Особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы
|
Введение 5
Глава 1 Фанфикшн как явление современной литературы 9
1.1 Научная полемика вокруг феномена фанфикшн 9
1.2 Жанровое своеобразие фанатской прозы 15
Глава 2 Фанфикшн и современная массовая литература 22
2.1 Общая характеристика массовой литературы, её особенности,
функции и признаки 22
2.2 Ключевые особенности фанфикшн, его связь с массовой
литературой 32
2.3. Художественные особенности прозаических произведений фанфикшн 40
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 50
Приложение А Внеклассное мероприятие «Особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы» 57
Глава 1 Фанфикшн как явление современной литературы 9
1.1 Научная полемика вокруг феномена фанфикшн 9
1.2 Жанровое своеобразие фанатской прозы 15
Глава 2 Фанфикшн и современная массовая литература 22
2.1 Общая характеристика массовой литературы, её особенности,
функции и признаки 22
2.2 Ключевые особенности фанфикшн, его связь с массовой
литературой 32
2.3. Художественные особенности прозаических произведений фанфикшн 40
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 50
Приложение А Внеклассное мероприятие «Особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы» 57
Настоящая работа посвящена исследованию активно развивающегося феномена фанфикшн и выявлению его ключевых особенностей и функций, позволяющих говорить о его принадлежности к современной массовой литературе. Фанфикшн - это корпус текстов (фанфиков) непрофессиональных авторов-фанатов, созданных на основе уже существующего (и зачастую популярного) произведения-первоосновы (книги, сериала, фильма, комикса, и т.д.) как эмоциональный отклик.
В последние годы молодые читатели активно проявляют себя в жанре фанфикшн, который как литературное явление мало изучен, поэтому и привлекает интерес ученых. Исследователи в основном обращают внимание на содержательную характеристику данного явления и рассматривают его с социологического аспекта с целью выявить мотивы создания фанфиков. В этом отношении интересны труды как зарубежных ученых: Генри Дженкинса («Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия»), Камиллы Бэкон-Смит («Предприимчивые женщины: телевизионный фэндом и создание популярного мифа») и Шина Пью («Демократический жанр: художественная литература в контексте литературы»); так и отечественных: Н. В. Самутиной «Великий читательницы: фанфикшн как форма
литературного опыта». Ю. В. Антипиной «Литературное интернет- творчество фанатов: педагогический аспект», М. А. Коробко «жанр и фанфикшн: закономерности использования на материале фандомов «Шерлок». «Мерлин», «Сверхъестественное», И. И. Саморукова («Массовая литература: проблема художественной рефлексии») и др. Данные работы не только определили направление научной мысли в отношении фанфикшн, но также описали его достоинства и недостатки. Однако вопрос об установлении культурной значимости фикрайтерства и проблема соотношения современной массовой литературы и фанфикшн остаются актуальными.
В качестве объекта исследования были выбраны прозаические произведения фанфикшн разных авторов и фандомов.
Предмет исследования составила специфика жанровых и художественных особенностей фанфиков, которые были использованы авторами в текстах; связи фанфикшн и массовой литературы, их общие отличительные признаки и функции.
Цель бакалаврской работы заключается в том, чтобы проанализировать особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обобщить взгляды ученых по проблемам художественной литературы фанатов;
2) изучить проблему определения «жанра» в фикрайтерстве и дать основную жанровую классификацию фанфиков;
3) исследовать научный материал и дать общую характеристику массовой литературе, обозначить её основные художественные особенности и функции;
4) проанализировать теоретические исследования и определить основные художественные особенности фанфикшн;
5) систематизировать исследуемые материалы, выявить признаки сходства фанфикшн с массовой литературой;
6) провести филологический анализ текстов разных фикрайтеров нескольких фандомов, выявить закономерности выражения жанровых и художественных особенностей фанфикшн.
Гипотеза исследования заключается в том, что феномен фанфикшн может быть рассмотрен как жанр современной массовой литературы.
Материалом для исследования послужили теоретические данные рассматриваемых научных работ: Н. В. Самутиной «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта», Ю. В. Антипиной «Литературное интернет-творчество фанатов: педагогический аспект»,
М. А. Коробко «Жанр в фанфикшн: закономерности использования на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное», И. И. Саморукова «Массовая литература: проблема художественной рефлексии»); а также тексты фанфикшн, взятые из основной официальной платформы для размещения работ «Книга Фанфиков» («Фикбук»).
