Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЭКОНОМИКЕ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

Работа №115070

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса 9
1.2 Ознакомление детей с экономикой в теории дошкольного образования 15
1.3 Сказки, их роль в развитии у детей познавательного интереса к экономике 20
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике 25
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок 36
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике 43
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Протокол проведения диагностических заданий констатирующего эксперимента 57
Приложение В Предметные и сюжетные картинки с изображением экономических категорий 58
Приложение Г Предметные картинки для проведения диагностического задания «Заработанные деньги» 59
Приложение Д Предметные картинки для сказки «Муха-Цокотуха» 60
Приложение Е Этапы формирующего эксперимента 61
Приложение Ж Протокол проведения диагностических заданий контрольного эксперимента 62
Приложение И Авторская сказка «Мышка и ее магазин игрушек» 63
Приложение К Авторская сказка «Сказка о семье котов» 64
Приложение Л Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов 66

Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса к экономике становится актуальной на данный период времени. Ученые уделяют большое внимание изучению психологических основ познавательного интереса дошкольников (Л.А. Венгер), этапов развития интереса у дошкольников (И.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постникова).
Известны разные объекты действительности, к которым дети дошкольного возраста проявляют познавательный интерес. Для настоящего исследования интерес представляет такой объект как экономика, мир экономики, экономические понятия. В последние годы значение имеет экономическое воспитание детей (Л.Н. Галкина, Б.Т. Лихачев, Е.А. Сидякина, А.Д. Шатова). Ученые считают, что экономическое воспитание необходимо осуществлять в период дошкольного возраста, что в свою очередь обеспечивает развитие у детей предпосылок финансовой грамотности (разумно обращаться с деньгами, вести бюджет и так далее).
Большое внимание уделяется выбору средств, форм и методов работы по приобщению детей к миру экономики. Более доступным средством, на наш взгляд, является сказка. Сказка - это хороший способ благоприятно воздействовать на ребенка. Она дает детям новые знания о первых представлениях о времени и пространстве, о взаимосвязях человека с окружающим, о предметном мире.
Благодаря сказке, у детей развиваются «экономические» качества личности, усваиваются экономические понятия, подчеркивают О.И. Меньшиков, Т.Л. Попова, Э. Успенский.
Проблема развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок недостаточно изучалась. При выборе возраста опирались на исследования О.Е. Люнгрин, она доказала, что дети среднего дошкольного возраста могут осваивать элементарные экономические понятия.
В итоге, мы можем определить противоречие между:
• необходимостью развития у детей среднего дошкольного возраста познавательного интереса к экономике и недостаточностью рассмотрения его в практике дошкольных образовательных организаций;
• необходимостью использования сказок как средства развития познавательного интереса к экономике и недостаточной разработанностью содержательных аспектов данного процесса.
Для разрешения данного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности использования сказок в процессе развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить возможность использования сказок как средства развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике.
Предмет исследования: развитие у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок возможно, если:
• раскрыты содержательные характеристики познавательного интереса у детей 4-5 лет к экономике;
• определены показатели оценки уровня развития познавательного интереса у детей 4-5 лет к экономике;
• подобраны и разработаны сказки, ориентированные на проявление интереса к экономическим понятиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок, выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Определить показатели, диагностические задания и уровни развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок.
3. Подобрать и разработать сказки экономической направленности и изучить их результативность как средства развития у детей 4 -5 лет познавательного интереса к экономике.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о развитии познавательного интереса (И.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, А.Ю. Козлова, Н.Г. Морозова, К. Постникова, Л.С. Рубинштейн, Д. Фрейд);
• положения об экономическом воспитании детей дошкольного возраста (Л.Н. Галкина, Е.А. Сидякина, А.Д. Шатова);
• идеи о роли сказок в образовании детей дошкольного возраста (О.И. Меньшиков, Т.Л. Попова, Э. Успенский).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (беседы, наблюдения и непосредственно эксперимент);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод математической и статической обработки результатов исследования в диаграмме и таблиц).
Экспериментальная работа: ГБОУ лицей с. Хрящевка СПДС «Золотой колосок» Самарская область м. р. Ставропольский.
В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в:
• разработке авторских сказок экономической направленности, их использования как средства развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• уточнении показателей и уровней развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в практике дошкольной образовательной организации диагностических материалов для изучения уровня развития познавательного интереса к экономике, а также содержания образовательной работы по использованию сказок экономической направленности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 10 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц, 2 рисунка. Основной текст изложен на 55 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализа психолого-педагогических исследований свидетельствует, что проблема развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок имеет актуальность и в настоящее время.
Проявление познавательного интереса для ребенка как увлекательный процесс, побуждает его к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности. Познавательный интерес является условием подготовки ребенка к будущему. Познавательный интерес способствует приобретению новых знаний, представлений и умений их реализовывать в поведении и деятельности. Проблемой развития познавательного интереса у детей занимались: А.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Г.И. Щукина и многие другие ученые.
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень развития у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике. Диагностика показала, что 35% детей имеют низкий уровень, 45% - средний уровень и 20% детей высокий уровень развития познавательного интереса к экономике. Дети не проявляют интерес к экономике. Не имеют представления о деньгах, семейном бюджете, о потребностях, труде и профессиональной работе взрослых.
Исследование расширило понятие «познавательный интерес к экономике» рассматривая его как действия детей, направленные на реализацию интереса в познании экономической сферы.
Формирующий эксперимент доказал, что уже в среднем дошкольном возрасте можно расширять представления детей об экономических понятиях, таких как деньги, семейный бюджет, покупка, потребности человека, труд . Интерес представляют сказки как результативное средство развития познавательного интереса у детей 4-5 лет к экономике. С помощью сказок, возможно, познакомить детей с экономикой, расширить знания об экономической сфере.
Контрольный эксперимент показал, что после проведенной специально организованной работы по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к экономике посредством сказок, уровень детей существенно вырос. Показатель высокого уровня развития познавательного интереса к экономике увеличился на 10%, а показатель низкого уровня уменьшились на 20%.
У детей проявился познавательный интерес к экономике. Русские народные сказки помогли детям понять, что такое деньги, покупка, копилка, авторские сказки познакомили с семейным бюджетом, потребностями и трудом взрослых. Дети рассказывали родителям об экономических категориях, просили в домашних условиях организовать и провести игры на экономические темы. Изменилась позиция воспитателей, они проявили интерес к формам и методам работы по развитию познавательного интереса к экономике посредством сказок, а также принимали активное участие в организации процесса деятельности.
Таким образом, задачи исследования решены, цель выполнена и гипотеза подтверждена.


