Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого потенциала личности средствами арт-терапии

Работа №114996

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблема творческого потенциала личности будущего педагога ... 9
1.1 Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности 9
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы развития творческого
потенциала личности будущего педагога 18
1.3. Педагогическое условие развития творческого потенциала будущих педагогов средствами арт-терапии 31
Выводы к первой главе 48
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии 50
2.1. Диагностика исследования творческого потенциала личности
будущего педагога 50
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
творческого потенциала личности будущих педагогов средствами арт-терапии 59
2.3. Контрольный срез 79
Выводы к главе 2 90
Заключение 91
Список используемой литературы 92
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Современное российское общество устанавливает высокие требования на рынке труда к личностным качествам человека. Работодатель ищет личность, склонную к саморазвитию, творчеству, способную решать нестандартные вопросы и реализовываться в современном обществе. Исходя из этого, становится очевидным, что актуальность исследования обусловлена развитием творческого потенциала личности будущего педагога. Решение данной проблемы будет способствовать качественному инновационному преобразованию учебных заведений на практике. В свою очередь, система профессионального образования в своей традиционной форме не имеет возможности удовлетворить современные требования учителей, что значительно усугубляет противоречия в развитии его личности. Однако развитие творческого потенциала педагога способно разрешить данные противоречия.
Актуальность исследования также определяет готовностью педагога к развитию творческого потенциала личности.
Проблема развития творческого потенциала будущего педагога, обозначенная в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), отмечена как одна из основных в современном образовании. Качество профессионального образования напрямую зависит от проявления творческого подхода педагога, которое предполагает изменение непрерывного, целенаправленного саморазвития личности. Благодаря этому происходит формирование творческого мышления будущего педагога, и соответственно развитие творческого потенциала личности.
Проблемой творческого развития занималось многие отечественные и зарубежные исследователи психолого-педагогического направления: Л.В.Занков, В.А.Кан-Калик, Е.А.Максимова, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Дж.Гилфорд, Е.П.Торренс, Д.Б.Эльконин.
К сожалению, авторов, которые исследуют проблему развития творческого потенциала личности будущих педагогов, в настоящее время наблюдается значительно меньше. Изучив данный вопрос, мы получим возможность по-новому посмотреть на проблему развития творческого потенциала личности у будущего педагога.
В работах авторов Т.Е. Бацаева, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Буи, P.M. Грановской, Н.В. Демидова, A.M. Матюшкина и иных говорится о том, что современная система образования недостаточно ориентирована на систематизированное развитие творческого потенциала личности будущих педагогов и нуждается в соответствующих современным требованиям методических средствах для разрешения данного вопроса.
Арт-терапия содержит в себе богатейшие возможности, которые могут стимулировать развитие творческого потенциала личности будущего педагога. Арттерапевтические занятия в профессионально-педагогической деятельности являются одним из методов подготовки будущих педагогов, развивая их творческих потенциал.
Идею внедрения арт-терапии в современную профессиональную систему образования освещают немногие авторы (Н.Ф.Вишнякова, Л.А. Петровская, К. Уэлсби, А.П. Федорова). Труды этих авторов включают в себя исключительно теоретические рекомендации и, к сожалению, не подкреплены практическими исследованиями.
Проблема развития творческого потенциала личности будущего педагога является важной, так как в процессе данного развития складывается новое нестандартное мышление, которое способно к решительным преобразованиям. Помимо этого, происходит осознание творческого потенциала личности будущего педагога, а также применение новых знаний и методов в профессиональной подготовке студентов психолого-педагогического направления.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, удалось выявить некоторые недостатки, которые препятствуют развитию творческого потенциала личности будущего педагога: применение в профессиональной подготовке будущих педагогов типовых методик и программ, при которых отсутствует возможность творческого саморазвития личности, а методы, которые действительно вызывают интерес у обучающихся не всегда используются педагогами.
В связи с этим, возникают противоречия между потребностью в формирования творческой личности и скудным теоретико-методическим оснащением в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Проблема исследования: как развить творческий потенциал будущего педагога средствами арт-терапии?
В связи со всем выше перечисленным определилась тема данного исследования: «Развитие творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии».
Объект исследования: образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Цель исследования: развитие творческого потенциала личности будущего педагога на основе разработанного авторского курса средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала будущих педагогов в процессе образования может быть более успешным и эффективным, если:
- выявлена сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности» будущего педагога;
- разработана авторская программа, способствующая развитию творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии;
- адаптирован для системы вузовского образования диагностический инструментарий, содержащий критерии и показатели развития творческого потенциала будущих педагогов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, философскую
литературу по теме исследования, изучить и обосновать сущность и содержание понятия «творческий потенциал личности».
