Межнациональные конфликты СССР (на примере Татарской автономной советской социалистической республики) в 1989-1991 годы
|
Введение 4
Глава 1 Межнациональные конфликты СССР в исторической ретроспективе 12
1.1 Причины межнациональных конфликтов в СССР и факторы,
воздействующие на их возникновение 12
1.2 Развитие межнациональных конфликтов на территории СССР
в период перестройки 20
Глава 2 Межнациональные конфликты в Татарской автономной советской социалистической республики (1989-1991 гг.) 29
2.1 Стороны и участники национальных конфликтов СССР.
Особенности межнационального взаимодействия органов власти СССР и Татарской автономной советской социалистической республики в период перестройки 29
2.2 Национальные конфликты Татарской автономной советской социалистической республики: причины, характер, пути разрешения 37
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 52
Глава 1 Межнациональные конфликты СССР в исторической ретроспективе 12
1.1 Причины межнациональных конфликтов в СССР и факторы,
воздействующие на их возникновение 12
1.2 Развитие межнациональных конфликтов на территории СССР
в период перестройки 20
Глава 2 Межнациональные конфликты в Татарской автономной советской социалистической республики (1989-1991 гг.) 29
2.1 Стороны и участники национальных конфликтов СССР.
Особенности межнационального взаимодействия органов власти СССР и Татарской автономной советской социалистической республики в период перестройки 29
2.2 Национальные конфликты Татарской автономной советской социалистической республики: причины, характер, пути разрешения 37
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 52
Актуальность темы исследования. Характерной особенностью социально-политического развития СССР, на всем протяжении существования, стал многонациональный фактор. После образования СССР 30 декабря 1922 г., под союзными договорами в состав республики были включены многие регионы Восточной Европы, Северной Азии, части Центральной и Восточной Азии, отличавшиеся многонациональным разнообразным национальным составом и культурно-религиозным укладом. В этом отношении, возникала необходимость организации гибкой национальной политики, со стороны правительства СССР. Однако, основные ее задачи так и не были завершены до конца, несмотря на пропаганду сотрудничества и культурного сближения наций республики. К числу основных причин национальных конфликтов, которые проявляли себя в кризисные периоды и на этапе распада советской системы (в период перестройки), следует относить:
- историческое наследие русского народа. Многие национальные и культурные противоречия, сохранявшиеся в период Российской империи (последствия Кавказской войны; сохранение национальных противоречий в Польше, Литве, Финляндии, Эстонии);
- постоянная смена статусов региона, объяснявшаяся многократным реформированием административно-территориального деления СССР (1922 г., 1923-1929 гг., 1930 г., процессы разукрупнения с 1944 по 1960 гг., складывание автономных советских социалистических республик до 1991 г.);
- религиозный фактор, обусловленный общим вектором антирелигиозной политики СССР;
- внутренняя слабость советского этнического национализма.
Перечисленные причины, в конечном итоге приведшие к развитию национальных конфликтов острого («горячих» конфликтов) и латентного характера («холодных» конфликтов). К конфликтам латентного характера, но не менее сложным по своей природе относился национальный конфликт в автономной советской социалистической республике Татарстан. Изучение проблемы национальных противоречий в Татарстане, зафиксированных в период между 1989-1991 гг. актуально по той причине, что описание, характеристика и анализ основных участников и факторов, способствующих их развитию и нарастанию, позволит разработать эффективные механизмы противодействия подобным процессам на современном этапе в условиях формирования российского гражданского общества. Данная необходимость объясняется тем, что новое государственное образование Российская Федерация является непосредственным преемником СССР, в связи с чем продолжает стабилизировать ситуацию в области межнациональных и этно-религиозных отношений.
Актуальность темы обусловлена повышенным интересом со стороны органов государственной власти и широкой общественности к проблемам национального взаимодействия и сохранения стабильности в национальных отношениях, складывающихся между этническими общностями на современном этапе. Учитывая, тот факт, что межнациональные конфликты имеют сложную природу и развиваются в течение длительного времени, возникает потребность в изучении данной проблемы на примере межнациональных конфликтов Татарской автономной советской социалистической республики в период 1989-1991 гг.
Объект исследования - межнациональные отношения в СССР в период 1989-1991 гг.
Предмет исследования - межнациональные конфликты СССР в 1989-1991 гг., на примере Татарской автономной советской социалистической республики.
Хронологические рамки исследования - Определяются тремя периодами:
- 1 период - до 1989 г. нарастание межнационального напряжения в
республике.
- 2 период с 1989 до 1991 гг. - межнациональные конфликты в ТАССР.
