Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дискуссии по вопросу реализации внешней политики и безопасности в польском обществе в XXI веке (Волгоградский государственный университет)

Работа №115047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ 17
1.1 Научные и теоретические подходы к изучению внешней политики Польши 17
1.2 Методологические подходы к изучению дискуссии по реализации внешней политики Польши 25
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ 32
2.1 Основные направления внешней политики Польши 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70

Актуальность темы исследования. Роль дискуссий по вопросам реализации внешней политики Польши на современном этапе развития международных отношений, демонстрирует научно-теоретическую и научно-практическую значимость.
Дискуссии по вопросам внешней политики и безопасности играют важную роль в создании и регулировании базовых направлений во внешней политике того или иного государства. При этом активно используется исторический дискурс. Незыблемые представления о «вечности» государства как социального института в условиях глобализации подвергаются значительным трансформациям. Смена исторической эпохи, абсолютно новый характер политических преобразований обусловливают актуальность исследования эволюции содержания дискуссий в польском обществе.
Актуальность изучения значения дискуссий во внешней политике Польши обусловливается множеством факторов. В первую очередь, данная тема касается формирования и эволюции «многослойной» государственной политики Польши в области безопасности и обеспечения национальных интересов. Трансформация курса внешней политики Польши в последнее время иллюстрирует сильное влияние на изменение подходов к трактовке событий, то есть можно заметить рост взаимовлияния между внешней политикой государства и интерпретацией её реализации. Все это обеспечивает влияние на взаимоотношения Польши с другими странами и трактовку внешнеполитических явлений для других государств.
Так, дискуссии по вопросам реализации внешнеполитических аспектов можно назвать одним из важных демократических инструментов, так как они позволяют интегрировать не имеющие отношения к политике структуры общества в политический процесс. Здесь понимание целей Польши, также значения и особенности дискуссий обретает значимый вес для внешнеполитического процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Сегодня многие ученые анализируют как проблематику внешнеполитических дискуссий в целом, так и особенности современной внешней политики Польши.
Внешнеполитические амбиции руководства Польши исследователи рассматривают в широком историко-культурном контексте, связанном с памятью польской элиты о многовековом политическом и культурном доминировании Польши в Восточной Европе. Авторов, исследующих данный вопрос, не так много, но стоит упомянуть Н. К. Арбатову, В. П. Гутника, Е. С. Хесина, С. П. Глинкину, Н. В. Куликову, Н. А. Нарочницкую, И. И. Орлика, Н. В. Фейт и Л. Н. Шишелину .
Российский исследователь Д. В. Сергеев уделяет большое внимание именно процессу выработки внешней политики, тем дискуссиям, которые сопровождали этот процесс .
Знания о том, как принципы внешней политики реализовывались на практике, что позволило понять исходные мотивы действий Польши в международных делах обстоятельно отражены в работах польских и российских исследователей .
Дискуссии, касающиеся реализации внешней политики Польши и их место во внешней политике считается одной из малоизученных тем. Понятие «дискуссии» и «элитологии» в понимании Польши редко исследуется российской стороной, но в виде исключений существуют работы, статьи Л. С. Лыкошиной, Д. А. Звягиной, Д. И. Полывянного, Ю. О. Седякина, Д. В. Сергеева . Авторы понимают «дискуссию» как попытку влиять на принятие государственными структурами внешнеполитических решений как со стороны внутренних правительственных групп, так и со стороны этнических и иностранных лобби. Здесь речь идет о внешнеполитических решениях государств, которые имеют более широкий спектр влияния, чем решения по внутренним вопросам, так как затрагивают других участников международного сообщества .
Под «дискуссиями» понимают неотъемлемый элемент в государственной политике, инструмент достижения целей и задач на разных уровнях власти во всех странах. В первую очередь это конкретные институты государственной власти, уполномоченные на осуществление внешнеполитического курса страны. Так, несовпадение политической ориентации главы государства и парламентского большинства в целом во всех постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы имеет свое выражение в особенностях процесса принятия решений как в области внутренней, так и внешней политики. Несмотря на это, именно через неотъемлемый процесс дискуссий по вопросам внешней политики существует возможность каким-либо образом исключить или минимизировать негативное влияние несовпадения политической ориентации президента и правительства на управление внешнеполитическими процессами. Работы, посвященные вопросу принятия внешнеполитических решений и его предпосылках, существуют, но до сих пор не было описано его понимание с точки зрения влияния на него дискуссий в польском обществе.
