Государственное регулирование электроэнергетики
|
Введение 16
1 Методологические основы государственного регулирования
электроэнергетической отрасли в России 23
1.1 Понятие государственного регулирования как способа воздействия
на хозяйствующие субъекты 23
1.2 Формы и способы воздействия на электроэнергетическую отрасль
33
2 Модели государственного регулирования электроэнергетической
отрасли 46
2.1 Специфика государственного регулирования электроэнергетической
отрасли в условиях командной экономики 46
2.2 Особенности государственного регулирования
электроэнергетической отрасли (модель рыночной экономики) 54
З Регулирование электроэнергетической отрасли на региональном
уровне 77
3.1 Специфика регулирования электроэнергетической отрасли на
региональном уровне (на примере Томской и Новосибирской областей) 77
Заключение 104
Список публикаций студента 109
Список используемых источников 110
Приложение A 119
Приложение Б 120
1 Методологические основы государственного регулирования
электроэнергетической отрасли в России 23
1.1 Понятие государственного регулирования как способа воздействия
на хозяйствующие субъекты 23
1.2 Формы и способы воздействия на электроэнергетическую отрасль
33
2 Модели государственного регулирования электроэнергетической
отрасли 46
2.1 Специфика государственного регулирования электроэнергетической
отрасли в условиях командной экономики 46
2.2 Особенности государственного регулирования
электроэнергетической отрасли (модель рыночной экономики) 54
З Регулирование электроэнергетической отрасли на региональном
уровне 77
3.1 Специфика регулирования электроэнергетической отрасли на
региональном уровне (на примере Томской и Новосибирской областей) 77
Заключение 104
Список публикаций студента 109
Список используемых источников 110
Приложение A 119
Приложение Б 120
Актуальность темы выпускной квалификационной работы
объясняется, прежде всего, тем, что рыночная экономика не может эффективно функционировать без взаимодействия с государством. В свою очередь, государство активно работает над созданием благоприятных условий для устойчивого развития экономических отношений, в первую очередь, посредством создания общих правил деятельности для всех субъектов хозяйствования. О необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь впервые заговорил еще Дж. Кейнс, который в 30-е годы XX века занимался поиском методов, которые позволили бы выйти из глубокого кризиса, улучшить условия и повысить рост производительности, преодолеть массовую безработицу. Кейнс полагал, что рыночный механизм саморегулирования бесполезен, и без внешнего вмешательства достигнуть равновесия практически невозможно. То есть, экономика не способна «излечить» себя самостоятельно [21].
В настоящее время государство, основываясь на легитимности, способно использовать действенные правовые, политические и экономические методы для того, чтобы устранять рыночные провалы и гарантировать реализацию принципов социальной справедливости.
Государство - особый участник хозяйственных отношений, поскольку принимает в них участие двояким способом - непосредственно (при выпуске государственных ценных бумаг) и опосредованно (путем создания унитарных предприятий). Кроме того, государство выступает в роли регулятора хозяйственной деятельности, что позволяет реализовать ему свою экономическую функцию.
Большинство ученых сходятся во мнении, что регулирование экономики и вместе с ней хозяйственной деятельности государственными методами - взаимосвязанный и четко слаженный процесс [11]. Соответственно, без государственного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования невозможно в достаточной мере обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые провозглашены и закреплены на международном и национальном уровне. Государство способно нивелировать отрицательные последствия деятельности хозяйствующих субъектов и всего рынка путем запрета монополии, создания и поддержания конкурентной среды, сокращением негативных результатов деятельности отдельных предпринимателей, обеспечения рынка необходимой информацией.
В настоящее время рынок электроэнергии в России существует, и он продолжает формироваться и развиваться дальше. Для обеспечения его полноценного становления и укрепления имеется целый ряд инструментов, с помощью которых можно обеспечить надлежащий антимонопольный контроль. Ключевой проблемой обеспечения рынка электроэнергии и формирования конкурентоспособной национальной экономики на различных товарных рынках является осуществление полноценного антимонопольного регулирования. Уровень конкурентоспособности отечественной экономики остается низким, что порождает существенные угрозы для рынка электроэнергии страны. При этом контроль над рынком электроэнергии и рыночными отношениями, складывающимися в его рамках, требует создания правил оптового и розничного рынка, разработки систем и правил доступности, выработки документов для соблюдения законности, недопущения манипулирования ценами и мощностями на рынке электроэнергии.
