Развитие творческого потенциала личности средствами арт-терапии
|
Введение 3
Глава 1 Проблема творческого потенциала личности будущего педагога ... 9
1.1 Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности 9
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы развития творческого
потенциала личности будущего педагога 18
1.3. Педагогическое условие развития творческого потенциала будущих педагогов средствами арт-терапии 31
Выводы к первой главе 48
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии 50
2.1. Диагностика исследования творческого потенциала личности
будущего педагога 50
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
творческого потенциала личности будущих педагогов средствами арт-терапии 59
2.3. Контрольный срез 79
Выводы к главе 2 90
Заключение 91
Список используемой литературы 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1 Проблема творческого потенциала личности будущего педагога ... 9
1.1 Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности 9
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы развития творческого
потенциала личности будущего педагога 18
1.3. Педагогическое условие развития творческого потенциала будущих педагогов средствами арт-терапии 31
Выводы к первой главе 48
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии 50
2.1. Диагностика исследования творческого потенциала личности
будущего педагога 50
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
творческого потенциала личности будущих педагогов средствами арт-терапии 59
2.3. Контрольный срез 79
Выводы к главе 2 90
Заключение 91
Список используемой литературы 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Современное российское общество устанавливает высокие требования на рынке труда к личностным качествам человека. Работодатель ищет личность, склонную к саморазвитию, творчеству, способную решать нестандартные вопросы и реализовываться в современном обществе. Исходя из этого, становится очевидным, что актуальность исследования обусловлена развитием творческого потенциала личности будущего педагога. Решение данной проблемы будет способствовать качественному инновационному преобразованию учебных заведений на практике. В свою очередь, система профессионального образования в своей традиционной форме не имеет возможности удовлетворить современные требования учителей, что значительно усугубляет противоречия в развитии его личности. Однако развитие творческого потенциала педагога способно разрешить данные противоречия.
Актуальность исследования также определяет готовностью педагога к развитию творческого потенциала личности.
Проблема развития творческого потенциала будущего педагога, обозначенная в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), отмечена как одна из основных в современном образовании. Качество профессионального образования напрямую зависит от проявления творческого подхода педагога, которое предполагает изменение непрерывного, целенаправленного саморазвития личности. Благодаря этому происходит формирование творческого мышления будущего педагога, и соответственно развитие творческого потенциала личности.
Проблемой творческого развития занималось многие отечественные и зарубежные исследователи психолого-педагогического направления: Л.В.Занков, В.А.Кан-Калик, Е.А.Максимова, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Д.Б.Эльконин.
К сожалению, авторов, которые исследуют проблему развития творческого потенциала личности будущих педагогов, в настоящее время наблюдается значительно меньше. Изучив данный вопрос, мы получим возможность по-новому посмотреть на проблему развития творческого потенциала личности у будущего педагога.
В работах авторов Т.Е. Бацаева, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Буи, P.M. Грановской, Н.В. Демидова, A.M. Матюшкина и иных говорится о том, что современная система образования недостаточно ориентирована на систематизированное развитие творческого потенциала личности будущих педагогов и нуждается в соответствующих современным требованиям методических средствах для разрешения данного вопроса.
Арт-терапия содержит в себе богатейшие возможности, которые могут стимулировать развитие творческого потенциала личности будущего педагога. Арттерапевтические занятия в профессионально-педагогической деятельности являются одним из методов подготовки будущих педагогов, развивая их творческих потенциал.
Идею внедрения арт-терапии в современную профессиональную систему образования освещают немногие авторы (Н.Ф.Вишнякова, Л.А. Петровская, К. Уэлсби, А.П. Федорова). Труды этих авторов включают в себя исключительно теоретические рекомендации и, к сожалению, не подкреплены практическими исследованиями.
Проблема развития творческого потенциала личности будущего педагога является важной, так как в процессе данного развития складывается новое нестандартное мышление, которое способно к решительным преобразованиям. Помимо этого, происходит осознание творческого потенциала личности будущего педагога, а также применение новых знаний и методов в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогического направления.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, удалось выявить некоторые недостатки, которые препятствуют развитию творческого потенциала личности будущего педагога: применение в профессиональной подготовке будущих педагогов типовых методик и программ, при которых отсутствует возможность творческого саморазвития личности, а методы, которые действительно вызывают интерес у обучающихся не всегда используются педагогами.
