Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Понятие взяточничества как вида коррупционных преступлений
1.1. История развития законодательства об ответственности за взяточничество 9
1.2. Понятие взяточничества и посредничества во взяточничестве по российскому законодательству 16
1.3. Ответственность за взяточничество и посредничество во взяточничестве по законодательству зарубежных стран 24
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых путем взяточничества
2.1. Получение взятки (ст. 290 УК РФ) 28
2.2. Дача взятки (ст. 291 УК РФ) 32
2.3. Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) 34
2.4. Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) 50
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Актуальность исследования. В последние годы тема коррупции приобрела особую актуальность.
Ядро коррупции - преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Сотрудниками органов внутренних дел в 2016 году было выявлено 93 тысячи преступлений экономической направленности, что составило 86% от общего количества преступлений данной категории1.
Кроме того, по сравнению с январем - февралем 2016 года в январе-феврале 2017 г. на 12,3% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 23,4 тысячи таких преступлений. Их удельный вес, в общем числе зарегистрированных, составил 7,6%2.
Средний размер взятки в России в 2016 году вырос на 75% в годовом выражении и составил 328 тысяч рублей, это на 75% больше, чем было в 2015 году. Но часто незаконные вознаграждения намного крупнее3.
За 2016 год количество выявленных ведомством крупных коррупционных преступлений выросло на 21%, ущерб от них в целом составил почти 43 млрд. рублей. С каждым годом коррупционные схемы совершенствуются4.
Появляются новые методы конспирации, видоизменяются предмет взятки и способы её передачи. Всё чаще используются так называемый удалённый доступ, офшоры, аффилированные через третьих лиц фирмы, различные электронные платёжные системы, взятки в виде услуг нематериального характера, факты получения которых доказать гораздо сложнее.
В 2016 году подразделения службы выявили 69 тысяч преступлений экономической направленности, размер материального ущерба по уже оконченным уголовным делам составил 298 млрд. рублей, что на 37% больше, чем годом ранее. Возмещение ущерба при этом было обеспечено на сумму более 108 млрд. рублей, то есть на 23% больше в годовом выражении5.
Значительная часть этих преступлений совершается муниципальными служащими. Как отмечают исследователи, коррупция на муниципальном уровне зачастую воспринимается большинством населения как обычное явление, что оказывает разлагающее влияние на все стороны местного сообщества и государства в целом.
Степень разработанности исследования. Вопросам взяточничества посвящено много работ юристов-правоведов.
Так проблемы взяточничества рассматривались в трудах таких видных ученых, как: Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.С.Горелик, Б.В. Здравомыслов, Н.С.Таганцев, А.А. Пионтковский, А.Н. Трайнин, П.С.Яни и других авторов.
Объектом исследования является сфера общественных отношений, в рамках которых совершается взяточничество и реализуются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение и дачу взятки.
Предмет исследования включает уголовно-правовой аспект борьбы со взяточничеством, охватывая законодательство об ответственности за получение и дачу взятки, научные труды, посвященные данной проблеме и законодательную базу борьбы с дачей и получением взятки, практические наработки в области квалификации данных деяний, а также деятельность правоохранительных органов в этой сфере.
Цель бакалаврской работы заключается в теоретическом решении проблемы о природе и механизме действия уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за дачу и получение взятки, для пресечения и искоренения из жизни общества всевозможных проявлений коррупции, включая взяточничество, и совершенствовании на этой основе законодательства об ответственности за названные преступления и практики его применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• провести ретроспективных анализ законодательства об ответственности за взяточничество
• дать понятие взяточничества по российскому законодательству;
• рассмотреть ответственность за взяточничество по законодательству зарубежных стран;
• провести уголовно-правовой анализ преступлений, совершаемых путем взяточничества.
Теоретическая основа исследования составили источники отечественного уголовного законодательства, русское дореволюционное законодательство, уголовное законодательство некоторых зарубежных стран, труды российских и зарубежных ученых в области уголовного права и статистики и т.д.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, регламентирующее уголовно-правовую сферу изучаемых общественных отношений, касающихся, в частности, получения и дачи взятки. В работе использованы постановления и определения Пленумов Верховного Суда и РФ, и бывшего СССР.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списки используемой литературы.
Таким образом, результатами проведенного исследования являются следующие вводы.
Коррупция - это социальное явление, нарушающее нормальную работу государственных и частных структур и создающее препятствия для качественного развития общества. Ведь не зря в большинстве нормативно-правовых актов стран мира это явление считается уголовно наказуемым. Конвенцию о борьбе с коррупцией разработала даже ООН. Страны восточной Европы давно находятся среди лидеров мира по уровню коррумпированности социальных и политических институтов. Сама по себе, коррупция - очень широкое понятие. Это и продвижение родственника по службе, и плата за то, чтобы ребенка взяли в школу, и льготы отдельным лицам на кредит, и еще много-много различных, часто непохожих ситуаций. Самым распространенным ее видом является взятка, а одной из молодых разновидностей этой «социальной болезни» называют коммерческий подкуп.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ уточнил основания ответственности за взяточничество. Если ранее согласно ч. 1 ст. 290 УК РФ запрещаемое деяние состояло в получении должностным лицом взятки лично или через посредника, то новая редакция нормы дополнена фразой «(в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу)».
