Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Проект «Formula Student TGU» в основных положениях 8
1.1 Реализация и перспективы развития проекта 8
1.2 Стратегия и суть соревнований проектов 12
1.3 Задачи проектно-производственной мастерской «FS» 17
1.4 Комплект заданий мастерской проектов «FS» 20
1.5 Использование технологий сборки спортивной машины 21
1.6 Измерение массово-центровочных параметров болида 22
2. Тяговый расчет действующего автомобиля «FormulaStudent» 26
2.1 Расчет динамических свойств автомобиля 26
2.2 Определение передаточного числа главной передачи 29
2.3 Динамическая характеристика автомобиля 32
2.4 Разгонные характеристики болида 33
2.5 Расчет времени и пути разгона 35
2.6 Мощностной баланс автомобиля 38
2.7 Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля 40
3 Конструкторская часть 42
3.1 Техническое задание на разработку устройства для определения высоты центра масс спортивного болида 42
3.2 Техническое предложение 49
3.3 Инженерные расчеты устройства 57
3.4 Руководство по эксплуатации 58
3.5 Руководство по обслуживанию 61
4 Технологическая часть 62
4.1 Подготовка устройства к эксплуатации 62
4.2 Подготовка стенда-подъемника к работе 63
4.3 Установка спортивного болида на платформу 63
4.4 Измерение угла наклона платформы 64
4.5 Завершение работ по измерению 64
5 Безопасность и экологичность объекта 65
5.1 Описание рабочего места, оборудования, выполняемых операций 65
5.2 Опасные и вредные производственные факторы 66
5.3 Организаионно-технические мероприятия по созданию безопасных условий труда, подкрепленные инженерными расчетами 68
5.4 Антропогенное воздействие объекта на окружающую среду и мероприятия по экологической безопасности 72
5.5 Обеспечение безопасности при эксплуатации объекта 74
5.6 Функционирование объекта в чрезвычайных и аварийных ситуациях 74
5.7 Выводы по разделу 76
6 Экономическая эффективность проекта 77
6.1 Краткая характеристика сравниваемых вариантов 77
6.2 Исходные данные на проектный расчет 77
6.3 Расчет Фонда времени работы оборудования 78
6.4 Расчет технологической себестоимости оборудования 79
6.5 Расчет необходимого количества оборудования и коэффициента его загрузки 85
6.6 Расчет прямых и сопутствующих капитальных вложений по базовому и проектному варианту 86
6.7 Расчет технологической себестоимости эксплуатации базового и проектируемого оборудования при оказании услуг 89
6.8. Калькуляция и структура полной себестоимости эксплуатации базовой и проектируемой конструкции и цена оказания услуги 90
6.9 Расчет показателей экономической эффективности новой техники 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А 97
Первоначально организация проекта «Formula-Student» задумана американскими инженерами - автомобилистами сообщества SAE. В соответствии с действующим регламентом, проект имеет в основе циклическое действие, то есть одна команда на протяжении одного года занимается его реализацией. Частичное обновление команды производится через год и на следующий сезон она воплощает новые задачи.
Сообщество автомобильных инженеров (SAE) «Формула Студент» (официальное название Formula Student или Formula SAE — в зависимости от организаторов) это организованные еще в 1978 году соревнования студентов инженерных специальностей. Первые этапы «Формулы» прошли попроше- ствии трех лет. Всего направлений у этого проекта четыре: «Формула Студент» (класса с углеводородными, комбинированными (гибридными), или электрическими приводами и Баха SAE (ранее miniBaja). Соревнуются сегодня команды во всем мире и представляются как самые масштабные.
В нашей стране Формулу SAE первыми открыли в Московском Автодорожном Государственном Техническом Университете (МАДИ) в 2005 году, где была создана команда студентов инженеров SEG-MADI (FormulaStudent). Первооткрывателем был преподаватель кафедры инженерной педагогики Сергей Викторович Сафроненков, который в 2004 году посетил соревнования в Европе. Увиденное в в гостях у нескольких крупных европейских команд оставило на нем яркие впечатления о Формуле Студент.
Благодаря участию студенческих команд в международных состязаниях, в проекте органично сочетаются элементы образовательной, спортивной и инженерной задач. Наряду с управленческими решениями и экономическими расчетами, в работе находит широкое применение техническое творчество. Соревновательные элементы сочетаются вместе с задачами презентационного, маркетингового и рекламного характера.
Эти идеи воодушевили Сафроненкова, и в институте он смог “зажечь” ею студентов и найти среди них поддержку. Дебют команды МАДИ состоялся уже через год после образования команды, на соревнованиях в Германии в 2006 году. Первый автомобиль (FSM-1-600), с которым она выехала на Endurance успешно прошел этапы технической комиссии и статических дисциплин. Первый опыт вместе с командой получил и главный конструктор российского болида Формула Студент Александр Блинков.