В связи с этим, возникают противоречия между потребностью в формирования творческой личности и скудным теоретико-методическим оснащением в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Проблема исследования: как развить творческий потенциал будущего педагога средствами арт-терапии?
В связи со всем выше перечисленным определилась тема данного исследования: «Развитие творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии».
Объект исследования: образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Цель исследования: развитие творческого потенциала личности будущего педагога на основе разработанного авторского курса средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала будущих педагогов в процессе образования может быть более успешным и эффективным, если:
- выявлена сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности» будущего педагога;
- разработана авторская программа, способствующая развитию творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии;
- адаптирован для системы вузовского образования диагностический инструментарий, содержащий критерии и показатели развития творческого потенциала будущих педагогов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, философскую
литературу по теме исследования, изучить и обосновать сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности».
2. Выявить уровень развития творческого потенциала личности у будущих педагогов.
3. Разработать авторскую программу, способствующую развитию творческого потенциала у будущих педагогов средствами арт-терапии.
4. Апробировать предложенную программу и проанализировать полученные результаты.
Теоретическую основу исследования составляют:
- деятельный подход к вопросу развития творческого мышления (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);
- труды психолого-педагогических исследователей на тему творчества как способ самосовершенствования и саморазвития личности в трудах Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, К.Роджерса, Д.Б.Эльконона и другие);
- исследование развития творческого потенциала личности (Н.Ф. Вишнякова, П.Ф.Кравчук, В.Ф.Овчинников, Е.Л.Яковлева);
- возможности арт-терапии описывали Ю.В.Каннабих, Б.Д.Карвасарский, С.Кратохвил, Р.Крачфилд, А.А.Осипова.
Методы и методики исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы; диагностические методы; метод экспериментального исследования (констатирующий и формирующий эксперимент, включающие наблюдения, опросы, диагностический мониторинг); обобщение экспериментальных данных.
Этапы исследования. Исследование развития творческого потенциала личности будущего педагога проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - теоретическом (сентябрь-октябрь 2016 года) происходил анализ психолого-педагогической литературы; определялся научный аппарат и экспериментальная база исследования; обобщался теоретический материал, были выбраны методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (ноябрь 2016 года - май 2018 года) происходила проверка гипотезы исследования; разрабатывалась и апробировалась авторская программа, направленная на развитие творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
На третьем этапе - обобщающем (апрель - май 2018 года) происходила систематизация, обработка и осознание результатов исследования, его обобщение и описание; уточнялись теоретические и практические выводы.
База исследования: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В исследовании приняли участие 29 студентов психолого-педагогического направления профиля «Психология и педагогика начального образования».
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие исследования «творческий потенциал личности», разработана и апробирована программа развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы специфика и возможности развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Практическая значимость исследования: выявлены и экспериментально проверены формы, методы: развития творческого потенциала личности будущих педагогов.
Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается опорой на данные' современных исследователей применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы в условиях реального процесса в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческий потенциал личности представляет собой интегральное качество, отображающее уровень творческого мышления, познавательной самостоятельности, творческой активности и интереса к творческой деятельности, проявляющиеся в процессе различных видов занятий.
2. Авторская программа, включающая в себя комплекс арттерапевтических занятий, состоящих из несколько этапов (констатирующий, формирующий и контрольный), направлена на развитие творческого потенциала личности будущего педагога.
3. Критерии сформированности творческого потенциала личности будущего педагога:
- ценностный критерий отражает творчество как ценность, жизненную необходимость, принятие образа творческой личности в качестве ориентира в судьбе и профессии;
- когнитивный критерий отражает разносторонность знания, помогающее пониманию и реализации на практике творческой сути личности, её креативность;
- деятельностный критерий отражает выражение иных потенциальных творческих особенностей личности, способствует творческой организации образовательного процесса.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на заседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета.
Структура и объём магистерской диссертации определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Актуальность исследования также определяет готовностью педагога к развитию творческого потенциала личности.
