Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука 8
1.1 Особенности формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений 8
1.2 Лэпбук как средство формирования у детей 4-5 лет
гендерных представлений 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
гендерных представлений 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука 33
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет
гендерных представлений 41
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 57
Приложение В Лэпбук «Мальчики и девочки» 62
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 67
Актуальность исследования. В ряду актуальных проблем современной педагогики особую значимость представляет проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения. Путь решения данной проблемы непростой и, порой, полон противоречий ввиду неоднозначного понимания вопроса разными представителями науки и общества в целом. Тем не менее, необходимость разрешения проблемы крайне важна для того, чтобы общество было психологически, социально и духовно здоровым.
В современных реалиях, в условиях неизбежных социальных изменений в обществе происходит трансформация стереотипов поведения мужчин и женщин, представлений о характере мужского и женского начала. Поэтому вполне очевидно повышенное внимание к проблемам гендерной идентичности со стороны, как общества, так и на уровне государства.
Безусловно, по своей психофизиологической природе мужское начало и женское начало различны. Но социум, среда, в условиях которых происходит становление подрастающего поколения посредством таких социальных институтов как семья, система воспитания, обладают особыми возможностями и влиянием на процесс формирования полоролевой социализации ребенка.
Как отмечал Б.Г. Ананьев, такие категории как возраст и половая принадлежность представляют собой индивидные особенности человека, а, значит, их учет крайне необходим уже в дошкольном возрасте. Продолжая развивать эту мысль и дополняя ее, Т.А. Репина подчеркивает, что возможность воздействовать на полоролевую идентичность ребенка, по мере его взросления, стремится к снижению.
Проблема изучения гендерных представлений волновала многих ученых, о чем говорят многочисленные исследования, представленные в научной литературе. Так, пристальное внимание ряд ученых в лице Л.С Булатовой, Т. Говоруна, Я. Кичука, А Луценко, А. Митрофановой, Л. Мищик уделяли изучению современных гендерных тенденций. Возможности внедрения гендерного подхода в процесс воспитания изучали И. Иванова, Д. Каган, В. Кикинежди, И. Клецина, И. Кон, А. Петренко, Т. Репина, А. Цокур.
Но, несмотря на наличие обширных трудов в вопросах изучения гендерных представлений детей дошкольного возраста, в том числе 4-5 лет, работники дошкольных образовательных организаций и родители зачастую не знают сущности понятий «полоролевое воспитание», «полоролевое развитие» мальчиков и девочек, возрастных особенностей и задач полоролевого развития.
В связи с этим, формирование гендерных представлений у детей 4-5 лет должно осуществлять целенаправленно, постепенно. Одним из главных средств, направленным на решение данной проблемы является разработка в условиях дошкольной образовательной организации лэпбука, представляющего собой интерактивную папку, включающую разнообразный материал по теме.
Исходя из выше изложенного, мы считаем проблему гендерного воспитания, применения современных средств формирования гендерных представлений детей дошкольного возраста актуальной и требующей дальнейшего пристального изучения.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений и недостаточным использованием лэпбука в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений.
Предмет исследования: лэпбук как средство формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет гендерных представлений будет возможным, если:
- разработан лэпбук, включающий материал и дидактические игры на полоролевую тематику;
- проведена совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах с применением лэпбука, в соответствии с показателями сформированности у детей 4-5 лет гендерных представлений;
- реализован комплекс мероприятий для родителей по применению лэпбука.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет гендерных представлений.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования в области полоролевого воспитания, развития и поведения (Н.Л. Белопольская, Т.В. Бендас, Л.В. Градусова, С.Д. Ермолаев, И.С. Клецина, О.И. Ключко, Л.И. Столярчук);
- исследования об особенностях формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений (Ю.В. Градская, И.С. Клецина, Л.Э. Семенова, А.А. Чекалина);
- исследования возможностей лэпбука в познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста (Д.А. Гатовская, Н.С. Давыдова, Е.Ю. Носова, А.Д. Нурисламова, Ю.С. Тазова, Т.В. Федорова).
Экспериментальная база исследования: ООО «Детский Клуб «Планета Детей» г. Москва. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 4-5 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработан лэпбук, включающий материал и дидактические игры в соответствии с показателями сформированности у детей 4-5 лет гендерных представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности применения лэпбука в формировании у детей 4-5 лет гендерных представлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание совместной деятельности педагога и детей с применением лэпбука, которое может быть использовано педагогом - психологом, воспитателями в процессе формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (48 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Анализ проведенного исследования по проблеме формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений посредством лэпбука позволил нам обобщить результаты и сформулировать выводы.
