Введение 5
Глава 1 Фанфикшн как явление современной литературы 9
1.1 Научная полемика вокруг феномена фанфикшн 9
1.2 Жанровое своеобразие фанатской прозы 15
Глава 2 Фанфикшн и современная массовая литература 22
2.1 Общая характеристика массовой литературы, её особенности,
функции и признаки 22
2.2 Ключевые особенности фанфикшн, его связь с массовой
литературой 32
2.3. Художественные особенности прозаических произведений фанфикшн 40
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 50
Приложение А Внеклассное мероприятие «Особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы» 57
Настоящая работа посвящена исследованию активно развивающегося феномена фанфикшн и выявлению его ключевых особенностей и функций, позволяющих говорить о его принадлежности к современной массовой литературе. Фанфикшн - это корпус текстов (фанфиков) непрофессиональных авторов-фанатов, созданных на основе уже существующего (и зачастую популярного) произведения-первоосновы (книги, сериала, фильма, комикса, и т.д.) как эмоциональный отклик.
В последние годы молодые читатели активно проявляют себя в жанре фанфикшн, который как литературное явление мало изучен, поэтому и привлекает интерес ученых. Исследователи в основном обращают внимание на содержательную характеристику данного явления и рассматривают его с социологического аспекта с целью выявить мотивы создания фанфиков. В этом отношении интересны труды как зарубежных ученых: Генри Дженкинса («Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия»), Камиллы Бэкон-Смит («Предприимчивые женщины: телевизионный фэндом и создание популярного мифа») и Шина Пью («Демократический жанр: художественная литература в контексте литературы»); так и отечественных: Н. В. Самутиной «Великий читательницы: фанфикшн как форма
литературного опыта». Ю. В. Антипиной «Литературное интернет- творчество фанатов: педагогический аспект», М. А. Коробко «жанр и фанфикшн: закономерности использования на материале фандомов «Шерлок». «Мерлин», «Сверхъестественное», И. И. Саморукова («Массовая литература: проблема художественной рефлексии») и др. Данные работы не только определили направление научной мысли в отношении фанфикшн, но также описали его достоинства и недостатки. Однако вопрос об установлении культурной значимости фикрайтерства и проблема соотношения современной массовой литературы и фанфикшн остаются актуальными.
В качестве объекта исследования были выбраны прозаические произведения фанфикшн разных авторов и фандомов.
Предмет исследования составила специфика жанровых и художественных особенностей фанфиков, которые были использованы авторами в текстах; связи фанфикшн и массовой литературы, их общие отличительные признаки и функции.
Цель бакалаврской работы заключается в том, чтобы проанализировать особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обобщить взгляды ученых по проблемам художественной литературы фанатов;
2) изучить проблему определения «жанра» в фикрайтерстве и дать основную жанровую классификацию фанфиков;
3) исследовать научный материал и дать общую характеристику массовой литературе, обозначить её основные художественные особенности и функции;
4) проанализировать теоретические исследования и определить основные художественные особенности фанфикшн;
5) систематизировать исследуемые материалы, выявить признаки сходства фанфикшн с массовой литературой;
6) провести филологический анализ текстов разных фикрайтеров нескольких фандомов, выявить закономерности выражения жанровых и художественных особенностей фанфикшн.
Гипотеза исследования заключается в том, что феномен фанфикшн может быть рассмотрен как жанр современной массовой литературы.
Материалом для исследования послужили теоретические данные рассматриваемых научных работ: Н. В. Самутиной «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта», Ю. В. Антипиной «Литературное интернет-творчество фанатов: педагогический аспект»,
М. А. Коробко «Жанр в фанфикшн: закономерности использования на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное», И. И. Саморукова «Массовая литература: проблема художественной рефлексии»); а также тексты фанфикшн, взятые из основной официальной платформы для размещения работ «Книга Фанфиков» («Фикбук»).
Методы исследования. В настоящей бакалаврской работе использовались общетеоретические методы анализа и синтеза, позволившие подготовить теоретическую базу исследования, систематизировать и обобщить материал, связанный с художественными особенностями феномена фанфикшн и массовой литературы.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы. В исследовании сделаны попытки раскрыть фанфикшн в современном понимании; систематизировать полученные результаты на основе теоретических научных сведений и показать взаимосвязь фанфикшн с массовой литературой, выделить основные признаки, объединяющие два исследуемых понятия; систематизировать информацию о жанровом своеобразии фанфикшн и представить основную классификацию жанров в виде таблицы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Фанфикшн как художественное явление обладает собственной системой жанров, что позволяет интерпретировать его как феномен современной литературы.
2. Фанфикшн как явление современной культуры обладает ключевыми художественными особенностями и выполняет определенные функции, что позволяет говорить о его принадлежности к современной массовой литературе.