Внутренний и внешний аспект этой проблемы взаимосвязаны: с одной стороны, конкуренция является движущей силой экономического роста и освоения внутреннего рынка, с другой стороны - конкурентоспособность отечественной экономики должна обеспечивать России достойное место на внешних рынках электроэнергии. Актуальность данной проблемы возрастает в связи со стремлением России, к укреплению оснований для вхождения на рынок электроэнергии иностранных инвесторов и производителей, с необходимостью совершенствования механизма антимонопольного регулирования.
В последнее время наблюдается усиление позиций государства во всех сферах общественной жизни. Однако изменения, которые произошли в общественной и экономической системе, не могли не повлиять на правовую систему страны, перед которой теперь стоит необходимость решения ряда важнейших проблем. Важно по-новому взглянуть на взаимоотношения государства и крупных субъектов хозяйствования, которые играют не последнюю роль в наполнении федерального бюджета и развитии отечественной экономики. Также следует подвергнуть анализу совокупность отношений, которые складываются между крупными субъектами хозяйствования в сфере электроэнергетики, изучить те средства и формы правового регулирования, которые применяются в отношении них.
В последнее десятилетие законодателем была проделана большая работа в сфере налаживания системы государственного регулирования энергетической отрасли. Однако многие новые отношения с участием крупных хозяйствующих субъектов пока не нашли достойного и полноценного правового закрепления, что в тоже время не позволяет назвать нам действующее законодательство совершенным.
Учитывая изложенное, полагаем, что проблемы государственного регулирования электроэнергетической сферы в России не получили должного развития и надлежащей разработки. Поэтому актуальность избранной нами темы для дипломной работы не вызывает сомнений.
Степень научной изученности. Следует отметить, что до начала мирового финансового кризиса, который не обошел стороной и российскую экономику, вопросам государственного регулирования деятельности крупных хозяйствующих субъектов в электроэнергетической сфере уделялось недостаточно много внимания. И лишь в последние пять лет отечественные ученые снова активизировали дискуссии вокруг методов и средств государственного регулирования. Например, целый ряд диссертаций таких ученых, как А.Н. Варламова, А.В. Лаптева, Е.В. Черникова, посвящен проблематике государственного регулирования отдельных сфер экономики.
Также в отечественной экономической науке и юриспруденции присутствуют и научные статьи, посвященные вопросам государственного регулирования электроэнергетической отрасли. Так, особый интерес в контексте нашей работы представляют статьи Е.Е. Архипченко, Д.М. Ветрова, В.В. Долинской, М.Н. Илюшиной, Е.А. Искендеровой, В.М. Кононова, Ю.Р. Лазаревой, Д.В. Ломакина, А.В. Ростовского, А.П. Сергеева,
Д.И. Степанова, Е.Д. Суворова, С.И. Федосова.
Анализ литературы по теме исследования позволил обнаружить ряд особенностей рынка электроэнергии. Для крупных фирм свойственно развитие научно-технического прогресса, использование эффекта масштаба научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что снижает себестоимость и повышает качество продукции. Однако для монопольной власти характерны неэффективность в распределении ресурсов, усиление дифференциации доходов, тенденция к бюрократизации общества. А самое главное - монополист может самостоятельно устанавливать цену на продукцию, которая может быть намного выше издержек на производство. В данном случае деятельность государства направлена на защиту интересов потребителей и мелких предпринимателей, которые не в состоянии противостоять давлению монополистов.
При осуществлении реформирования электроэнергетической отрасли, в первую очередь, был утвержден состав мощностей. На сегодняшний день это 14 территориальных генерирующих компаний, шесть оптовых компаний и две крупные рыночные компании. В целом, они создают поле для формирования оптового конкурентного рынка электроэнергии. Однако следует констатировать, что в экономическом пространстве государства реальные конкурентные отношения реализуются только фрагментарно. Рынок электроэнергии все еще имеют высокий уровень монополизации.
Отрицательно влияет на развитие экономики несовершенство государственного регулирования деятельности субъектов рынка электроэнергии, тогда как именно эти субъекты зачастую допускают злоупотребления монопольным положением на рынке. Не соответствуют реальным экономическим расчетам цены и тарифы на их услуги, структура издержек производства, не создано полноценной системы регулирования деятельности субъектов рынка электроэнергии. Вместе с тем, чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность участников рынка электроэнергии мешает расширению сферы конкурентных отношений и повышению их качественного уровня.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе осуществления государственного регулирования электроэнергетической отрасли в России.