Методы исследования. В настоящей бакалаврской работе использовались общетеоретические методы анализа и синтеза, позволившие подготовить теоретическую базу исследования, систематизировать и обобщить материал, связанный с художественными особенностями феномена фанфикшн и массовой литературы.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы. В исследовании сделаны попытки раскрыть фанфикшн в современном понимании; систематизировать полученные результаты на основе теоретических научных сведений и показать взаимосвязь фанфикшн с массовой литературой, выделить основные признаки, объединяющие два исследуемых понятия; систематизировать информацию о жанровом своеобразии фанфикшн и представить основную классификацию жанров в виде таблицы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Фанфикшн как художественное явление обладает собственной системой жанров, что позволяет интерпретировать его как феномен современной литературы.
2. Фанфикшн как явление современной культуры обладает ключевыми художественными особенностями и выполняет определенные функции, что позволяет говорить о его принадлежности к современной массовой литературе.
3. Стиль фикрайтеров стремится к подражанию стиля авторов произведений-первооснов и имеет различную степень художественного мастерства, поэтому ценность вторичных текстов фанатов состоит в том, что они представляют собой читательский отклик, оформленный в виде художественного текста.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в освещении литературных аспектов явления фанфикшн, определении ценности относительно нового способа читательского отклика для молодежной субкультуры. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях по литературе в школе и ВУЗе при анализе художественных произведений, написании сочинений; а также в дальнейших литературоведческих исследованиях, посвященных феномену фанфикшн.
Апробация исследования проведена на конференциях:
1) I этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.);
2) во втором турнире научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019г.);
3) всероссийской студенческой научно-практической
междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020, ТГУ);
4) I этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021 г.);
5) во втором турнире научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021г.);
Результаты бакалаврской работы изложены в виде тезисов в сборниках студенческих работ «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (2019г. и 2021г.), «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 2020, ТГУ.); а также представлены на внеклассном мероприятии в МБОУ «Классическая гимназия №39» г.о. Тольятти
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 68 источников.
В последние годы молодые читатели активно проявляют себя в жанре фанфикшн, который как литературное явление мало изучен, поэтому и привлекает интерес ученых. Исследователи в основном обращают внимание на содержательную характеристику данного явления и рассматривают его с социологического аспекта с целью выявить мотивы создания фанфиков. В этом отношении интересны труды как зарубежных ученых: Генри Дженкинса («Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия»), Камиллы Бэкон-Смит («Предприимчивые женщины: телевизионный фэндом и создание популярного мифа») и Шина Пью («Демократический жанр: художественная литература в контексте литературы»); так и отечественных: Н. В. Самутиной «Великий читательницы: фанфикшн как форма
литературного опыта». Ю. В. Антипиной «Литературное интернет- творчество фанатов: педагогический аспект», М. А. Коробко «жанр и фанфикшн: закономерности использования на материале фандомов «Шерлок». «Мерлин», «Сверхъестественное», И. И. Саморукова («Массовая литература: проблема художественной рефлексии») и др. Данные работы не только определили направление научной мысли в отношении фанфикшн, но также описали его достоинства и недостатки. Однако вопрос об установлении культурной значимости фикрайтерства и проблема соотношения современной массовой литературы и фанфикшн остаются актуальными.
В качестве объекта исследования были выбраны прозаические произведения фанфикшн разных авторов и фандомов.
Предмет исследования составила специфика жанровых и художественных особенностей фанфиков, которые были использованы авторами в текстах; связи фанфикшн и массовой литературы, их общие отличительные признаки и функции.
Цель бакалаврской работы заключается в том, чтобы проанализировать особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обобщить взгляды ученых по проблемам художественной литературы фанатов;
2) изучить проблему определения «жанра» в фикрайтерстве и дать основную жанровую классификацию фанфиков;
3) исследовать научный материал и дать общую характеристику массовой литературе, обозначить её основные художественные особенности и функции;
4) проанализировать теоретические исследования и определить основные художественные особенности фанфикшн;
5) систематизировать исследуемые материалы, выявить признаки сходства фанфикшн с массовой литературой;
6) провести филологический анализ текстов разных фикрайтеров нескольких фандомов, выявить закономерности выражения жанровых и художественных особенностей фанфикшн.
Гипотеза исследования заключается в том, что феномен фанфикшн может быть рассмотрен как жанр современной массовой литературы.
