Развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 9
1.2 Особенности зрительного восприятия у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 14
1.3 Проблемные изображения как средство развития
зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 28
2.1 Выявление особенностей зрительного гнозиса
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию
зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 42
2.3 Определение эффективности работы по развитию
зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 52
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 71
Приложение Б Сводные таблицы по итогам констатирующего и контрольного экспериментов 72
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 9
1.2 Особенности зрительного восприятия у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 14
1.3 Проблемные изображения как средство развития
зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 28
2.1 Выявление особенностей зрительного гнозиса
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию
зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 42
2.3 Определение эффективности работы по развитию
зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений 52
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 71
Приложение Б Сводные таблицы по итогам констатирующего и контрольного экспериментов 72
На современном этапе развития специальной педагогики и психологии особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к психолого-педагогическому сопровождению образования детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию содержания методов коррекционно-развивающего воздействия (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Левченко, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова и другие) Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них большую группу составляют дети с задержкой психического развития.
Исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются проблемы зрительного гнозиса. Дети с трудом узнают проблемные изображения (зашумлённые и пересекающиеся), с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов» (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, С.Г. Шевченко и другие). Данные трудности не обеспечивают полноценной основы для овладения детьми с задержкой психического развития письменной речью и чтением в школе:
-нарушено «формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента; ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние или не дописывает элементы буквы, цифры» [14];
- «плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;
- зеркальное написание букв, цифр, графических элементов» [14];
- «плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник» [14]).
Это определяет актуальность исследования развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития на социально - педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что средства развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно представлены в современных исследованиях и рассматриваются не полно (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.А. Фиоктистова, А.И. Каплан). В связи с этим возникла потребность изучения особенностей зрительного восприятия и узнавания и теоретического обоснования возможности и необходимости развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития путем применения проблемных изображений.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью разработки содержания и организации работы по развитию зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений. Проблемные изображения используются преимущественно как диагностический стимульный материал, их применение в развивающей работе недооценивается.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований и практики коррекционно-развивающей работы позволил нам выявить существующее противоречие между доказанной в дефектологии значимостью развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием потенциала проблемных изображений в коррекционно-развивающей работе для решения данной задачи.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности проблемных изображений в развитии зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития зрительного гнозиса посредством проблемных изображений.
Объект исследования - процесс развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - проблемные изображения как средство развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития зрительного гнозиса.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
- использование проблемных изображений в коррекционно-развивающей работе способствует преодолению нарушений зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- упражнения, разработанные на основе разных видов проблемных изображений, включаются в коррекционно-развивающую работу с учетом онтогенетических особенностей развития зрительного гнозиса, а также индивидуальных возможностей восприятия каждого ребенка 6 - 7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и дефектологическую литературу на предмет состояния разработанности проблемы в настоящее время; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить особенности зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание и организацию работы по развитию зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений
4. Выявить динамику развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения исследований в области развития, воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, С.Г. Шевченко);
- положения исследований в области развития зрительного гнозиса (АИ. Каплан, Л.И. Кириллова, А.В. Хватова);
- комплексный подход к развитию ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева).
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: тестирование, психолого-педагогический
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти Самарской области.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковой (2020-2021 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени научной разработанности исследуемой проблемы, конкретизация объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; определение диагностических методик; определение показателей развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). Определение содержания и организация коррекционной работы по развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2022 гг.). Проведение анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулирование выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что установлены и охарактеризованы возможности проблемных изображений в развитии зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении типологии проблемных изображений для развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике учителями-дефектологами, педагогами-психологами апробированных упражнений на основе проблемных изображений для развития у детей с задержкой психического развития зрительного гнозиса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дефектологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании выражается в изучении состояния проблемы; в определении диагностической методики; в уточнении типологии проблемных изображений, разработке и апробации комплекса упражнений на основе проблемных изображений для развития у детей с задержкой психического развития зрительного гнозиса; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Материалы исследования нашли отражение в 3 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Использование в коррекционно-развивающей работе проблемных изображений способствует коррекции предметного зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. В работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития для
развития и коррекции предметного зрительного гнозиса могут использоваться упражнения, разработанные на основе разных видов проблемных изображений по принципу усложнения от меньшей степени проблематизации к большей: контурные изображения, неполные изображения, перечеркнутые изображения, наложенные (зашумленные) изображения, химерные изображения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (37 наименований) и 2 приложений. Текст содержит 6 рисунков, 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются проблемы зрительного гнозиса. Дети с трудом узнают проблемные изображения (зашумлённые и пересекающиеся), с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов» (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, С.Г. Шевченко и другие). Данные трудности не обеспечивают полноценной основы для овладения детьми с задержкой психического развития письменной речью и чтением в школе:
-нарушено «формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента; ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние или не дописывает элементы буквы, цифры» [14];
- «плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;
- зеркальное написание букв, цифр, графических элементов» [14];
- «плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник» [14]).
