Введение 4
Глава 1. Развитие речных портов СССР 1951-1991 г.г 8
1.1. Нормативно-правовая база формирования речных портов СССР 8
1.2. Функционирование речных портов в СССР в 1951-1991 гг 14
Глава 2. Особенности становления речного порта г. Ставрополя-Тольятти в 1951-1991 гг 27
2.1. Становление пристани - речного порта г. Ставрополя-Тольятти в 1951-1970 гг 27
2.2. Основные направления деятельности речного порта в 1970-1991 гг. .. 40
Заключение 56
Список используемых источников 60
Приложение А
Количество судов смешанного река-море плавания, а также речные суда и суда для работы в устьях Сибирских рек 64
Приложение Б
Грузооборот пристани-порта Ставрополь
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внутренние водные перевозки, являясь важной составляющей транспортной системы России, оказывают большое влияние на экономическую систему отдельных регионов Российской Федерации, зачастую являясь единственной связью с центральными регионами сраны.
Доставка грузов по воде - это самый древний, а в прошлом и вовсе единственный метод транспортировки грузов разного рода, по которым данный вид услуг и сегодня не утратил актуальности.
Речные перевозки имеют ряд преимуществ и недостатков.
Преимущества такого вида транспорта, следующие:
- Нет необходимости строить инфраструктуру по всей протяжённости реки, вода сама является дорогой, по которой плывёт корабль.
- Объём грузов, перевозимый по рекам, сопоставим с объемами, транспортируемыми по искусственным сооружениям.
- Расходы на перевозку грузов по воде дешевле, чем другими существующими способами.
- Все реки, так или иначе, текут по направлению к морю и океану, тем самым образуя непрерывную сеть водного сообщения.
К недостаткам можно отнести следующее:
- Течение рек непрямолинейно, проходит согласно рельефу местности, поэтому длина пути значительно увеличивается.
- Существуют ограничения по глубине на всём протяжении рек. Поэтому использование крупнотоннажных судов возможно только в глубоких местах, в устьях рек, впадающих в моря.
- Географическое положение и климатические условия ограничивают период навигации. Так как зимой реки покрываются льдом и судоходство невозможно.
Инфраструктура речных портов, имеет комплекс причалов, на которых портовыми кранами осуществляется погрузка и выгрузка товаров для их дальнейшего транспортирования до места назначения. Существуют строгие правила навигации, выполнение которых контролируется водной милицией, то есть для капитанов кораблей создан свод правил поведения и регулирования судоходства на реках.
Речные порты сейчас в большинстве регионов потеряли то существенное значение, какое имели ранее. Построенные автомобильные дороги, проложенные железнодорожные пути и развитая авиация забрали на себя большую часть товарного потока. Но речные порты всегда могут дополнить возросшие потребности в товарообороте и выполнить задачи по обеспечению регионов нужными перевозками.
Начиная с 1950 года именно Ставрополь становится штабом эпического по масштабам проекта - создания Волжской ГЭС. После строительства ГЭС в Ставрополе начался настоящий промышленный бум, обусловленный появлением колоссальных энергомощностей. Город стал центром химической (крупнейшее в СССР производство удобрений) и стройиндустрии, а позднее здесь стали собирать автомобили ВАЗ. Все это потребовало увеличения товарооброта и максимального использования всех возможных транспортных магистралей, включая речной транспорт.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами развития речных портов и грузоперевозок занимались такие ученые, как Т.Л. Пашкова, М.Н. Чеботарев, А. С. Павлов и др. Однако данные исследования датированы советским период. В настоящее время, в связи с ростом речных перевозок и развитием промышленности г. Тольятти, актуальным становятся вопросы развития речного порта г. Ставрополя-Тольятти в 1951-1991 г.г., как периода максимального его развития.
Целью исследования является выявление условий, способствовавших развитию речного порта г. Ставрополя-Тольятти в 1951-1991 г.г.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовую базу формирования речных портов СССР;
- выявить особенности функционирования речных портов в СССР в 1951-1991 г.г.;
- изучить историю развития пристани - речного порта г. Ставрополя- Тольятти в 1951-1970 г.г.;
- раскрыть основные направления деятельности речного порта в 1970-1991 г.г.
- проанализировать факторы, влиявшие на развитие речного порта г. Ставрополя-Тольятти в 1951-1991 г.г.
Объект исследования - функционирование речных портов в индустриальных центрах СССР.
Предмет исследования - предпосылки создания, открытие и развитие речного порта г. Ставрополя-Тольятти в 1951-1991 г.г.
Хронологические рамки бакалаврской работы период с 1951 - 1991 г.
Выбор нижний границы обусловлен началом строительства КГС. Позже начинается строительство ГЭС, идет подготовка к формированию нового озера Жигулевского моря.