Предмет исследования - государственная регламентация отношений , и выбора средств и методов государственного регулирования электроэнергетической отрасли в России.
Целью дипломной работы является разработка теоретических и практических положений, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования электроэнергетики в России, выявление основных тенденций и возможных путей дальнейшего развития названной сферы в российской экономике.
Для достижения целей на рассмотрение были поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить понятие государственного регулирования как способа воздействия на субъекты хозяйствования;
- выделить формы и способы воздействия государства на хозяйствующие субъекты;
- проанализировать модель государственного регулирования отрасли электроэнергетики в условиях командной экономики.
- исследовать особенности современной модели рыночной экономики в сфере электроэнергетики;
- дать характеристику особенностям регулирования
электроэнергетической отрасли на региональном уровне.
Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системноструктурный , и метод анализа и синтеза. В процессе исследования автору также пришлось обращаться к специальным методам, а именно логикоюридическому, сравнительно-правовому, статистическому методам. Использование исследовательских методов в комплексе позволило полноценно раскрыть поставленные задачи дипломной работы и достигнуть назначенной цели.
Теоретическая основа работы представлена научными разработками исследователей в рассматриваемой сфере. В выпускной квалификационной работе работе освещены мнения и суждения известных специалистов в области государственного регулирования электроэнергетической отрасли.
Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об электроэнергетике», а также другие акты федерального законодательства Российской Федерации.
Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
объясняется, прежде всего, тем, что рыночная экономика не может эффективно функционировать без взаимодействия с государством. В свою очередь, государство активно работает над созданием благоприятных условий для устойчивого развития экономических отношений, в первую очередь, посредством создания общих правил деятельности для всех субъектов хозяйствования. О необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь впервые заговорил еще Дж. Кейнс, который в 30-е годы XX века занимался поиском методов, которые позволили бы выйти из глубокого кризиса, улучшить условия и повысить рост производительности, преодолеть массовую безработицу. Кейнс полагал, что рыночный механизм саморегулирования бесполезен, и без внешнего вмешательства достигнуть равновесия практически невозможно. То есть, экономика не способна «излечить» себя самостоятельно [21].
В настоящее время государство, основываясь на легитимности, способно использовать действенные правовые, политические и экономические методы для того, чтобы устранять рыночные провалы и гарантировать реализацию принципов социальной справедливости.
Государство - особый участник хозяйственных отношений, поскольку принимает в них участие двояким способом - непосредственно (при выпуске государственных ценных бумаг) и опосредованно (путем создания унитарных предприятий). Кроме того, государство выступает в роли регулятора хозяйственной деятельности, что позволяет реализовать ему свою экономическую функцию.
Большинство ученых сходятся во мнении, что регулирование экономики и вместе с ней хозяйственной деятельности государственными методами - взаимосвязанный и четко слаженный процесс [11]. Соответственно, без государственного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования невозможно в достаточной мере обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые провозглашены и закреплены на международном и национальном уровне. Государство способно нивелировать отрицательные последствия деятельности хозяйствующих субъектов и всего рынка путем запрета монополии, создания и поддержания конкурентной среды, сокращением негативных результатов деятельности отдельных предпринимателей, обеспечения рынка необходимой информацией.
В настоящее время рынок электроэнергии в России существует, и он продолжает формироваться и развиваться дальше. Для обеспечения его полноценного становления и укрепления имеется целый ряд инструментов, с помощью которых можно обеспечить надлежащий антимонопольный контроль. Ключевой проблемой обеспечения рынка электроэнергии и формирования конкурентоспособной национальной экономики на различных товарных рынках является осуществление полноценного антимонопольного регулирования. Уровень конкурентоспособности отечественной экономики остается низким, что порождает существенные угрозы для рынка электроэнергии страны. При этом контроль над рынком электроэнергии и рыночными отношениями, складывающимися в его рамках, требует создания правил оптового и розничного рынка, разработки систем и правил доступности, выработки документов для соблюдения законности, недопущения манипулирования ценами и мощностями на рынке электроэнергии.
