Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Содержание процесса подготовки хоккеистов 7
1.2. Характеристика проявления быстроты в спортивной деятельности 12
1.3. Виды проявления скоростных способностей хоккеистов 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 26
3.2. Методика совершенствования компонентов быстроты у юных хоккеистов 10-11 лет 29
3.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность. Соревнования по хоккею отличаются особой зрелищностью, высоким динамизмом и мотивацией, эмоциональной насыщенностью и разнообразием игровых действий, обеспечивая популярность и вызывая все больший интерес болельщиков к хоккейным поединкам. Общепризнано, что отечественная школа хоккея и научно-методическое обоснование целостной концепции методики подготовки занимает ведущие позиции в мире. Наиболее важным ее достижением является разработка методики подготовки хоккеистов высокой квалификации. Это является продуктом обобщения и трансформации основных положений спортивной науки и обобщение передового практического опыта [2,3,10,11,12]. Полноценная реализация в практику подготовки хоккеистов высокой квалификации позволяла нашим командам победить противника в соревнованиях самого высокого уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира, и др.) и быть сильнейшими в мире. Вместе с тем для современного этапа развития мирового хоккея характерно выравнивание класса игры сборных команд различных стран (за счет подтягивания относительно слабых) и обострения конкурентной борьбы за мировое лидерство [16,35].
Важнейшая часть подготовки хоккеистов — развитие основных физических и воспитание морально-волевых качеств, которые необходимы для гармоничного физического развития, поддержания высокого уровня здоровья и достижения спортивного успеха. Уровень развития физических качеств является фундаментом для высоких спортивных результатов. [35,36] Для достижения этого, необходимо систематически воздействовать на организм при помощи физических упражнений на все органы и системы организма. Из указанных разнообразных групп упражнений особенно подходят для этой цели общеразвивающие. В зависимости от избранного вида спорта общая физическая подготовка должна иметь специфическую направленность: укрепить органы и системы применительно к требованиям специализации [32].
Физическим упражнениям принадлежит главная роль в процессе общей физической и специальной физической подготовки. Упражнения используются для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости в определенных внешних условиях, в соответствии с задачами тренировки и индивидуальными возможностями хоккеистов.
Объект исследования: процесс физической подготовки хоккеистов.
Предмет исследования: методика совершенствования компонентов быстроты у юных хоккеистов.
Цель исследования: повышение уровня физической подготовленности у юных хоккеистов 10-11 лет.
Гипотеза исследования состояла в том, что использование специальных упражнений направленных на совершенствование компонентов быстроты будет способствовать повышению уровня развития данного качества и физической подготовленности юных хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности требований к физической подготовленности хоккеистов.
2. Разработать методику совершенствования компонентов быстроты у юных хоккеистов 10-11 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Научная новизна:
• разработана методика, направленная на совершенствование компонентов быстроты у юных хоккеистов;
• экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной методики на специальную физическую подготовку юных истов.
Практическая значимость. Результаты исследования позволяют улучшить специальную физическую подготовку юных хоккеистов. Данная методика может быть рекомендована для подготовки хоккеистов в различных клубах, а также ДЮСШ и СДЮШОР.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБУДО КСДЮСШОР №13 «Волгарь» в г. Тольятти.
Реализация разных тренирующих методик в обеих группах в разной степени воздействовала на увеличение предельной скорости бега, являющейся ведущим критерием скоростных способностей. Использование на практике созданных методов воздействовало на существенный рост общего эффекта тренировки в развитии скоростных качеств. За время испытания непосредственное применение данной методики давало высокий темп положительной динамики элементарных и целостных действий, которые характеризуют скоростные качества у юных хоккеистов экспериментальной группы.
1. Развитие скоростных способностей и скоростного потенциала невозможно без методичных педагогических воздействий, что отрицательно сказывается на будущем спортсмена - недостаточно развитые скоростные способности мешают успешной игровой и соревновательной деятельности.
2. Повышение необходимого уровня мастерства юных хоккеистов достигается достаточно эффективно благодаря использованию разработанной методики развития скоростных способностей в течение периода начальной спортивной подготовки. Именно такой подход позволяет расти индивидуальному мастерству, создает почву для командных успехов, которые являются высокими спортивными достижениями.
3. По окончанию педагогического эксперимента был получен положительный результат по следующим показателям:
• скоростная выносливость «бег 300 метров» - 6,5% (улучшение времени выполнения теста на 4,2 секунды);
• специальные скоростные способности тесты: «36 метров пробегание на коньках лицом вперед» - увеличение показателей экспериментальной группы на 5,7 % (улучшение времени выполнения теста на 0,34 секунды);
• специальные скоростные способности тесты: «36 метров пробегание на коньках спиной вперед» - увеличение показателей экспериментальной группы на 5,9 % (улучшение времени выполнения теста на 0,47 секунды);
• «прыжок в длину с места» - 9,2% (увеличение длины прыжка на 17 см);
• «сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание)» - 6,8% (увеличение количества отжиманий на 2,2 раза);
• «челночный бег 3 по 10 метров (с.)» - 7,6 % (улучшение времени выполнения теста на 0,65 секунд);
• «слаломный бег с шайбой» время уменьшилось на 0,4 секунды (1,3%);
• «слаломный бег без шайбы» время уменьшилось на 0,7 секунд (2,5%).
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале эксперимента, что использование специальных упражнений направленных на совершенствование компонентов быстроты будет способствовать повышению уровня развития данного качества и физической подготовленности юных хоккеистов, на начальном этапе спортивной тренировки.
1. Аракемян, Е.Е. Быстрота и методика ее развития/ Е.Е. Аракемян, Ю.Н. Примаков. - М.: ГЦОЛИФК, 1993.
2. Балтрунас М.И. Теория и методика обучения физической культуре [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Балтрунас М.И., Быченков С.В.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.- 135 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
4. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
5. Волков И.П. Теория и методика обучения в избранном виде спорта [Электронный ресурс]: пособие/ Волков И.П.- Электрон. текстовые данные.- Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015.- 196 с.
6. Воспитание силы и быстроты [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Л.А. Аренд [и др.].- Электрон. текстовые данные.- Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.- 177 с.
7. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 138 с.
8. Джус, О.И. Исследование влияния упражнений различной направленности, их объем и интенсивности на развитие качества быстроты у футболистов высших разрядов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ О.И. Джус. - ТГИФК. - Тарту, 1983. - 24 с.
9. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 57 с.
10. Егошина, И.Л. Методология научных исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Л. Егошина. - Электрон. дан. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2018. - 148 с.
11. Железняк, Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта/: Автореф. дис. ... доктор пед. наук/ Ю.Д. Железняк. - ГЦОЛИФК. - М., 1981. - 48 с.
12. Зайцев В.К. Технологии тренировки функциональных систем организма хоккеиста. Теория и практика профессионального спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Зайцев В.К.- Электрон. текстовые данные.- М.: Академический Проект, 2015.- 222 с.
13. Зациорский, В.М. Связь между физическими качествами и техникой движения спортсменов: Методическое письмо/ В.М. Зациорский // ГЦОЛИФК им. В.И. Ленина, 1989. - С.8-14.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 200 с.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. 2-е изд-е - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 200 с.
...