Верхняя граница обусловлена распадом СССР Территориальные рамки исследования охватывают территорию г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге).
Методология и методика исследования включает совокупность методов как общенаучных, так и исторических. В работе использованы принцип историзма, который рассматривает взаимосвязь исторических событий и процессов, и принцип научной объективности и системности. Для определения количественных и качественных изменений во временной последовательности в работе применен проблемно-хронологический метод. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить общее и особенное в деятельности речного порта г. Ставрополь-Тольятти. Для определения динамики процессов, характеризовавших развитие ТПИ, использовался статистический метод. Из общенаучных были использованы методы: объяснение, анализ, описание.
Научная новизна исследования определяется его целью, задачами и полученными результатами. В бакалаврской работе проведено комплексное исследование развития речного порта в г. Тольятти (г. Ставрополь-на-Волге) в период с 1951г. по 1991г. В ходе исследования в научный оборот введены новые источники.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников, приложений.
Благодаря постановлению, принятому в 1947 г. Совмином СССР «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» грузопассажирские речные перевозки и речной флот в целом обрели свое будущее существование. Главному военно-речному управлению Министерства речного флота было поручено осуществить глубокую модернизацию речного пароходства.
Пристань Ставрополь-на-Волге стала играть большую роль в перевозках, в больших количествах грузов для народного хозяйства. С начала строительства в районе города Ставрополя Куйбышевского гидроузла перевезли бутового камня, щебня, речного песка и кварцевого песка из Дубовки, цемента, кирпича, пиломатериалов различного профиля металлов, а также оборудования в общем количестве более 16 миллионов тонн.
Речники приняли активное участие в наведение основания плотины для перекрытия Волги, строительстве дамб, подводных каналов и других сооружений гидроузла. Перекрытие Волги и образование Куйбышевского водохранилища создали новые условия плавания. За короткий промежуток времени были построены совершено новые типы судов: теплоходов, барж, дизель-электроходов, ледоколов, могучих толкачей и крылатого скоростного флота для перевозки пассажиров.
В 1953-1955 годах в ходе строительства Куйбышевской ГЭС к ней было перевезено много различных грузов. Первым в сентябре 1955 года через шлюзы ГЭС с секцией древесины прошёл теплоход РБТ-1 (капитан Ю.М. Сычёв). В этот же период быстро развивались контейнерные перевозки, внедрялся высокопроизводительный гидромеханизированный способ добычи песка, который с глубины 14 метров вёл земснаряд «Портовый-12», а с 1964 года тем же способом производил выгрузку уже добытого песка.
«Приказ от 2.09.58 №370» начальника Волжского объединенного Речного пароходства «Об изменении пристани в речной порт Ставрополь» присваивает пристани Ставрополь новое значение - порт Ставрополь [22]. После этого совместно со строительством Волжской ГЭС начинается строительство порта Ставрополь. «Приказом № 462 от 2 сентября 1964 начальника Волжского объединенного речного пароходства порт Ставрополь переименован в порт Тольятти».
В 70-х годах развернулось грандиозное строительство г. Тольятти. Период, который традиционно считается третьим рождением города, связан со строительством одного из крупнейших в стране заводов по производству легковых автомобилей - ВАЗа. Строительство завода началось в 1966 году в городе, который в то время уже носил название Тольятти. Порту было поручено обеспечить минерально-строительными материалами новые объекты. Ежедневно в порт прибывали суда и нескончаемым потоком автомашины увозили из порта песок, гравий, щебень.
Интенсивно поступает мощный и крупнотоннажный грузовой флот: теплоходы и дизель-электроходы типа «РТ», «Шлюзовой», позднее «Волгарь» и «Урал». Большинство из них способны транспортировать одновременно две баржи. А также баржи грузоподъемностью 1000, 2500, 3750 и более тонн.
Порт Тольятти стал огромной перевалочной базой на Волжском речном пути. С рудников среднего и южного Урала для предприятий Москвы и Донбасса перевозится серный колчедан, с Кольского полуострова на Магнитогорский металлургический комбинат - железорудный концентрат, а из Магнитогорска в Ленинград - металл. Кузнецкий каменный уголь переваливается для бумажных комбинатов Кольского полуострова и коксовых печей Украины. Из Горького в среднюю Азию и Казахстан везут грузовые автомобили. Продукцию Волжского Автомобильного Завода отправляют в различные регионы и в Европейские страны. Важную роль в работе речного узла играет район гидросооружений. Через шлюзы проходит до 7.000.000 кубометров древесины в плотах, много сухогрузного флота и пассажирских лайнеров [18]. Пассажирское подразделение порта Тольятти выполняло пассажирские перевозки, организовывали туристические маршруты.