Внутренний и внешний аспект этой проблемы взаимосвязаны: с одной стороны, конкуренция является движущей силой экономического роста и освоения внутреннего рынка, с другой стороны - конкурентоспособность отечественной экономики должна обеспечивать России достойное место на внешних рынках электроэнергии. Актуальность данной проблемы возрастает в связи со стремлением России, к укреплению оснований для вхождения на рынок электроэнергии иностранных инвесторов и производителей, с необходимостью совершенствования механизма антимонопольного регулирования.
В последнее время наблюдается усиление позиций государства во всех сферах общественной жизни. Однако изменения, которые произошли в общественной и экономической системе, не могли не повлиять на правовую систему страны, перед которой теперь стоит необходимость решения ряда важнейших проблем. Важно по-новому взглянуть на взаимоотношения государства и крупных субъектов хозяйствования, которые играют не последнюю роль в наполнении федерального бюджета и развитии отечественной экономики. Также следует подвергнуть анализу совокупность отношений, которые складываются между крупными субъектами хозяйствования в сфере электроэнергетики, изучить те средства и формы правового регулирования, которые применяются в отношении них.
В последнее десятилетие законодателем была проделана большая работа в сфере налаживания системы государственного регулирования энергетической отрасли. Однако многие новые отношения с участием крупных хозяйствующих субъектов пока не нашли достойного и полноценного правового закрепления, что в тоже время не позволяет назвать нам действующее законодательство совершенным.
Учитывая изложенное, полагаем, что проблемы государственного регулирования электроэнергетической сферы в России не получили должного развития и надлежащей разработки. Поэтому актуальность избранной нами темы для дипломной работы не вызывает сомнений.
Степень научной изученности. Следует отметить, что до начала мирового финансового кризиса, который не обошел стороной и российскую экономику, вопросам государственного регулирования деятельности крупных хозяйствующих субъектов в электроэнергетической сфере уделялось недостаточно много внимания. И лишь в последние пять лет отечественные ученые снова активизировали дискуссии вокруг методов и средств государственного регулирования. Например, целый ряд диссертаций таких ученых, как А.Н. Варламова, А.В. Лаптева, Е.В. Черникова, посвящен проблематике государственного регулирования отдельных сфер экономики.
Также в отечественной экономической науке и юриспруденции присутствуют и научные статьи, посвященные вопросам государственного регулирования электроэнергетической отрасли. Так, особый интерес в контексте нашей работы представляют статьи Е.Е. Архипченко, Д.М. Ветрова, В.В. Долинской, М.Н. Илюшиной, Е.А. Искендеровой, В.М. Кононова, Ю.Р. Лазаревой, Д.В. Ломакина, А.В. Ростовского, А.П. Сергеева,
Д.И. Степанова, Е.Д. Суворова, С.И. Федосова.
Анализ литературы по теме исследования позволил обнаружить ряд особенностей рынка электроэнергии. Для крупных фирм свойственно развитие научно-технического прогресса, использование эффекта масштаба научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что снижает себестоимость и повышает качество продукции. Однако для монопольной власти характерны неэффективность в распределении ресурсов, усиление дифференциации доходов, тенденция к бюрократизации общества. А самое главное - монополист может самостоятельно устанавливать цену на продукцию, которая может быть намного выше издержек на производство. В данном случае деятельность государства направлена на защиту интересов потребителей и мелких предпринимателей, которые не в состоянии противостоять давлению монополистов.
При осуществлении реформирования электроэнергетической отрасли, в первую очередь, был утвержден состав мощностей. На сегодняшний день это 14 территориальных генерирующих компаний, шесть оптовых компаний и две крупные рыночные компании. В целом, они создают поле для формирования оптового конкурентного рынка электроэнергии. Однако следует констатировать, что в экономическом пространстве государства реальные конкурентные отношения реализуются только фрагментарно. Рынок электроэнергии все еще имеют высокий уровень монополизации.
Отрицательно влияет на развитие экономики несовершенство государственного регулирования деятельности субъектов рынка электроэнергии, тогда как именно эти субъекты зачастую допускают злоупотребления монопольным положением на рынке. Не соответствуют реальным экономическим расчетам цены и тарифы на их услуги, структура издержек производства, не создано полноценной системы регулирования деятельности субъектов рынка электроэнергии. Вместе с тем, чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность участников рынка электроэнергии мешает расширению сферы конкурентных отношений и повышению их качественного уровня.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе осуществления государственного регулирования электроэнергетической отрасли в России.