3. Стиль фикрайтеров стремится к подражанию стиля авторов произведений-первооснов и имеет различную степень художественного мастерства, поэтому ценность вторичных текстов фанатов состоит в том, что они представляют собой читательский отклик, оформленный в виде художественного текста.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в освещении литературных аспектов явления фанфикшн, определении ценности относительно нового способа читательского отклика для молодежной субкультуры. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях по литературе в школе и ВУЗе при анализе художественных произведений, написании сочинений; а также в дальнейших литературоведческих исследованиях, посвященных феномену фанфикшн.
Апробация исследования проведена на конференциях:
1) I этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.);
2) во втором турнире научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019г.);
3) всероссийской студенческой научно-практической
междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020, ТГУ);
4) I этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021 г.);
5) во втором турнире научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021г.);
Результаты бакалаврской работы изложены в виде тезисов в сборниках студенческих работ «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (2019г. и 2021г.), «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 2020, ТГУ.); а также представлены на внеклассном мероприятии в МБОУ «Классическая гимназия №39» г.о. Тольятти
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 68 источников.
Фанфикшн - творчество непрофессиональных писателей (фикрайтеров), создающих текстовые произведения (фанфики) на основе уже существующего (книги, сериала, фильма и т.д.). Исследование фанфикшн отражено в работах зарубежных и отечественных ученых: Г. Дженкинса, Н. В. Самутиной, М. А. Коробко, И. И. Саморукова, Ю. В. Антипиной и др. Авторы старались дать научное толкование явлению и выявить его основные особенности. Так, исследователи определили, что популярность рассматриваемого феномена обуславливается тем, что любой человек может получить некоторую власть над любимым произведением и интерпретировать его по-своему. Фикрайтерство объединяет источник (с него начинается зарождение замыслов и идей для будущего фанфика); цель, которая задает направление работы над текстом и, самое главное, стремление к самовыражению.
В настоящем исследовании была сделана попытка выявить ключевые особенности фанфикшн, позволяющие определять его как жанр современной массовой литературы. Вследствие сопоставления фанфикшн и массовой литературы мы определили, что произведения обеих письменных практик:
а) обуславливаются вкусами и потребностями общества, т.е. читательским спросом;
б) используют готовые сюжетные и повествовательные формулы, типичные персонажные характеры и ситуации, клишированные средства выразительности;
в) вторичны, т.к. от авторов требуется только объединить уже существующие готовые литературные и культурные модели и придать им новый способ выражения;
г) каноничны, т.е. следуют устоявшимся нормам и правилам
повествования, строго придерживаются жанра, который определяет композицию и структуру произведения, варианты развития взаимоотношений героев, эмоциональны настрой.
Тексты как фанфикшн, так и массовой литературы, воздействуя на эмоциональную сторону читателя, обладают «зачарованностью» и способны полностью переместить его в воображаемый мир, раскрывая его тайные желания, либо же просто избавляя от рутинной жизни, давая возможность сбежать от проблем. Функция самопознания в фанатском творчестве тесно переплетается с «объединяющей» в массовой литературе - читатель отождествляет себя с героями, имеет возможность проанализировать свою личность сквозь призму всех мотивов, сюжетов, знаков и символов. И основная функция - компенсаторная - проявляется в стремлении удовлетворения социальных потребностей и избавления от гнетущих эмоций.
Автор как в фанфикшн, так и в массовой литературе уходит на второй план - фамилия или псевдоним выполняют роль своеобразной гарантии определенного стиля. В результате остается только жанр, определяющий специфику произведения, сюжетную линию, характер взаимоотношений, возможные повороты событий, и т.д. И тот факт, что фанфикшн имеет уникальную систему жанров, позволяет говорить о нём как о сложном явлении современной письменной культуры. Мы классифицировали фанфики по: характеру отношений, способу создания, соответствию оригиналу, сюжету и размеру. Помимо данного разделения существует также рейтинг, подразумевающий возрастное ограничение, но предупреждающего, осведомительного характера. От простых поцелуев до жёсткого насилия он определяется так: G, PG-13, R, NC-17, NC-21.И, наконец, выделяется статус: в процессе, завершён или заморожен.
1. Антипина Ю. В. Жанровые особенности фанатской прозы (на примере фанфикшена по творчеству братьев Стругацих) // Вестник Челябинского государственного университета: научный журнал, 2011. № 13 (228). С. 21-25.
2. Антипина Ю. В. Литературное интернет-творчество фанатов: педагогический аспект // Социосфера, 2011. № 2. С. 121-125.
3. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Москва: ЛИБРОКОМ, 2010. 448 с.
4. Арутюнова Н. Д. Метафора // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. Москва.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 296-297.
