ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования ... 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования у детей
6-7 лет представлений о растительном мире 8
1.2 Коллекционирование как средство формирования у детей 6-7 лет
представлений о растительном мире 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования ... 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о растительном мире 22
2.2 Реализация разработанного содержания работы по формированию у
детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о
растительном мире 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования ... 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования у детей
6-7 лет представлений о растительном мире 8
1.2 Коллекционирование как средство формирования у детей 6-7 лет
представлений о растительном мире 15
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования ... 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений
о растительном мире 22
2.2 Реализация разработанного содержания работы по формированию у
детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования 39
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о
растительном мире 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Актуальность темы исследования обусловлена запросом к системе образования на формирование человека, способного решать экологические проблемы, которые в современном обществе выходят на первое место.
Решение экологических проблем возможно в случае формирования бережного отношения человека к природе. Конфликт между человеком и природой стал настолько острым, что общество осознало необходимость экологического образования людей, причем начиная с дошкольного возраста.
Экологическое образование должно обеспечивать развитию у детей чувства общности с живой средой, что становится возможным, если формировать у дошкольников представления о природных объектах, о закономерностях природы, а затем на основе этого о правилах поведения и жизни в природной среде. Ребенок уже в детстве получает первые представления о мире природы, и прежде всего о мире растений. Знания о его многообразии, признаках и закономерностях составляют существенную часть целостной картины мира. Растительный мир как объект познания становятся значимым содержанием познавательно-исследовательской деятельности детей и средством умственного воспитания дошкольников. Совокупность знаний о природе обеспечивает формирование в сознании ребенка естественнонаучной картины мира.
К 6-7 годам значительно увеличиваются познавательные потребности ребенка, проявляющиеся в познавательно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает направленность на «открытие» нового, развитие продуктивных форм мышления. Задачей педагога становится создание условий для самостоятельного поиска ответов на различные вопросы («почему», «как», «что будет, если»), что, в конечном счете, приводит к развитию познавательной самостоятельности детей.
Поэтому очень важно организовывать такую познавательно-познавательную деятельность по ознакомлению детей с миром растений, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим.
Большие возможности для решения задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста имеет коллекционирование. При создании коллекций ребенок поэтапно решает целый ряд поисковых задач. В этом случае коллекционирование реализуется как познавательно-исследовательская деятельность. В работах Н.М. Коротковой, Е.А. Сидякиной определены виды, этапы коллекционирования, охарактеризованы его основные принципы. Коллекционирование позволяет сформировать уникальную образовательную среду в условиях детского сада, дает возможность комплексного использования разнообразного арсенала педагогических средств и методов экологического образования.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречие между: необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире и недостаточным использованием такого средства как коллекционирование.
Проблема исследования: каково влияние коллекционирования на формирование у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Объект исследования – процесс формирования представлений о растительном мире у детей 6-7 лет.
Предмет исследования – формирование представлений о растительном мире у детей 6-7 лет посредством коллекционирования.
Гипотеза исследования – процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования будет эффективен если:
– определена программа знаний о растительном мире с учетом возрастных особенностей детей;6
– разработаны и реализованы содержание коллекций, типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений о растительном мире с учетом специфики коллекционирования;
– реализована поэтапная совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию, оформлению и презентации коллекций объектов растительного мира.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
3. Разработать и апробировать содержание образовательной работы с детьми 6-7 лет по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
4. Определить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ психолого–педагогической литературы);
– эмпирические (наблюдение, беседа с детьми, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
– анализ и интерпретация эмпирических данных (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретической основой исследования явились:
– деятельностный подход в обучении детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.);7
– теоретические положения об экологическом образовании
дошкольников (Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Н.А Рыжова и др.);
– теоретические положения о детском коллекционировании (Н.М. Короткова, Е.А. Сидякина и др.).
Новизна исследования: обоснована и доказана возможность использования коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Теоретическая значимость: уточнены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций разработанных диагностических материалов и содержания образовательной работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
Экспериментальная база исследования: детский сад №193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 20 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников). Работу иллюстрируют 2 рисунка, 4 таблицы.
Решение экологических проблем возможно в случае формирования бережного отношения человека к природе. Конфликт между человеком и природой стал настолько острым, что общество осознало необходимость экологического образования людей, причем начиная с дошкольного возраста.
Экологическое образование должно обеспечивать развитию у детей чувства общности с живой средой, что становится возможным, если формировать у дошкольников представления о природных объектах, о закономерностях природы, а затем на основе этого о правилах поведения и жизни в природной среде. Ребенок уже в детстве получает первые представления о мире природы, и прежде всего о мире растений. Знания о его многообразии, признаках и закономерностях составляют существенную часть целостной картины мира. Растительный мир как объект познания становятся значимым содержанием познавательно-исследовательской деятельности детей и средством умственного воспитания дошкольников. Совокупность знаний о природе обеспечивает формирование в сознании ребенка естественнонаучной картины мира.