Таким образом, исследователи не решили проблему влияния диалога по вопросам внешнеполитических действий на различных уровнях на реализацию внешней политики Польши.
Объектом нашего исследования выступает внешняя политика Польши.
Предметом исследования является дискуссия, развивающаяся в польском обществе, по вопросам реализации внешней политики страны.
Цель исследования: определить эволюцию содержания дискуссий в польском обществе о проводимой ее руководством внешней политике и политике безопасности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• определить теоретические подходы к изучению внешней политики Польши;
• установить методологические подходы к изучению дискуссии по внешней политике;
• установить направления внешней политики Польши;
• определить направления актуальной дискуссии по реализации внешней политики Польши.
Хронологическими рамками исследования является период с мая 2004 г. по февраль 2022 г. Выбор нижней границы исследования обусловлен вступлением Польши в ЕС, которое состоялось 1 мая 2004 г. Это событие изменило международный статус страны и неизбежно повлекло за собой изменение ее внешней политики и политики безопасности. Выбор верхней границы исследования обусловлен другим важным событием – началом проведения Россией специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 года, вылившееся в полноценное глобальное противостояние России с коллективным Западом. Это событие послужило своеобразным историческим рубежом, перешагнув который мир вошёл в новую международную эпоху.
Теоретико-методологические основы работы. Проблематика дискуссий занимает важное место в трудах многих государств. Основателем исследований дискуссий считается политолог О. Холсти , изучивший роль общественного мнения в сфере внешней политики. Осмысление феномена дискуссий и их влияния утвердилось в теоретической школе либерализма благодаря работам О. Холсти, который превратил общественное мнение в объект политологического исследования. По его мнению, элита все более консолидируется и дистанцируется от общества, становится все более гомогенной. Автор убежден, что это обусловлено тем обстоятельством, что в Польше помимо официального механизма управления государством существует и другой, неофициальный механизм. Благодаря его действию, местные элиты действуют исключительно для собственного блага и совершенно бесконтрольно. Этап работы по исследованию элитологии связан с работами таких авторов, как И. Панкова, Б. Добек-Островска, М. Жмигродский . В России изучение этого вопроса связано с И. И. Жуковским. В частности, автор сопоставляет общественные дискуссии и внешнеполитическую деятельность, кроме того выделяет теоретические аспекты элиты и ее основные составляющие как социально-политического института, а также раскрывает важнейшие аспекты этнической и иностранной элитологии и затрагивает вопрос польской элиты. Исследователь рассматривает политические изменения в Польше, связанные с ликвидацией монополии на осуществление власти одной политической силой (Польской объединенной рабочей партией), которые «послужили стартом в сложном и неконтролируемом водовороте обновления политической, экономической, культурной и научной элиты страны» .
По мнению Д. Хигли подход, основанный на исследованиях элитогенеза, позволил заметить, что основным объектом воздействия в современной мировой политике, управление которым гарантирует стабильную смену режима и управляемый транзит, является политическая элита, а также гражданское общество . Согласно данному подходу, в современной мировой политике основным объектом безопасности и секьюритизации должна быть политическая элита . Секьюритизация политической элиты может рассматриваться в качестве необходимого условия обеспечения суверенитета на уровне локальной цивилизации. Ещё один подход отражен в мыслях К. Уайта, также занимавшегося изучением элитогенеза. Согласно его теории, в условиях тектонических сдвигов в современной политической архитектуре мира, источник акторности в мировой политике естественным образом смещается от структур к агентам, то есть «от политических институтов к политическим элитам» . В рамках открытых политических режимов элиты, вооруженные современными инструментами информационного воздействия, за более длительное время могут трансформировать ценностно-культурную модель изнутри. Так, современная правящая политическая элита страны оказывает прямое воздействие на все группы факторов, составляющих политический процесс . Этот подход позволяет установить взаимосвязь элит и процесса принятия политических решений, где в свою очередь, происходит трансформация политических целей и задач.
Если говорить о теоретических подходах к изучению влияния дискуссий на внешнюю политику, то в качестве методологии исследования выступил подход Г. К. Ашина . Данный подход позволил отметить, что любая социальная форма деятельности влечет за собой разделение труда и разделение влияния, которое является функцией элиты. А внешнеполитические элиты, в свою очередь, имеют собственную классификацию и «подразделяются на политические, административные или бюрократические, элиты групп интересов, элиты средств массовой информации» .