2. Выявить уровень развития творческого потенциала личности у будущих педагогов.
3. Разработать авторскую программу, способствующую развитию творческого потенциала у будущих педагогов средствами арт-терапии.
4. Апробировать предложенную программу и проанализировать полученные результаты.
Теоретическую основу исследования составляют:
- деятельный подход к вопросу развития творческого мышления (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);
- труды психолого-педагогических исследователей на тему творчества как способ самосовершенствования и саморазвития личности в трудах Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, К.Роджерса, Д.Б.Эльконона и другие);
- исследование развития творческого потенциала личности (Н.Ф. Вишнякова, П.Ф.Кравчук, В.Ф.Овчинников, Е.Л.Яковлева);
- возможности арт-терапии описывали Ю.В.Каннабих, Б.Д.Карвасарский, С.Кратохвил, Р.Крачфилд, А.А.Осипова.
Методы и методики исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы; диагностические методы; метод экспериментального исследования (констатирующий и формирующий эксперимент, включающие наблюдения, опросы, диагностический мониторинг); обобщение экспериментальных данных.
Этапы исследования. Исследование развития творческого потенциала личности будущего педагога проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - теоретическом (сентябрь-октябрь 2016 года) происходил анализ психолого-педагогической литературы; определялся научный аппарат и экспериментальная база исследования; обобщался теоретический материал, были выбраны методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (ноябрь 2016 года - май 2018 года) происходила проверка гипотезы исследования; разрабатывалась и апробировалась авторская программа, направленная на развитие творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
На третьем этапе - обобщающем (апрель - май 2018 года) происходила систематизация, обработка и осознание результатов исследования, его обобщение и описание; уточнялись теоретические и практические выводы.
База исследования: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В исследовании приняли участие 29 студентов психолого-педагогического направления профиля «Психология и педагогика начального образования».
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие исследования «творческий потенциал личности», разработана и апробирована программа развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы специфика и возможности развития творческого потенциала личности будущего педагога средствами арт-терапии.
Практическая значимость исследования: выявлены и экспериментально проверены формы, методы: развития творческого потенциала личности будущих педагогов.
Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивается опорой на данные' современных исследователей применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы в условиях реального процесса в вузе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческий потенциал личности представляет собой интегральное качество, отображающее уровень творческого мышления, познавательной самостоятельности, творческой активности и интереса к творческой деятельности, проявляющиеся в процессе различных видов занятий.
2. Авторская программа, включающая в себя комплекс арттерапевтических занятий, состоящих из несколько этапов (констатирующий, формирующий и контрольный), направлена на развитие творческого потенциала личности будущего педагога.
3. Критерии сформированности творческого потенциала личности будущего педагога:
- ценностный критерий отражает творчество как ценность, жизненную необходимость, принятие образа творческой личности в качестве ориентира в судьбе и профессии;
- когнитивный критерий отражает разносторонность знания, помогающее пониманию и реализации на практике творческой сути личности, её креативность;
- деятельностный критерий отражает выражение иных потенциальных творческих особенностей личности, способствует творческой организации образовательного процесса.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на заседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета.
Структура и объём магистерской диссертации определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальная и современная проблема развития творческого потенциала личности будущих педагогов получила новую грань рассмотрения.
Подводя итоги, отметим, что творческий потенциал личности будущего педагога в компонентах трех сферах ценностной, когнитивной и деятельности, в процессе формирования может менять границы между возможным и реальным.
Удалось доказать, что использование на практике арт-терапии в профессионально-педагогической подготовке будущих педагогов, способствует развитию творческого потенциала их личности и имеет богатейший ресурс для воздействия на ценностную, когнитивную и деятельностную сферы:
- терапия искусством использует различные виды творческого самовыражения и даёт возможность творческого саморазвития;
- применение арт-терапии формирует условия для понимания важности творческой деятельности в личном и профессиональном плане;
- направленное влияние арт-терапии позволяет обратить внимание на осознание выбора вида профессионально-педагогической творческой деятельности.
Разработанная авторская программа может иметь широкий диапазон использования в профессиональной системе подготовки будущих педагогов и на курсах повышения квалификации сотрудников образовательной сферы. А самостоятельные арттерапевтические методики и упражнения, могут применяться на занятиях по педагогической психологии, с намерением развить творческий потенциал личности участников.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития творческого потенциала личности будущего педагога.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2014. 283 с.
2. Андреев В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2013. - 238 с.
3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. 240с.
