КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в процессе развития речедвигательных навыков 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к коррекции нарушений
слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Развитие речедвигательных навыков как средство коррекции
нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Экспериментальное исследование по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня в процессе развития речедвигательных навыков 25
2.1 Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2 Организация и содержание коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности слоговой
структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46 Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 57
Глава 1. Теоретические основы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в процессе развития речедвигательных навыков 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к коррекции нарушений
слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Развитие речедвигательных навыков как средство коррекции
нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Экспериментальное исследование по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня в процессе развития речедвигательных навыков 25
2.1 Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2 Организация и содержание коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности слоговой
структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46 Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 57
Актуальным в настоящее время является изучение психологами, лингвистами, педагогами проблемы речевого развития дошкольников и овладения ими структурными характеристиками лексических единиц в процессе их восприятия и проговаривания. Различные аспекты данного вопроса находят отражение в исследованиях российских ученых. Е.Н. Винарская, И.Т. Власенко, А.Н. Гвоздев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, A. Р. Лурия, занимаясь изучением онтогенетических основ, выявили взаимосвязь становления процессов восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей раннего возраста.
Закономерность процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа охарактеризована в исследованиях Г.В. Бабиной, B. А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской. В научных трудах Р.Е. Левиной, O.K. Марковой, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов.
Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. в своих работах доказали, что основополагающим диагностическим показателем в структуре системного речевого нарушения являются искажения слогового состава слова. Данный показатель выявляет как наличие недоразвития речи, так и степень его выраженности.
Логопедическая наука в целом, располагая широким спектром теоретических и экспериментально подтвержденных сведений по вопросу становления слоговой структуры слова у дошкольников с различными формами речевого дизонтогенеза, также может быть обогащена данными об особенностях рассматриваемого процесса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Аспекты, обозначающие характер процесса восприятия слова в единстве его структурных составляющих и формирования неречевых процессов (ритмической организации движений), являются не до конца изученными.
Научные труды ведущих ученых (И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, A. Р. Лурия и др.) содержат изыскания, подтверждающие взаимозависимость общей и речевой моторики. По мере овладения детьми двигательными умениями и навыками происходит формирование координации движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Доказано, что повышение качества движений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти и т.д.) напрямую зависит от степени точности исполнения упражнений для головы, рук, туловища, ног.
Логопедическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Вопросами по разработке логопедической ритмики занимались В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская,
B. И. Рождественская, О.А. Новиковская, М.Ю. Гоголева, М.Ю. Картушина.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.
Анализ теоретических основ исследования и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным включением в коррекционно-образовательный процесс речедвигательных навыков.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков?
Актуальность проблемы, выявленное противоречие и необходимость его разрешения определили тему исследования: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Объект исследования - процесс коррекции слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - развитие речедвигательных навыков как средство коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков будет эффективна, если:
- определены этапы и содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- подобраны методы, приемы коррекционной работы в соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были
определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и методы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Теоретической основой нашего исследования являются:
- теория центральной организации движений и устной речи (Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский);
- современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);
- положения исследований об особенностях усвоения структурного состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение; эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние процесса развития речедвигательных навыков на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, может быть использовано учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МАОУ д/с №49 «Веселые нотки» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности в количестве 12 человек.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение, список используемой литературы (53 источника), 8 приложений. В тексте представлены 3 таблицы, 2 рисунка.
Закономерность процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа охарактеризована в исследованиях Г.В. Бабиной, B. А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской. В научных трудах Р.Е. Левиной, O.K. Марковой, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов.
Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. в своих работах доказали, что основополагающим диагностическим показателем в структуре системного речевого нарушения являются искажения слогового состава слова. Данный показатель выявляет как наличие недоразвития речи, так и степень его выраженности.
Логопедическая наука в целом, располагая широким спектром теоретических и экспериментально подтвержденных сведений по вопросу становления слоговой структуры слова у дошкольников с различными формами речевого дизонтогенеза, также может быть обогащена данными об особенностях рассматриваемого процесса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Аспекты, обозначающие характер процесса восприятия слова в единстве его структурных составляющих и формирования неречевых процессов (ритмической организации движений), являются не до конца изученными.
Научные труды ведущих ученых (И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, A. Р. Лурия и др.) содержат изыскания, подтверждающие взаимозависимость общей и речевой моторики. По мере овладения детьми двигательными умениями и навыками происходит формирование координации движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Доказано, что повышение качества движений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти и т.д.) напрямую зависит от степени точности исполнения упражнений для головы, рук, туловища, ног.
Логопедическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Вопросами по разработке логопедической ритмики занимались В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская,
B. И. Рождественская, О.А. Новиковская, М.Ю. Гоголева, М.Ю. Картушина.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.
Анализ теоретических основ исследования и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным включением в коррекционно-образовательный процесс речедвигательных навыков.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков?
Актуальность проблемы, выявленное противоречие и необходимость его разрешения определили тему исследования: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Объект исследования - процесс коррекции слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - развитие речедвигательных навыков как средство коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков будет эффективна, если:
- определены этапы и содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- подобраны методы, приемы коррекционной работы в соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были
определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и методы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Теоретической основой нашего исследования являются:
- теория центральной организации движений и устной речи (Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский);
- современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);
- положения исследований об особенностях усвоения структурного состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение; эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние процесса развития речедвигательных навыков на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, может быть использовано учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МАОУ д/с №49 «Веселые нотки» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности в количестве 12 человек.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение, список используемой литературы (53 источника), 8 приложений. В тексте представлены 3 таблицы, 2 рисунка.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Теория и практика логопедической работы требует обогащения данными по вопросу становления слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Обусловливают необходимость оказания коррекционной помощи в формировании слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Данная работа предполагает проведение работы по следующим направлениям:
- определение этапов и содержания процесса развития
речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- определение методов и приемов коррекционной работы в
соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова;
- организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в
коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Полученные результаты на этапе констатации подтвердили необходимость осуществления целенаправленной коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков на формирующем этапе эксперимента.
Проделанная нами работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов ДОО.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем сформированности слоговой структуры слова увеличилось на 8%; со средним уровнем - на 13%, с низким уровнем уменьшилось - на 25%.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, на основе полученных теоретических и экспериментальных данных выдвинутая гипотеза получила подтверждение.
Теория и практика логопедической работы требует обогащения данными по вопросу становления слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Обусловливают необходимость оказания коррекционной помощи в формировании слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Данная работа предполагает проведение работы по следующим направлениям:
- определение этапов и содержания процесса развития
речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- определение методов и приемов коррекционной работы в
соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова;
- организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в
коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Полученные результаты на этапе констатации подтвердили необходимость осуществления целенаправленной коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков на формирующем этапе эксперимента.
Проделанная нами работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов ДОО.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем сформированности слоговой структуры слова увеличилось на 8%; со средним уровнем - на 13%, с низким уровнем уменьшилось - на 25%.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, на основе полученных теоретических и экспериментальных данных выдвинутая гипотеза получила подтверждение.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ HЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Формирование звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Обзор методов и приемов диагностики и коррекции дисграфии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