Современное состояние вопроса, связанного с формированием гендерных представлений детей в педагогике требует дальнейшего рассмотрения и тщательного изучения, особенно это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст - важный период в становлении личности. В качестве условия, при котором повышается эффективность всего педагогического процесса, происходит успешное формирование личности ребенка, выступает формирование личности с учетом всей совокупности характеристик личности, включая дифференцированный подход применяемый воспитании мальчиков и девочек.
Процесс формирования гендерных представлений должен опираться на развитие психологических качеств мальчиков и девочек, вся воспитательная деятельность должна выстраиваться с учетом этих сторон. К наиболее сложным в освоении детьми дошкольного возраста аспектам относится межличностные взаимодействие, более детально - освоение взаимоотношений детей разного пола. Чтобы мальчики и девочки взаимодействовали и правильно выстраивали отношения важно наличие у них правильно сформированного самосознания и гендерных представлений.
Одним из способов индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества между детьми и взрослыми, признания ребенка полноправным участником образовательных отношений, поддержки детской инициативы в различных мероприятиях, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурной жизни, нормам, формирующим познавательные интересы и гендерные представления, является лэпбук. Это одновременно игра, знания и творчество.
Опытно-экспериментальное исследование по выбранной проблеме осуществлялось на базе ООО «Детский Клуб «Планета Детей» г. Москва. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 4-5 лет.
С целью изучения уровня сформированности гендерных представлений дошкольников были использованы следующие методики: полустандартизированное интервью В.Е. Кагана «Изучение гендерных установок у детей»; «Мордашки» (Н.Е. Татаринцева); опросник для родителей на основе теста отечественных психологов А. Зуськовой и Н. Смирновой.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что гендерные представления у детей 4-5 лет недостаточно сформированы. Дошкольники 4-5 лет затрудняются в определении пола и эмоции предложенной мордашки в соответствии со стереотипами мужественности и женственности. Отношение родителей к рассматриваемой проблеме неоднозначно: часть из них делилась собственным семейным опытом общения с дошкольниками на тему формирования гендерных представлений, другая - вовсе отказалась от участия в опросе.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан лэпбук, направленный на формирование гендерных представлений, который способствовал закреплению у детей представлений об особенностях образа «Я» девочек и мальчиков, характерных внешних и внутренних чертах определенного пола. Дети научились положительно и доброжелательно относятся к сверстникам противоположного пола; их полоролевое поведение закрепилось. В результате работы, по нашему мнению, у родителей сформировалась готовность к общению с собственными детьми на половые темы.
На контрольном этапе эксперимента, после оформления лэпбука по формированию гендерных представлений детей дошкольного возраста результаты родителей и детей по выбранным методикам повысились. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности гендерных представлений увеличилось на 40%, количество детей со средним уровнем снизилось на 10%, с низким уровнем снизилось на 30%.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование у детей 4-5 лет гендерных представлений будет возможным, если: разработан лэпбук, включающий материал и дидактические игры на полоролевую тематику; проведена совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах с применением лэпбука, в соответствии с показателями сформированности у детей 4-5 лет гендерных представлений; реализован комплекс мероприятий для родителей по применению лэпбука, нашла свое подтверждение.
В дальнейшем возможно исследование проблемы формирования у детей 4-5 лет гендерных представлений в иных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, двигательной.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. : Московский психолого-социальный ин-т: МОДЭК, 2000. 413 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник для вузов. М. : Юрайт, 2012. 811 с.
3. Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях : метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2012. 128с.
4. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания: руководство. 3-е изд., испр. М. : Когито-Центр, 2002. 25 с.
5. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2017. 431 с.
6. Беспанская Е. Д. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности : метод. рекомендации для студентов высших учеб. заведений. Минск : БГУ, 2013. 87 с.
7. Волошина Н. К. Социализация детей дошкольного и младшего
школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №343. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-parallelno-razdelnogo-vospitaniya-i-obucheniya(дата обращения: 01.07.2021).
8. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь : Меркурий, 2015. С. 162-164.
9. Гендерная психология : [практикум] ; под ред. И. С. Клециной. 2-е изд., перераб. и доп. М. [и др.] : Питер, 2009. 496 с.
10. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры ; под общ. ред. О. И. Ключко. М. : Юрайт, 2017. 404 с.