Проблема развития творческого потенциала будущего педагога, обозначенная в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), отмечена как одна из основных в современном образовании. Качество профессионального образования напрямую зависит от проявления творческого подхода педагога, которое предполагает изменение непрерывного, целенаправленного саморазвития личности. Благодаря этому происходит формирование творческого мышления будущего педагога, и соответственно развитие творческого потенциала личности.
Проблемой творческого развития занималось многие отечественные и зарубежные исследователи психолого-педагогического направления: Л.В.Занков, В.А.Кан-Калик, Е.А.Максимова, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Д.Б.Эльконин.
К сожалению, авторов, которые исследуют проблему развития творческого потенциала личности будущих педагогов, в настоящее время наблюдается значительно меньше. Изучив данный вопрос, мы получим возможность по-новому посмотреть на проблему развития творческого потенциала личности у будущего педагога.
В работах авторов Т.Е. Бацаева, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Буи, P.M. Грановской, Н.В. Демидова, A.M. Матюшкина и иных говорится о том, что современная система образования недостаточно ориентирована на систематизированное развитие творческого потенциала личности будущих педагогов и нуждается в соответствующих современным требованиям методических средствах для разрешения данного вопроса.
Арт-терапия содержит в себе богатейшие возможности, которые могут стимулировать развитие творческого потенциала личности будущего педагога. Арттерапевтические занятия в профессионально-педагогической деятельности являются одним из методов подготовки будущих педагогов, развивая их творческих потенциал.
Идею внедрения арт-терапии в современную профессиональную систему образования освещают немногие авторы (Н.Ф.Вишнякова, Л.А. Петровская, К. Уэлсби, А.П. Федорова). Труды этих авторов включают в себя исключительно теоретические рекомендации и, к сожалению, не подкреплены практическими исследованиями.
Проблема развития творческого потенциала личности будущего педагога является важной, так как в процессе данного развития складывается новое нестандартное мышление, которое способно к решительным преобразованиям. Помимо этого, происходит осознание творческого потенциала личности будущего педагога, а также применение новых знаний и методов в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогического направления.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, удалось выявить некоторые недостатки, которые препятствуют развитию творческого потенциала личности будущего педагога: применение в профессиональной подготовке будущих педагогов типовых методик и программ, при которых отсутствует возможность творческого саморазвития личности, а методы, которые действительно вызывают интерес у обучающихся не всегда используются педагогами.
В связи с этим, возникают противоречия между потребностью в формирования творческой личности и скудным теоретико-методическим оснащением в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Проблема исследования: как развить творческий потенциал будущего педагога средствами арт-терапии?
В связи со всем выше перечисленным определилась тема данного исследования: «Развитие творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии».
Объект исследования: образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Цель исследования: развитие творческого потенциала личности будущего педагога на основе разработанного авторского курса средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала будущих педагогов в процессе образования может быть более успешным и эффективным, если:
- выявлена сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности» будущего педагога;
- разработана авторская программа, способствующая развитию творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии;
- адаптирован для системы вузовского образования диагностический инструментарий, содержащий критерии и показатели развития творческого потенциала будущих педагогов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, философскую
литературу по теме исследования, изучить и обосновать сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности».
2. Выявить уровень развития творческого потенциала личности у будущих педагогов.
3. Разработать авторскую программу, способствующую развитию творческого потенциала у будущих педагогов средствами арт-терапии.
4. Апробировать предложенную программу и проанализировать полученные результаты.
Теоретическую основу исследования составляют:
- деятельный подход к вопросу развития творческого мышления (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);
- труды психолого-педагогических исследователей на тему творчества как способ самосовершенствования и саморазвития личности в трудах Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, К.Роджерса, Д.Б.Эльконона и другие);
- исследование развития творческого потенциала личности (Н.Ф. Вишнякова, П.Ф.Кравчук, В.Ф.Овчинников, Е.Л.Яковлева);
- возможности арт-терапии описывали Ю.В.Каннабих, Б.Д.Карвасарский, С.Кратохвил, Р.Крачфилд, А.А.Осипова.
Методы и методики исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы; диагностические методы; метод экспериментального исследования (констатирующий и формирующий эксперимент, включающие наблюдения, опросы, диагностический мониторинг); обобщение экспериментальных данных.
