Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся начального образования 13
1.1 Формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся как педагогическая и управленческая проблема 13
1.2 Определение организационно-педагогических условий формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 25
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации организационно - педагогических условий формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 32
2.1 Выявление уровня сформированности у учителей
начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 32
2.2 Содержание работы по реализации организационно-педагогических условий формирования у учителей начального образования готовности к организации
волонтерской деятельности учащихся 49
2.3 Исследование динамики в уровне сформированности
у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 58
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Результаты самодиагностики учителей
на констатирующем этапе эксперимента 75
Приложение Б Анкета для учителей «Оценка знаний волонтерской деятельности» 76
Приложение В Опросник «Коммуникативные и организаторские умения по организации волонтерской деятельности» ... 78
Приложение Г Результаты самодиагностики учителей на контрольном этапе эксперимента 80
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована необходимостью воспитания гражданской позиции и социально активного поведения детей и юношества, что заявлено целью Концепции духовного и нравственного развития и воспитания гражданина России. Это становиться одной из задач воспитания детей начального общего образования и обуславливает необходимость использования современных средств обучения. Одним из новых и перспективных средств нравственного воспитания учащихся может стать волонтерство.
В современном обществе происходит размывание моральных, нравственных, социальных общественных устоев, что приводит к дезориентации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности. Это определяет значимость участия школьников в волонтерской деятельности как добровольцев, что способствует формированию социальной активности личности, инициативной, неравнодушной к социальным проблемам, чтобы помочь людям или окружающей среде.
Деятельность учителей начального образования по организации волонтерской деятельности обучающихся является для них инновационной. Это обуславливает необходимость решения целого ряда профессиональных задач (проектировочных, организационных и другие). Отсутствие соответствующего опыта приводит к возникновению различных затруднений даже у опытных педагогов. Это обуславливает важность соответствующей профессиональной готовности.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей необходимости формировании у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся недостаточно изучены методические аспекты, в том числе организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности руководителя образовательного учреждения по формированию у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся.
В современной зарубежной литературе (Ю. Вей, А. Джил-Лакруз, К. Марчелло, С. Найджел, Т. Шлезингер) исследования феномена добровольчества представлены в широком аспекте. Существуют разные исследования по изучению стимулов и мотивов для волонтерской деятельности (экономические, психологические, организационные, социально-демографические, культурные, институциональные, индивидуальные) и на различных уровнях (макро, мезо, микроуровни).
Опыт отечественных авторов по исследованию феномена волонтерства представлен работами Л.А. Кудринской, Н.Г. Бодренковой, Е.Е. Строковой, И.В. Мерсияновой, М.В. Певной, И.В. Самаркиной, А.Е. Шадрина и другие. Исследования охватывают разностороннее изучение волонтерства с точки зрения экономического, социологического, социально-психологического и правового подхода к оценке волонтерства.
Во многих исследованиях рассматриваются формы социальной практики волонтерства. Активное распространение волонтерство получило среди студентов. Изучением влияния данной деятельности на развитие активного гражданского статуса проводится такими исследователями, как
Э.Д. Ахметгалеев, А.В. Шарыпин. В работе российских ученых представлен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта волонтерства И.М. Городецкой, Л.Е. Сикорской, Е.Л. Шековой.
Однако несмотря на активное введение в практику волонтерской деятельности, существует комплекс проблем как в теоретическом, так и в практическом плане. Одной из теоретических проблем является отсутствие четкого понятия «волонтер». Большинство аспектов теоретического плана находятся на стадии разработки. Отмечается расплывчатая структура волонтерской деятельности, его функций и расхождение мнения авторов к подходам ее изучения. Практическое внедрение волонтерской деятельности состоит в отсутствии структурированной системы работы со стороны руководителей организаций для организации волонтерской деятельности.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью создания педагогами образовательной среды, которая давала бы возможность школьникам помочь нуждающимся. Волонтёрство для школьника - это возможность участвовать в жизни общества и влиять на него. Волонтерство является мощным инструментом социальных изменений, культурного и экономического роста.
Вопросы методического обеспечения подготовки волонтеров и специалистов - организаторов волонтерской работы в своих трудах изучали Л.В. Болотова, Е.В. Великанова, И.Н. Григорьев, Л.Ф. Козодаева, Н.М. Маковей, Л.И. Сикорский и другие. Однако анализ научно¬методической литературы показывает, что проблема готовности учителей начального образования к организации волонтерской деятельности обучающихся недостаточно разработана.
Таким образом, волонтерская деятельность имеет свою специфику, изучение которой выявлено не в полной мере. Ценность волонтерство осознается в современных условиях, поэтому важно внедрять данную практику в разные сферы жизни, в том числе и в образование.