Так же интерес представляла работа О. В. Гаман-Голутвиной, которая исследовала понятия “элитологии” и “групп давления” в рамках взаимодействия терминов, Л. С. Лыкошиной, изучившей особенности конструирования элитогенеза, И. Н. Тарасова и И. С. Яжборовской, которые исследовали проблему дискуссий как средства достижения целей в процессе принятия внешнеполитических решений и других .
Основным методом в работах И. Н. Тарасова и И. С. Яжборовской является ретроспективный анализ аргументации польскими политиками и политическими группами шагов при реализации курса внешней политики в отношении государств. Используя данный метод, можно заметить эволюцию внешней политики Польши с 1991 года.
Системный подход, применяемый в данной работе, позволяет расценивать Польшу как часть европейской демократической системы, прежде всего системы Европейского союза, которая проводит свою собственную внешнюю политику, где также происходит переговорной процесс и дискуссии на различных уровнях. Анализ дает возможность оценить адаптацию польской внешней политики к влиянию европейской ориентации, принципов и морали и выявить ее роль в формировании и контроле этого направления польской внешней политики.
Оценка внешнеполитических подходов основана на дискурс-анализе документов и выступлений чиновников Польши, а также анализе значимых публикаций в прессе. В названии выпускной квалификационной работы идет речь о влиянии феномена дискуссий, а также об использовании данного явления как инструмента внешней политики. Это не исключило толкований политических событий и процесса принятия решений через призму «реализма», где обращение к дискуссиям – это именно инструмент, а мнение поддается трансформации.
В качестве методов исследования выделим контент-анализ выступлений. Благодаря данному методу были обработаны заседания Сената Польши и Совета Министров, а также выступления высокопоставленных лиц. А также ивент-анализ, который позволил выделить этапы развития ситуации и проследить появление нового качества политического процесса как результата акций участников событий. Дискурс-анализ позволил проанализировать соотношения сил в польском обществе, при осуществлении которого формируется политическая элита и содержание диалогов в современной Польше, что дает возможность определить направления и основные темы актуальной дискуссии в вопросе реализации внешней политики страны, где ключевым вопросом является обеспечение безопасности и независимости Польши и восточноевропейских государств.
Источниковой базой исследования послужили:
• выступления и мемуары высших должностных лиц и политиков, опубликованные на страницах правительственных сайтов, в периодических изданиях министерства иностранных дел государства ;
• данные социологических опросов, представленные Центром исследования общественного мнения, Польской социологической ассоциации и Института общественного мнения ;
• информационные сообщения польских ресурсов ;
• результаты эмпирического исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. К важным итогам исследования можно отнести выявление инструментария в качестве членства в западных институтах с целью усиления международного положения страны, особенностей при которых Польша самостоятельно могла формулировать внешнюю политику в отношении других стран в своих целях, обстоятельств выбора стратегии внешней политики Польши, при которых требовалось противодействовать российской активности в странах ЦВЕ региона. Также удалось установить механизмы принятия решений польским руководством в областях субрегиональной и национальной безопасности, где особо внимание уделяется полномочиям правительства и министра иностранных дел, в частности, внешнеполитической роли президента. При рассмотрении специфики этих механизмов, в частности указывается на их потенциальную нестабильность в связи с многоуровневостью порядка принятия решений, а также недостаточно конкретным разграничением в Конституции Республики полномочий в области внешней политики между правительством и президентом, что, в свою очередь, создает поле для политических конфликтов между двумя институтами государственной власти. Анализ роли Польши во взаимодействии с европейскими структурами позволил проследить эволюцию польской внешней политики по мере европейской интеграции и влияние государства и международных политических элит и дискуссий на внешнеполитический курс.