Предмет исследования - государственная регламентация отношений , и выбора средств и методов государственного регулирования электроэнергетической отрасли в России.
Целью дипломной работы является разработка теоретических и практических положений, направленных на совершенствование механизмов государственного регулирования электроэнергетики в России, выявление основных тенденций и возможных путей дальнейшего развития названной сферы в российской экономике.
Для достижения целей на рассмотрение были поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить понятие государственного регулирования как способа воздействия на субъекты хозяйствования;
- выделить формы и способы воздействия государства на хозяйствующие субъекты;
- проанализировать модель государственного регулирования отрасли электроэнергетики в условиях командной экономики.
- исследовать особенности современной модели рыночной экономики в сфере электроэнергетики;
- дать характеристику особенностям регулирования
электроэнергетической отрасли на региональном уровне.
Методологическую основу исследования составили, прежде всего, общенаучные методы познания, такие как диалектический, системноструктурный , и метод анализа и синтеза. В процессе исследования автору также пришлось обращаться к специальным методам, а именно логикоюридическому, сравнительно-правовому, статистическому методам. Использование исследовательских методов в комплексе позволило полноценно раскрыть поставленные задачи дипломной работы и достигнуть назначенной цели.
Теоретическая основа работы представлена научными разработками исследователей в рассматриваемой сфере. В выпускной квалификационной работе работе освещены мнения и суждения известных специалистов в области государственного регулирования электроэнергетической отрасли.
Нормативной базой исследования стали Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об электроэнергетике», а также другие акты федерального законодательства Российской Федерации.
Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В настоящее время, в России формируется рынок электроэнергии и есть целый ряд инструментов, который позволяет обеспечить надлежащий государственный контроль и регулирование на этом рынке. Контроль экономической концентрации, то есть контроль крупных сделок, например слияний, поглощений, приобретений и пресечение нарушений законодательства в этой связи. Контроль развития самого рынка, если угодно, и рыночных отношений, в частности создание правил оптового рынка, розничного рынка, с разработкой систем и правил низкоинвестиционного доступа, и ряд других документов, которые способствуют возникновению необходимых условий конкуренции, уже существуют и работают, обеспечивая соблюдение законности, выполняя регулирующие функции. Есть также специальные инструменты, которые прописаны в рамках закона об электроэнергетике - контроль недопущения манипулирования ценами и мощностью на рынке электроэнергии и ряд других аспектов, которые учитываются государственными органами при принятии решений в этой сфере.
Данной тематике в экономической литературе в последнее время уделяется значительное внимание. Анализ литературы по теме исследования позволил обнаружить ряд особенностей для рынка электроэнергии. Для крупных фирм свойственно развитие научно-технического прогресса, использование эффекта масштаба научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок, что снижает себестоимость и повышает качество продукции. Однако для монопольной власти характерны неэффективность в распределении ресурсов, усиление дифференциации доходов, тенденция к бюрократизации общества. А самое главное - монополист может самостоятельно устанавливать цену на продукцию, которая естественно будет намного выше издержек на производство. В данном случае деятельность государства направлена на защиту интересов потребителей и мелких предпринимателей, которые не в состоянии противостоять давлению монополистов.
При осуществлении реформирования электроэнергетической отрасли, в первую очередь, был утвержден состав мощностей. На сегодняшний день это 14 территориальных генерирующих компаний, шесть оптовых компаний и две крупные рыночные компании. В целом, они создают поле для формирования оптового конкурентного рынка электроэнергии. Однако следует констатировать, что в экономическом пространстве государства реальные конкурентные отношения реализуются только фрагментарно. Рынок электроэнергии все еще имеет высокий уровень монополизации.
Проведенное исследование, учитывая существующие проблемы в сфере электроэнергии, позволило детальнее рассмотреть вопросы регионального регулирования электроэнергетического комплекса в Томской и Новосибирской области. Исследование общедоступных данных показало, что на региональном уровне наблюдаются серьезные проблемы с изношенностью оборудования, низкой пропускной способностью электросетей. В качестве не менее значимых проблем можно также назвать:
а) дефицит сетевых и генерирующих мощностей;
б) проблемы обеспечения надежности энергетических систем и усложнение условий переменной части суточных графиков нагрузки;
в) зависимость электроэнергетики от потенциала природного газа;
г) резкое сокращение научно-технического потенциала, нехватка инноваций.
