Введение 5
1 Технологический расчет пассажирского АТП 7
1.1 Назначение и производственная программа 7
1.2 Исходные данные для расчета годовой производственной программы 7
1.3 Корректирование периодичности ТО и пробега до списания 7
1.4 Расчет годовой производственной программы 9
1.5 Расчет годового объема работ 13
1.6 Годовые объемы работ по видам и месту выполнения 15
1.7 Расчет численности производственных и вспомогательных рабочих 19
1.8 Расчет площадей 23
1.9 Углубленная проработка участка кузовного ремонта 27
2 Конструкторская часть 29
2.1 Техническое задание на разработку тележки с подъемным
механизмом 29
2.2 Техническое предложение на разработку тележки с подъемным
механизмом 31
2.3 Сравнительный анализ существующих аналогов оборудования 36
2.4 Подбор основных элементов конструкции 40
2.5 Разработка инструкции по работе с устройством для
разборки/сборки кузовных элементов 45
3 Технологический процесс замены стекла при ремонте 48
3.1 Подготовка к снятию стекла с автобуса 48
3.2 Снятие стекла с автобуса 48
4 Безопасность и экологичность технического объекта 50
4.1 Конструктивная и технологическая характеристика объекта 50
4.2 Идентификация производственно-технологических и
эксплуатационных профессиональных рисков 50
4.3 Методы и технические средства снижения профессиональных рисков 51
4.4 Обеспечение пожарной и техногенной безопасности
рассматриваемого технического объекта 52
4.5 «Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технического объекта 55
Заключение 58
Список используемых источников 59
Приложение А. Спецификация 62
Для ускорения развития промышленности автомобилей необходимо уменьшение трудоемкости техобслуживания, а также уменьшение расхода масла и топлива, все это необходимо для дальнейшего развития технического состояния автомобилей и является основным направлением. А также улучшение и повышение безопасности автомобилей и их надежности, уменьшение токсичности газов выхлопных, уменьшение шумности автомобиля, и уменьшение стоимости материалов на производство автомашин. Для существования и жизни всего мира промышленности, огромное значение имеет автотранспорт, а именно его очень эффективная работа. Из всех направлений развития мировой экономики автомобилестроение, как отрасль является ведущей. Вся мировая промышленность развивается очень быстро и для этого очень большое значение имеет появление новых технологий и разработок и инноваций, технических решений.
В качестве объекта бакалаврской работы рассматривается ремонтный цех автобусного парка. Основой парка являются автобусы МАЗ-206, особенности конструкции были учтены при выполнении работы.
Аэродинамика кузова автомобиля, и его массу это влечет за собой уменьшение расхода топлива. Еще также возможно повсеместно переводить автомобили на газ метан или дизельное топливо, а также устанавливать более современные двигатели. Чтобы автомобили могли работать в более оптимальных режимах, необходимы электронные технологии, их широкое применение в конструкциях автомобиля это позволит достичь этого. Высокоточности проектов можно достичь с помощью пространственного моделирования всех деталей, это позволит в перспективе на долго уменьшить трудоемкость конструкторской работы инженеров автомобилестроителей.
Применение специализированного оборудования повышает качество выполнения работ и снижает ее себестоимость.
Целью бакалаврской работы является разработка проекта пассажирского АТП на 120 автобусов МАЗ-206 с проектированием устройства для разборки/сборки кузовных элементов.
Основным преимуществом и отличием гидравлических стендов от других стендов является их особое применение. Гидравлика позволяет проводить испытания образцов с большими массами в низком диапазонечастот.
Рассмотрим принцип работы: Движением гидроцилиндра, на котором располагается рабочая поверхность стола, управляет специальный электрогидравлический сервоклапан. Сервоклапан - это устройство, которое преобразовывает командный электрический сигнал от системы управления в возвратно- поступательное движение гидроцилиндра. Сервоклапан регулирует давление и расход рабочего масла пропорционально командному электрическому сигналу. В зависимости от требуемых параметров, на вибростоле с объектом испытаний воспроизводится необходимая частота и амплитуда перемещений. В свою очередь, гидроцилиндр, гидроаккумулятор, подшипник и другие составные элементы стенда располагаются на опорной поверхности, которая стоит на пневмоопорах, таким образом достигается виброизоляция стенда и происходит снижение колебаний, передаваемых на пол. Гидроаккумуляторы запасают в себе гидравлическую энергию и обеспечивают надежность и плавность подачи гидравлического масла в гидроцилиндр. Гидравлический подшипник позволяет устранить поперечные составляющие вибрации и повысить максимальный опрокидывающий момент при испытаниях.
Применение специализированного оборудования повышает качество выполнения работы и снижает его себестоимость.
Основным преимуществом и отличием гидравлических стендов от других стендов является их особое применение. Гидравлика позволяет проводить испытания образцов с большими массами в низком диапазоне частот.
В выпускной квалификационной работе выполнен технологический расчет предприятия, по результатам которого было определено число постов для выполнения работ по уборке-мойке подвижного состава, технического обслуживания и ремонта, разработана планировка производственного корпуса. Для выполнения работ по ремонту автобусов выполнен расчет кузовного отделения.
В ходе расчетов установлено, что годовой объем работ составляет 32950 чел.-ч. На участке объем работ составляет 5589 чел.-ч. Весь объем работ будет выполняться на 2 постах 2 штатными сотрудниками. Общая проектируемая площадь участка составляет 84 м2.