2. В работе впервые была предпринята попытка рассмотрения разных аспектов влияния дискуссий на внешнюю политику Польши, то есть выявление динамики политического влияния с вычленением причинно-следственных связей. Исследование политической трансформации в контексте изучения типов рекрутирования и формирования политической элиты и содержания диалогов современной Польши дало возможность определить направления актуальной дискуссии в вопросе реализации внешней политики страны, где ключевым вопросом является обеспечение безопасности и независимости Польши и восточноевропейских государств от России, а именно польская элита декларировала в качестве первоочередных внешнеполитических задач вступить в западные институты, партийные лидеры и члены интеллектуальных сообществ в своей просветительской деятельности популяризировали мнение о том, что "Восточное партнерство" стоит понимать как приспособление к нормам «сожительства» народов восточной части континента, элитарные круги выступали за западную ориентацию польской внешней политики, что также позволило сформировать представление о дискуссии, как о средстве развития коммуникативных стратегий. Оценивание фактора воздействия дискуссий в польской внешней политике на сегодняшний день дало возможность рассмотреть эти связи как активно трансформирующийся фактор, оказывавший влияние на эти связи в разных формах и на разных уровнях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основные темы, которые поднимались в дискуссиях в отношении внешней политики и безопасности в польском обществе в исследуемый период претерпели лишь некоторые изменения, в целом оставшись прежними. Эти изменения зависели от целей, которые ставила перед собой политическая элита, партийной принадлежности личностей, участвовавших в процессе их реализации, конкретных условий международной обстановки. Эти же факторы формировали и особенности внешнеполитического курса страны на разных этапах истории ее членства в ЕС. Так, в течение первых лет членства в ЕС, а именно 2004-2007 гг., Польше было необходимо утвердиться в европейских структурах, зарекомендовать себя как надежного союзника, поэтому в выступлениях официальных лиц основное внимание уделялось взаимодействию Польши с ЕС и НАТО. Содержание дискуссий в области безопасности РП отражает вехи эволюции концептуальных основ политики безопасности Польши, происшедшей за исследуемый период. Так, изначально основным темой диалогов, определявшей политику безопасности Польши, была адаптация национальной политики безопасности Польши к европейским стандартам.
После утверждения Польши в структурах ЕС (2007-2012 гг.) основное место в выступлениях официальных лиц стали занимать темы энергетической безопасности, европейской солидарности, активизации политики соседства.
По мере появления нового материала для дискуссий и целесообразности вплетения в обсуждение повестки дня более актуальных вопросов обеспечения безопасности, а также нарастания мирового политического кризиса (2014-2022 гг.) польские политики все чаще говорили о необходимости сотрудничества в рамках региональных организаций, таких как Веймарский треугольник и Вишеградская группа, расширении двусторонних связей Польши. Чиновники видят здесь особые возможности объединения сил, поскольку Польша рассматривает Германию и Францию в качестве своих ключевых политических и экономических партнеров на континенте, как в аспекте сотрудничества на форуме ЕС, так и в плоскости двустороннего сотрудничества, поэтому здесь они формируют некий блок держав в рамках которого осуществляют поиск новых плоскостей сотрудничества. Кроме того, политиками активно обсуждалась идея самостоятельного продвижения и стимулирования роста взаимной торговли и инвестиций без помощи западных институтов, в том числе с неевропейскими странами, с особым акцентом на Азию. А в вопросах безопасности особенно подчеркивали своеобразное блоковое противостояние, различия в восприятии угроз безопасности, а также собственных выгод государствами – членами НАТО и ЕС в сочетании с неясным и непредсказуемым развитием среды безопасности, что могло стать серьезной проблемой для этих международных союзов. В этой связи польскими политиками выражалась обеспокоенность развитием НАТО, которое из региональной организации по безопасности все более становилось альянсом с глобальным уровнем влияния, что могло повлечь за собой ослабление союзнических обязательств в отношении Польши.
В польском обществе в ходе обсуждений отчетливо сложилась формула внешней безопасности современной Польши, состоящая из трех основных взаимодополняющих компонентов, – членство в НАТО, членство в ЕС, стратегическое сотрудничество с США. Угрозы безопасности связывались с растущим значением экономического аспекта безопасности, особенно энергетической ее составляющей, защитой территории Польши от возможной агрессии со стороны потенциального противника – России, обеспечением нерушимости границ Республики Польши, а также необходимостью являлась защита населения и обеспечение условий выживания в ситуации кризиса или конфликта.
В целом можно сказать, что содержание дискуссий по вопросам внешней политики и безопасности страны четко коррелировало с внешнеполитическим курсом, проводившимся действующим правительством Польши и отражало способы, с помощью которых те или иные руководители страны предпочитали решать встающие перед ними задачи. Так, например, на интенсивность политического сотрудничества Польши с другими странами в большей степени влияла партийная принадлежность руководителей страны, чем ее членство в ЕС. Дискурс является лишь «вершиной айсберга», а истоки любой политики безопасности проистекают даже не из кулуаров правительственных элит, а из повседневных, привычных и рутинных практик тех, кто непосредственно курирует вопросы безопасности.