5. Афанасова Н. В. О чем говорят фикрайтеры // Научный диалог, 2016. №2 (51). С. 9-17.
6. Булдакова Ю. В. Фан-фикшн: научное осмысления
маргинального жанра // Universum: филология и искусствоведение, 2015. № 7 (20). 8 с.
7. Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: дис... канд. филол. наук: 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (английская); 10.01.09 - фольклористика. Нижний Новгород, 2005. 243 с.
8. Винтерле И. Д. Современное фэнтези как мультижанровое культурное явление // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2011. № 6 (2). С. 93-96.
9. Волков О. В. Текстообразующие функции лексических средств в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Москва, 2000. 244 с.
10. Волшебная сила зонтика // Книга Фанфиков
URL: https://ficbook.net/readfic/1817880(дата обращения: 20.04.2021).
11. Воронина Т. М. Метафоры пространства и его освоения в дискурсе авторов фанфикшен-текстов // Уральский филологический вестник. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива, 2012. № 2. С. 61-66.
12. Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»:
потребитель масс-культуры в диалоге с медиа-контентом // Новый мир: ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли / ред. сетевой версии С. Костырко, Москва. 2003. № 12.
URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2003_12/Content/Publication6_34 48/Default.aspx (дата обращения: 15.01.2020).
13. Гройс Б. Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. Москва: ЗНАК, 1993. 372 с.
14. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы // Новая русская литература: кафедральная библиотека. М.: РГГУ, 1998. URL: https://novruslit.ru/library/?p=39 (дата обращения: 15.11.2020).
15. Денисова А. И. Фанфикшн, как субкультура и феномен массовой литературы // Аналитика культурологии: научный журнал, 2012. № 3 (24). С. 141-143.
16. Дженкинс Г. Школа фан-фикшн // Русский журнал / пер. Т.
Данилова. URL: http://old.russ.ru/culture/network/20040208-pr.html(дата
обращения: 16.01.2020).
17. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд. сипр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. С. 104.
18. Здоровенко В. В. Анализ функциональных возможностей современного искусства // European science review: научный журнал, 2014. № 1. С. 173-180.
19. Зуб И. Б. Художественные особенности в массовой литературе //
ИнфоУрок: Ведущий образовательный портал России. Библиотека материалов. URL: https://infourok.ru/hudozhestvennie-osobennosti-massovoy- literaturi-3970787.html(дата обращения: 18.02.2021).
20. Кондарова Н. Непрофессиональное писательство в Интернете: о
трансляции «литературности» // Новый мир: ежемесячный журнал
художественной литературы и общественной мысли / ред. сетевой версии С. Костырко. Москва, 2003а. № 8. URL: https://clck.ru/VWakT(дата обращения: 02.02.2020).
21. Конрадова Н. Китч: не-искусство не-элиты. Этимология и история понятия // Фотожурнал: сборник статей и фотографий, 2000б. URL: http://photo-element.ru/analysis/kitch/kitch.html(дата обращения: 10.02.2020).
22. Коробко М. А. Соотношение канона и фанона (на материале фандомов «Шерлок», «Мерлина», «Сверхъестественное») // Вестник Брянского государственного университета, 2015. № 2. С. 254-256.
23. Коробко М. А. Жанр в фанфикшн: закономерности
использования на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. Орёл: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015. № 6 (69). С.154-157.
24. Коробко М. А. Признак коллективности в фанфикшн и письменных формах современного фольклора // Вестник Брянского государственного университета, 2015. № 1. С. 220-223.
25. Костырко С. WWW-обозрение Сергея Костырко. В поисках
“сетевой литературы” — часть первая: по старым адресам // Новый мир: ежемесячный журнал художественной литературы и
общественной мысли, 2006. № 7. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/ 7/ww18.html (дата обращения: 19.01.2020).
26. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество. Москва: Высш. школа, 1983. С. 26-28.
27. Купина Н. А., Литовская М. А., Николина Н. А. Массовая литература сегодня: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2010. 424 с.
28. Лагин Л. Майор Велл Эндъю. М.: Художественная литература, 1975. 60 с.
29. Лазарева Л. М. Лингвистический анализ литературного текста: индивидуально-авторские словоупотребления и их экспрессивно-образная роль в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Современные наукоемкие технологии, 2013. №7 (часть 1). С. 45-46.
30. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. С. 213.
31. Лотман Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993) / вступ. статья И. А. Чернова, состав. Н. Г. Николаюк, О. Н. Нечипуренко, худ. Д. М. Плаксин. СПб.: Исусство, 1997. С. 817-826.
32. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования, 2002. № 10. С. 79-87.
33. Мельников Н. Г. Массовая литература: Литературная
энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. С. 514.