По итогам удалось выяснить, что содержание нормальной деятельности субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии требует постоянного реформирования и преобразования электроэнергетической отрасли. В последние годы Правительство России активно работает над поддержанием и укреплением прозрачности деятельности субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии. Открытая информационная политика энергетических компаний России позволит развиваться конкурентным отношениям, ограничит возможность наступления дискриминационных условий для потребителей электрической энергии. Государственный контроль за состоянием и деятельностью субъектов рынков электроэнергии осуществляется ФАС России и ее территориальными органами. Основные стандарты поддержания электроэнергетической отрасли содержатся в ФЗ «Об электроэнергии», ФЗ «О защите конкуренции». Процедура раскрытия информации субъектами рынков электроэнергии регулируется нормами различных постановлений Правительства (в частности, одним из основных является постановление Правительства России № 24), разъяснениями ФАС России.
В процессе изучения материала, выяснилось, что для всех субъектов рынков электроэнергии Правительство России установило свои стандарты раскрытия информации, процедура которой осуществляется с помощью размещения необходимой информации в печатных изданиях и сети Интернет. Однако для различных источников законодательно установлен и различный объем информации. Так, в прессе невозможно отразить весь перечень информации субъекта рынка электроэнергии, поскольку периодическое издание ограничено рамками рекламного места и его стоимостью. Полный объем информации можно получить на официальном сайте компании, или сайте муниципального образования, субъекта федерации, где компания размещена. В 2011 году ФАС России обратилось к Правительству России с просьбой о создании специального информационного источника, который был бы полностью посвящен вопросам раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии.
Кроме того, ФАС России настаивает на необходимости постоянного ужесточения ответственности за нарушение условий и положений деятельности субъектов оптового и розничных рынков, поскольку нарушения постоянно фиксируются. И, как правило, от злоупотреблений субъектов страдают именно потребители электрической энергии.
Полагаем, что вся деятельность ФАС России направлена, прежде всего, на достижение прозрачности в деятельности субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии и на конкретизацию действующих норм. Все нововведения в сфере антимонопольного контроля, осуществляемого ФАС и обеспечивающего соблюдение утвержденных Правительством РФ стандартов раскрытия информации, повышают эффективность деятельности всех субъектов рынков электроэнергии.
Считаем, что необходимо:
-ввести и ужесточить административные санкции за нарушение стандартов, это даст основание ожидать, что большинство компаний электроэнергетики станут раскрывать информацию надлежащим образом;
-усовершенствовать систему штрафов, применяемых ФАС РФ, в частности, разграничить штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, которое привело к ограничению конкуренции, и санкции за нарушения, которые лишь повлияли на ущемление интересов отдельных потребителей;
-следует активно применять такую меру ответственности как дисквалификация должностных лиц. Дисквалификация как мера ответственности устанавливается судом, однако, документы для ее установления могут быть представлены ФАС России. Ее следует устанавливать для должностных лиц компаний в сфере электроэнергии, которые систематически нарушают антимонопольное законодательство, не исполняют предписания ФАС и препятствуют нормальным условиям функционирования всех субъектов рынка электрической энергии.
Данной тематике в экономической литературе в последнее время уделяется значительное внимание. Анализ литературы по теме исследования позволил обнаружить ряд особенностей для рынка электроэнергии. Для крупных фирм свойственно развитие научно-технического прогресса, использование эффекта масштаба научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок, что снижает себестоимость и повышает качество продукции. Однако для монопольной власти характерны неэффективность в распределении ресурсов, усиление дифференциации доходов, тенденция к бюрократизации общества. А самое главное - монополист может самостоятельно устанавливать цену на продукцию, которая естественно будет намного выше издержек на производство. В данном случае деятельность государства направлена на защиту интересов потребителей и мелких предпринимателей, которые не в состоянии противостоять давлению монополистов.
При осуществлении реформирования электроэнергетической отрасли, в первую очередь, был утвержден состав мощностей. На сегодняшний день это 14 территориальных генерирующих компаний, шесть оптовых компаний и две крупные рыночные компании. В целом, они создают поле для формирования оптового конкурентного рынка электроэнергии. Однако следует констатировать, что в экономическом пространстве государства реальные конкурентные отношения реализуются только фрагментарно. Рынок электроэнергии все еще имеет высокий уровень монополизации.