- 3 период 1991 г. и постсоветский период - сглаживание межнационального напряжения и перестройка системы межнационального взаимодействия.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию СССР, а также территорию Татарской автономной советской социалистической республики.
Цель исследования - рассмотрение причин и особенностей развития межнациональных конфликтов СССР на примере Татарской автономной советской социалистической республики.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть причины складывания межнациональных конфликтов СССР и факторов, воздействующих на их возникновение;
- изучить процесс развития межнациональных конфликтов СССР в период перестройки;
- дать характеристику сторонам и участникам национальных конфликтов СССР, с учетом особенностей межнационального взаимодействия органов власти СССР и Татарской автономной советской социалистической республики в период перестройки;
- проанализировать характер протекания национальных конфликтов Татарской автономной советской социалистической республики, с последующим описанием их причин, характера, пути разрешения.
Степень изученности. Проблема профилактики и противодействия межнациональным конфликтам, националистическим идеям на территории советского и постсоветского пространства, неоднократно становилась объектом научных исследований советских и российских исторических и политических школ. При написании выпускной квалификационной работы, был объединен исследовательский опыт по каждому из ключевых аспектов, затрагивающих тему межнациональных конфликтов, развивавшихся в том числе на территории автономной советской социалистической республики Татарстан.
Так причины возникновения межнациональных конфликтов и факторов, способствующих их дальнейшему развитию и обострению, рассматривались в трудах: У.Ф. Ахметова [3], Ф.А. Атаевой [2], А.П. Мякшева [21], А.Х. Даудова [13], Л.А. Стешенко [31], О.В. Пиценко [25] и другие. В свою очередь отдельным аспектам развития национальных конфликтов СССР в период перестройки (1980-1990-х гг.) были посвящены работы: М.Ф. Полынова [26], А. Каппелера [18] и другие. Общую характеристику межнациональных конфликтов как общественного феномена в своей работе представляет Л.В. Шубина [40].
При этом, учитывая высокую степень взаимозависимости между социально-политическими процессами, выраженными в реализации национальной политики и межнациональными проблемами, и конфликтами, особое внимание было уделено блоку исследований, посвященных изучению проблемы складывания национального сознания и реализации национальной политики в СССР. Акцент внимания на данной области знания, позволил подробнее охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на протекание конфликтного противостояния. В частности, вопросу развития национального самосознания уделил особое внимание З.В. Синкевич в своей монографии, составленной по материалам документов периода перестройки ; к проблеме реализации национальной политики СССР и проблем способствующих ее фактическому провалу на фоне кризисных явлений периода 1989-199 г. обращены исследования В.И. Цай и А.С. Черняева; процесс суверенизации и политизации в СССР периода 1980-1990-х гг. ХХ в. в контексте мероприятий национальной политики представлен в научной работе Н.Г. Шелепенькина, где автор описал опыт пути национального самоопределения на республиканском уровне, в том числе и с учетом ТАССР.
Развитие конфликтов в СССР и в том числе межнациональных конфликтов, ставших в итоге одним из основных факторов распада Советского Союза, посвящены научные труды ряда российских авторов по различным аспектам проблемы. В частности, о природе развития этнического конфликта в контексте развития явлений этнонационализма характерных для СССР периода перестройки, рассуждает В.А. Тишков [33]. В понимании автора, этнические конфликты имеют смешанную природу и чаще всего смешиваются с внутренними социальными и политическими противоречиями в обществе. Выдвинутую позицию поддерживает российский политолог и этнограф М.Ю. Зеленков, обращая внимание на тот факт, что советские республики стремясь к обретению национальной автономии нередко руководствовались дополнительными мотивами. С целью характеристики подобной политики исследователь вводит в научный оборот такие понятия как «этноэгоизм» и «этноограниченность» [15]. В частности, с политической позиции, межнациональный конфликт в ТАССР рассматривает М.Ш. Шаймиев, указывая на активное противостояние политических организаций и блоков внутри республики, привлекавших на свою сторону национальные объединения, используя их в целях достижения лидирующей позиции [39].
Вопросы межнациональных конфликтов в Татарстане периода перестройки и последующего за ним периода, рассматривались в трудах многих российских историков. Исследование проводилось с позиции выявления причин складывания конфликтов, факторов, оказывающих воздействие на их развитие, мер предпринимаемых органами власти и институтами гражданского общества для их разрешения и скорейшего установления сбалансированного межнационального диалога. Так, истоки межэтнических конфликтов в Татарской автономной советской социалистической республике, в контексте экономического и социокультурного развития региона, были рассмотрены в работе Л.С. Перепелкина [24]; В историческом контексте развитие межнационального конфликта в Татарстане было представлено в исследовании Р. Сулейманова [28]; Развитие межкультурного диалога и национальной идентичности в Татарской АССР, в период перестройки было проведено в цикле научных трудов А.И. Гузельбаевой. В частности, автор рассматривала процессы становления межнационального диалога в республике [9], характеризовала характер национальной и культурно-религиозной идентичности Татарстана периода 1989-1991 гг. [8]; Межнациональные противоречия и конфликты Татарской АССР в годы перестройки сквозь призму этносоциологии были описаны в работе Е.А. Бондаренко [4].
