Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детей разных возрастных групп 8
1.1 Проблема формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях 8
1.2 Организация взаимодействия детей разных возрастных групп как психолого-педагогическая проблема 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет навыков сотрудничества в процессе взаимодействия детей разных возрастных групп 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет навыков сотрудничества 22
2.2 Реализация содержания и этапов работы с детьми 5-6 лет по формированию опыта сотрудничества в процессе взаимодействия детей старшей и средней группе 46
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет навыков сотрудничества 57
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения 73
Гуманистические тенденции развития современного общества определяют сотрудничество таким типом социального взаимодействия, который определяется как универсальный принцип, регулирующий отношение человека к конкретным людям, к миру. Формирование у детей навыков сотрудничества становится значимой задачей образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) важным принципом дошкольного образования является сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений. Это обуславливает необходимость создания соответствующих условий развития ребенка, способствующих его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества со сверстниками в соответствующих видах деятельности. Согласно ФГОС ДО, в области «Социально-коммуникативного развития» решаются следующие задачи касающиеся сотрудничества и взаимодействия с окружающими: развивать общение и взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание; сформировать готовность у ребенка взаимодействовать со сверстником.
Гуманистические черты личности формируются, прежде всего, в процессе взаимодействия, сотрудничества с другими людьми. Формируемый опыт сотрудничества обеспечивает самореализацию личности в социуме.
Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреева, М.И. Лисина, Т.И. Бабаева, Е.В. Субботский и другие ученые рассматривали сотрудничество, раскрывая его гуманистический характер. Они считали, что опыт сотрудничества у детей должен приобретаться с дошкольного детства. Он должен помочь им в формировании социальной готовности к обучению в школе.
Современные исследователи изучали различные аспекты формирования навыков сотрудничества у детей в разных видах деятельности: в труде (Р.С. Буре, М.В. Крулехт и др.), в игре (В.Я. Воронова, Д.В. Менджерицкая и др.), в изобразительной деятельности (Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская, Л.И. Таджибаева). Л.С. Римашевская разработала технологию развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из исследований, которые нами проанализированы было выявлено противоречие: между необходимостью формирования у детей 5-6 лет навыков сотрудничества и недостаточным использованием возможностей взаимодействия детей разных возрастных групп в этом процессе.
Из этого вытекает проблема исследования: как организовать взаимодействие детей разных возрастных групп, обеспечивающее формирования у детей 5-6 лет навыков сотрудничества?
Цель исследования: выявить возможности взаимодействия детей разных возрастных групп в формировании у детей 5-6 лет навыков сотрудничества.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет навыков сотрудничества.
Предмет исследования - формирование у детей 5-6 лет навыков сотрудничества в процессе взаимодействия детей разных возрастных группа.
Гипотеза исследования основана на предположение о том, что формирование у детей 5-6 лет навыков сотрудничества в процессе взаимодействия детей старшей и средней групп возможно, если:
• определены этапы и содержание образовательной работы с детьми обеих групп с учетом возрастных особенностей детей и логики освоения ими навыков сотрудничества;
• разработан и реализован комплекс заданий, обеспечивающих включение детей обеих групп в ситуации делового сотрудничества в разных видах деятельности, учитывающих имеющийся опыт сотрудничества, и возможность старшим детям выступать образцом-ориентиром;
• педагоги двух групп друг взаимодействуют друг с другом, определяя содержание, условия совместной деятельности детей, и методы руководства детьми.
Теоретические основы исследования:
• исследования особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищев, Е.О. Смирнова и др.);
• положения о сущности сотрудничества, его значении как механизма и средства социализации (Н.Ф. Голованова, А.И. Донцов, А.П. Дульчевская, Я.Л. Коломинский, Х.И. Лийтмес, Л.И. Уманский и др.);
• положения о возможностях совместной деятельности детей и развитии сотрудничества (А.И. Донцов, Е.С Лутошлива, Л.С. Римашевская, Е.В. Субботский. Г.А. Цукерман. В.В. Щетинина и др.).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить современные исследования по проблеме формирования навыков сотрудничества у детей 5-6 лет и межгрупповому взаимодействию детей.
2. Выявить уровень сформированности навыков сотрудничества у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание и этапы работы с детьми по формированию навыков сотрудничества у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия детей средней и старшей возрастной групп.
4. Выявить динамику в уровне сформированности навыков сотрудничества у детей 5-6 лет после проведенной работы.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает в себя: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение за взаимодействием детей; беседа с детьми; количественный и качественный анализ полученных результатов, метод наглядного представления материалов.