Материалом для исследования послужили теоретические данные рассматриваемых научных работ: Н. В. Самутиной «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта», Ю. В. Антипиной «Литературное интернет-творчество фанатов: педагогический аспект»,
М. А. Коробко «Жанр в фанфикшн: закономерности использования на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное», И. И. Саморукова «Массовая литература: проблема художественной рефлексии»); а также тексты фанфикшн, взятые из основной официальной платформы для размещения работ «Книга Фанфиков» («Фикбук»).
Методы исследования. В настоящей бакалаврской работе использовались общетеоретические методы анализа и синтеза, позволившие подготовить теоретическую базу исследования, систематизировать и обобщить материал, связанный с художественными особенностями феномена фанфикшн и массовой литературы.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы. В исследовании сделаны попытки раскрыть фанфикшн в современном понимании; систематизировать полученные результаты на основе теоретических научных сведений и показать взаимосвязь фанфикшн с массовой литературой, выделить основные признаки, объединяющие два исследуемых понятия; систематизировать информацию о жанровом своеобразии фанфикшн и представить основную классификацию жанров в виде таблицы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Фанфикшн как художественное явление обладает собственной системой жанров, что позволяет интерпретировать его как феномен современной литературы.
2. Фанфикшн как явление современной культуры обладает ключевыми художественными особенностями и выполняет определенные функции, что позволяет говорить о его принадлежности к современной массовой литературе.
3. Стиль фикрайтеров стремится к подражанию стиля авторов произведений-первооснов и имеет различную степень художественного мастерства, поэтому ценность вторичных текстов фанатов состоит в том, что они представляют собой читательский отклик, оформленный в виде художественного текста.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в освещении литературных аспектов явления фанфикшн, определении ценности относительно нового способа читательского отклика для молодежной субкультуры. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях по литературе в школе и ВУЗе при анализе художественных произведений, написании сочинений; а также в дальнейших литературоведческих исследованиях, посвященных феномену фанфикшн.
Апробация исследования проведена на конференциях:
1) I этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019 г.);
2) во втором турнире научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2019г.);
3) всероссийской студенческой научно-практической
междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020, ТГУ);
4) I этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021 г.);
5) во втором турнире научно-практической конференции
«Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021г.);
Результаты бакалаврской работы изложены в виде тезисов в сборниках студенческих работ «Студенческие Дни Науки в ТГУ» (2019г. и 2021г.), «Молодежь. Наука. Общество» (Тольятти, 2020, ТГУ.); а также представлены на внеклассном мероприятии в МБОУ «Классическая гимназия №39» г.о. Тольятти
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который насчитывает 68 источников.
Фанфикшн - творчество непрофессиональных писателей (фикрайтеров), создающих текстовые произведения (фанфики) на основе уже существующего (книги, сериала, фильма и т.д.). Исследование фанфикшн отражено в работах зарубежных и отечественных ученых: Г. Дженкинса, Н. В. Самутиной, М. А. Коробко, И. И. Саморукова, Ю. В. Антипиной и др. Авторы старались дать научное толкование явлению и выявить его основные особенности. Так, исследователи определили, что популярность рассматриваемого феномена обуславливается тем, что любой человек может получить некоторую власть над любимым произведением и интерпретировать его по-своему. Фикрайтерство объединяет источник (с него начинается зарождение замыслов и идей для будущего фанфика); цель, которая задает направление работы над текстом и, самое главное, стремление к самовыражению.
В настоящем исследовании была сделана попытка выявить ключевые особенности фанфикшн, позволяющие определять его как жанр современной массовой литературы. Вследствие сопоставления фанфикшн и массовой литературы мы определили, что произведения обеих письменных практик:
а) обуславливаются вкусами и потребностями общества, т.е. читательским спросом;
б) используют готовые сюжетные и повествовательные формулы, типичные персонажные характеры и ситуации, клишированные средства выразительности;
в) вторичны, т.к. от авторов требуется только объединить уже существующие готовые литературные и культурные модели и придать им новый способ выражения;
г) каноничны, т.е. следуют устоявшимся нормам и правилам
повествования, строго придерживаются жанра, который определяет композицию и структуру произведения, варианты развития взаимоотношений героев, эмоциональны настрой.
Тексты как фанфикшн, так и массовой литературы, воздействуя на эмоциональную сторону читателя, обладают «зачарованностью» и способны полностью переместить его в воображаемый мир, раскрывая его тайные желания, либо же просто избавляя от рутинной жизни, давая возможность сбежать от проблем. Функция самопознания в фанатском творчестве тесно переплетается с «объединяющей» в массовой литературе - читатель отождествляет себя с героями, имеет возможность проанализировать свою личность сквозь призму всех мотивов, сюжетов, знаков и символов. И основная функция - компенсаторная - проявляется в стремлении удовлетворения социальных потребностей и избавления от гнетущих эмоций.