В свою очередь непосредственное значение для настоящего исследования представляет работа О.В. Пиценко, в которой развертывание межнационального конфликта в Татарской АССР, раскрывалось сквозь призму этнокультурной среды Поволжского региона, его уникального геополитического положения и особенного исторического пути развития [25].
Источниковая база исследования. состоит из опубликованных материалов. Их можно разделить на следующие группы: нормативно - правовые; делопроизводственные; статистические данные; материалы периодической печати.
Первая группа источников - нормативные правовые акты, представлена основополагающими законами СССР и республики, а также актами, регулирующими межнациональные отношения. В их числе: текст Конституции СССР, республики Татарстан, а также проект декларации ТАССР о суверенитете. Нормативно-правовая база представлена также отдельными решениями органов государственной власти, направленными на урегулирование конфликтных ситуаций и стабилизацию отношений в сфере межнационального взаимодействия. Документы подобного характера представлены в сборнике «Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза» выпущенному в 2010 г. и содержащему основные материалы связанных с характеристикой социально политического кризиса государства.
Вторая группа - состоящая из материалов статистики, содержит следующие материалы: данные переписи населения по рассматриваемому периоду (сведения о переписи населения за 1989 г. и данные по национальному составу Татарской АССР в период перестройки). Кроме того, при написании были использованы показатели динамики этнического состава республики Татарстан и основные показатели промышленного развития.
Третья группа источников - материалы СМИ позволили подробнее рассмотреть характер протекания межнациональных конфликтов в регионах СССР. Среди статей периодических изданий были использованы: очерк Р. Сулейманова об истории межнационального конфликта в Татарии, обзор информационного портала «Я-русский» об особенностях языкового конфликта в Татарстане, а также статья, подготовленная Межрегиональным общественным фондом содействия стратегической безопасности, посвященная характеристике межнациональным конфликтам периода перестройки.
Методология и методы исследования. При проведении выпускного квалификационного исследования на заданную тему использовались две группы методов: общенаучные и специальные исторические методы.
К группе общенаучных методов были отнесены: анализ, сравнение, обобщение, синтез и аналогия. При помощи данных методов проводилось изучение доступных источников и историографии по рассматриваемой проблеме, формировались основные выводы.
Из комплекса специальных исторических методов исследования при написании исследования были использованы: историко-генетический и историко-сравнительный метод. Историко-генетический метод применялся при последовательном описании и характеристике развития межнациональных конфликтов СССР на протяжении выбранного периода. Историко-сравнительный метод позволил сопоставить признаки проявлений конфликтных ситуаций и характер действий основных участников межнациональных конфликтов на различных этапах развития общества в СССР.
Также в контексте изложения основных положений исследовательской работы учитывались принципы объективизма и системности.
Применение принципа объективизма позволило изучить и рассмотреть разносторонние точки зрения на проблему межэтнических конфликтов в Татарской АССР, в связи с чем тема исследования была раскрыта с различных сторон и после чего на сформированной основе были сформулированы заключительные выводы.
Принцип системности, был использован при описании социально-экономического положения Автономной республики в период перестройки, характеристики общественных отношений в рамках межнационального и этноконфессионального диалога между органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Научная новизна работы заключается в возможности детализации и теоретического осмысления причин межнациональных конфликтов развивавшихся в республиках СССР, с целью дальнейшей разработки механизмов их профилактики и предотвращения на современном этапе. Программы профилактики могут быть использованы органами исполнительной власти при реализации программ, направленных на обеспечение межнационального взаимодействия.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
- историческое наследие русского народа. Многие национальные и культурные противоречия, сохранявшиеся в период Российской империи (последствия Кавказской войны; сохранение национальных противоречий в Польше, Литве, Финляндии, Эстонии);
- постоянная смена статусов региона, объяснявшаяся многократным реформированием административно-территориального деления СССР (1922 г., 1923-1929 гг., 1930 г., процессы разукрупнения с 1944 по 1960 гг., складывание автономных советских социалистических республик до 1991 г.);
- религиозный фактор, обусловленный общим вектором антирелигиозной политики СССР;
- внутренняя слабость советского этнического национализма.