Этапы исследования. Исследование развития творческого потенциала личности будущего педагога проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - теоретическом (сентябрь-октябрь 2016 года) происходил анализ психолого-педагогической литературы; определялся научный аппарат и экспериментальная база исследования; обобщался теоретический материал, были выбраны методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (ноябрь 2016 года - май 2018 года) происходила проверка гипотезы исследования; разрабатывалась и апробировалась авторская программа, направленная на развитие творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
На третьем этапе - обобщающем (апрель - май 2018 года) происходила систематизация, обработка и осознание результатов исследования, его обобщение и описание; уточнялись теоретические и практические выводы.
База исследования: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В исследовании приняли участие 29 студентов психолого-педагогического направления профиля «Психология и педагогика начального образования».
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие исследования «творческий потенциал личности», разработана и апробирована программа развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы специфика и возможности развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Практическая значимость исследования: выявлены и экспериментально проверены формы, методы: развития творческого потенциала личности будущих педагогов.
Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается опорой на данные' современных исследователей применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы в условиях реального процесса в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческий потенциал личности представляет собой интегральное качество, отображающее уровень творческого мышления, познавательной самостоятельности, творческой активности и интереса к творческой деятельности, проявляющиеся в процессе различных видов занятий.
2. Авторская программа, включающая в себя комплекс арттерапевтических занятий, состоящих из несколько этапов (констатирующий, формирующий и контрольный), направлена на развитие творческого потенциала личности будущего педагога.
3. Критерии сформированности творческого потенциала личности будущего педагога:
- ценностный критерий отражает творчество как ценность, жизненную необходимость, принятие образа творческой личности в качестве ориентира в судьбе и профессии;
- когнитивный критерий отражает разносторонность знания, помогающее пониманию и реализации на практике творческой сути личности, её креативность;
- деятельностный критерий отражает выражение иных потенциальных творческих особенностей личности, способствует творческой организации образовательного процесса.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на заседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета.
Структура и объём магистерской диссертации определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Актуальная и современная проблема развития творческого потенциала личности будущих педагогов получила новую грань рассмотрения.
Подводя итоги, отметим, что творческий потенциал личности будущего педагога в компонентах трех сферах ценностной, когнитивной и деятельности, в процессе формирования может менять границы между возможным и реальным.
Удалось доказать, что использование на практике арт-терапии в профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов, способствует развитию творческого потенциала их личности и имеет богатейший ресурс для воздействия на ценностную, когнитивную и деятельностную сферы:
- терапия искусством использует различные виды творческого самовыражения и даёт возможность творческого саморазвития;
- применение арт-терапии формирует условия для понимания важности творческой деятельности в личном и профессиональном плане;
- направленное влияние арт-терапии позволяет обратить внимание на осознание выбора вида профессионально-педагогической творческой деятельности.
Разработанная авторская программа может иметь широкий диапазон использования в профессиональной системе подготовки будущих педагогов и на курсах повышения квалификации сотрудников образовательной сферы. А самостоятельные арттерапевтические методики и упражнения, могут применяться на занятиях по педагогической психологии, с намерением развить творческий потенциал личности участников.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития творческого потенциала личности будущего педагога.
Подводя итоги, отметим, что творческий потенциал личности будущего педагога в компонентах трех сферах ценностной, когнитивной и деятельности, в процессе формирования может менять границы между возможным и реальным.
Удалось доказать, что использование на практике арт-терапии в профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов, способствует развитию творческого потенциала их личности и имеет богатейший ресурс для воздействия на ценностную, когнитивную и деятельностную сферы:
- терапия искусством использует различные виды творческого самовыражения и даёт возможность творческого саморазвития;
- применение арт-терапии формирует условия для понимания важности творческой деятельности в личном и профессиональном плане;
- направленное влияние арт-терапии позволяет обратить внимание на осознание выбора вида профессионально-педагогической творческой деятельности.
Разработанная авторская программа может иметь широкий диапазон использования в профессиональной системе подготовки будущих педагогов и на курсах повышения квалификации сотрудников образовательной сферы. А самостоятельные арттерапевтические методики и упражнения, могут применяться на занятиях по педагогической психологии, с намерением развить творческий потенциал личности участников.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития творческого потенциала личности будущего педагога.



