Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в процессе развития речедвигательных навыков 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к коррекции нарушений
слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Развитие речедвигательных навыков как средство коррекции
нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2. Экспериментальное исследование по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня в процессе развития речедвигательных навыков 25
2.1 Выявление уровня сформированности слоговой структуры слова
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 25
2.2 Организация и содержание коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков 38
2.3 Выявление динамики уровня сформированности слоговой
структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46 Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 57
Актуальным в настоящее время является изучение психологами, лингвистами, педагогами проблемы речевого развития дошкольников и овладения ими структурными характеристиками лексических единиц в процессе их восприятия и проговаривания. Различные аспекты данного вопроса находят отражение в исследованиях российских ученых. Е.Н. Винарская, И.Т. Власенко, А.Н. Гвоздев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, A. Р. Лурия, занимаясь изучением онтогенетических основ, выявили взаимосвязь становления процессов восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей раннего возраста.
Закономерность процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа охарактеризована в исследованиях Г.В. Бабиной, B. А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской. В научных трудах Р.Е. Левиной, O.K. Марковой, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт выделена специфика усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, определена типология искажений слоговых и ритмических структур слова, обозначены направления коррекции имеющихся дефектов.
Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. в своих работах доказали, что основополагающим диагностическим показателем в структуре системного речевого нарушения являются искажения слогового состава слова. Данный показатель выявляет как наличие недоразвития речи, так и степень его выраженности.
Логопедическая наука в целом, располагая широким спектром теоретических и экспериментально подтвержденных сведений по вопросу становления слоговой структуры слова у дошкольников с различными формами речевого дизонтогенеза, также может быть обогащена данными об особенностях рассматриваемого процесса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Аспекты, обозначающие характер процесса восприятия слова в единстве его структурных составляющих и формирования неречевых процессов (ритмической организации движений), являются не до конца изученными.
Научные труды ведущих ученых (И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, A. Р. Лурия и др.) содержат изыскания, подтверждающие взаимозависимость общей и речевой моторики. По мере овладения детьми двигательными умениями и навыками происходит формирование координации движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Доказано, что повышение качества движений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти и т.д.) напрямую зависит от степени точности исполнения упражнений для головы, рук, туловища, ног.
Логопедическая ритмика - система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Вопросами по разработке логопедической ритмики занимались В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская,
B. И. Рождественская, О.А. Новиковская, М.Ю. Гоголева, М.Ю. Картушина.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.
Анализ теоретических основ исследования и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным включением в коррекционно-образовательный процесс речедвигательных навыков.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков?
Актуальность проблемы, выявленное противоречие и необходимость его разрешения определили тему исследования: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Объект исследования - процесс коррекции слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - развитие речедвигательных навыков как средство коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков будет эффективна, если:
- определены этапы и содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- подобраны методы, приемы коррекционной работы в соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были
определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание и методы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Теоретической основой нашего исследования являются:
- теория центральной организации движений и устной речи (Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский);
- современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);
- положения исследований об особенностях усвоения структурного состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение; эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние процесса развития речедвигательных навыков на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание процесса развития речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, может быть использовано учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МАОУ д/с №49 «Веселые нотки» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности в количестве 12 человек.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение, список используемой литературы (53 источника), 8 приложений. В тексте представлены 3 таблицы, 2 рисунка.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Теория и практика логопедической работы требует обогащения данными по вопросу становления слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области. Обусловливают необходимость оказания коррекционной помощи в формировании слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Данная работа предполагает проведение работы по следующим направлениям:
- определение этапов и содержания процесса развития
речедвигательных навыков, направленного на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- определение методов и приемов коррекционной работы в
соответствии с показателями сформированности слоговой структуры слова;
- организовано взаимодействие семей воспитанников и ДОО в
коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Полученные результаты на этапе констатации подтвердили необходимость осуществления целенаправленной коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития речедвигательных навыков на формирующем этапе эксперимента.