Перечисленные причины, в конечном итоге приведшие к развитию национальных конфликтов острого («горячих» конфликтов) и латентного характера («холодных» конфликтов). К конфликтам латентного характера, но не менее сложным по своей природе относился национальный конфликт в автономной советской социалистической республике Татарстан. Изучение проблемы национальных противоречий в Татарстане, зафиксированных в период между 1989-1991 гг. актуально по той причине, что описание, характеристика и анализ основных участников и факторов, способствующих их развитию и нарастанию, позволит разработать эффективные механизмы противодействия подобным процессам на современном этапе в условиях формирования российского гражданского общества. Данная необходимость объясняется тем, что новое государственное образование Российская Федерация является непосредственным преемником СССР, в связи с чем продолжает стабилизировать ситуацию в области межнациональных и этно-религиозных отношений.
Актуальность темы обусловлена повышенным интересом со стороны органов государственной власти и широкой общественности к проблемам национального взаимодействия и сохранения стабильности в национальных отношениях, складывающихся между этническими общностями на современном этапе. Учитывая, тот факт, что межнациональные конфликты имеют сложную природу и развиваются в течение длительного времени, возникает потребность в изучении данной проблемы на примере межнациональных конфликтов Татарской автономной советской социалистической республики в период 1989-1991 гг.
Объект исследования - межнациональные отношения в СССР в период 1989-1991 гг.
Предмет исследования - межнациональные конфликты СССР в 1989-1991 гг., на примере Татарской автономной советской социалистической республики.
Хронологические рамки исследования - Определяются тремя периодами:
- 1 период - до 1989 г. нарастание межнационального напряжения в
республике.
- 2 период с 1989 до 1991 гг. - межнациональные конфликты в ТАССР.
- 3 период 1991 г. и постсоветский период - сглаживание межнационального напряжения и перестройка системы межнационального взаимодействия.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию СССР, а также территорию Татарской автономной советской социалистической республики.
Цель исследования - рассмотрение причин и особенностей развития межнациональных конфликтов СССР на примере Татарской автономной советской социалистической республики.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть причины складывания межнациональных конфликтов СССР и факторов, воздействующих на их возникновение;
- изучить процесс развития межнациональных конфликтов СССР в период перестройки;
- дать характеристику сторонам и участникам национальных конфликтов СССР, с учетом особенностей межнационального взаимодействия органов власти СССР и Татарской автономной советской социалистической республики в период перестройки;
- проанализировать характер протекания национальных конфликтов Татарской автономной советской социалистической республики, с последующим описанием их причин, характера, пути разрешения.
Степень изученности. Проблема профилактики и противодействия межнациональным конфликтам, националистическим идеям на территории советского и постсоветского пространства, неоднократно становилась объектом научных исследований советских и российских исторических и политических школ. При написании выпускной квалификационной работы, был объединен исследовательский опыт по каждому из ключевых аспектов, затрагивающих тему межнациональных конфликтов, развивавшихся в том числе на территории автономной советской социалистической республики Татарстан.
Так причины возникновения межнациональных конфликтов и факторов, способствующих их дальнейшему развитию и обострению, рассматривались в трудах: У.Ф. Ахметова [3], Ф.А. Атаевой [2], А.П. Мякшева [21], А.Х. Даудова [13], Л.А. Стешенко [31], О.В. Пиценко [25] и другие. В свою очередь отдельным аспектам развития национальных конфликтов СССР в период перестройки (1980-1990-х гг.) были посвящены работы: М.Ф. Полынова [26], А. Каппелера [18] и другие. Общую характеристику межнациональных конфликтов как общественного феномена в своей работе представляет Л.В. Шубина [40].
При этом, учитывая высокую степень взаимозависимости между социально-политическими процессами, выраженными в реализации национальной политики и межнациональными проблемами, и конфликтами, особое внимание было уделено блоку исследований, посвященных изучению проблемы складывания национального сознания и реализации национальной политики в СССР. Акцент внимания на данной области знания, позволил подробнее охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на протекание конфликтного противостояния. В частности, вопросу развития национального самосознания уделил особое внимание З.В. Синкевич в своей монографии, составленной по материалам документов периода перестройки ; к проблеме реализации национальной политики СССР и проблем способствующих ее фактическому провалу на фоне кризисных явлений периода 1989-199 г. обращены исследования В.И. Цай и А.С. Черняева; процесс суверенизации и политизации в СССР периода 1980-1990-х гг. ХХ в. в контексте мероприятий национальной политики представлен в научной работе Н.Г. Шелепенькина, где автор описал опыт пути национального самоопределения на республиканском уровне, в том числе и с учетом ТАССР.