К 6-7 годам значительно увеличиваются познавательные потребности ребенка, проявляющиеся в познавательно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает направленность на «открытие» нового, развитие продуктивных форм мышления. Задачей педагога становится создание условий для самостоятельного поиска ответов на различные вопросы («почему», «как», «что будет, если»), что, в конечном счете, приводит к развитию познавательной самостоятельности детей.
Поэтому очень важно организовывать такую познавательно-познавательную деятельность по ознакомлению детей с миром растений, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим.
Большие возможности для решения задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста имеет коллекционирование. При создании коллекций ребенок поэтапно решает целый ряд поисковых задач. В этом случае коллекционирование реализуется как познавательно-исследовательская деятельность. В работах Н.М. Коротковой, Е.А. Сидякиной определены виды, этапы коллекционирования, охарактеризованы его основные принципы. Коллекционирование позволяет сформировать уникальную образовательную среду в условиях детского сада, дает возможность комплексного использования разнообразного арсенала педагогических средств и методов экологического образования.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречие между: необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире и недостаточным использованием такого средства как коллекционирование.
Проблема исследования: каково влияние коллекционирования на формирование у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Объект исследования – процесс формирования представлений о растительном мире у детей 6-7 лет.
Предмет исследования – формирование представлений о растительном мире у детей 6-7 лет посредством коллекционирования.
Гипотеза исследования – процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования будет эффективен если:
– определена программа знаний о растительном мире с учетом возрастных особенностей детей;6
– разработаны и реализованы содержание коллекций, типовые задания, предполагающие освоение всей совокупности представлений о растительном мире с учетом специфики коллекционирования;
– реализована поэтапная совместная деятельность взрослого и ребенка по созданию, оформлению и презентации коллекций объектов растительного мира.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формования у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
3. Разработать и апробировать содержание образовательной работы с детьми 6-7 лет по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
4. Определить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретические (анализ психолого–педагогической литературы);
– эмпирические (наблюдение, беседа с детьми, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
– анализ и интерпретация эмпирических данных (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретической основой исследования явились:
– деятельностный подход в обучении детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.);7
– теоретические положения об экологическом образовании
дошкольников (Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Н.А Рыжова и др.);
– теоретические положения о детском коллекционировании (Н.М. Короткова, Е.А. Сидякина и др.).
Новизна исследования: обоснована и доказана возможность использования коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Теоретическая значимость: уточнены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций разработанных диагностических материалов и содержания образовательной работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования.
Экспериментальная база исследования: детский сад №193 «Земляничка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 20 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников). Работу иллюстрируют 2 рисунка, 4 таблицы.
Усвоение доступных, систематизированных знаний о растительном мире является важной задачей экологического образования дошкольников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал следующее.
Построение образовательной работы с детьми по формированию представлений о мире растений осуществляется в русле экологического образования, при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие». Эффективное решение соответствующих задач определяется определением программы знаний с учетом возрастных особенностей детей и определением содержания коллекционирования, обеспечивающего их освоение.
Для проведения диагностики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире мы определили показатели и комплекс диагностических заданий по их изучению.
В процессе констатирующего этапа нами была проведена диагностика детей, которая показала, что необходима более эффективная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире и использование в образовательном процессе коллекционирования.
В формирующем эксперименте мы определили логику работы с детьми, обеспечивающую освоение детьми навыков коллекционирования и заданий, которые обе обеспечивали формирование представлений о растительном мире у детей 6-7 лет.
На контрольном этапе эксперимента мы еще раз определили уровень развития представлений о растительном мире у детей 6-7 лет, используя те же методики, что и на констатирующем этапе.
По итогам контрольного среза можно сделать следующие выводы, что уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о растительном мире значительно повысился, что свидетельствует об эффективности поведенной работы на формирующем этапе и верности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, можно отметить, что работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в дошкольных организациях.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал следующее.
Построение образовательной работы с детьми по формированию представлений о мире растений осуществляется в русле экологического образования, при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие». Эффективное решение соответствующих задач определяется определением программы знаний с учетом возрастных особенностей детей и определением содержания коллекционирования, обеспечивающего их освоение.
Для проведения диагностики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о растительном мире мы определили показатели и комплекс диагностических заданий по их изучению.
В процессе констатирующего этапа нами была проведена диагностика детей, которая показала, что необходима более эффективная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире и использование в образовательном процессе коллекционирования.
В формирующем эксперименте мы определили логику работы с детьми, обеспечивающую освоение детьми навыков коллекционирования и заданий, которые обе обеспечивали формирование представлений о растительном мире у детей 6-7 лет.
На контрольном этапе эксперимента мы еще раз определили уровень развития представлений о растительном мире у детей 6-7 лет, используя те же методики, что и на констатирующем этапе.
По итогам контрольного среза можно сделать следующие выводы, что уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о растительном мире значительно повысился, что свидетельствует об эффективности поведенной работы на формирующем этапе и верности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, можно отметить, что работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о растительном мире посредством коллекционирования дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в дошкольных организациях.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