Проделанная нами работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня имела положительный результат в исследуемой группе детей, а также помогла в дальнейшей работе специалистов ДОО.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем сформированности слоговой структуры слова увеличилось на 8%; со средним уровнем - на 13%, с низким уровнем уменьшилось - на 25%.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, на основе полученных теоретических и экспериментальных данных выдвинутая гипотеза получила подтверждение.
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З.Е. Агранович. - СПб. : Детство- Пресс, 2001. - 48 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. завед / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 1997. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 160 с.
4. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] : методическое пособие / Е.А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] :учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 319 с.
6. Асташина, И.В. Логопедические игры и упражнения для детей [Текст] / И.В. Асташина. - М. : ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008. - 189 с.
7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.:Владос, 2009. - 287 с.
8. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.
9. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных
образовательных организаций [Текст] / Н.В. Нищева [и др.]. - СПб. :
Детство-Пресс, 2014. - 384 с.
10. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] : учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М. : КДУ, 2011. - 400 с.
11. Доронова, Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 49-55.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
13. Дубровина, И.В. Психология [Текст] : учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Академия, 2011. - 464 с.
14. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом [Текст] / авт.-сост. Н.М. Сертакова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 203 с.
15. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6¬7 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 192 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2007. - 416 с.
17. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст]: методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
18. Куликовская, Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для
развития речи [Текст]: пособие для родителей и педагогов /
Т.А. Куликовская. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 94 с.
19. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 703 с.
20. Майер, А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) [Текст] / А.А. Майер. - М. : Педагогическое общество России, 2014. - 96 с.
21. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / А.И. Максаков. - М. : Мозаика- Синтез, 2006. - 152 с.
22. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - М. : Академия, 2010. - 384 с.
23. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 704 с.
24. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 528 с.
25. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО : семинары-практикумы [Текст] / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2014. - 191 с.
26. Петерсон, Л.Г. Взаимодействие ДОУ с семьей как ресурс развития взрослых и детей [Текст] / Л.Г. Петерсон, Л.Э.Абдулина // Управление ДОУ. - 2012. - № 3. - С.17-19.
27. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 445 с.
28. Придумай слово : речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / под ред. О.С. Ушаковой. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
29. Прищепа, С.С. Партнерство дошкольной организации и семьи [Текст] / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 96 с.
30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 256 с.
31. Прохорова, С.Ю. Детский сад : работа с родителями [Текст] / С.Ю. Прохорова, Е.Б. Хижова. - М. : Скрипторий 2003, 2014. - 112 с.
32. Скоролупова, О.А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ [Текст] / О.А. Скоролупова. - М. : Скрипторий 2003, 2014. - 172 с.
33. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Академия, 2010. - 480 с.
34. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] : учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
35. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. - М. : Академия, 2002. - 312 с.
36. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
37. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. - М. : Академия, 2006. - 256 с.
38. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М. :Юрайт, 2011. - 671 с.
39. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М. : АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.
40. Ткаченко, Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 40 с.
41. Трясорукова, Т.П. Речедвигательный тренинг [Текст] : коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 93 с.
42. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
43. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.
- М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст. - М. : Проспект, 2014. - 160 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст] : офиц. текст. - М. : Центр
педагогического образования, 2014. - 32 с.
46. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
47. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] :практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- М. : Айрис-пресс, 2007. - 224 с.
48. Флерова, Ж.М. Логопедия [Текст] / Ж.М. Флерова. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 318 с.
49. Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей [Текст] / М.Е. Хватцев. - СПб. : КАРО, Дельта+, 2004. - 272 с.
50. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с.
51. Шевцова, Е.Е. Технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М. : АСТ : Астрель, 2009. - 222 с.
52. Лобанова, Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей [Электронный ресурс] / Н.Н. Лобанова // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 595-596. - URL:https://moluch.ru/archive/79/13976/(дата обращения: 03.05.2019).
53. Марусина, Е.А. Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР [Электронный ресурс] / Е.А. Марусина. - URL: http://logoportal.ru/statya-14197/.html (дата обращения: 03.05.2019).