Развитие конфликтов в СССР и в том числе межнациональных конфликтов, ставших в итоге одним из основных факторов распада Советского Союза, посвящены научные труды ряда российских авторов по различным аспектам проблемы. В частности, о природе развития этнического конфликта в контексте развития явлений этнонационализма характерных для СССР периода перестройки, рассуждает В.А. Тишков [33]. В понимании автора, этнические конфликты имеют смешанную природу и чаще всего смешиваются с внутренними социальными и политическими противоречиями в обществе. Выдвинутую позицию поддерживает российский политолог и этнограф М.Ю. Зеленков, обращая внимание на тот факт, что советские республики стремясь к обретению национальной автономии нередко руководствовались дополнительными мотивами. С целью характеристики подобной политики исследователь вводит в научный оборот такие понятия как «этноэгоизм» и «этноограниченность» [15]. В частности, с политической позиции, межнациональный конфликт в ТАССР рассматривает М.Ш. Шаймиев, указывая на активное противостояние политических организаций и блоков внутри республики, привлекавших на свою сторону национальные объединения, используя их в целях достижения лидирующей позиции [39].
Вопросы межнациональных конфликтов в Татарстане периода перестройки и последующего за ним периода, рассматривались в трудах многих российских историков. Исследование проводилось с позиции выявления причин складывания конфликтов, факторов, оказывающих воздействие на их развитие, мер предпринимаемых органами власти и институтами гражданского общества для их разрешения и скорейшего установления сбалансированного межнационального диалога. Так, истоки межэтнических конфликтов в Татарской автономной советской социалистической республике, в контексте экономического и социокультурного развития региона, были рассмотрены в работе Л.С. Перепелкина [24]; В историческом контексте развитие межнационального конфликта в Татарстане было представлено в исследовании Р. Сулейманова [28]; Развитие межкультурного диалога и национальной идентичности в Татарской АССР, в период перестройки было проведено в цикле научных трудов А.И. Гузельбаевой. В частности, автор рассматривала процессы становления межнационального диалога в республике [9], характеризовала характер национальной и культурно-религиозной идентичности Татарстана периода 1989-1991 гг. [8]; Межнациональные противоречия и конфликты Татарской АССР в годы перестройки сквозь призму этносоциологии были описаны в работе Е.А. Бондаренко [4].
В свою очередь непосредственное значение для настоящего исследования представляет работа О.В. Пиценко, в которой развертывание межнационального конфликта в Татарской АССР, раскрывалось сквозь призму этнокультурной среды Поволжского региона, его уникального геополитического положения и особенного исторического пути развития [25].
Источниковая база исследования. состоит из опубликованных материалов. Их можно разделить на следующие группы: нормативно - правовые; делопроизводственные; статистические данные; материалы периодической печати.
Первая группа источников - нормативные правовые акты, представлена основополагающими законами СССР и республики, а также актами, регулирующими межнациональные отношения. В их числе: текст Конституции СССР, республики Татарстан, а также проект декларации ТАССР о суверенитете. Нормативно-правовая база представлена также отдельными решениями органов государственной власти, направленными на урегулирование конфликтных ситуаций и стабилизацию отношений в сфере межнационального взаимодействия. Документы подобного характера представлены в сборнике «Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза» выпущенному в 2010 г. и содержащему основные материалы связанных с характеристикой социально политического кризиса государства.
Вторая группа - состоящая из материалов статистики, содержит следующие материалы: данные переписи населения по рассматриваемому периоду (сведения о переписи населения за 1989 г. и данные по национальному составу Татарской АССР в период перестройки). Кроме того, при написании были использованы показатели динамики этнического состава республики Татарстан и основные показатели промышленного развития.
Третья группа источников - материалы СМИ позволили подробнее рассмотреть характер протекания межнациональных конфликтов в регионах СССР. Среди статей периодических изданий были использованы: очерк Р. Сулейманова об истории межнационального конфликта в Татарии, обзор информационного портала «Я-русский» об особенностях языкового конфликта в Татарстане, а также статья, подготовленная Межрегиональным общественным фондом содействия стратегической безопасности, посвященная характеристике межнациональным конфликтам периода перестройки.
Методология и методы исследования. При проведении выпускного квалификационного исследования на заданную тему использовались две группы методов: общенаучные и специальные исторические методы.
К группе общенаучных методов были отнесены: анализ, сравнение, обобщение, синтез и аналогия. При помощи данных методов проводилось изучение доступных источников и историографии по рассматриваемой проблеме, формировались основные выводы.