Это определяет актуальность исследования развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития на социально - педагогическом уровне.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что средства развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно представлены в современных исследованиях и рассматриваются не полно (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.А. Фиоктистова, А.И. Каплан). В связи с этим возникла потребность изучения особенностей зрительного восприятия и узнавания и теоретического обоснования возможности и необходимости развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития путем применения проблемных изображений.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью разработки содержания и организации работы по развитию зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений. Проблемные изображения используются преимущественно как диагностический стимульный материал, их применение в развивающей работе недооценивается.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований и практики коррекционно-развивающей работы позволил нам выявить существующее противоречие между доказанной в дефектологии значимостью развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием потенциала проблемных изображений в коррекционно-развивающей работе для решения данной задачи.
На основании выявленного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности проблемных изображений в развитии зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития зрительного гнозиса посредством проблемных изображений.
Объект исследования - процесс развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - проблемные изображения как средство развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития зрительного гнозиса.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
- использование проблемных изображений в коррекционно-развивающей работе способствует преодолению нарушений зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- упражнения, разработанные на основе разных видов проблемных изображений, включаются в коррекционно-развивающую работу с учетом онтогенетических особенностей развития зрительного гнозиса, а также индивидуальных возможностей восприятия каждого ребенка 6 - 7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и дефектологическую литературу на предмет состояния разработанности проблемы в настоящее время; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить особенности зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание и организацию работы по развитию зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений
4. Выявить динамику развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения исследований в области развития, воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, С.Г. Шевченко);
- положения исследований в области развития зрительного гнозиса (АИ. Каплан, Л.И. Кириллова, А.В. Хватова);
- комплексный подход к развитию ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева).
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: тестирование, психолого-педагогический
эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти Самарской области.
Основные этапы исследования.
Первый этап - теоретико-поисковой (2020-2021 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени научной разработанности исследуемой проблемы, конкретизация объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; определение диагностических методик; определение показателей развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Второй этап - экспериментальный (2021-2022 гг.). Определение содержания и организация коррекционной работы по развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2022 гг.). Проведение анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулирование выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что установлены и охарактеризованы возможности проблемных изображений в развитии зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении типологии проблемных изображений для развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике учителями-дефектологами, педагогами-психологами апробированных упражнений на основе проблемных изображений для развития у детей с задержкой психического развития зрительного гнозиса.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дефектологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании выражается в изучении состояния проблемы; в определении диагностической методики; в уточнении типологии проблемных изображений, разработке и апробации комплекса упражнений на основе проблемных изображений для развития у детей с задержкой психического развития зрительного гнозиса; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Материалы исследования нашли отражение в 3 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Использование в коррекционно-развивающей работе проблемных изображений способствует коррекции предметного зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. В работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития для
развития и коррекции предметного зрительного гнозиса могут использоваться упражнения, разработанные на основе разных видов проблемных изображений по принципу усложнения от меньшей степени проблематизации к большей: контурные изображения, неполные изображения, перечеркнутые изображения, наложенные (зашумленные) изображения, химерные изображения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (37 наименований) и 2 приложений. Текст содержит 6 рисунков, 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Результаты теоретического анализа и экспериментальной деятельности нашли свое подтверждение в выдвинутой первоначально гипотезе, что позволило прийти к следующим заключениям.
Развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является важной задачей коррекционно-развивающей работы, так как исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются проблемы зрительного гнозиса. Дети с трудом узнают проблемные изображения (зашумлённые и пересекающиеся), с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов». Данные трудности не обеспечивают полноценной основы для овладения детьми с задержкой психического развития письменной речью и чтением в школе. Это определяет актуальность исследования развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Основным компонентом коррекции зрительного гнозиса старших дошкольников с задержкой психического развития выступает развитие зрительных форм восприятия. Если своевременно не начать коррекционно - развивающую работу, то произойдет недоразвитие высших психических функций, а также значительно снизится уровень интеллектуальной и социальной деятельности дошкольника.