В свою очередь государственные элиты задействовали инструмент секьюритизации и бросили все свои силы и ресурсы, чтобы взять ситуацию под контроль. Дискурс имеет конструируемый характер, поскольку это механизм, который в зависимости от фактов, событий, взглядов, концепций, отражающий позиции, мнения, настроения людей относительно происходящего, может менять одновременно инструментарий, результат, прогноз публичного обсуждения. Именно государственные элиты, участвуя в политическом процессе и в процессе обсуждения, задают вектор направления внешней политики, путем определения проблем безопасности, которые угрожают суверенитету или независимости государства, контролируют политический порядок. Элитные круги обычно подразделяют на ближайшее окружение президента и министра иностранных дел РП, отдельные политические партии и индивидуальные лица, обладающие авторитетом. Наибольшая частота дискуссий существует между представителями политических партий, а именно двумя основными кандидатами на пост президента Д. Туском (ГП) и Л. Качиньским (ПиС), которые являются членами политических течений с различной идеологической ориентацией, имеющие разные программы, представляющие различные мнения относительно характера и способа ведения внешней политики. Основные предпочтения Д. Туска можно связать с необходимостью использования взвешенных и обоснованных аргументов, поиском компромиссов, исключением конфликтных ситуаций. Лидер ГП считал, что эффективность внешней политики Польши будет зависеть от той позиции, которую страна займет в мире. В то время как дискурс Л. Качиньского был обусловлен защитой национальных интересов Польши, он также подчеркивал необходимость поддержания дружественных отношений с США ввиду их роли в НАТО, ставшем для Польши основным гарантом внешней безопасности, поддерживал укрепление позиции Польши в ЕС, ее двустороннее сотрудничество с ближайшими соседями, уделял много внимания отношениям Польши с Россией и Украиной. Разница во взглядах относительно внешней политики и политики безопасности страны стала причиной частых разногласий и конфликтов между представителями элит.



1. Валенса Л. Наш друг Ельцин. [Электронный ресурс] // Новая Польша: Электрон. научн. ж. – 2007. – №12. URL: http://www.novpol.ru/index.php?id=885 (дата обращения: 23.12.2022)
2. Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Польши Р. Сикорским и министром иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайером, Санкт-Петербург, 10 июня 2014 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. – 10.06.2014. – URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/pl/- /asset_publisher/D2CPYayAgyuG/content/id/56662 (дата обращения: 10.03.2023).
3. Выборы в Польше: Анджей Дуда назначен сильным лидером // Белорусский журнал [Электронный ресурс]. – 13 Августа 2015. – URL: http://journalby.com/news/vybory-v-polshe-andzhey-duda-naznachensilnymliderom-407/ (дата обращения: 28.12.2022).
4. Вишеградская группа: этапы становления и развития // Сетевое издание Центра исследований и аналитика Фонда исторической перспективы [Электронный ресурс]. – 20 Августа 2014. – URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/vishegradskaja_gruppa_etapy_stanovlenija_i_ra zvitija_2014-08-20.htm/ (дата обращения: 28.12.2023).
5. Двусторонние отношения. Российско-польские отношения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. – URL: https://www.mid.ru/ru/maps/pl/?currentpage=main-country (дата обращения: 10.03.2023).
6. Доклад Президента Беларуси на VI Всебелорусском народном собрании. – Текст: электронный // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. – URL: https://president.gov.by/ru/events/shestoe-vsebelorusskoe-narodnoe-sobranie// (дата обращения: 10.03.2023).
7. Дональд Туск: размещение системы ПРО повышает безопасность США, а не Польши. [Электронный ресурс] // Вести. – 2008. – 4 июля. – URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=192262&tid=59673 (дата обращения: 10.03.2023).
8. Дуда: Польше и Европе «нужно больше Америки». [Электронный ресурс] // БелТА. – URL: https://www.belta.by/world/view/duda-polshe-i-evrope-nuzhno-bolshe-ameriki-492400-2022/ (дата обращения: 10.03.2023).
9. Забор в Беловежской пуще: Беларусь заявила о нарушении Польшей положений конвенции ЮНЕСКО. – Текст: электронный // БелТА. – URL: https://www.belta.by/society/view/zabor-v-belovezhskoj-pusche-belarus-zajavila-o-narushenii-polshej-polozhenij-konventsii-junesko-509150-2022/ (дата обращения: 10.03.2023).