Из комплекса специальных исторических методов исследования при написании исследования были использованы: историко-генетический и историко-сравнительный метод. Историко-генетический метод применялся при последовательном описании и характеристике развития межнациональных конфликтов СССР на протяжении выбранного периода. Историко-сравнительный метод позволил сопоставить признаки проявлений конфликтных ситуаций и характер действий основных участников межнациональных конфликтов на различных этапах развития общества в СССР.
Также в контексте изложения основных положений исследовательской работы учитывались принципы объективизма и системности.
Применение принципа объективизма позволило изучить и рассмотреть разносторонние точки зрения на проблему межэтнических конфликтов в Татарской АССР, в связи с чем тема исследования была раскрыта с различных сторон и после чего на сформированной основе были сформулированы заключительные выводы.
Принцип системности, был использован при описании социально-экономического положения Автономной республики в период перестройки, характеристики общественных отношений в рамках межнационального и этноконфессионального диалога между органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Научная новизна работы заключается в возможности детализации и теоретического осмысления причин межнациональных конфликтов развивавшихся в республиках СССР, с целью дальнейшей разработки механизмов их профилактики и предотвращения на современном этапе. Программы профилактики могут быть использованы органами исполнительной власти при реализации программ, направленных на обеспечение межнационального взаимодействия.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Кризисные явления в системе государственного развития, в большинстве случаев являются фактором, обостряющим неразрешенные социальные, политические и культурные противоречия в обществе. СССР, в период проведения реформ второй половины 80-х гг. ХХ в., названных реформами перестройки, мог послужить наглядным примером, проявления подобных противоречий, возникших на фоне общего ослабления аппарата государственной власти, нестабильного состояния социальной сферы, растущего производственного и продовольственного кризиса. В этом отношении, наиболее остро проявили себя несбалансированные государственной властью, межнациональные отношения. В период между 1989-1991 гг., страна столкнулась с небывалым ростом межнациональных проблем и конфликтов, связанных в первую очередь с отсутствием эффективных механизмов межнационального и этноконфессионального диалога между органами власти, партийного руководства и представителями национальных и конфессиональных сообществ.
В ходе настоящего исследования, были рассмотрены основные принципы развития межнациональных конфликтов в СССР, охарактеризованы причины, приводящие к их развитию, факторы, способствующие росту межнациональной напряженности. В том числе был проанализирован опыт строительства межнационального диалога Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, в свете закономерного роста национальной напряженности. По итогам исследования были сформулированы следующие заключительные положения:
Развитию межнациональных конфликтов, способствовало множество причин, которые являлись следствием отсутствия тесного взаимодействия наций с институтами гражданского общества и органами государственной власти. Данную особенность, необходимо учитывать при проведении исследования. Кроме того, в ходе проведенного анализа было установлено, что к распространенным причинам возникновения и развития межнациональных конфликтов следует относить: отсутствие равноправия в социально-экономическом развитии наций, отсутствие механизмов взаимодействия наций с аппаратом государственного управления, а также нарушение естественных законов развития наций и национального самоопределения. Перечисленные причины, важно учитывать, при изучении социального развития советского государства периода перестройки (второй половины 80-х гг. - начала 90-х гг. ХХ в.)
Характерной особенностью возникновения и развития межнациональных конфликтов в союзных республиках в определенных случаях имела место быть недооценка национальных факторов местного населения, проживавшего в национальных республиках. Кроме того, советским руководством не всегда учитывалась специфика национальных отношений в стране и нередко намеренно пресекалась даже относительная самостоятельность некоторых народов. К примеру, как было показано в ходе проведенного анализа, в ряде национальных республик СССР появились проблемы с развитием, употреблением и совершенствованием родных языков. Последствия начавшегося кризиса были настолько серьезными и противоречивыми, что начавшиеся реформы второй половины 1980-х гг., не смогли не только оказать профилактическое воздействие на их распространение, но также в не меньшей степени способствовали их развитию и углублению.
Следовательно, последовавший вслед за описываемыми событиями распад СССР отрицательно сказался. на всей системе сформированных КПСС и советской властью форм существования национальных структур. Многие советские республики и в том числе Татарская автономная советская социалистическая республика, получили значительный экономический ущерб и на некоторое время пришли к состоянию политической дестабилизации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что государственно-политическая ликвидация Советского Союза, осуществленная главами России, Украины и
Белоруссии в конце 1991 г., способствовала процессам не только
политического, экономического, но и национального (межнационального) размежевания.