1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2010. 233 с.
2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка. М.: Питер, 2011. С. 161-162.
3. Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. 2011. №8. 67 с.
4. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: URL: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/vospitanie-poznavatelnyh-interesov-u-detei-starshego- doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 12.10.2020).
5. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. 1009 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2012. 114 с.
7. Галкина Л. Н. Экономика для детей. Челябинск.: Издательство «Цицеро», 2013. 113 с.
8. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста // учебно-методическое пособие. М.: Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 88 с.
9. Жуйкова Т. П. Теоретические подходы в экономическом воспитании. М.: Новация, 2016. С.109-110.
10. Играем в экономику: сборник игр по экономике [Электронный ресурс]: Ридецкая В. Электронный сборник. Коряжма, 2020. URL: http://teremok7.ru/images/2020/ekonomika.pdf (дата обращения 05.03.2021)
11. Козлова Е. Н., Савина Н. А. Использование сказки при развитии познавательных способностей [Электронный ресурс]: URL: https://urok.1sept.ru/articles/527850 (дата обращения 03.02. 2021)
12. Кофтун Г. А. Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Гомель, 2018. 32 с.
13. Лихачев Б. Т. Введение в теорию историю воспитательных возможностей. М.: Самара, 2012. 257 с.
14. Люнгрин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 349-351. URL: https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения 12.05.2021).
15. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 28. С. 209-211. URL: https://e-koncept.ru/2016/56519.htm (дата обращения: 17.11. 2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