Опека и попечительство как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
|
Введение 4
Глава 1 Опека (попечительство) как современная форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие опеки (попечительства) согласно действующему
законодательству РФ 7
1.2 Правовая характеристика опеки (попечительства) как формы
устройства детей, оставшихся без попечения родителей 13
Глава 2 Реализация права опеки, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.1 Особенности прав подопечного ребенка 21
2.2 Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на
попечении которых находятся несовершеннолетние дети 28
2.3 Проблемы и перспективы дальнейшего развития института опеки и
попечительства 35
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 43
Глава 1 Опека (попечительство) как современная форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 Понятие опеки (попечительства) согласно действующему
законодательству РФ 7
1.2 Правовая характеристика опеки (попечительства) как формы
устройства детей, оставшихся без попечения родителей 13
Глава 2 Реализация права опеки, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.1 Особенности прав подопечного ребенка 21
2.2 Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на
попечении которых находятся несовершеннолетние дети 28
2.3 Проблемы и перспективы дальнейшего развития института опеки и
попечительства 35
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 43
Актуальность исследования. Российская Федерация, обладая статусом социального государства, берёт на себя обязательство по обеспечению достойного уровня жизни населению и заботы благосостояния каждого нуждающегося члена общества [39, с. 151]. Особое внимание российского государства уделяется защите наиболее подверженных опасности слоёв общества, для которых самостоятельное обеспечение себя достойным уровнем жизни не представляется возможным. В этой категории населения наиболее уязвимыми являются дети, оставшиеся без родительского надзора.
Защита детей, оставшихся без родительского попечения, остаётся востребованным направлением государственной политики не только в Российской Федерации, но и в других странах мира. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей заявила, что по результатам 2020 г. в Российской Федерации официально зарегистрировано в 43 395 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, что на 7% меньше, чем по итогам 2019 г. На безвозмездную форму опеки было передано более 19,5 тыс. детей, на возмездную-около 12 тыс. Усыновлено 2,5 тыс. детей. Почти 60% случаев, когда ребёнок остаётся без родительского попечения, сопряжены с лишением либо ограничением родительских прав, а 24%-со смертью родителей (родителя).
В Самарской области по состоянию на начало января 2021 г. официальное число детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, составило 9 503 чел., что на 3,8% меньше, чем за начало 2020 г., где было установлено 9 882 чел. Учитывая тенденцию на уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на территории Самарской области количество детей-сирот, нуждающихся в решении жилищных вопросов, возросло за 2020 г. на 8,1% до 5 408 чел. При этом увеличилось на 11,6% (до 2 761 чел.) число детей-сирот, чьи права на получение жилого помещения наступило, но не реализовано.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при установлении над ребёнком, оставшимся без родительского попечения, опеки или попечительства.
Предметом исследования охватываются научно-теоретические, практические положения об современном состоянии института опеки и попечительства, а также статистические сведения, отражающие количество детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Целью исследования выступает проведение научно-теоретического и практического анализа института опеки и попечительства в современной России.
Задачи исследования:
- дать теоретико-правовую характеристику опеке (попечительству) как современной форме воспитания детей, оставшихся без родительского попечения;
- ознакомиться с эффективностью реализации института опеки (попечительства) как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения;
- раскрыть проблемы и дальнейшие пути развития института опеки и попечительства.
Нормативную базу исследования сформировали положения Конституции РФ 12.12.1993 г., Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г., Гражданского кодекса РФ (части первой и второй), Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Федерального закона ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона «Об актах гражданского состояния», Приказа Минздрава России от 18.06.2014 № 290н, Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 № 117, Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, Постановления Правительства Самарской области от 30.07.2008 № 3014.
Научно-теоретическую базу исследования сформировали труды следующих авторов: Алексеева Е.Н., Бондаренко О.А., Гришина А.М., Крашенинников П.В., Кузнецова И.М., Козлов С.С., Королева Е.А., Кирилловых А.А., Крашенинников П.В., Курбацкий И.Н., Кузнецова И.М., Митчина Л.А., Минаев А.В., Михеева. Л.Ю., Паршукова К.Ю., Смирнова С.Б., Урумова Т.О., Цветков В.А., Чепунов О.И., Чефранова Е.А. и многих других.
Эмпирическую базу исследования сформировали сведения о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также судебная практика по вопросам реализации отдельных положений института опеки и попечительства.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Защита детей, оставшихся без родительского попечения, остаётся востребованным направлением государственной политики не только в Российской Федерации, но и в других странах мира. Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей заявила, что по результатам 2020 г. в Российской Федерации официально зарегистрировано в 43 395 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, что на 7% меньше, чем по итогам 2019 г. На безвозмездную форму опеки было передано более 19,5 тыс. детей, на возмездную-около 12 тыс. Усыновлено 2,5 тыс. детей. Почти 60% случаев, когда ребёнок остаётся без родительского попечения, сопряжены с лишением либо ограничением родительских прав, а 24%-со смертью родителей (родителя).