Прежде всего, речные перевозки в г. Тольятти обязаны существованием богатейшей сети сообщающихся водных артерий. Было бы неразумно не использовать естественные пути транспортного сообщения, ведь такой способ перемещения объектов по воде очень выручает, если нет необходимости в быстрой доставке, а получатель находится недалеко от реки. Например, рационально применять данный метод трансфера с целью доставки строительных материалов, насыпных грузов, нефти, нефтепродуктов и прочих объектов, которые нетребовательны к условиям содержания и не привязаны к определённым срокам поставки.
Также грузоперевозки внутренним водным транспортом являются частью мультимодальных транспортировок, когда транспортных средств, перевозящих один и тот же товар больше одного. Главную роль в востребованности водного типа трансфера играет дешевизна, поскольку по другим критериям речные перевозки явно проигрывают. Но даже с учётом имеющихся недостатков, в числе которых также сезонность услуги, этот способ всё ещё имеет спрос, и государство планирует развитие отрасли в ближайшие годы.
Перевозка грузов по реке является достаточно выгодным предприятием, если стоит задача экономии денежных средств, поскольку имеет самую низкую себестоимость из всех существующих способов транспортировки. Трансфер строительных материалов и других объектов обходиться в 2-3 раза дешевле, чем по железнодорожным путям аналогичного маршрута.
К тому же, благодаря разветвлённой речной сети первоначальные затраты на организацию судоходства мизерны в сравнении с построением железнодорожных путей и магистралей. В некоторых регионах России роль речных грузоперевозок неоценима, но ввиду ограниченности маршрутов вследствие географического расположения присутствует необходимость проведения судоходных каналов и применения мультимодальных перевозок.
Речной транспорт функционирует преимущественно вдоль меридиана, что обусловило грузооборот между северными и южными регионами государства, тогда как основные потоки грузов курсируют в широтном направлении. К недостаткам относится сезонность услуги грузоперевозок, небольшая скорость движения, особенно вверх по течению и преклонный по возраст львиной доли имеющихся судов, который уже перевалил за 15 лет, а согласно международным соглашениям для транспорта старше этой отметки вход в иностранные порты ограничен, а иногда и запрещён.
Совершенно новым технологическим процессом в судоходстве не только в Куйбышевской области, но и, пожалуй, на всей Большой Волге стало шлюзование судов, то есть преодоление ими «водной лестницы» Куйбышевской ГЭС с перепадом высот 58 метров. До этого на реке достаточно широко использовалась только система шлюзов на канале «Москва-Волга», построенном в 30-х годах, однако большинству волжских речников по этой трассе в то время ходить ещё не доводилось, по крайней мере, достаточно часто.
Увеличение пропускной способности причалов и повышение уровня механизации перегрузочных работ оставалось главной задачей в области развития хозяйства порта, при этом важное значение придавалось улучшению организации работ, распространению передовых приемов труда рабочих и коллективов.
Наряду с повышением интенсивности переработки грузов специалисты порта активизировали работу по внедрению механизации зачистки судов от остатков навалочных грузов.
В истории порта навсегда останутся имена капитанов-судоводителей, кому довелось осваивать в работе этот флот.
1. Администрация городского округа Тольятти/ Из фондов архива.
ОАО «Порт Тольятти» [Электронный ресурс]. URL:
https://tgl.ru/structure/department/promyshlennost/210/(дата обращения:18.02. 2020).
2. Администрация городского округа Тольятти/ОАО
"АВТОВАЗ"ОАО [Электронный ресурс]. URL:https://tgl.ru/print/s/491/#2(дата обращения: 18.02.2020).
3. Амусин М.Д. Речной транспорт в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства СССР. М.: Речной транспорт, 1963. 238 с.
4. Амусин М.Д. и др. Речной транспорт за 50 лет Советской власти; под ред. М. С. Назаров. М.: Транспорт, 1967. 336 с.
5. Бабичев С.А. С Днем Работника речного и морского флота. [Электронный ресурс]. URL:https://cont.ws/post/310568(дата обращения: 18.02.2020).
6. Большая энциклопедия транспорта. В 8 томах. Том 6. Речной транспорт. М.: Элмор, 1998. 328 c.
7. Булатов В.В. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения, 2016. № 1 (37). С. 75-84.
8. Все о водном транспорте. Полезные статьи, развитие водного
транспорта в России [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.wt.matrixplus .ru/statriver06 .htm(дата обращения: 18.02.2020).
9. Гоманенко О.А. К истории финансово-хозяйственной деятельности Волжского речного транспорта в период НЭПа и первой пятилетки. Научный диалог. Выпуск № 5, 2017.
10. Дума городского округа Тольятти/Речной порт Тольятти [Электронный ресурс] URL: http://dumatlt.ru/city/turizm(дата обращения: 18.02.2020).