4. Ахметжанова, Г. В. Многоуровневая система развития педагогической функции будущего учителя в процессе непрерывного образования: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 / Г. В. Ахметжанова, Ульяновск, 2006. 387 с.
5. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. М: Знание, 1999. 64 с.
6. Белоглазов В.В. Воспитание творчеством. Благовещенск: Хабаровск, кн. изд- во, 1985. 95с.
6. Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, 461 с.
7. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420с.
8. Богоявленская Д Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. М.: Смысл, 2000. С.186-198.
9. Н.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1984. 173 с.
10. Бодалев А.А. Вершины в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 2014. 165 с.
11. Бодалев А.А. В мире подростка. М.: Медицина, 2013. 89с.
12. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопросы психологии. 2016.- № 6. С.46-54.
13. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
14. Брушлинский А.В., Тихомиров O.K. Психология мышления // Тенденции
развития психологической науки / Под ред. Б.Ф. Ломова,
Л.И.Анцыферовой. М.: Наука, 2013. С.11-21.
15. Бурковский Г.В. Использование изобразительного творчества в
психотерапии. Л.: Веда, 2013. 129с.
16. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 1999. 363 с.
17. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. / Пер. с англ., общ. ред. С.Ф.Горбова и В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 2013. 336с.
19. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография: В 2-х томах. Минск: Пресс, 2005. 216с.
20. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Минск: Пресс, 2005. 240 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество подроста. Собр. соч. в 6-ти томах.- Т 4. М.: Педагогика, 1984. 432с.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533с.
23. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Сб. Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С.236-277.
24. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.: Искусство, 2014. 295с.
25. Гольраски А. Пути изучения творчества. // Вопросы психологии. М. : Школа- пресс. 2013. №5. С. 23-30.
26. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 2015. 268с.
27. Даринская Л.А. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.240 с.
28. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНОТР, 2013. 477 с.
29. Давыдова И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего
учителя. Программа арттерапевтических занятий для студентов педагогических вузов факультета начального образования. Калуга: КГПУ им. К.Э.
Циолковского, 2006. 79с.
30. Дорфман Л.Я. Экзистенциальное Я и креативность // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Отв. Ред. Н.Е. Мажар, В.В.Селиванов. Смоленск: Смол. Гуманитар, ун-т, 1996. Т2. С.58-62.
31. 3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика,
1986. 159с.
32. 3агвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986. 40с.
33. 3анков Л.В. Обучение и развитие // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2015. 418с.
34. Зимняя И.А. Гуманизация образования: состояние, проблемы,
перспективы // Гуманизация образования. Психолого-педагогический
международный журнал. 2013. №2. С.45-48.
35. 3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,
2014. 313с.
36. Игумнов С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справочное пособие / Под ред. В.Т. Кондратенко. М.: Изд-во Инст-та Психотерапии,
2012. 176 с.
37. Исурина Г.Л. Методы и техники групповой психотерапии. М.: Просвещение, 1990. 263с.
38. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.
39. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество, М. : Педагогика, 1990. 140 с.
40. Каннабих Ю.В. История психиатрии. - М.: Центр развития МГП ВОС, 2014. 528 с.
41. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия. М.: Просвещение, 19903. 293с.
42. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
43. Кондратенко В. Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск: Альфа,
2013. -389 с.
44. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб: Изд-во «Лань», 1999. 255 с.
45. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. М.: Просвещение, 2015. 158с.
46. Кравчук П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности // Становление человека в творчестве: тематический сборник. М.: Просвещение, 1994. С. 166-168.
47. Кратохвил С. Биографическая, тематическая и итерационная ориентация в групповой психотерапии. М.: Просвещение, 2013. 197с.
48. Кропли Артур Дж. Распознавание творческого потенциала: оценка полезности тестов креативности // Психологическая диагностика. 2004. №1. С.74-93.
49. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т.В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 2009. С.10-29
50. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности - учителя // Вопросы психологии. 2013. №2. С.21-30.
51. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. 231 с.
52. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 2008. 63 с.
53. Лернер И.С. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974. 319с.
54. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта. М.: Контекст, 2012. 154с.
55. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект «Трикста», 2013. 176 с.
56. Лук А.Н. Мышление' и творчество. М.: Политиздат, 1976. 144с
57. Лук А.Н. Психология творчества М.: Наука, 1978. 127 с.
58. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Просвещение, 2013. 387 с.
59. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / Под ред. А.А. Деркача. М.: Просвещение, 2014. 184с.
60. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. №6. С.33-39.
61. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
62. Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 153 с.
63. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Просвещение, 1981. 217 с.
64. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения
качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. М.: Педагогика, 1981. 120с.
65. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Изд- во «Киершка», 1978. 67 с.
66. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб.и доп. М. : Просвещение, 2010. 253с.
67. Неменский Б.М. Мысли художника об эстетическом воспитании. М. : Молодая гвардия, 2011. 188с.
68. Никандров Н.Д. Педагогика высшей школы. Учеб. пособие. Л. : ЛГПИ, 1974. 116с.
69. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб: Изд-во С. Петербургского ун-та, 2004. 168 с.
70. Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество. М.: Наука, 1990. 362 с.
71. Ноэм Дж. Психология и психиатрия в США. М. : Просвещение, 2001. 185 с.
72. Овчинников В.Ф. Социальная сущность творческого потенциала человека // Вестник МГУ, сер.8. 2001. №1. С. 13-18.
73. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.
74. Шведовой. 21 изд. перераб. и доп. М. : Русский язык, 2015. 921с.
75. 0сипова А.А. Психокоррекция: Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. М. : ТЦ «Сфера», 2000. 512с.
76. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М. : Знание, 1961. 47 с.
77. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
78. Поздняков В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению. В сб. «Становление человека в творчестве». М. : Просвещение, 2012. 258 с. С.45-74.
79. Пономарев Я.А. Исследование психологического механизма творческого мышления: Авторефт. дисс.... канд. психол. наук. М.: 1990. 24 с.
80. Пономарёв Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. №6. С.33-40.
81. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1989. 303 с.
82. Пономарев Я.А. Психология творчества и творчество в психологии. М. : Наука, 1991. 136 с.
83. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М: Знание,
1987. 78с.
84. Психология личности / Под ред. Дж. Каправа, Д. Сервон. СПб: Изд-во «Питер», 2014. 640 с.
85. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб. : Питер-ком, 2013. 743с.
86. Психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб : Изд-во «Питер»,
2015. 227 с.
87. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина. М. : Педагогика,. 2012. 155 с.
88. Резерв успеха - творчество. : Пер. с нем. / В. Калвейт, Г. Нойнер, Ф. Клике и др. М.: Педагогика, 2015. 116 с.
89. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер. «Психология», 1989. Т. 2 . С. 58 - 65.
90. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.. : Просвещение, 1993. 212с.
91. Рожнов В.Е. Лекции по психотерапии. М. : Просвещение, 1971. 174 с.
92. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Изд-во Акад.наук СССР. 1958. 147с.
93. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М. : Педагогика, 1989. Т1. 1989. 485с; Т2. 1989. 322с.
94. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1976. 416с.
95. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб : Питер, 2014. 376 с.
96. Симонов В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М. : Международ. пед. академия, 2013. 189с.
97. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональней подготовки. М. : Просвещение, 2010. 160с.
98. Словарь иностранных слов. М. : Русский язык, 1989. 624с. С.476.
99. Словарь иностранных слов. М. : Русский язык, 2012. 742с. С.484.
100. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М. : ИЦ «Академия», 2013. 288с.
101. Урсано Р., Зенненберг С, Лазар С. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. М. : Рос.психоаналит.ассоц., 2013. 158 с.
102. Уэлсби К. Часть целого: арттерапия в педагогике. М. : Наука, 1993. 218с.
103. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. : Наука, 1989. 455с.
104. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация в творческой деятельности учителя: Учебное пособие для студентов педвузов, М. : НИИ ОА, 2014. 96с.
105. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. №1. С.38-43.
106. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М. : Просвещение, 1988. 268 с.
107. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 2013. №3. С.34-43.
108. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М. : Высшая школа, 2012. 141 с.
109. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. 2014. №1. С.3-21.
110. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л. : Изд-во ЛГПИ, 1968. 35 с.
111. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М. : Изд-во
«Академия», 1994. 162с.
112. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 554с.
113. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. М. : Педагогика, 1979. 144с.
114. Яковлева Е.Л. Диагностика развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте/ Психологическая диагностика. 2014.-№1. С.51-64.
115. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. №5. С. 44-52.
116. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.-Y.: Henry Holt & Co, 2015.219 p.
117. Bielefeld, Н.Н. Russisch-Deutsches Worterbuch, Berlin, 1961. 231р.
118. Brand C.R., Egan V. General intelligence and personality. Current topics in human intelligence. N.-Y, 2016. 113 p.
119. Guilford J.P. Measurement of Creativity. Exploration in Creativity, N.-Y.,
2014. 212 p.
120. Dick, MJ. High Teach Creativity / M.J. Dick // IEEE Press, 1994. 130p.
121. Herrmann Ursula, Lutz Gotze. Die neue deutsche Rechtshreibung, Gutersloh, 1996, S. 747.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