В Самарской области по состоянию на начало января 2021 г. официальное число детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, составило 9 503 чел., что на 3,8% меньше, чем за начало 2020 г., где было установлено 9 882 чел. Учитывая тенденцию на уменьшение числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на территории Самарской области количество детей-сирот, нуждающихся в решении жилищных вопросов, возросло за 2020 г. на 8,1% до 5 408 чел. При этом увеличилось на 11,6% (до 2 761 чел.) число детей-сирот, чьи права на получение жилого помещения наступило, но не реализовано.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при установлении над ребёнком, оставшимся без родительского попечения, опеки или попечительства.
Предметом исследования охватываются научно-теоретические, практические положения об современном состоянии института опеки и попечительства, а также статистические сведения, отражающие количество детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Целью исследования выступает проведение научно-теоретического и практического анализа института опеки и попечительства в современной России.
Задачи исследования:
- дать теоретико-правовую характеристику опеке (попечительству) как современной форме воспитания детей, оставшихся без родительского попечения;
- ознакомиться с эффективностью реализации института опеки (попечительства) как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения;
- раскрыть проблемы и дальнейшие пути развития института опеки и попечительства.
Нормативную базу исследования сформировали положения Конституции РФ 12.12.1993 г., Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г., Гражданского кодекса РФ (части первой и второй), Гражданского процессуального кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Федерального закона ««О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона «Об актах гражданского состояния», Приказа Минздрава России от 18.06.2014 № 290н, Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 № 117, Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, Постановления Правительства Самарской области от 30.07.2008 № 3014.
Научно-теоретическую базу исследования сформировали труды следующих авторов: Алексеева Е.Н., Бондаренко О.А., Гришина А.М., Крашенинников П.В., Кузнецова И.М., Козлов С.С., Королева Е.А., Кирилловых А.А., Крашенинников П.В., Курбацкий И.Н., Кузнецова И.М., Митчина Л.А., Минаев А.В., Михеева. Л.Ю., Паршукова К.Ю., Смирнова С.Б., Урумова Т.О., Цветков В.А., Чепунов О.И., Чефранова Е.А. и многих других.
Эмпирическую базу исследования сформировали сведения о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также судебная практика по вопросам реализации отдельных положений института опеки и попечительства.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
На основании проведённого исследования, констатируем следующие результаты.
Опека и попечительства являются формами устройства граждан, оставшихся без родительского попечения. Опека устанавливается в отношении граждан, не достигших 14 лет, и граждан, признанных судом недееспособными, попечительство - в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности. Институт опеки и попечительства регулируется нормами международного (например, Конвенцией ООН о правах ребёнка 1989 г.) и внутригосударственного российского права. Опека (попечительство) как правовой институт гражданского общества учёными-цивилистами воспринимается предпочтительно в качестве комплексного, формирующегося из гражданско- правовых и семейных норм. До момента принятия и вступления в законную силу Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ правовому институту опеки (попечительства) приписывалось содержание административно-правовых норм. И это суждение действительно подтверждается положениями КоАП РФ. Юристы современности не исключают влияние административно-правовых норм на общее развитие опеки (попечительства), они лишь уделяют большее своё внимание на приоритетных нормах, на которых строится названный правовой институт.
Действующим законодательством предусматриваются открытый перечень обстоятельств, при которых ребёнок считается оставшимся без попечения родителей (например, задокументированная смерть, объявление родителя умершим на основании судебного решения). Освобождение от опекунства (попечительства) допускается как по инициативе опекуна (попечителя), так и органа опеки и попечительства. При ненадлежащем выполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, а равно при использовании им опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, он может быть привлечён к установленной законом ответственности.
Несовершеннолетний ребёнок, оставшийся без родительской заботы и содержания, нуждается в постоянном и особом внимании со стороны государства. Эта потребность может быть восполнена благодаря институту опеки и попечительства, который позволяет в большей степени приобретать и реализовывать несовершеннолетним ребёнком права, а также нести обязанности, возложенные на каждого гражданина РФ. Права и обязанности лиц - опекунов и попечителей, - заменяющих родителей несовершеннолетнему ребёнку, в максимальной степени приближены к правам и обязанностям кровных родителей. Данное обстоятельство объясняется тем, что опекун (попечитель) является лицом, заменяющим несовершеннолетнему ребёнку родителя на законных основаниях, он берёт на себя выполнение тех функций, которые осуществляет кровный родитель, а также ответственность деяния и состояние несовершеннолетнего ребёнка. Правовой статус опекунов (попечителей), а также процедура их назначения излагается в ст. 35 ГК РФ и гл. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ. Исследование проблем, возникающих в ходе установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами при двусмысленной трактовке вариантов применения законодательства, а также выработка мер по решению выявленных противоречий и пробелов, - это необходимый шаг на пути повышения качества правового регулирования и осуществления эффективной социальной политики государства, где цель - предупреждение сиротства и всесторонняя забота о подрастающем поколении, - имеет приоритетное значение.