При этом средства развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно представлены в современных исследованиях и рассматриваются не полно (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Фиоктистова, А.И. Каплан и другие). При этом использование проблемных изображений (например, контурные, неполные, перечеркнутые, наложенные (зашумленные), химерные) способствует коррекции предметного зрительного гнозиса у старших дошкольников с ЗПР. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый объект или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий: рассматривание объекта; выделение его существенных признаком; установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта; торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
В ходе исследования определены показатели, комплекс диагностических заданий, выявлены уровни развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития зрительного гнозиса. Результаты констатирующего эксперимента показали преобладание низкого и среднего уровней развития показателей зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Разработано и апробировано содержание коррекционной работы по развитию зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Мы выделили виды проблемных изображений (типология проблемных изображений в соответствии с усложнением степени проблематизации), на основе которых разработаны и апробированы комплексы упражнений для развития предметного зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Работа на этапе формирующего эксперимента также включала:
- консультации и методическую помощь участникам коррекционно - образовательного процесса (педагогам, родителям) по использованию проблемных изображений как средство развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организацию и проведение мастер-класса на тему «Проблемные изображение как средство развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»;
- включение в средства реализации образовательных маршрутов детей 6-7 лет с задержкой психического развития проблемных изображений;
- составление план коррекционно-развивающих занятий с включением проблемных изображений для развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Реализованные формы позволили привлечь внимание педагогов, родителей детей к необходимости повышения уровня развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений.
Контрольный эксперимент позволил выявить положительную динамику в развитии показателей зрительного гнозиса детей 6-7 лет с ЗПР. Исследование показало: использование в определенной последовательности проблемных изображений в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе даёт положительные результаты в развитии зрительного гнозиса детей 6-7 лет с ЗПР.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является важной задачей коррекционно-развивающей работы, так как исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются проблемы зрительного гнозиса. Дети с трудом узнают проблемные изображения (зашумлённые и пересекающиеся), с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов». Данные трудности не обеспечивают полноценной основы для овладения детьми с задержкой психического развития письменной речью и чтением в школе. Это определяет актуальность исследования развитие зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Основным компонентом коррекции зрительного гнозиса старших дошкольников с задержкой психического развития выступает развитие зрительных форм восприятия. Если своевременно не начать коррекционно - развивающую работу, то произойдет недоразвитие высших психических функций, а также значительно снизится уровень интеллектуальной и социальной деятельности дошкольника.
При этом средства развития зрительного гнозиса детей 6-7 лет с задержкой психического развития недостаточно представлены в современных исследованиях и рассматриваются не полно (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, В. А. Фиоктистова, А.И. Каплан и другие). При этом использование проблемных изображений (например, контурные, неполные, перечеркнутые, наложенные (зашумленные), химерные) способствует коррекции предметного зрительного гнозиса у старших дошкольников с ЗПР. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый объект или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий: рассматривание объекта; выделение его существенных признаком; установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта; торможение признаков, которые не имеют существенного значения.
В ходе исследования определены показатели, комплекс диагностических заданий, выявлены уровни развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития зрительного гнозиса. Результаты констатирующего эксперимента показали преобладание низкого и среднего уровней развития показателей зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития .
Разработано и апробировано содержание коррекционной работы по развитию зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Мы выделили виды проблемных изображений (типология проблемных изображений в соответствии с усложнением степени проблематизации), на основе которых разработаны и апробированы комплексы упражнений для развития предметного зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Работа на этапе формирующего эксперимента также включала:
- консультации и методическую помощь участникам коррекционно - образовательного процесса (педагогам, родителям) по использованию проблемных изображений как средство развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организацию и проведение мастер-класса на тему «Проблемные изображение как средство развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»;
- включение в средства реализации образовательных маршрутов детей 6-7 лет с задержкой психического развития проблемных изображений;
- составление план коррекционно-развивающих занятий с включением проблемных изображений для развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Реализованные формы позволили привлечь внимание педагогов, родителей детей к необходимости повышения уровня развития зрительного гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством проблемных изображений.
Контрольный эксперимент позволил выявить положительную динамику в развитии показателей зрительного гнозиса детей 6-7 лет с ЗПР. Исследование показало: использование в определенной последовательности проблемных изображений в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе даёт положительные результаты в развитии зрительного гнозиса детей 6-7 лет с ЗПР.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.