34. Менцель Б. Что такое «популярная литература»? Западные
концепции «высокого» и «низкого» в советском и постсоветском контексте // Журнальный зал: электронный сборник журналов. URL:
https://magazines.gorky.media/nlo/1999/6(дата обращения: 16.03.2021).
35. Мещеряков В. П. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. М.: Юрайт, 2013. 422 с.
36. Мокшина Ю. Л. Онлайн-пространство фандома как форма читательского общения современных школьников // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2017. № 3 (69) Ч. 3. С. 204-207.
37. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры // Восстание масс. М.: Искусство, 1991. С. 19.
38. Петров В. В. Нарративное конструирование романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературе фанфикшн (на материале фандома «Ф. М. Достоевский»): выпускн. квалиф. раб.: 45.03.01. Тюмень, 2017. 52 с.
39. Прасолова К. А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века: творчество поклонников Дж. К. Ролинг: дис.... канд. филол. наук: 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (западноевропейская и американская). Калининград, 2009. 261 с.
40. Проект Ю. Л. Сетевая литература // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 2. С. 208-209.
41. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с.
42. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. 4-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. С. 411.
43. Райнхардт Р. О. Фанфик как феномен современной художественной литературы: кейс «Евгения Онегина» // Научный диалог, 2018. № 4. С. 161-168.
44. Рехо К. Грани массовой литературы. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/820/925/1219/17-Reho.pdf, свободный. - (дата обращения: 16.03.2021).
45. Саморуков И. И. Массовая литература: проблема
художественной рефлексии: автореф. на соиск. ученой степ. канд. филол. наук: 10.01.08 - теория литературы. Самара, 2006. 20 с.
46. Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение, 2013. Т. 12. № 3. С. 137-194.
47. Сетевая литература (сетература) //
Академик. URL: https://communication_psychology.academic.ru/894/Сетевая_л итература_%28сетература%29 (дата обращения: 10.03.2020).
48. Скокова Т. А. Специфика массовой литературы в эпоху постмодернизма // Вестник ВГУ: Серия: Филология. Журналистика, 2009. № 2. С. 95-100.
49. Тимошенко Е. К. Жанровое своеобразие фанатской литературы: клише, канон, «фанатская поэтика» // XLV Международная филологическая научная конференция: тезисы докладов. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2016. С. 58.
50. Фанфики: история, терминология и проблемы // Мир Фантастики. URL: https://www.mirf.ru/book/fanfiki-istoriya-terminologiya(дата обращения: 07.03.2020).
51. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. 280 с.
52. Хаксли О. Искусство и банальность // Называть вещи своими
именами: программные выступления мастеров западноевропейской
литературы XX века / пер. Н. А. Зинкевич. М.: издательская группа «Прогресс», 1986. С. 483-487.
53. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432 с.
54. Харькина Д. Организация сообщества фикрайтеров // Социология в действии: избранные материалы VII социологической межвузовской конференции студентов и аспирантов / отв. ред. М. Р. Демин ; Санкт- Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полигрфии НИУ ВШЭ, 2015. С. 35.
55. Цветкова Б. Л. Массовая литература как культурный феномен // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016. № 2 (42). с. 128-135.
56. Чекалов К. А. Массовая литература // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/literature/text/2191064(дата обращения: 18.02.2021).
57. Черняк В. Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах. Москва: Флинта, 2015. 193 с.
58. Черняк М. А. Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России // Universum: Вестник Герценовского университета: научный журнал, 2008. № 7. С. 75-79.
59. Черняк М. А. Массовая литература XX века: учеб. пособ. для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. 1-е изд. Москва: Флинта: Наука, 2007. 432 с.
60. Черняк М. А. Массовая литература конца XX начала XXI века: технология или поэтика? // Филологический класс: научный журнал, 2008. № 20. С. 4-11.
61. Четина Е. М., Клюйкова Е. А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 2015. № 3 (31). С. 95-104.
62. Шавлюк В. Б. «Фанфикшн»: от жаргонизма к термину // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2017. № 1. С. 245-249.
63. Шатрова Е. Д., Ласица Л. А. К проблеме определения жанров произведений фанфикшн // Вестник Оренбургского государственного университета: научный журнал, 2017. № 1 (201). С. 41-48.
64. Bacon-Smith C. Enterprising women: television fandom and the creation of popular myth. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. 352 р.
65. Felski R. Uses of Literature. Oxford: Blackwell, 2008. 154 p.
66. Her own little problem [Электронный ресурс] // Книга Фанфиков. URL: https://ficbook.net/readfic/6735604(дата обращения: 20.04.2021).
67. Jenkins Henry Textual Poachers: Television Fans &Participatory Culture. Studies in culture and communication. New York: Routledge, 1992. Р. 343.
68. Pugh Sh. The democratic genre: fan-fiction in a literary context. Bridgend: Seren, 2006. 288 р.