Значительное увеличение количества участников проекта Формула Студент из России произошло в сезоне 2013 года. В разгаре сентября в городке Варано де Мелегари на проходившем там итальянском этапе, количество команд из России возросло до семи. Это были команды: FormulaElectricMADI, FDR MAMI, Формула Студент РУДН, Amigoteam (НГТУ им. Алексеева), FormulaNeftegaz (Тюмень), Формула Студент УР- ГУПС (Екатеринбург) и новая команда из московского МГТУ им. Баумана, показавшая впечатляющие результаты не хуже ведущих европейских команд на своем дебютном выступлении.
Целью дипломного проекта стала разработка устройства для определения высоты центра масс спортивного болида. За основу принят автомобиль «Формула Студент», изготовленный в 2015 году и в настоящее время являющийся прототипом.
В первой главе проекта был выполнен анализ действующих конструкций автомобилей разных производителей, определены тенденции современного автомобилестроения в части механических трансмиссий и требований к ним. Выявлено, что современная тенденция - это применение шестиступенчатых коробок передач, что позволяет существенно улучшить топливную экономичность автомобиля и помогает вписываться во все более ужесточающиеся нормы по выбросу углекислого газа. В связи с этим был определен путь модернизации коробки передач, а именно применение шестой передачи в базовой коробке передач.
Во второй главе проекта выполнен тяговый расчет автомобиля с базовой коробкой передач, определены динамические и экономические качества автомобиля. Выявлено, что в варианте использования 5-ти ступенчатой коробки передач, пятая передача является скоростной, то есть максимальная скорость развивается автомобилем на 5 передаче, в связи с чем не реализован экономичный режим движения автомобиля. Для решения этой задачи был подобран ряд передаточных чисел для 6 скоростного исполнения коробки передач. При этом были внесены изменения в передаточное число второй передачи с 1,95 до 2,10, что позволило улучшить динамические свойства автомобиля. Также было подобрано передаточное число шестой передачи - 0,692. Проведенный проектный тяговый расчет автомобиля для 6-ти ступенчатой коробки передач показал существенное улучшения экономичности на 0,7 л на 100 км пробега при движении со скоростью 100 км/ч.
В третьей главе разработано устройство для определения высоты центра масс спортивного автомобиля. Устройство должно применяться для для определения высоты центра масс спортивного болида при подготовке проектных расчетов.
В четвертой главе рассмотрен вопрос технологии замеров углов наклона спортивного болида, определены параметры технологического процесса, определено время для всех технологических операций.
В пятой главе рассмотрены вопросы организации безопасных условий труда на производственном участке сборки устройства для определения высоты центра масс спортивного болида, выявлены вредные факторы и предложены меры по устранению этих факторов в воздействии на человека.
В шестой главе проведен экономический расчет предлагаемого технического решения. Определен положительный эффект от внедрения предлагаемого проекта.
Таким образом, выполненная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к дипломным проектам.
1. Тверитнев, М.В. Англо-русский и русско-английский автомобильный словарь / М.В. Тверитнев.-М. : РУССО, 2001. - 492 с.
2. Лукин, П.П. Конструирование и расчет автомобиля / П.П. Лукин. - М.: Машиностроение, 1984. 376 с.
3. Гришкевич, А.И. Справочник. Проектирование трансмиссий автомобиля / А.И. Гришкевич. -М., Машиностроение, 1984.
4. Бакфиш, К. Новая книга о шинах / К. Бакфиш, Д. Хайнц. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 163 с.
5. Кравец, В.Н. Теория автомобиля / В.Н. Кравец. - Нижний Новгород : НГТУ, 2007. - 30 с.
6. Запорожцев, А.В. Износ шин и работа автомобиля / А.В. Запорожцев, Е.В. Кленников. - М. : НИИ информации автомоб. промышленности, 1971. - 52 с.
7. Павлов, В.П. Автомобильные эксплуатационные материалы / В.П. Павлов, П.П. Заскалько. - М. : Транспорт, 1982. - 208 с.
8. Балабин И.В. Испытания автомобилей / И.В. Балабин. - М.: Транспорт, 1988. - 152 с.
9. Черепанов, Л.А. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля: учеб. пособие / Л.А. Черепанов. - Тольятти : ТГУ, 2016 - 39 с.
10. Черепанов, Л.А. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля: учеб. пособие / Л.А. Черепанов. - Тольятти : ТГУ, 2016 - 39 с.
11. Капрова, В.Г. «Технико - экономическое обоснование дипломного проекта конструкторского и исследовательского направлений». Уч. - методическое пособие / В.Г. Капрова. - Тольятти : ТГУ, 2017 - 50 с.
12. Васильев, Н.М. Автомобильный транспорт: организация и эффективность / Н.М. Васильев, Н.Н. Хмелевский, Г.И. Чанов-Чернис. - М. : Транспорт, 1985. - 208 с.
13. Якубовский, Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Ю. Якубовский. - М. : Транспорт, 1979- 198 с.
14. Долина, П.А. Основы техники безопасности в электроустановках: учеб. пособие / П.А. Долина. - М. :Энергоатомиздат, 1984. - 448 с.
15. Горина, Л.Н. Раздел выпускной квалификационной работы «Безопасность и экологичность технического объекта». Уч. - методическое пособие / Л.Н. Горина. - Тольятти : ТГУ, 2016. - 33 с.
...