Аннотация 2
Введение 4
1 Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-педагогики 8
1.1 Теоретические подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной педагогике, педагогическая сущность творческих способностей 8
1.2 Использование средств арт-педагогики во внеурочной деятельности 14
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики 21
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников 21
2.2 Проектирование и реализация содержания занятий внеурочной деятельность для развития творческих способностей младших школьников 34
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей 45
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Списки детей экспериментальной и контрольной групп 61
Приложение Б Методика «Незавершенные фигуры» Торренса 63
Приложение В Методика «Покажи, как двигается, говорит» творческое задание 64
Приложение Г Методика «Круги» Вартег 65
Приложение Д Методика «Закорючки» тест-игра 66
Приложение Е Методика «Вербальная фантазия» 67
Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики приобрела особое значение и актуальность в современном мире. Уже в младшем школьном возрасте идет процесс формирования творческой и активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Этот этап важен для последующего развития личности человека, который будет готов к осуществлению эффективной творческой деятельности.
Учеными подчеркивается возможность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника для развития творческих способностей. Поэтому психолого-педагогическая литература является ценным инструментом в деятельности образовательного учреждения — арт-педагогики. Этот метод помогает удовлетворить потребности личности в плане самовыражения, самопознания и саморазвития.
Творчество — это способность человека принимать творческие решения, вырабатывать принципиально новые идеи.
Понятно, что концепция, которую мы рассматриваем, тесно связана с понятием «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы подразумеваем такую человеческую деятельность, в результате которой предполагается создание чего-то нового, будь то объекты внешнего мира или структура мышления, ведущая к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к реальности.
Если внимательно проанализировать поведение человека, его активность в какой-либо сфере, то можно отметить два ключевых вида действий. Некоторые человеческие действия можно назвать воспроизводящим или репродуктивным. Такие действия тесно связаны с нашей памятью, и суть их заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее созданные и выработанные способы поведения и действий.
Человек, помимо репродуктивной деятельности, способен осуществлять творческую деятельность, в результате которой не воссоздание бывших в его опыт впечатлений или действий, а создание нового. Основу такой деятельности составляют творческие способности.
Таким образом, в обобщенном виде творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, определяющие его успешность в выполнении какой-либо творческой деятельности.
В педагогической практике существует противоречие: между необходимостью развития творческих способностей у младших школьников средствами арт-педагогики и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Исходя из вышеизложенного и в связи с потребностью общества в развитии творческих способностей младших школьников средствами арт- педагогики, а также в связи с недостатком разработанного методического обеспечения мы определили проблему исследования: каковы возможности занятий внеурочной деятельности для развития творческих способностей средствами арт-педагогики?
Цель исследования: разработать и практически апробировать комплекс заданий для внеклассных занятий с помощью средств арт-педагогики, а также проверить их эффективность.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся начальных классов через использование арт-педагогики.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики будет более успешным, если:
• разработать и внедрить авторскую методику развития творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики;
• использовать комплекс заданий по внеурочной деятельности, направленный на развитие творческих способностей.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выделенной гипотезой, сформулированы следующие задачи:
1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников раскрыть ключевые понятия исследования.
2. Провести отбор диагностических методик для изучения уровня развития творческих способностей младших школьников и осуществить диагностику.
3. Разработать комплекс заданий для внеклассных занятий, включающий средства арт-педагогики, и проверить их эффективность для развития творческих способностей младших школьников.
4. Оценить эффективность программы, которая направлена на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-педагогики.
Для достижения поставленной цели и решения ряда задач использовался комплекс взаимодополняющих методов, которые адекватны предмету исследования:
• теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• проведение педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; диагностика уровня развития внимания, организация педагогического наблюдения, анализ полученных данных (качественный и количественный способы).
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы, которая направлена на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-педагогики. Также предложены рекомендации и программа развития. Все разработанные материалы могут быть использованы в педагогической и психологической деятельности педагогов и психологов общеобразовательных учреждений для организации внеурочной деятельности.
Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 24 учащихся начальной школы: 12 человек в экспериментальной группе и 12 человек в контрольной группе.
Возраст школьников - 9-10 лет, учащиеся 3 «А» и 3 «Б» класса Муниципального общеобразовательного учреждения Тёпловской средней школы «Николаевский район» Ульяновской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (57 источников), 6 приложений.
Текст проиллюстрирован 7 таблицами и 16 рисунками.
Развитие творческих способностей является сложным и многосторонним процессом. Осуществляя творческую деятельность, человек задействует свой ум, характер, чувства и эмоции. Для формирования творческой личности необходимо развитие всех этих качеств, а также создание определенных условий, которые будут способствовать развитию в творческом плане каждого ребенка.
Современное общество, которое быстро развивается, предъявляет новые требования к системе образования, одним из которых является воспитание творчески активного поколения. Основная цель образования сегодня не просто передача знания и опыта детям, а развитие их личностей, что не может быть достигнуто без развития творческих способностей. Развитие творческих способностей реализуется во внеурочной деятельности, согласно требованиям федерального государственного стандарта.
Изучение научной литературы по теме исследования, а также проведение анализа и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволили нам определить теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников в процессе проведения внеурочной деятельности средствами арт-педагогики.
В исследовании были раскрыты ключевые понятия «творческие способности» и «арт-педагогика», определено, какое место творческие способности занимают в структуре способностей, установлены критерии, уровни и показатели развития творческих способностей, особенности их развития у младших школьников, а также способы организации внеурочной деятельности младших школьников, направленной на развитие творческих способностей.
Диагностика уровня развития творческих способностей на констатирующем этапе показала, что у большинства младших школьников творческие способности развиты на низком уровне.
В связи с чем, на формирующем этапе с экспериментальной группой были проведены занятия внеурочной деятельности, которые были направлены на развитие творческих способностей детей. Работа осуществлялась на основе реализации индивидуального, личностно-ориентированного подходов к каждому ученику, обеспечивалась самостоятельность и свобода выбора учеников, а также создана благоприятная творческая атмосфера на каждом из занятий.
Завершив формирующий эксперимент, провели контрольный эксперимент и изучили уровень развития творческих способностей детей. Высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе стал выше по сравнению с результатами констатирующего эксперимента на 26%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%. Самые значительные изменения были выявлены на низком уровне, количество школьников с низким уровнем развития творческих способностей сократилось на 33%.
Результаты контрольного среза опытно-экспериментальной работы доказали эффективность реализованной программы по развитию творческих способностей младших школьников.
Таким образом, задачи были решены в полном объеме, поставленная цель достигнута, гипотеза доказана.
1. Адамс Дж. Л. Разблокируй свой разум: техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей. М.: Эксмо, 2018. 352 с.
2. Адлер А. Понять природу человека. М.: АСТ, 2021. 255 с.
3. Айшекенова Д. М., Чижо Н.Ю. Психолого-педагогические условия развития свойств внимания в начальной школе // Материалы всероссийского конкурса с международным участием. 2016. №1. С. 42-47.
4. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 2015. 400 с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 200 с.
6. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С.153-158.
7. Барышева Т.А., Жигалова Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. СПб.: СПГУТД, 2006. 205 с.
8. Благова Н. А. Психологическое воздействие изобразительного искусства на развитие детей младшего школьного возраста // Научная электронная библиотека. 2015. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24413941 (дата обращения: 21.11.2021).
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2006. 173 с.
10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия. 2015. 320 с.
11. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. 2015. №13. С. 598-601. URL: http://moluch.ru./archive/93/20763/ (дата обращения: 22.12.2021).
12. Бондаренко Ю. С., Гончар С. Н., Набока О. В., Чумейка Е. В. Психолого-педагогическая диагностика детей : учебно-методическое пособие для лабораторных и практических занятий. Тирасполь, 2013. 258 с.
13. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. 368с.
14. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Педагогическое общество России, 2016. 444с.
15. Выготский Л. С. Психология искусств. СПб.: Азбука, 2016. 448 с.
...