструменты управления персоналом: аспекты кадрового документооборота. М.: РедСо-Бератор-Паблишинг, 2017. 376 с.
44. Шатилова Е. О. Геймификация. Нескучное управление персоналом // Управление человеческим потенциалом. Бийск: БТИ АлтГТУ,
2018. № 1 (33). С. 40-45.
45. Шаталова О. Просто добавь игру // Бизнес-журнал. 2015. № 3. С. 24 - 29.
46. Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. М. : Инфра-М, 2016. 695 с.
47. Федосеев Ю. Мотивация сотрудников: почему в работе с людьми лучше не использовать геймификацию? URL: https://vc.ru/p/gamification
48. Цабиева З. С. Геймификация - новая эффективная бизнес- концепция в системе мотивации персонала // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сборник статей по материалам XLI международной студенческой науч.-практ. конференции. Новосибирск, 2016. № 4(41). С. 45-49.
49. Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации. М. : КноРус, 2016. 256 с.
50. Шатилова Е.О. Гемификация как инструмент корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. Бийск: БТИ АлтГТУ, 2018. № 4 (16). С. 246-251.
51. Шнайдер Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. СПб. : Экономическая школа, 2016. 245с.
52. Штонда А. С. Геймификация как новый тренд при отборе и найме персонала // Бизнес-образование в экономике знаний. 2016. №3. С. 74-76
53. Штонда А. С. Геймификация как инструмент успешного управления персоналом // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №8. С. 32-35
54. Яхонтова Е. Эффективные технологии управления персоналом. СПб.: Питер, 2017. 272 с.
55. Huotari, K., Hamari, J. Defining gamification - a service marketing perspective. In Proceedings of the 16th International Academic MindTrek Conference. 2012. P. 17-22.