10. Конфликт вокруг польской диаспоры в Белоруссии набирает обороты. [Электронный ресурс] // EurAsia Daili. URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/03/30/konflikt-vokrug-polskoy-diaspory-v-belorussii-nabiraet-oboroty (дата обращения: 28.12.2022)
11. Миссия и задачи Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского союза (FRONTEX). Официальный сайт Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского союза (FRONTEX). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frontex.europa.eu/about-frontex/mission-and-tasks/ (дата обращения: 28.12.2022)
12. Москва не видит готовности Польши учитывать позицию РФ по ПРО в Европе [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 2008. – 9 сентября. – URL: https://ria.ru/defense_safety/20080909/151112549.html (дата обращения: 10.03.2023).
13. «Не все яблоко раздора»: Польша заговорила о «калининградском треугольнике» как о несущей конструкции Средней Европы [Электронный ресурс] // НьюсБалт. – 2011. – 24 октября. – URL: http://newsbalt.ru/analytics/2011/10/ne-vsyo-yabloko-razdora-polsha-zagovo/ (дата обращения: 10.03.2023).
14. О польском мясе договориться не удалось. Проблема стала «общеевропейской», заявляют в Еврокомиссии // NEWSru. – 2007. 18 мая. – URL: http://www.newsru.com/finance/18may2007/nomeat.html (дата обращения: 10.03.2023).
15. Польша подготовила «План Маршалла» для Беларуси. – Текст: электронный // Euronews. – URL: https://ru.euronews.com/2020/10/01/ru-poland-marshall-plan. (дата обращения: 10.03.2023).
16. Россия-Польша. Визит Л. Валенсы в Россию // Дипломатический вестник. – 1992. – №12. С. 22-26.
17. „Będziemy konsekwentnie wspierali Mołdawię” [Электронный ресурс] // Oficjalna strona Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej. – 03.12.2012. – URL: http://www.prezydent.pl/archiwum-bronislawakomorowskiego/aktualnosci/wizyty-zagraniczne/art,222,bedziemy-konsekwentniewspierali-moldawie.html (дата обращения: 10.03.2023).
18. Bucharest: summit of heads of governments of Central and Eastern European countries and China. The Chancellery of the Prime Minister. 26 November 2013. Официальный сайт Совета министров Польши. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzad.gov.pl/en/news/news/bucharest-summit-of-heads-ofgovernments-of-central-and-eastern-european-countries-and.html (дата обращения: 10.03.2023).
19. Biography of Donald Tusk // Official website of the European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/european-council/former-euco-presidents/summary-of-donaldtusk presidency/biography/ (дата обращения: 10.03.2023).
20. Bezpieczeństwo energetyczne Polski. Szanse, zagrożenia, zadania // Ośrodek Analiz Strategicznych [Resurs elektroniczny]. – 8 Września 2015. – Dostępny w Internecie: https://oaspl.org/2015/09/18/bezpieczenstwo-energetyczne-polski-szanse-zagrozeniazadania/ (дата обращения: 10.03.2023).
21. Bronisław Komorowski [Электронный ресурс] // Encyklopedia Solidarności. – URL: http://www.encysol.pl/wiki/Bronis%C5%82aw_Komorowski (дата обращения: 10.03.2023).
22. Opinie o integracji i działaniach UE. Centrum Badań Opinii Społecznej [Центр изучения общественного мнения] // [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbos.pl (дата обращения: 28.02.2023).
23. Deklaracja wyborcza Lecha Kaczyńskiego – silny prezydent, uczciwa polska. Warszawa, 2005. Wydawca: Komitet Wyborczy kandydata na Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej Lecha Aleksandra Kaczyńskiego. S. 10–11.
24. Influx of Ukrainians Could Test Neighbors' Hospitality // Gallup International Association [Электронный ресурс] // URL: https://www.gallup-international.com/home. (дата обращения: 28.02.2023).
25. Komorowski: solidarność UE uniemożliwi szantaż energetyczny Rosji // TVN 24 BiS. 2014. 29 września. URL: https://tvn24bis.pl/wiadomoscigospodarcze,71/komorowski-solidarnosc-ue-uniemozliwi-szantaz-energetyczny-rosji,472925.html (дата обращения: 21.02.2023).
