ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ НА ЛЬДУ 6
1.1 Базовые элементы в фигурном катании и техника их выполнения 6
1.2 Методы и принципы обучения в фигурном катании 16
1.3 Обучение технике базовых прыжков на льду юных фигуристов... 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1 Особенности экспериментальной методики совершенствования
технического мастерства у юных фигуристов 11-12 лет 31
3.2 Результаты физической подготовки у юных фигуристов после педагогического эксперимента 37
3.3 Оценка технического мастерства у юных фигуристов 11-12 лет после педагогического эксперимента 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность исследования. Современная подготовка фигуриста от новичка до мастера международного класса требует последовательного решения оздоровительных задач, задач физического и эстетического воспитания, чтобы наряду с развитием массовости достигать вершин спортивного мастерства. Чтобы овладеть сложными техническими элементами необходимо овладение базовыми элементами еще на начальных стадиях обучения, которые являются исключительно ценным средством повышения двигательных возможностей фигуриста.
Танцы на льду только в последнее время стали равноправными среди других видов фигурного катания - включены в программу олимпийских игр. Органическая связь спортивного танца с музыкальным рисунком, а также ряд особенностей, прежде всего хореографического плана, позволили спортивным танцам стать ярким и весьма своеобразным видом фигурного катания. Хореографическая подготовка фигуристов в парном катании и спортивных танцах включает упражнения одиночного катания. В упражнениях танцевальных дуэтов доля их меньше, чем в парном катании. Фигуристам, выступающим в парном катании и имеющим высокий уровень мастерства в одиночном катании, следует уделять большое внимание специфическим парным упражнениям. Если отстает индивидуальное мастерство одного из партнеров, необходимо обратить основное внимание на устранение этого крупного недочета. Важно в процессе занятий в зале в парном катании и танцах совершенствовать способность к синхронному выполнению движений, скатанности. Особое место в подготовке дуэтов парного катания отводят разучиванию различных поддержек, специфических упражнений парного катания (парных спиралей, вращений, обводок и пр.). Обязательные упражнения являются базой, на которой строится и развивается все многообразие движений фигуристов. Элементы обязательных упражнений важны и для других видов фигурного катания, потому что они являются элемента программ этих видов, воспитывают правильную осанку, развивая сложную двигательную координацию и умение дозировать мышечные усилия.
Цель исследования: совершенствование технического мастерства у юных фигуристов 11-12 лет.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика улучшит технику исполнения основных элементов и будет способствовать качественному выполнения основных базовых элементов на соревнованиях.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных фигуристов.
Предмет исследования: методика совершенствования технического мастерства у юных фигуристов 11-12 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методику технической подготовки у юных фигуристов 11-12 лет в ГАУ «СШОР №1» Тольяттинского отделения.
2. Разработать и внедрить экспериментальную методику совершенствования технического мастерства юных фигуристов 11-12 лет.
3. Определить влияние экспериментальной методики на технику выполнения основных элементов на льду у юных фигуристов 11-12 лет.
Новизна работы: экспериментальная методика совершенствования технического мастерства у юных фигуристов 11-12 лет осуществлялась средствами общефизической подготовки и работе над техникой выполнения основных элементов на льду.
Практическая значимость: результаты педагогического исследования внедрены в практику подготовки юных фигуристов 11-12 лет в ГАУ «СШОР №1» Тольяттинского отделения.
В заключении исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. В настоящее время в фигурном катании исполняются сложные элементы, для овладения которыми необходима высокая техника исполнения, чтобы осваивать такую технику необходимо качественное владение базовыми элементами на начальных этапах обучения. Многие из элементов во время обучения фигурному катанию могут показаться организму непривычными. На непривычную работу и новые движения мышцы могут отзываться сопротивлением, болью и даже судорогами, сигнализируя о том, что такие позы и движения для организма совершенно новы, поэтому чтобы научиться фигурному катанию, требуется длительное время.
2. Основной объем часов включал общефизическую и техническую подготовку. Внеледовая подготовка в ходе педагогического эксперимента включала в себя: акробатические, гимнастические, хореографические упражнения, общеразвивающие упражнения. Техническое мастерство юных фигуристов определяли по баллам, оценивая качество и правильность выполнения основных элементов фигурного катания на льду. Хорошие результаты мальчиков и девочек экспериментальной группы объясняются рациональной последовательностью обучения и уверенным владением техникой катания на коньках.
3. Увеличение объема занятий по хореографии с ребятами экспериментальной группы так же положительно влияло на результаты юных фигуристов экспериментальной группы, они больше времени уделяли занятиям хореографией и показали хорошие результаты в техническом исполнении основных элементов фигурного катания. Также данное наблюдение показало, что экспериментальная группа хорошо владела всеми техническими элементами, но с художественной стороны она отличалась от группы контрольной, именно с точки зрения хореографической подготовки (общие результаты спортсменов оказались выше). Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что повышенный акцент на художественное исполнение и увеличение объема занятий по хореографии имел положительный результат в исполнении программ юных фигуристов. Данную методику совершенствования технического мастерства юных фигуристов можно рекомендовать тренерам по фигурному катанию для использования в учебно- тренировочном процессе.
1. Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения: учебник / И. С. Барчуков. - Москва: КНОРУС, 2014. - 304 с.
2. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2015. - 272 с.
3. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография - Москва: Советский спорт, 2013. - 216 с.
4. Григорьева, И.И. Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса / И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног. - Москва , 2016. - 296 с.
5. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений - Москва: Советский спорт, 2015. - 178 с.
6. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
7. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. - 160 с.
8. Жуков, Р.С. Основы спортивной тренировки.- Кемерово: КемГУ, 2014.
- 110 с.
9. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт / Б. Кафка, О. Йеневайн.
- Москва: , 2016. - 176 с.
10. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта [Электронный ресурс]: справ. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2009. - 272 с.
11. Менхин, А.В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика учеб. пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Электрон. дан. - Москва: Физическая культура, 2007. - 160 с.
12. Мясникова, Т.И. История и основы методологии научных
исследований в спорте: учеб. пособие - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 243 с.
13. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Ю. Никитин. - Электрон. дан. - Санкт- Петербург : Лань, Планета музыки, 2018. - 520 с.
14. Пожарова, Г.В. Современные проблемы физиологии физического воспитания и спорта: учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Электрон. дан. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. - 201 с.
15. Пономарев, В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 160 с.
16. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева [и др.]. - Москва: ФЛИНТА, 2012. - 153 с.
17. Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие - Москва: Советский спорт, 2011. - 200 с.
18. Семенова, Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учеб. пособие - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 104 с.
19. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Электрон. дан.
- Москва: Советский спорт, 2014. - 264 с.
20. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие - Электрон. дан. - Москва : , 2015.
- 96 с.
21. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - Электрон. дан. - Москва, 2016. - 352 с.
22. Цорн, А.Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 с.
23. Шиндина, И.В. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.В. Шиндина, Е.А. Шуняева. - Электрон. дан. - Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. - 203 с.
24. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: учеб. пособие [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 244 с.