Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования общей выносливости у футболистов
1.1Сущность и проблема общей выносливости в системе подготовки
футболистов
1.2Виды выносливости и методы её формирования у футболистов
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1Методы исследования
2.2Организация исследования
Глава 3 Особенности использования неспецифических тренировочных
средств повышения выносливости футболистов
3.1Организационные аспекты тренировочного процесса в годичном
цикле подготовки футболистов
3.2Основные результаты педагогического эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Футбол в России – это
общенациональное увлечение, с высокой численностью занимающихся,
конкурентоспособностью российских клубов на международной арене. В
футболе ведущим критерием эффективности подготовки спортивного резерва
считается конечный спортивный результат, зависящий от уровня развития
физических качеств, в числе которых выносливость, она непосредственно
влияет на рост спортивного мастерства футболиста.
Независимо от уровня футболиста, профессионал или простой
любитель, для того чтобы хорошо играть нужно развивать выносливость. Чем
выше выносливость футболистов, тем более возрастает игровая активность,
тем шире охват технико-тактических приемов, все это положительно
отражается на организации всей игры. Неравномерность физической нагрузки
от умеренной до максимальной, возникающей в ходе игры, требует от
футболиста проявления высокого уровня выносливости.
Проблеме повышения работоспособности футболистов посвящено
немало исследований, тем не менее в наши дни вопрос о развитии
выносливости и методике ее воспитания у начинающих футболистов,
невзирая на пристальное внимание к ней специалистов, остается недостаточно
изученным. На современном уровне развития футбола особенно важно
модернизировать методические приемы, содействующие росту мастерства
спортсмена, ввиду наличия корреляционной зависимости между объемом
тренировочной работы и спортивными достижениями. В начальном периоде
обучения начинающих футболистов тренировка их аэробных возможностей
позволяет параллельно решать множество задач, основные из них –
укрепление здоровья, формирование фундамента для развития специальной
выносливости.
На основании вышеизложенного актуальность представленного
исследования по проблеме развития общей выносливости исовершенствования методических приемов ее формирования у юных
футболистов не вызывает сомнений.
Теоретической базой исследования стали:
− научно-методические основы подготовки спортсменов, построения,
практического осуществления современной системы спортивной
тренировки В.Б. Иссурина, Г.А. Лисенчука, В.И. Ляха,
М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, В.П. Филина;
− концептуальные основы теории и методики юношеского спорта
В.П. Губы, В.Г. Никитушкина, А.А. Николаева;
− научные работы, посвящённые вопросам спортивной физиологии,
М.Я. Коц, А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуба;
− теория и методика физической культуры и спорта В.М. Зациорского,
В.С. Кузнецова, А.В. Лексакова, Л.П. Матвеева, Ж.К. Холодова.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс футболистов.
Предмет исследования - методика формирования выносливости
футболистов.
Цель исследования - совершенствование комплекса
эффективных средств и методических приемов воспитания выносливости у
футболистов 12-13 лет.
Поставленная цель и предмет исследования предопределили решение
следующих задач:
1) Определить степень и перспективы развития общей выносливости
футболистов.
2) Разработать и исследовать программу средств и методических
приемов, ориентированных на воспитание выносливости у
футболистов заявленного возраста.
3) Выявить влияние разработанных способов повышения
работоспособности подростков-футболистов на их техническую
подготовленность и физическое развитие.Гипотеза исследования. Наше предположение строилось на
возможности получения эффективного результата от внедрения в учебно-
тренировочный процесс экспериментальной методики, имеющей своей целью
воспитание общей выносливости футболистов, а также повышение уровня их
физического развития и технической стороны подготовки.
Методы исследования:
теоретико-методологический анализ научных публикаций,
различных диссертационных исследований по изучаемой теме,
интервьюирование,
педагогическое наблюдение,
тестирование,
педагогический эксперимент,
использование инструментальных средств,
методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: МБУ СШОР №12 «Лада».