26. Lech Kaczyński spotkał się z Saakaszwilim [Электронный ресурс] // Interia. – 2007. – 23 listopada. – URL: http://fakty.interia.pl/swiat/newslech-kaczynski-spotkal-sie-z-saakaszwilim,nId,831581 (дата обращения: 10.03.2023).
27. Letter of the Weimar Triangle to the High Representative, 6 December 2010 [Электронный ресурс] // Official website of the European Parliament. – URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/sede/dv/sede031011we imarletter_/sede031011weimarletter_en.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
28. NATO // Oficjalna strona Ministerstwa Obrony Narodowej Rzeczypospolitej Polskiej. URL: http://archiwum2013.mon.gov.pl/pl/strona/164/LG_51_52.html (дата обращения: 21.02.2023).
29. Oficjalna strona Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej [Электронный ресурс]. URL: http://www.prezydent.pl. (дата обращения: 28.02.2023).
30. Rosja. Oficjalna strona MSZ RP [Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Poland] (in Polish). Available at: http://www.msz.gov.pl/pl/polityka_zagraniczna/polityka_wschodnia/stosunki_dwustronne_polityka_wschodnia/polska_i_rosja;jsessionid=2455E5725F87233D4F88F7084AB DAF63.cmsap1p (дата обращения: 21.02.2023).
31. Rząd przyjął Strategię Bezpieczeństwa Narodowego. Oficjalna strona MON RP [Official website of the Ministry of National Defense of the Republic of Poland]. 21.10.2014 (in Polish). Available at: https://archiwum2019.mon.gov.pl/aktualnosci/artykul/najnowsze/2014-10-21-radaministrow-przyjela-strategie-bezpieczenstwa-narodowego-rp/ (дата обращения: 21.02.2023).
32. Rzeczpospolita Polska. Ministerstwo Spraw Zagranicznych [Республика Польша. Министерство иностранных дел] // [Электронный ресурс] // URL: http://www.msz.gov.pl/ (дата обращения: 10.03.2023).
33. Tusk D. Solidarność i duma. Gdańsk: Wydawnictwo Słowo / obraz terytoria, 2005. 120 s.

Литература
1. Архитектура евроатлантической безопасности / под ред. И. Ю. Юргенса, А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. – М.: Экон-Информ, 2009. – 124 с.
2. Бухарин Н. Российско-польские отношения и вступление Польши в ЕС / Н. Бухарин // Вестник Европы. 2006. № 11. С. 2-4.
3. Веревкин С.И. Беседы с польским послом о польской истории и не только / С.И. Веревкин. – М.: «Посев», 2015. – С. 116-121.
4. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. 2000. № 3. С. 97–103.
5. Звягина, Д. А. Внешняя политика Польши: власть традиций / Д. А. Звягина – М.: «Библио-Глобус», 2019. – 183 с.
6. Иванов, И. С. Европейский вектор внешней политики современной России / И. С. Иванов – М.: «Эксмо», 2017. – 424 с.
7. Королев М. С. Эволюция внешней политики Польши (2004–2010 гг.) / М. С. Королев // Клио. 2008. № 7 (115). С. 124–132.
8. Куликова Н., Орлик И., Фейт Н. В., Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке. / Н. Куликова, И. Орлик, Н. В. Фейт – М.: Институт экономики РАН, 2012. С. 30-32.
9. Лыкошина Л. С. Польские правые накануне XXI в. / Л. С. Лыкошина – М.: Институт славяноведения РАН, 2004. С. 6-10.
10. Лыкошина, Л. С. «Польско-польская война»: политическая жизнь современной Польши / Л. С. Лыкошина – М.: Институт славяноведения РАН, 2015. – 258 с.
11. Мальгин А. Россия и Польша: сквозь призму Восточной политики Евросоюза / А. Мальгин // Восточная Европа. Перспективы. 2011. № 2. С. 34-35.
12. Матвеев Г. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы в XX в. / Г. Матвеев – М.: Профиздат, 2008. 297 c.
13. Москаленко С.Г. Этический стандарт элиты как основание типа верховного властвования и легитимности государственного принуждения / С. Г. Москаленко // Философия права. 2018. № 4 (77). С. 87-91.
14. Нарочницкая Н. А. Европа «Старая» и Европа «Новая» / Н. А. Нарочницкая // Международная жизнь. 2003. № 4. С. 45–63.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