Актуальность данной теме придает необходимость помощи и поддержи людям, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. Организуя волонтерскую деятельность детей, педагог осуществляет решение задач нравственного воспитания, способствует тем самым возрождению в обществе таких фундаментальных ценностей как отзывчивость, гуманность, милосердие, справедливость.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в начальной школе выявил следующие противоречия:
- между образовательными возможностями организации в школе волонтерской деятельности учащихся начального образования и недостаточной готовностью педагогов к ее организации;
- важностью формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся и недостаточной разработкой организационно-педагогических условий, созданных руководителем школы для эффективности реализуемой методической деятельности.
Следуя за необходимостью разрешения данного противоречия в теории и практике современного начального образования, была сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся.
Объект исследования: управление процессом формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-педагогические условия формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся возможно при следующих организационно-педагогические условиях:
- определение направлений, задач и содержания волонтерской деятельности учащихся 4 класса на основе изучения запросов социального окружения, возможностей детей данного возраста и имеющегося в педагогическом коллективе положительного опыта организации волонтерского движения;
- организация плановой работы творческой группы учителей по разработке и внедрению нормативных документов и методического обеспечения реализации волонтерской деятельности учащихся 4 класса;
- поэтапное и планомерное проведение руководителем комплекса мероприятий по выявлению проблем конкретных учителей в организации волонтерской деятельности учащихся, определению и реализации соответствующих форм методической работы по повышению уровня их готовности к данной внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы в педагогической теории и практике, уточнить содержательные характеристики компонентов готовности учителей к организации волонтерской деятельности учащихся начального образования.
2. Разработать критериально-диагностический аппарат и выявить уровень сформированности у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса; изучить реализуемые в педагогической практике организационно-педагогические условия руководства данным процессом.
3. Разработать и реализовать организационно-педагогические условия по формированию у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория волонтерского труда (С. Шамбри, К. Эйноф);
- концепция управления волонтерством (Х. Анхайер, Д. Вилсон, Т. Роттоло, Л. Саламон);
- институциональный подход развития волонтерства (П. Димаджио, Д. Норт);
- деятельностно-активистская парадигма социального управления волонтерством (П. Бурдье, Э. Гидденс, А. Турен, Ф. Фукуяма, П. Штомпка, В.А. Ядов).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (заполнение карты самодиагностики, беседа с педагогами, анкетирование педагогов и методиста; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ лицей № 16 г. Жигулёвска. В исследовании принимали участие 10 педагогов.
Организация и основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.) - определена тема исследования, произведен анализ теоретических основ исследования в научной, методической литературе, конкретизирована проблема и выявлено ее состояние в современной педагогической и управленческой теории и практике; уточнены цель, задачи и основные направления исследования; выдвинута гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат, составлена программа исследования. Определен диагностический инструментарий и проведена диагностика у учителей начального образования уровня готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса; изучены реализуемые в педагогической практике организационно-педагогические условия руководства данным процессом.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 г. - февраль 2020 г.). Осуществлена разработка и поэтапная реализация содержания методической работы по реализации выделенных организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса. Выявлена полученная динамика в уровне сформированности у учителей данной готовности. Произведены осмысление результатов, их систематизация (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (март 2020 г. - июнь 2020 г.). Осуществлен теоретический анализ результатов экспериментальной работы, их обобщение, осмысление Осуществление анализа, осмысления, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформлены текст и материалы диссертации, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о состоянии проблемы исследования в науке и педагогической практике, в определении организационно-педагогических условий формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении компонентов и характеристике уровней готовности учителей начального образования к организации волонтерской деятельности учащихся и характеристике организационно-педагогических условий формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: руководители образовательной организации могут использовать представленные в исследовании диагностические материалы (показатели и диагностические методики) по выявлению уровня готовности учителей начального образования к организации волонтерской деятельности учащихся; задачи, содержание методической работы по формированию у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса; методическое обеспечение по организации волонтерской деятельности учащихся 4 класса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались подтверждается четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, соответствующих цели, объекту, предмету, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; экспериментальной проверкой гипотезы. количественным и качественным анализом результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» в ТГУ (2019 г., 2020 г.), отчетные конференции по практике. По теме диссертации имеется 4 публикации.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации организационно-педагогических условий формирования у учителей начального образования готовности к организации волонтерской деятельности учащихся деятельности.
На защиту выносятся положения:
1. Готовность педагогов к организации волонтерской деятельности учащихся определяется как многокомпонентная система качеств, свойств и состояний личности, которые в совокупности позволяют осуществлять данную деятельность. Ее компонентами являются: мотивационно¬
ценностный компонент, предполагающий заинтересованность, мотивацию и осознание ценности организации волонтерской деятельности учащихся; когнитивный компонент, предполагающий владение знаниями о возможностях волонтерской деятельности учащихся и ее организации учителем; деятельностный компонент, предполагающий наличие умений и навыков организации волонтерской деятельности учащихся.