Научная новизна работы определяется тем, что впервые был
реализован комплексный педагогический эксперимент, позволивший внести
определенный вклад в совершенствование приемов и способов воспитания
общей выносливости футболистов 12-13 лет, способных повлиять на
техническую подготовленность и физическое развитие молодых спортсменов.
Теоретическая значимость исследования: расширено представление о
воздействии тренировочного процесса с использованием элементов игры в
футбол на развитие физических и психических способностей у подростков.
Практическая значимость представленной работы определяется тем,
что разработанные в ходе исследования методические рекомендации
содействуют формированию общей работоспособности у футболистов и могут
быть использованы в работе средних школ, ДЮСШ, в профессиональной
подготовке тренерского состава по футболу. При соответствующей адаптации
разработанная методика может быть использована в различных других
игровых видах спорта.
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1) Знакомство с научной литературой по исследуемой теме позволило
обнаружить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее
воспитания у футболистов недостаточно раскрыт согласно
нынешним изменениям в технологиях спорта. Совершенствование
методических приемов повышения мастерства особенно важно, так
как между объемом тренировочной работы и спортивными
достижениями существует координационная зависимость. Развитие
аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде
обучения позволяет решать задачи укрепления здоровья и
формирования основ для развития специальной выносливости. В
начальном периоде спортивной подготовки подростков 12-13 лет,
занимающихся футболом, необходимо применение в тренировочном
процессе неспецифических средств, направленных на формирование
их работоспособности.
2) Разработано и проведено исследование программы средств и
методических приемов, ориентированных на воспитание
выносливости, а также повышение уровня физического развития и
технической подготовленности у футболистов заявленного возраста.
Средствами экспериментальной программы, воспитывающей
выносливость послужил бег на 1000 м, шестиминутный бег и бег в
экспериментальной группе на 1500 м. Применялся метод
переменный, соревновательный, равномерный, игровой.
3) Результатом, подтверждающим эффективность применённой в
исследовании методики, явилось увеличение показателей
работоспособности спортсменов экспериментальной группы: бег на
1500 м – рост РWС170 на 12 %, бег на дистанцию 1000 м –
улучшение результата на 5,2 % и бег на 6 мин – улучшение на 11,4 %.Выявлено влияние определенных заданий и методов в
тренировочном процессе на физическую и техническую
подготовленность футболистов: бег на 30 м – результат улучшился
на 2,4%, тройной прыжок – увеличение на 8,4%, бег на 300 м –
результат улучшился на 1,75%, подтягивание на высокой
перекладине – увеличение на 55,5%; жонглирование – увеличение на
16,3%, ведение, обводка стоек, удар по воротам, дистанция 30 м –
увеличение на 3,8%, бег с ведением мяча по дистанции 30 м –
увеличение на 5,2%, удар в ворота на точность – увеличение на 50%.
Установлена стабильную связь результатов спортсменов в беговых
заданиях на разные дистанции и время: 1500 м, 1000 м, 6-ти
минутный бег, PWC170 (вариант беговой и велоэргометрический) с
индексами максимального потребления кислорода (на 1 кг веса
тела). Анализируя работоспособность спортсмена следует
акцентировать внимание на необходимости рассмотрения
выявленных отличий с позиции индивидуального подхода,
субъективных особенностей каждого футболиста.
Значимая разница между ребятами 12 и 13 лет выявлена при
сравнении индексов выносливости. Зафиксирована разница в
результатах бега на дистанции 1500 м, 1000 м, 6-ти минутного бега и
относительно максимального потребления кислорода из расчета на
1 кг веса тела, находящаяся в диапазоне в среднем 4-6 %. От
показателей массы тела, роста футболистов 12-13 лет может
зависеть разница, составляющая 15-20 % в абсолютных показателях
общей выносливости (МПК, PWC170).