Для дальнейшего развития института опеки и попечительства, в частности для всесторонней защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без родительского попечения, необходимо:
Во-первых, унифицировать действующее законодательство путём внесения корректировки в п. 2 ст. 62 СК РФ, т.е. установить единое возрастное ограничение для возможности реализации всего перечня функций и обязанностей родителей, а также признать факт приобретения полной гражданской дееспособности только при достижении 18-ти лет. Данное нормативное предложение поспособствует унификации нормативно-правовых актов, что позволит более чётко, конкретно и действенно преодолевать возникающие споры в данной сфере общественных отношений.
Во-вторых, для реализации предусмотренных законодателем гарантий целесообразно обновить ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» пунктом 15, который внесёт в круг полномочий органов опеки и попечительства обязанность по проверке степени усвоения подопечным гражданином учебного материала и успеваемости в образовательном учреждении.
В-третьих, изменить сложившееся восприятие системы, базирующуюся в большинстве случаев на детских домах, в пользу временного проживания и реабилитации ребёнка в семью.
В-четвертых, обновить компетенцию социальных работников обязанностью по периодичному проведению индивидуальных профилактических бесед с кровными родителями несовершеннолетних детей, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Опека и попечительства являются формами устройства граждан, оставшихся без родительского попечения. Опека устанавливается в отношении граждан, не достигших 14 лет, и граждан, признанных судом недееспособными, попечительство - в отношении граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности. Институт опеки и попечительства регулируется нормами международного (например, Конвенцией ООН о правах ребёнка 1989 г.) и внутригосударственного российского права. Опека (попечительство) как правовой институт гражданского общества учёными-цивилистами воспринимается предпочтительно в качестве комплексного, формирующегося из гражданско- правовых и семейных норм. До момента принятия и вступления в законную силу Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ правовому институту опеки (попечительства) приписывалось содержание административно-правовых норм. И это суждение действительно подтверждается положениями КоАП РФ. Юристы современности не исключают влияние административно-правовых норм на общее развитие опеки (попечительства), они лишь уделяют большее своё внимание на приоритетных нормах, на которых строится названный правовой институт.
Действующим законодательством предусматриваются открытый перечень обстоятельств, при которых ребёнок считается оставшимся без попечения родителей (например, задокументированная смерть, объявление родителя умершим на основании судебного решения). Освобождение от опекунства (попечительства) допускается как по инициативе опекуна (попечителя), так и органа опеки и попечительства. При ненадлежащем выполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, а равно при использовании им опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, он может быть привлечён к установленной законом ответственности.
Несовершеннолетний ребёнок, оставшийся без родительской заботы и содержания, нуждается в постоянном и особом внимании со стороны государства. Эта потребность может быть восполнена благодаря институту опеки и попечительства, который позволяет в большей степени приобретать и реализовывать несовершеннолетним ребёнком права, а также нести обязанности, возложенные на каждого гражданина РФ. Права и обязанности лиц - опекунов и попечителей, - заменяющих родителей несовершеннолетнему ребёнку, в максимальной степени приближены к правам и обязанностям кровных родителей. Данное обстоятельство объясняется тем, что опекун (попечитель) является лицом, заменяющим несовершеннолетнему ребёнку родителя на законных основаниях, он берёт на себя выполнение тех функций, которые осуществляет кровный родитель, а также ответственность деяния и состояние несовершеннолетнего ребёнка. Правовой статус опекунов (попечителей), а также процедура их назначения излагается в ст. 35 ГК РФ и гл. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ. Исследование проблем, возникающих в ходе установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами при двусмысленной трактовке вариантов применения законодательства, а также выработка мер по решению выявленных противоречий и пробелов, - это необходимый шаг на пути повышения качества правового регулирования и осуществления эффективной социальной политики государства, где цель - предупреждение сиротства и всесторонняя забота о подрастающем поколении, - имеет приоритетное значение.
Для дальнейшего развития института опеки и попечительства, в частности для всесторонней защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без родительского попечения, необходимо:
Во-первых, унифицировать действующее законодательство путём внесения корректировки в п. 2 ст. 62 СК РФ, т.е. установить единое возрастное ограничение для возможности реализации всего перечня функций и обязанностей родителей, а также признать факт приобретения полной гражданской дееспособности только при достижении 18-ти лет. Данное нормативное предложение поспособствует унификации нормативно-правовых актов, что позволит более чётко, конкретно и действенно преодолевать возникающие споры в данной сфере общественных отношений.
Во-вторых, для реализации предусмотренных законодателем гарантий целесообразно обновить ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» пунктом 15, который внесёт в круг полномочий органов опеки и попечительства обязанность по проверке степени усвоения подопечным гражданином учебного материала и успеваемости в образовательном учреждении.
В-третьих, изменить сложившееся восприятие системы, базирующуюся в большинстве случаев на детских домах, в пользу временного проживания и реабилитации ребёнка в семью.
В-четвертых, обновить компетенцию социальных работников обязанностью по периодичному проведению индивидуальных профилактических бесед с кровными родителями несовершеннолетних детей, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Подобные работы
- ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практика их реализации (на материалах Пензенской области)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Приемная семья как способ решения проблемы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