2. Методическое обеспечение является специально организованной деятельностью руководителя образовательной организации, которая направлена на предоставление учителям информации, необходимой для эффективного решения задач организации волонтерской деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Методическое обеспечение может быть определено содержательно и процессуально. Содержательно - это совокупность документов методического характера, обеспечивающих целенаправленную методическую помощь учителям в связи с возникающими у них проблемами в организации волонтерской деятельности. Процессуально - это совокупность видов методической деятельности, обеспечивающих разработку необходимых методических материалов, консультационно - информационную и практическую помощь учителям в овладении новыми разработками и их применению в работе.
3. Деятельность методиста по методическому обеспечению деятельности учителей по формированию у них готовности к организации волонтерской деятельности учащихся осуществляется поэтапно с участием творческой группы опытных педагогов: разработка методического
обеспечения, его внедрение в практику деятельности учителей.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, (58 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 8 таблиц, 9 рисунков. Основной текст работы изложен на 74 страницах.
1. Анализ современных исследований и педагогической практики позволил выделить значимость организации волонтерской деятельности учащихся начального образования в связи с решением задач нравственного воспитания. Это направление внеурочной деятельности учителей имеет инновационный характер, вызывает у учителей начального образования затруднения. Преодоление этих затруднений связано с формированием у учителей соответствующей готовности
2. Готовность учителя к организации волонтерской деятельности учащихся определяется как многокомпонентная система качеств, свойств и состояний личности. Этими компонентами являются: мотивационно-ценностный компонент, предполагающий заинтересованность, мотивацию и осознание ценности организации волонтерской деятельности учащихся; когнитивный компонент, предполагающий владение знаниями о возможностях волонтерской деятельности учащихся и ее организации учителем; деятельностный компонент, предполагающий наличие умений и навыков организации волонтерской деятельности учащихся.
3. Формирование готовности учителей к организации волонтерской деятельности учащихся требует от руководителя образовательного учреждения создания специальных организационно-педагогических условий, связанных с установлением затруднений педагогов в данной деятельности, с выявлением и творческим развитием положительного опыта организации волонтерского движения учащихся.
4. Проведение диагностики учителей и изучение созданных в образовательном учреждении условий по проблеме исследования показало недостаточную готовность учителей к деятельности по организации волонтерской деятельности учащихся и позволило выявить проблемы учителей.
5. Повышение готовности учителей начального образования к организации волонтерской деятельности учащихся обеспечивает поэтапное осуществление методической работы (подготовительный, основной, презентационный) по реализации разработанных организационно- педагогических условий. Логика методической работы связана с разработкой методического обеспечения данного направления внеурочной деятельности учителей на основе обобщения и развития учителями творческой группы выявленного положительного педагогического опыта, и последующего его освоения и применения малоопытными учителями. Конкретизация форм, задач и содержания мероприятий осуществлялось с учетом выявленных проблем конкретных учителей. Реализация скоординированных планов методической работы обеспечивает актуализацию творческого саморазвития учителей.
6. Повторное проведение диагностики готовности учителей к организации волонтерской деятельности учащихся показало значительную положительную динамику, что свидетельствует об эффективности методической работы при реализации разработанных организационно-педагогических условий.
Таким образом, цель исследования была достигнута, все задачи исследования были успешно решены, гипотеза доказана.
1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Хабаровск, 2008. 287 с.
2. Бадалли Т. Д. Организационно-педагогические условия
формирования у учителей начальных классов готовности к организации волонтерской деятельности учащихся // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической
конференции, 1-12 апреля 2019 г. Выпуск VIII / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2019. С. 5-9.
3. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие. М. : Дашков и Ко, 2009. 328 с.
4. Бердюгина О. Н. Развитие волонтерского движения: опыт центра социального обслуживания // Работник социальной службы. 2010. № 6. С. 78-83.
5. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М. : Изд-во МГУ, 2008. 496 с.
6. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М. : Эксмо, 2008. 367 с.
7. Богданова Е. В. Возможности волонтерской деятельности в социальном воспитании студентов // Волонтерская деятельность студентов по индивидуальному сопровождению детей группы риска: стандарты, опыт, технология: учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2013. 122 с.
8. Вебер М. Внутренняя и внешняя мотивация волонтеров // Biz-Bote. 2011. № 4. 40 с.
9. Волков Ю. Г. Социология. Ростов на/Д: Феникс, 2009. 480 с.
10. Виденбек Р. П. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сборник материалов Международного круглого стола (18 января 2006 г.).М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 58 с.