В конструкторской части разработан проект подъемника для разборки/сборки кузовных элементов. Предлагаемое устройство имеет простоту и надёжную конструкцию, которая не зависит от дополнительных источников энергии и имеет небольшой вес, что позволяет расположить стенд в любой удобной точке ремонтного предприятия.
Для выбора аналога устройства для разборки/сборки кузовных элементов были рассмотрены стенды наиболее соответствующие техническому заданию и выбрана продукция следующих производителей: KraftWell, EQFS, Nordberg, AE&T. На основе формализованного процесса была выполнена сравнительная оценка качества выбранного оборудования.
Работы по ремонту осуществляются на участке кузовного отделения. С целью осуществления ремонта в работе была разработана технологическая карта демонтажа, проверки и разборки.
Проанализированы операции по транспортировке и погрузке подъемника, производство погрузочно-разгрузочных работ. руководствуясь правилами по технике безопасности. Технико-экономическая оценка проекта показала, что себестоимость одного нормо-часа на участке кузовного ремонта не превышает заданную.
1. Афанасьев Л.Л., Маслов А.А., Колясинский Б.С. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. (Альбом чертежей). 3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1980.
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. т.1.-8-е изд., перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 2001.- 920с.: ил. 25. Беклешов В.К. Технико¬экономическое обоснование дипломных проектов: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1991. - 176 с
3. Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Тверь: ТГТУ, 1996. 304 с.
4. Бондаренко Е.В. Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е. В.Бондаренко, Р.С.Фаскиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 304 с.
5. Бортников С.П Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования. - Ульяновск, УлГТУ. 2006 - 74 С.
6. Виноградов, В.М. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей: учебник / В.М. Виноградов. М.: Академия, 2019. 240 с.
7. Власов Ю.А. Проектирование технологического оборудования автотранспортных предприятий. Основы проектирования и расчета: Учебное пособие. / Власов Ю.А, Тищенко Н.Т. - Томск: Изд-во Томск, архит. - строит, ун.-та. 2007 - 229 с.
8. Волгин В.В. Автосервис: структура и персонал. М.: «Дашков и К°», 2006. 712 с.
9. Гапонов В.Д. Оборудование и оснастка для ремонта и ТО автомобилей - Л.: Лениздат, 1990. - 190 с.
10. Грибков В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для
технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. - М.:
Россельхозиздат 1984г. - 224с.
11. Дунаев А.П. Организация диагностирования при обслуживании автомобилей. М.: Транспорт, 1987.
12. Епишкин, В.Е. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей : учеб.-метод. пособие по выполнению курсового проектирования по дисциплине «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»/В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. 195 с.
13. Ильицкий В.Б. Проектирование, технологической оснастки: учеб. пособие / В.Б. Ильицкий, В.В. Ерохин - 2-е с. изд., стереотип. - Брянск: БГТУ, 2006. - 123 с.
14. Интернет-источник [электронный ресурс]: URL:
http://www.kraftwell.ru/ catalog/3943/ (дата обращения: 11.04.2022).
15. Интернет-источник [электронный ресурс]: URL: https://aet-
auto .ru/catalog/gidravlika/styazhki-pruzhin/styazhka-pruzhin-t01403-mehanicheskaya.html (дата обращения: 11.04.2022).
16. Интернет-источник [электронный ресурс]: URL: https://nordberg-
shop.ru/shop/garazhnoe-oborudovanie/sc 1 -nordberg-styazhka-pruzhin/ (дата
обращения: 11.04.2022).
17. Интернет-источник [электронный ресурс]: URL: https://sto-
152.ru/p/552819359-styazhka-pruzhin-es0301 s- 1t-stacionarnaya/ (дата
обращения: 11.04.2022).
18. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1981.
19. Карташов В.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. М.: Транспорт, 1979.
20. Классификатор технологических операций в авторемонтном производстве. Росавторемпром, КТВ «Авторемонт», Митикский филиал, 1981.
21. Коган Э.И., Хайкин В.А. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1984. -327с.: ил.
22. Коноплев В.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - Ростов на Дону.: Издательский центр «Феникс», 2004. - 356 с.
23. Луковников А.В., Шкрабак В.С. Охрана труда: Учебники для вузов.
- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 2007. - 517 с.: ил
24. Малкин В.С. Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта: электрон. учеб.-метод. пособие / В.С. Малкин. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019.
25. Масуев М. А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. М.: Академия, 2007.
26. Напольский Г.М. Технологический расчет и планировка АТП. - М.:МАДИ (ГТУ), 2003.
27. Напольский Г.М., Зенченко В.А. Обоснование спроса на услуги автосервиса и технологический расчет станций технического обслуживания легковых автомобилей,- М.: МАДИ(ТУ), 2000.
28. ОНТП 01 - 91. Общесоюзные нормы технологического
проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс РСФСР, 1986.
29. Петин Ю. П. Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта: учеб.-метод. пособие / Ю. П. Петин, Г. В. Мураткин, Е. Е. Андреева; ТА У ; Ин-т машиностроения; каф. «Проектирование и эксплуатация автомобилей». Тольятти: ТГУ, 2013. - 102 с.
30. РД 46448970-1041-99. Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для оснащения предприятий, выполняющих услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. - М.: ФТОЛА-НАМИ, 1999 - 32 с.
31. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов [и др.] / под ред. В. М. Власова. М.: Академия, 2006.