При взаимодействии органов власти СССИ с руководством Татарской автономной советской социалистической республики, главной особенностью взаимоотношений в области межнационального диалога выступило практически полное отсутствие острого конфликтного противостояния между противоборствующими сторонами. Требования сторон, заключавшиеся в стремлении к обретению национальной политической автономии, по большей части учитывались аппаратом управления республикой, активно развивались в программах институтов формировавшегося гражданского общества (общественных организациях, партиях, конфессиональных и национальных диаспорах и другие). Наиболее острое противостояние развернулось в политическом секторе. При этом как было отмечено, этнические противоречия стали одним из косвенных мотивов, используемых для обретения республикой полной политической и экономической автономии. Подобная особенность объясняется высоким уровнем промышленного развития и общей готовности к самостоятельному ведению социальных преобразований.
Сторонами и участниками межнационального противостояния в Татарской АССР являлись: органы государственной власти и республиканского управления, представители партийного руководства, гражданское население республики, религиозные и национальные объединения, политические партии, общественные организации. Столь широкий спектр участников, каждый из которых формировал свою программу требований, указывал на наличие активных процессов строительства национального, политического и гражданского секторов будущей автономной республики Татарстан. Подобная модель взаимодействия, сложившаяся в секторе межнационального взаимодействия, в последующие годы, после провозглашения суверенитета республики обозначила вектор гармоничного развития гражданского общества, с наличием в его структуре всех доступных механизмов необходимых для социальных трансформаций.
Говоря об причинах возникновения межнационального конфликта, а Татарской АССР, в период между 1989-1991 г., важно акцентировать внимание на такие социально-политические явления как: отсутствие гибкой государственной национальной политики в отношении многонационального населения республики. Мероприятия национальной политики, зачастую непродуманные и находившиеся, по сути, в состоянии становления, были не в состоянии остановить коррелирующую дискриминацию в органах государственного управления республикой, а также острого языкового противостояния, выражавшегося в дискриминации русскоговорящего населения.
Соответственно, характер межнационального конфликта в Татарской АССР определялся следующими чертами:
- отсутствием вооруженных столкновений, связанных с противоречиями на национальной почве. Противостояние преимущественно протекало на уровне дискуссий в научной сфере, органах государственного аппарата и институтах гражданского общества (национальных и религиозных диаспорах);
- сглаженное решение религиозного вопроса при получении религиозной идентичности. Данная особенность была связана прежде всего с тем, что на уровне республики внимание к религиозному возрождению было проявлено на государственном уровне, в связи с чем ключевым мероприятиям было уделено серьёзное внимание.
- регион Нижнего Поволжья, в котором расположена Татарская автономная республика имеет уникальное геополитическое расположение, определяемое длительными процессами складывания прочных традиций добрососедства. Столь комфортная среда для проживания населения с различным этническим и религиозным составом позволила сгладить обострившиеся отношения на уровне этноконфессиональной сферы.
Однако республика Татарстан, в отличие от многих других союзных республик (Грузия, Армения, Азербайджан, Узбекистан) отличалась применением комплекса мер направленных на профилактику и предотвращение межнациональной розни, снижение социальной напряженности путем построения межинституционального взаимодействия, между органами власти и обществом. Данный механизм, столь эффективно проявивший себя в годы перестройки, продолжает свое развитие и в современных условиях. Благодаря подобной позиции несмотря, на ряд острых проблем в области языкового развития, распределения миграционных потоков, экономического развития и кадрового распределения, Автономная республика Татарстан являет собой пример получения национального самоопределения в практически бесконфликтной среде.
В ходе настоящего исследования, были рассмотрены основные принципы развития межнациональных конфликтов в СССР, охарактеризованы причины, приводящие к их развитию, факторы, способствующие росту межнациональной напряженности. В том числе был проанализирован опыт строительства межнационального диалога Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, в свете закономерного роста национальной напряженности. По итогам исследования были сформулированы следующие заключительные положения:
Развитию межнациональных конфликтов, способствовало множество причин, которые являлись следствием отсутствия тесного взаимодействия наций с институтами гражданского общества и органами государственной власти. Данную особенность, необходимо учитывать при проведении исследования. Кроме того, в ходе проведенного анализа было установлено, что к распространенным причинам возникновения и развития межнациональных конфликтов следует относить: отсутствие равноправия в социально-экономическом развитии наций, отсутствие механизмов взаимодействия наций с аппаратом государственного управления, а также нарушение естественных законов развития наций и национального самоопределения. Перечисленные причины, важно учитывать, при изучении социального развития советского государства периода перестройки (второй половины 80-х гг. - начала 90-х гг. ХХ в.)