11. Гендерное образование : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений ; под ред. Л. И. Столярчук ; ФГБОУ ВПО «Волгоградский гос. социально-пед. ун-т», Науч.-исследовательский Центр Гендерных исслед. Краснодар : Просвещение-Юг, 2011. 387 с.
12. Глебова С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия : практическое пособие для методистов, воспитателей. Воронеж : ИП Лакоценина, 2007. 111 с.
13. Градусова Л. В. Гендерная педагогика : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. 176 с.
14. Григорьева Ю. С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук ; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. Екатеринбург, 2007. 21 с.
15. Дресвянина А. В. Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук ; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. Архангельск, 2010. 23 с.
16. Евтушенко И. Н., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста // СНВ. 2018. №2 (23). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-gendernogo-vospitaniya-detey- doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 06.07.2021).
17. Ежова Е. С. Гендерные особенности общения дошкольников //
Образование и воспитание. 2017. №1 (11). С. 17-19. URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/52/1874/(дата обращения: 06.07.2021).
18. Ермолаев С. Д. Гендерное воспитание дошкольников на современном этапе. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 176 с.
19. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.
20. Качина Е. Среда как средство нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраст // Детский сад от А до Я. 2005. №4. С. 122-123.
21. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен : монография. М.: Проспект, 2017. 143 с.
22. Козырева Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном
образовании // Молодой ученый. 2015. №14(94). С. 473-476. URL:
https://moluch.ru/archive/94/21165/(дата обращения: 01.07.2021).
23. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
24. Коломийченко Л. В., Григорьева Ю. С. Реализация системно¬
деятельностного подхода в половом воспитании детей дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2016. №8. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v- polovom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 01.07.2021).
25. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. М. : Сфера, 2013. 128 с.
26. Лаптенок Е. Ю., Дегтерева И. А., Козлова Н. А. Раздельное воспитание мальчиков и девочек: за и против // Дошкольная педагогика. 2002. №1. С. 14-19.
27. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М. : Владос, 2008. 237 с.
28. Лиханова Т., Морозова Л., Харина О. Лэпбук - наколенная книга // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. 2015. № 4. С. 29-30.
29. Лодкина Т. В., Лепехина И. В. Дифференцированный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста с учетом их половой принадлежности (научно-методические рекомендации). Вологда : Вологодский институт развития и образования, 2000. 309 с.
30. Мазниченко М. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 45-53.
31. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия : справочник практического психолога. М. : Эксмо, 2007. 928 с.
32. Никулин Е. В. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями : из опыта работы // Дошкольная педагогика. № 9. 2011. С. 8-11.
33. Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки
(лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №15.2(149.2). С. 136-138. URL:
https://moluch.ru/archive/149/41656/(дата обращения: 03.09.2021).
34. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. Самара, март 2016 г. Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С. 89-91.
35. Полоролевое развитие детей 5-7 лет : метод. пособие / Щетинина А. М., Иванова О. И. М. : Сфера, 2010. 128 с.
36. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО: образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты; авт.-сост.: Елисеева Т. А., Климина Л. В., Хрон О. С. Волгоград : Учитель, 2015. 120 с.
37. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Москва-Воронеж, 2004. 300 с.
38. Семина А., Куксенко А. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста // Воспитатель методист дошкольного учебного заведения. 2011. №4. С. 36-51.
39. Сиротюк Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. №8. С. 34-38.
40. Словарь гендерных терминов / Регион. обществ. орг. «Восток- Запад: Жен. инновац. проекты» ; Ред. Денисова А. А. М. : Информ. - XXI в., 2002. 255 с.
41. Столярчук Л. И., Столярчук И.А. Парадигмальная взаимосвязь понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание // Фундаментальные исследования. 2013. №1. С. 357-360.
42. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против // Дошкольное воспитание. 2000. №4. С. 12-22.
43. Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста : из опыта работы // Детский сад от А до Я. 2004. №5. С. 17-20.
44. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы : учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2013. 176 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
46. Харина В. Ю. Формирование у родителей гендерной компетентности : пособие для практикующих психологов. М. : Просвещение, 2006. 126 с.
47. Ходько Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников : пособие для специалистов в области психологии и педагогики. Новосибирск : НИПК и ПРО, 2000. 58 с.
48. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований»; Моск. центр гендер. исслед., Моск. высш. шк. соц. и экон. наук; Ред. совет: Воронина О. А.(отв. ред.). М., 2000. 395 с.