Новизна исследования: выявлен уровень изученности данной проблемы в современных исследованиях авторов, доказана возможность формирования навыков сотрудничества у детей 5-6 лет в процессе взаимодействия разных возрастных групп.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы формы взаимодействия между детьми и педагогами. Также были выделены и охарактеризованы группы умений, которые должен иметь ребенок для того что бы сотрудничать.
Практическая значимость исследования заключается в том, что воспитатели детского сада могут использовать разработанные диагностические материалы по изучению навыков сотрудничества у детей 5-6 лет, этапы и содержание работы с детьми по их формированию в процессе взаимодействия детей средней и старшей возрастных групп.
Экспериментальной базой исследования является детский сад №140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5-6 лет (20 детей - экспериментальная группа и 20 детей - контрольная группа), 8 педагогов.
Структура бакалаврской работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы (62 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 6 рисунками.
Анализ современных исследований показал, что опыт сотрудничества у детей должен приобретаться с дошкольного детства. Для этого в работе с детьми может быть использована совместная деятельность по типу сотрудничества. Л.С. Римашевская разработала технологию развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Современные исследователи, изучали различные аспекты по формированию навыков сотрудничества детей в разных видах деятельности. Р.С. Буре, М.В. Крулехт и др. - в труде, в игре - В.Я. Воронова, Д.В. Меджерицкая и др., в изобразительной деятельности - Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская, Л.И. Таджибаева.
Вместе с тем использование проблема формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе взаимодействия разных возрастных групп недостаточно изучена.
Для изучения состояния проблемы в педагогической практике мы выделены следующие группы умений, которыми должны обладать дети старшей группы: умения, связанные с выбором совместной деятельности (вид деятельности, ее содержание) и партнеров; умения по установлению эмоционального единства с партнером; умения совместно с партнером планировать совместную деятельность; умения регулировать и корректировать совместные действия по реализации плана.
Проанализировав результаты диагностики, мы выяснили, что у детей 5-6 лет недостаточно сформировались навыки сотрудничества, а взаимодействие детей разных возрастных групп для решения данной задачи не используется.
Больше всего преобладает низкий уровень в умении совместно с партнером планировать совместную деятельность. Не все дети умеют выполнять и соблюдать правила сотрудничества и взаимопомощи, а также умение проявить свою инициативу и поддержать инициативу других детей в определении общего дела. Так же проводилось анкетирование воспитателей. Результаты, которые были получены после анкетирования, показали, что работа по сотрудничеству между разными возрастными группами в детском саду не проводится.
В процессе формирующего эксперимента нами были выделены 3 этапа работы с детьми 5-6 лет по формирования навыков сотрудничества в процессе взаимодействия разных возрастных групп. Первый этап - проектировочный, второй этап - подготовительный, третий этап - основной.
На первом этапе предполагалось согласование действий педагогов с целью обеспечить плановый характер предстоящей работы. Второй этап предполагал осуществление двух направлений работы, это работа с детьми старшей группы (внутри своей группы и ознакомление с групповой комнатой средней группы) и знакомство детей друг с другом. На третьем этапе проводится игровая деятельность, трудовая, изобразительная, познавательно- исследовательская. В процессе данного этапа реализовался план работы с детьми.
Эффективность проведенной образовательной работы с использованием взаимодействия детей разных возрастных групп доказана повторной диагностикой детей. Количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем увеличилось на 15% больше чем в момент констатирующего эксперимента, а низкого уровня уменьшилось на 25%.
Поставленные задачи исследования решены, цель достигнута и гипотеза подтверждена.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1115 [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - №12. - 14.11.2013: Российская газета. - 2013. - 14 нояб. - №30384
2. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений [Текст] / Е.А. Алябьева • М. : Творческий центр «Сфера», 2002. - 98 с.
3. Бабаева, Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 237 с.
4. Божович, Е.Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества [Текст] // Культурно-историческая психология. - 2008. - №4. - С. 91-99.
5. Бойко, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойко - СПб. : КАРО, 2005. - 275 с.
6. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / С.С. Бычкова • 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 96 с.
7. Виноградова, Н. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Учебник [Текст] / Н. Виноградова - М. : Инфра, 2016. - 219 с.
8. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : 2003. - 239 с.
9. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2009. - 270 с.
10. Ганошенко, Н.И. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н.И. Ганошенко. - М. : 2014. - 240 с.
11. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / - Н.Ф. Голованова - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2013. - 474 с.
13. Дыбина, О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
14. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : 2002. - 152 с.
15. Ерофеева, Т.Н. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - №10. - С. 31.
...