В процессе эксперимента в результате 6-ти месяцев тренировок у
испытуемых прослеживается прямо пропорциональная зависимость
между ЧСС и скоростью бега, наблюдалось изменение данной связи:
снижение ЧСС при одинаковой скорости бега составило около 10-
15 уд/мин. От длительности фаз отдыха у игроков зависят индексыповторного бега на дистанции 30 м (с места) с предельной
скоростью. Отдых 10 секундный влияет на снижении скорости в
следующих забегах.
Результаты повторного максимального бега на 30 м с
продолжительностью отдыха 30 с между попытками не
способствуют изменению быстроты прохождения 30 м дистанции.
Футбольному игроку в условиях интенсивной игры для сохранения
высокого уровня исполнения технических приемов, элементов
необходимо развитие в значительной степени максимальной
анаэробной мощности, заложенной в основе скоростно-силовой
подготовленности и анаэробной гликолитической способности,
обеспечивающей специфическую скоростную выносливость.
Таким образом, предложенные в течении эксперимента тесты и
упражнения могут стать успешным средством тренировки выносливости,
контроля за ее развитием.
Результаты проведённого исследования подтвердили положительный
эффект на физическое развитие и показатели технической подготовленности
футболистов 12-13 лет использования в тренировочном процессе
неспецифических тренировочных средств для повышения работоспособности
футболистов. Проведённый педагогический эксперимент позволил
установить, что применение в учебно-тренировочном процессе
экспериментальной методики, обеспечивает воспитание общей и скоростной
выносливости футболистов, повышение уровня их физического развития и
технической стороны подготовки
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания : учебник
М. : Просвещение, 1990. 287 с.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и
методики воспитания [Электронный ресурс]. 5-е изд. – М. : Спорт, 2020. 200 с.
URL: http://www.iprbookshop.ru/98647.html (дата обращения: 05.01.2020).
3. Зациорский В.М. Биомеханические основы выносливости. М. :
Физкультура и спорт, 2008. 207 с.
4. Иссурин В.Б., Лях В.И. Научные и методические основы подготовки
квалифицированных спортсменов [Электронный ресурс]. М. : Спорт, 2020.
176 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/94127.html (дата обращения:
05.01.2020).
5. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта :
учебно-практ. пособие. 2-е изд. – Комсомольск-на-Амуре, Саратов : АГПГУ,
Ай Пи Ар Медиа, 2019. 131 c.
6. Коц М.Я. Спортивная физиология : учебник [Электронный ресурс].
М. : ФиС, 1986. 200 с. URL: https://docplayer.ru/26031777-Koc-ya-m-
sportivnaya-fiziologiya-uchebnik-dlya-institutov-fizicheskoy-kultury-
oglavlenie.html (дата обращения: 05.01.2020).
7. Кудинова Е.В., Кудинов Г.В. Проблемы развития общей
выносливости у студентов вуза на занятиях физической культуры
[Электронный ресурс] // Наука, искусство, культура. – 2016. Выпуск 2(10).
С. 171-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-obschey-
vynoslivosti-u-studentov-vuza-na-zanyatiyah-fizicheskoy-kultury (дата
обращения: 07.01.2020).
8. Левченко Е.С. Футбол : учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2014.
159 с.
9. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов.
Г.А. Лисенчук. Киев : Олимпийская литература, 2015. 272 с.10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник /
Л.П. Матвеев. – М. : ФиС, 1991. – 543 с.
11. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта. М. :
Физическая культура, 2010. 202 с.
12. Никитушкин В.Г., Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и
методика: учеб. пособие [Электронный ресурс]. М. : Спорт, 2018. 320 с. URL:
http://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=74302 (дата обращения:
07.01.2020).
13. Николаев А.А, Семёнов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов
[Электронный ресурс]. М. : Спорт, 2017. 144 c. URL:
http://www.iprbookshop.ru/epd-reader?publicationId=65573 (дата обращения:
05.01.2020).
14. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.:
Физкультура и спорт, 2007. 479 с.
15. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под ред.
М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 2002. 280 с...