11. Ерофеев В. Историческая Самара. По волге матушке. [Электронный ресурс]. URL:http://xn—7sbbaazuatxpyidedi7 gqh.xn--p 1 ai/(дата обращения: 28.04.2020).
12. Ерофеев В. Как строилась Жигулевская ГЭС [Электронный ресурс]. URL: http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/madein/ges.html?template=95(дата обращения: 12.02.2020).
13. За коммунизм. г. Тольятти: подшивка газет, 1976г.
14. Казанцев, С.С. Слуцкий А.М. Научная организация труда на речном транспорте. М.: Транспорт, 1983. 224 c.
15. Колбасникова М.А. Становление и развитие речного транспорта России (Краткий исторический очерк). [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20308987(дата обращения:18.02.2020).
16. Колесов Л.И. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна и перспективы его развития // Транспортное использование рек Обь- Иртышского бассейна. Новосибирск: АН СССР, Сибирское отделение, Сиб. науч.-исслед. ин-т энергетики, 1965. С. 5-27.
17. Московский Комсомолец в Саратове. [Электронный ресурс].
URL: http://m.saratovnews.ru/newspaper/article/2015/08/19/harakter-i-farvater-
istinnyh-voljan/(дата обращения: 18.02.2020).
18. ОАО «Порт Тольятти» [Электронный ресурс]. URL: https://www.porttlt.ru(дата обращения: 14.04.2020).
19. Оболонков Н., Кашунин Б. и др. Город Тольятти. Историко-экономический очерк. Издание второе. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1957. 152 с.
20. Об образовании Горьковского районного управления Волжского грузового пароходства (апрель 1948 г. - октябрь 1954 г.). ЦАНО. Ф. 1631. Оп. 12. Д. 1. Л. 43, 49.
21. Павлов А.С. Волга от истока до устья: Путеводитель. Самара:
Национальное книжное издательство «Бичик», 1994. 52 с.
22. Педанов Д.Б., Халин А.А. Становление Волжского Объединенного Речного Пароходства: история создания (1945-1954 гг.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37629893&(дата обращения: 18.02.2020).
23. Порт Тольятти Волжского объединенного речного пароходства. Для постоянного срока хранения. Ф. Р-234. Оп.1 Д.13.
24. Приказы Министра речного флота СССР. 1954 г. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. Р-1631. Оп. 7. Д. 1992; Д. 1. Л. 3
25. Проскуряков Б.В. Кадровое обеспечение Сургутского речного порта в 1965- 1975 гг. // Вестник Томского государственного университета, 2018. № 433. С. 99-103.
26. Речное судоходство в России; под ред. М.Н. Чеботарева. М.: Транспорт, 1985. 352 с.
27. Речной флот СССР в 60-80е годы XX века [Электронный ресурс]
URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=61386(дата обращения:
18.04.2020).
28. Рычков И.А. Два капитана и их корабли: из истории Волжского пароходства. [Электронный доступ]. URL: https://www.eli brary.ru/item.asp?id=35624756 (дата обращения: 24.04.2020).
29. Селезнева Н., Скобелева И., Найденова Г. Развивать
хозяйственный расчет // Речной транспорт, 1990. № 12. С. 26.
30. Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981. 328 с.
31. Совмин СССР. О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта: утв. Постановлением от N 3092 от 01.09.1947.
32. Справка по Тольяттинскому речному порту. Текущий архив Тольяттинского речного порта, 1996. № 9. С. 2.
33. Транспорт России. Исторические очерки. Транспортная система - основа экономики России (1956-2009 гг.) / под ред. Т.Л. Пашковой. М.: ООО «Издательство «Пан пресс», 2009. 542 с.
34. Транспорт России. Исторические очерки. Этапы экономических преобразований в транспортной системе (1918-1955 гг.) / под ред. Т.Л. Пашковой. М.: ООО «Издательство «Пан пресс», 2009. 446 с.
35. Труханович Л. В. Щур Д.Л. Морской и речной транспорт. М.: Финпресс, 2009. 160 c.
36. Францев М. Развитие речного туризма в России [Электронный
доступ]. URL: https: //www.korabel.ru/news/comments/razvitie
_rechnogo_turizma_v_rossii_prodolzhenie_razgovora.html (дата обращения: 24.04.2020).
37. Чеботарев М.Н. Абоймов А.Н., Амусин М.Д. и др. Советский речной транспорт в Великой отечественной войне. М.: Машиностроение, 1981. 330 с.
38. Шимко А. М. Речной транспорт Западной Сибири в 1946-1960 гг. (тенденции социально-экономического развития). Новосибирск, 2002. 184 с.
39. Энциклопедия речного транспорта. Т.1. М.: Гипроречтранс,
2011. 508 с.