11. Гарр Т. Почему люди бунтуют. СПб. : Питер, 2005. 461 с.
12. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. 24 с.
13. Дьячек Т. П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля. Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В, 2008. 93 с.
14. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде // Беспризорник. 2007. № 2. С. 20-23.
15. Здравомыслова Е. А. Парадигмы и модели социологии общественных движений. - М. : Издательство БЕК, 2008. 166 с.
16. Иванов А. А. Волонтерская деятельность в системе государственных социальных учреждений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-2 (33). С. 47-50.
17. Иконникова С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л. : ЛГУ, 1974. 174 с.
18. Ильин Б. П. Мотивация и мотив. СПБ. : Питер, 2011. 890 с.
19. Кипкеева Г. А. Волонтерство в Российской Федерации: мнения и предпочтения общественности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35). С. 285-288.
20. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении, конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. С. 59.
21. Князева Е. А. Волонтерская работа - безвозмездная помощь нуждающимся // Социальная работа. 2010. № 1.
22. Кодин М. И. Современный политический процесс в России: общественно- политические объединения и политическая элита // Теоретико-методологические проблемы исследования. - М. : Логос, 2009. С. 75-77.
23. Косова У. П. Психологические характеристики волонтерской деятельности // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 64-67.
24. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции // Часть 2. Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. М. : Московский ун-т, 2006. 114 с.
25. Куренкова О. Е. Волонтерсво / Современная энциклопедия
социальной работы // под ред. В.И. Жукова. М., 2008.
26. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. 2006. № 2. С. 35- 38.
27. Леонтьев Д. А. Автономия и самодетерминация как объект психологической диагностики // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 66-85.
28. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах
А. Маслоу // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 150-158.
29. Лисовская Т. А. Концепт volunteering в сознании американцев // Вестник ВГГУ. 2010. Т 4. № 2.
30. Литвинова И. Н. Благотворительность и волонтерство как важный сегмент гражданского общества // Система ценностей современного общества. 2013. № 32. С. 116-122.
31. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М. : Издание: Говорящая книга, 2010. 744 с.
32. Насиновская Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 216-225.
33. Нигматуллина Т. А. Занятность российских волонтеров как приоритетное направление государственной молодежной политики // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2013. № 2 (18). С. 14-15.
34. Никитова А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности // Право и государство. 2009. № 1(49). С. 28-36.
35. Носова Ю. И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 62-65.
36. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М. , 2003.
37. Орлова Ю. В. Добровольческая деятельность как средство формирования социальной ответственности студента // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 9. С. 165-169.
38. Холостова Е. И. Перспективы развития волонтерского движения в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 183-187.
39. Рамазанова Е. М. Социальная активность студентов в условиях вузовского обучения // Достижения вузовской науки. 2014. № 10. С. 130-134.
40. Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности. М. : ООО «Издательство «Проспект». 2010. С. 45 - 47.
41. Сикорская Л. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социологические исследования. 2007. № 9. C. 52-58.
42. Сикорская Л. Е. Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 163¬168.
43. Сикорская Л. Е. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 211-213.
44. Сикорская Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 127-132.
45. Скорикова Е. П. Волонтерство - это образ жизни // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2009. № 2. С. 79-82.
46. Смелзер Н. Социология. М. : Прогресс, 2009. 218 с.
47. Титова И. В. Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения // 2-е изд., перераб. и доп. Вологда. 2011. 75 с.
48. Турен А. Введение к методу социологической интервенции // Новые социальные движения в России. М. : Эксмо. 2010. 204 с.
49. Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Сборник нормативных правовых актов РФ. М. : 2010.
50. Халий И. А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционной сфере. М. : Институт социологии РАН, 2007. 298. 62 с.
51. Холина О. И. Особенности волонтерского движения в России // Общество и право. 2012. № 5 (42). С. 296-299.
52. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности // Социальная работа. 2003. № 3. С. 51-54.
53. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов // Вестник. 2006. № 7. С. 6-9.
54. Molm L.D. The Structure of Reciprocity // Social Psychology Quarterly. 2010. Vol.73, no. 2. June 131.. P. 119
55. Helmut K. Anheier Volunteering in cross-national perspective:Initial comparisons // Civil Society Working Paper 10. 2001
56. Brudney J. L. (1990), Fostering volunteer programs in the public sector, Planning, initiating, and managin g voluntary activities. Jossey-Bass, San Francisco/Oxford.
57. Sundeen R. A., Raskoff, S. A., and Garcia, M. C. (20 07), 'Differences in perceived barriers to volunteering to formal organisations: Lack of time versus lack of interest', Nonprofit Manage ment and Leadership, 17, 279-300.
58. Wilson J. 'The effects of volunteering on the volunteer', Law an d Contemporary Problems, 62, Р. 141-168.