Автор как в фанфикшн, так и в массовой литературе уходит на второй план - фамилия или псевдоним выполняют роль своеобразной гарантии определенного стиля. В результате остается только жанр, определяющий специфику произведения, сюжетную линию, характер взаимоотношений, возможные повороты событий, и т.д. И тот факт, что фанфикшн имеет уникальную систему жанров, позволяет говорить о нём как о сложном явлении современной письменной культуры. Мы классифицировали фанфики по: характеру отношений, способу создания, соответствию оригиналу, сюжету и размеру. Помимо данного разделения существует также рейтинг, подразумевающий возрастное ограничение, но предупреждающего, осведомительного характера. От простых поцелуев до жёсткого насилия он определяется так: G, PG-13, R, NC-17, NC-21.И, наконец, выделяется статус: в процессе, завершён или заморожен.
В настоящем исследовании была сделана попытка выявить ключевые особенности фанфикшн, позволяющие определять его как жанр современной массовой литературы. Вследствие сопоставления фанфикшн и массовой литературы мы определили, что произведения обеих письменных практик:
а) обуславливаются вкусами и потребностями общества, т.е. читательским спросом;
б) используют готовые сюжетные и повествовательные формулы, типичные персонажные характеры и ситуации, клишированные средства выразительности;
в) вторичны, т.к. от авторов требуется только объединить уже существующие готовые литературные и культурные модели и придать им новый способ выражения;
г) каноничны, т.е. следуют устоявшимся нормам и правилам
повествования, строго придерживаются жанра, который определяет композицию и структуру произведения, варианты развития взаимоотношений героев, эмоциональны настрой.
Тексты как фанфикшн, так и массовой литературы, воздействуя на эмоциональную сторону читателя, обладают «зачарованностью» и способны полностью переместить его в воображаемый мир, раскрывая его тайные желания, либо же просто избавляя от рутинной жизни, давая возможность сбежать от проблем. Функция самопознания в фанатском творчестве тесно переплетается с «объединяющей» в массовой литературе - читатель отождествляет себя с героями, имеет возможность проанализировать свою личность сквозь призму всех мотивов, сюжетов, знаков и символов. И основная функция - компенсаторная - проявляется в стремлении удовлетворения социальных потребностей и избавления от гнетущих эмоций.
Автор как в фанфикшн, так и в массовой литературе уходит на второй план - фамилия или псевдоним выполняют роль своеобразной гарантии определенного стиля. В результате остается только жанр, определяющий специфику произведения, сюжетную линию, характер взаимоотношений, возможные повороты событий, и т.д. И тот факт, что фанфикшн имеет уникальную систему жанров, позволяет говорить о нём как о сложном явлении современной письменной культуры. Мы классифицировали фанфики по: характеру отношений, способу создания, соответствию оригиналу, сюжету и размеру. Помимо данного разделения существует также рейтинг, подразумевающий возрастное ограничение, но предупреждающего, осведомительного характера. От простых поцелуев до жёсткого насилия он определяется так: G, PG-13, R, NC-17, NC-21.И, наконец, выделяется статус: в процессе, завершён или заморожен.
Подобные работы
- ТВОРЧЕСТВО Н. СПАРКСА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ США
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФАНФИКШН КАК ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ФЕНОМЕН
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - СВОЕОБРАЗИЕ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ И РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЛИТРПГ)
Бакалаврская работа, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Особенности разговорного синтаксиса в современном испанском языке (на материале испанского фанфикшена)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАНФИКОВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Фразеологические особенности англоязычных fanfiction-текстов (на материале фэндома «Звездные войны»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ТРАНСФОРМАЦИИ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ И ОБРАЗНОЙ СТРУКТУРЫ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА В СОВРЕМЕННОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ФЭНТЕЗИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ПРИСВОЕННАЯ» М. БАГИРОВОЙ И Н. БАРХАТ, «ИЛЛИРИЯ» М. СОЛОВЬЕВОЙ).
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Культура участия в виртуальных сообществах фанфикшена (на примере Фандомной Битвы)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Культура участия в виртуальных сообществах фанфикшена (на примере Фандомной Битвы)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