Получение взятки всегда считалось по определению корыстным преступлением. Согласно позиции высшего судебного органа, пишет П. Яни, преследуемая взяткополучателем корыстная цель предполагает обогащение за счет взятки самого этого чиновника, его родных или близких.
Следует отметить, что четкое представление об элементах уголовно-правовой характеристики дачи взятки является непременным условием полного, всестороннего и объективного расследования данного вида преступлений, а также необходимо для оптимизации уголовного закона в соответствующей части.
Среди ученых не раз поднимался вопрос о целесообразности закрепления в уголовном законодательстве поощрительной нормы, которая давала бы возможность освобождения посредника от ответственности в случае добровольного заявления о посредничестве во взяточничестве.
Таким образом, на основании вышеизложенного предлагаем сформулировать ч. 1 от. 291 УК РФ следующим образом: «Посредничество во взяточничестве, то есть содействие в достижении либо реализации соглашения между взяткодателем и взяткополучателем о получении и даче взятки - наказывается...» (далее — по тексту).
Основным преимуществом указанного подхода является разрыв акцессорных связей между ответственностью посредника и сторон подкупа. Посредничество во взяточничестве будет считаться оконченным с момента совершения любых действий, направленных на содействие в достижении либо реализации соглашения сторон подкупа, вне зависимости от того, состоялся такой подкуп или нет.
Поставленные проблемы и открытые вопросы, сделанные замечания не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что новая норма в полной мере соответствует криминальным реалиям современной действительности. Достижение положительных результатов в борьбе с проявлениями бытовой коррупции возможно, на наш взгляд, при условии дальнейшего совершенствования института ответственности за мелкие общественно вредные деликты. Криминологам, представителям административно-правовых отраслей, законодателям, представителям общественных и иных заинтересованных институтов, на наш взгляд, следовало бы обсудить возможность переноса в будущем норм об ответственности за мелкое взяточничество в тексты актов об административно-правовых деликтах или уголовных проступках.
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. [Текст] // Российская газета. - 1993. - №
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 07.02.2017) [Текст]// Собрание законодательства. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы // Российская газета. - 2016. - 13 апреля.
2. Учебная и специальная литература
4. Агыбаев, А.Н. Ответственность должностных лиц за служебные преступления [Текст]/ А.Н. Агыбаев. - Алматы, 1997. - 244 с.
5. Алексеева, А.П., Иванов, А.С. Обзор изменений в антикоррупционном законодательстве [Текст] / А.П. Алексеев, А.С. Иванов // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 91-96.
6. Акимова, Н.В. Истоки коррупции и особенности борьбы с ней в России 19-20 веков [Текст] / Н.В. Акимова// История государства и права. - 2008. - № 8. - С. 12-14.
7. Аникин, А.А. Взяточничество как коррупционное преступление и меры противодействия ему [Текст] : Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / А.А. Аниакин. - Владивосток, 2009. - 112 с.
8. Анциферов, К. Взяточничество в истории русского законодательства [Текст] / К. Анциферов. - СПб, 1884. - 234 с.
9. Безверхов, А.Г. О предмете взяточничества и коммерческого подкупа [Текст] / А.Г. Безверхов// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2013. - № 2 (14). - С. 90-93.
10. Беляев, И.Д. История русского законодательства [Текст] / И.Д Беляев. - СПб., 1999. - 342 с.
11. Большаков, В.В. Как лечат коррупцию в России [Текст] / В.В. Большаков // Преодоление коррупции -главное условие утверждения правового государства: межведомственный научный сборник. Т. 1. - М., 2009. - С. 211218.
12. Борков, В. Квалификация незаконного сбора начальником денежных средств с подчиненных [Текст] / В. Борков // Уголовное право. - 2015. - № 6. - С. 4 - 9.
13. Босхолов, С.С. Борьба с коррупцией: мифы и реальность, надежды и перспективы [Текст] / С.С. Босхолов // Криминологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 60.
14. Бражник, С.Д., Кузнецов, С.В. О нормативной модернизации уголовной ответственности за взяточничество в Уголовном кодексе Российской Федерации [Текст] / С.Д. Бражник, С.В. Кузнецов // Юридическая наука. - 2014. - № 1. - С. 65-67.
15. Водолеев, Г.С. Коррупция. Хроника региональной борьбы [Текст] / С.Г. Водолеев. - СПб., 1995. - 298 с.
...