Характерной особенностью возникновения и развития межнациональных конфликтов в союзных республиках в определенных случаях имела место быть недооценка национальных факторов местного населения, проживавшего в национальных республиках. Кроме того, советским руководством не всегда учитывалась специфика национальных отношений в стране и нередко намеренно пресекалась даже относительная самостоятельность некоторых народов. К примеру, как было показано в ходе проведенного анализа, в ряде национальных республик СССР появились проблемы с развитием, употреблением и совершенствованием родных языков. Последствия начавшегося кризиса были настолько серьезными и противоречивыми, что начавшиеся реформы второй половины 1980-х гг., не смогли не только оказать профилактическое воздействие на их распространение, но также в не меньшей степени способствовали их развитию и углублению.
Следовательно, последовавший вслед за описываемыми событиями распад СССР отрицательно сказался. на всей системе сформированных КПСС и советской властью форм существования национальных структур. Многие советские республики и в том числе Татарская автономная советская социалистическая республика, получили значительный экономический ущерб и на некоторое время пришли к состоянию политической дестабилизации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что государственно-политическая ликвидация Советского Союза, осуществленная главами России, Украины и
Белоруссии в конце 1991 г., способствовала процессам не только
политического, экономического, но и национального (межнационального) размежевания.
При взаимодействии органов власти СССИ с руководством Татарской автономной советской социалистической республики, главной особенностью взаимоотношений в области межнационального диалога выступило практически полное отсутствие острого конфликтного противостояния между противоборствующими сторонами. Требования сторон, заключавшиеся в стремлении к обретению национальной политической автономии, по большей части учитывались аппаратом управления республикой, активно развивались в программах институтов формировавшегося гражданского общества (общественных организациях, партиях, конфессиональных и национальных диаспорах и другие). Наиболее острое противостояние развернулось в политическом секторе. При этом как было отмечено, этнические противоречия стали одним из косвенных мотивов, используемых для обретения республикой полной политической и экономической автономии. Подобная особенность объясняется высоким уровнем промышленного развития и общей готовности к самостоятельному ведению социальных преобразований.
Сторонами и участниками межнационального противостояния в Татарской АССР являлись: органы государственной власти и республиканского управления, представители партийного руководства, гражданское население республики, религиозные и национальные объединения, политические партии, общественные организации. Столь широкий спектр участников, каждый из которых формировал свою программу требований, указывал на наличие активных процессов строительства национального, политического и гражданского секторов будущей автономной республики Татарстан. Подобная модель взаимодействия, сложившаяся в секторе межнационального взаимодействия, в последующие годы, после провозглашения суверенитета республики обозначила вектор гармоничного развития гражданского общества, с наличием в его структуре всех доступных механизмов необходимых для социальных трансформаций.
Говоря об причинах возникновения межнационального конфликта, а Татарской АССР, в период между 1989-1991 г., важно акцентировать внимание на такие социально-политические явления как: отсутствие гибкой государственной национальной политики в отношении многонационального населения республики. Мероприятия национальной политики, зачастую непродуманные и находившиеся, по сути, в состоянии становления, были не в состоянии остановить коррелирующую дискриминацию в органах государственного управления республикой, а также острого языкового противостояния, выражавшегося в дискриминации русскоговорящего населения.
Соответственно, характер межнационального конфликта в Татарской АССР определялся следующими чертами:
- отсутствием вооруженных столкновений, связанных с противоречиями на национальной почве. Противостояние преимущественно протекало на уровне дискуссий в научной сфере, органах государственного аппарата и институтах гражданского общества (национальных и религиозных диаспорах);
- сглаженное решение религиозного вопроса при получении религиозной идентичности. Данная особенность была связана прежде всего с тем, что на уровне республики внимание к религиозному возрождению было проявлено на государственном уровне, в связи с чем ключевым мероприятиям было уделено серьёзное внимание.
- регион Нижнего Поволжья, в котором расположена Татарская автономная республика имеет уникальное геополитическое расположение, определяемое длительными процессами складывания прочных традиций добрососедства. Столь комфортная среда для проживания населения с различным этническим и религиозным составом позволила сгладить обострившиеся отношения на уровне этноконфессиональной сферы.
Однако республика Татарстан, в отличие от многих других союзных республик (Грузия, Армения, Азербайджан, Узбекистан) отличалась применением комплекса мер направленных на профилактику и предотвращение межнациональной розни, снижение социальной напряженности путем построения межинституционального взаимодействия, между органами власти и обществом. Данный механизм, столь эффективно проявивший себя в годы перестройки, продолжает свое развитие и в современных условиях. Благодаря подобной позиции несмотря, на ряд острых проблем в области языкового развития, распределения миграционных потоков, экономического развития и кадрового распределения, Автономная республика Татарстан являет собой пример получения национального самоопределения в практически бесконфликтной среде.