Проведенное исследование, учитывая существующие проблемы в сфере электроэнергии, позволило детальнее рассмотреть вопросы регионального регулирования электроэнергетического комплекса в Томской и Новосибирской области. Исследование общедоступных данных показало, что на региональном уровне наблюдаются серьезные проблемы с изношенностью оборудования, низкой пропускной способностью электросетей. В качестве не менее значимых проблем можно также назвать:
а) дефицит сетевых и генерирующих мощностей;
б) проблемы обеспечения надежности энергетических систем и усложнение условий переменной части суточных графиков нагрузки;
в) зависимость электроэнергетики от потенциала природного газа;
г) резкое сокращение научно-технического потенциала, нехватка инноваций.
По итогам удалось выяснить, что содержание нормальной деятельности субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии требует постоянного реформирования и преобразования электроэнергетической отрасли. В последние годы Правительство России активно работает над поддержанием и укреплением прозрачности деятельности субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии. Открытая информационная политика энергетических компаний России позволит развиваться конкурентным отношениям, ограничит возможность наступления дискриминационных условий для потребителей электрической энергии. Государственный контроль за состоянием и деятельностью субъектов рынков электроэнергии осуществляется ФАС России и ее территориальными органами. Основные стандарты поддержания электроэнергетической отрасли содержатся в ФЗ «Об электроэнергии», ФЗ «О защите конкуренции». Процедура раскрытия информации субъектами рынков электроэнергии регулируется нормами различных постановлений Правительства (в частности, одним из основных является постановление Правительства России № 24), разъяснениями ФАС России.
В процессе изучения материала, выяснилось, что для всех субъектов рынков электроэнергии Правительство России установило свои стандарты раскрытия информации, процедура которой осуществляется с помощью размещения необходимой информации в печатных изданиях и сети Интернет. Однако для различных источников законодательно установлен и различный объем информации. Так, в прессе невозможно отразить весь перечень информации субъекта рынка электроэнергии, поскольку периодическое издание ограничено рамками рекламного места и его стоимостью. Полный объем информации можно получить на официальном сайте компании, или сайте муниципального образования, субъекта федерации, где компания размещена. В 2011 году ФАС России обратилось к Правительству России с просьбой о создании специального информационного источника, который был бы полностью посвящен вопросам раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии.
Кроме того, ФАС России настаивает на необходимости постоянного ужесточения ответственности за нарушение условий и положений деятельности субъектов оптового и розничных рынков, поскольку нарушения постоянно фиксируются. И, как правило, от злоупотреблений субъектов страдают именно потребители электрической энергии.
Полагаем, что вся деятельность ФАС России направлена, прежде всего, на достижение прозрачности в деятельности субъектов оптового и розничных рынков электроэнергии и на конкретизацию действующих норм. Все нововведения в сфере антимонопольного контроля, осуществляемого ФАС и обеспечивающего соблюдение утвержденных Правительством РФ стандартов раскрытия информации, повышают эффективность деятельности всех субъектов рынков электроэнергии.
Считаем, что необходимо:
-ввести и ужесточить административные санкции за нарушение стандартов, это даст основание ожидать, что большинство компаний электроэнергетики станут раскрывать информацию надлежащим образом;
-усовершенствовать систему штрафов, применяемых ФАС РФ, в частности, разграничить штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, которое привело к ограничению конкуренции, и санкции за нарушения, которые лишь повлияли на ущемление интересов отдельных потребителей;
-следует активно применять такую меру ответственности как дисквалификация должностных лиц. Дисквалификация как мера ответственности устанавливается судом, однако, документы для ее установления могут быть представлены ФАС России. Ее следует устанавливать для должностных лиц компаний в сфере электроэнергии, которые систематически нарушают антимонопольное законодательство, не исполняют предписания ФАС и препятствуют нормальным условиям функционирования всех субъектов рынка электрической энергии.
Подобные работы
- Государственное регулирование в сфере энергосбережения
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Внешнеэкономическая деятельность региона как объект государственного регулирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Государственное регулирование развития топливно-энергетического комплекса региона
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Государственное регулирование естественных монополий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В
ОБЛАСТИ ТОРГОВАЛИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Государственное управление инновационного развития топливно-энергетического комплекса в Ленинградской области
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики (Российский Новый Университет)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Особенности формирования тарифов в электроэнергетике в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019



