Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУКТОРА

Работа №114943

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческого
воображения у детей дошкольного возраста 8
1.2 Потенциальные возможности Lego-конструктора в развитии
творческого воображения у детей 4-5 лет 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора 23
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения у детей 4 -5
лет 23
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
4-5 лет посредствам Lego-конструктора 35
2.3 Динамика уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет 43
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 59


В настоящее время ценятся такие качества человека как активность, творчество, способность к саморазвитию. Поэтому современное общество ставит перед дошкольной образовательной организацией важную задачу, которая предполагает развитие творческого потенциала детей, что предполагает совершенствование воспитательно-образовательного процесса.
Творческое воображение - это такой психический процесс, который является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности дошкольника. Вследствие этого важной становиться работа по созданию условий, способствующих развитию творческого воображения дошкольника.
В педагогике и психологии проблему развития творческого воображения рассматривали многие известные учёные. Например, В.А. Крутецкий и Л.Д. Столяренко выделяли виды воображения, Р.С. Немов и М.В. Гамезо в своих трудах по психологии определяли функции воображения. Л.С. Выготский занимался этапами создания образов творческого воображения. О.В. Боровик и О.М. Дьяченко рассматривали особенности творческого воображения. Ю.А. Полуяновым были определены этапы формирования и развития творческого воображения в онтогенезе.
По мнению В.Н. Дружинина «результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию» [8].
В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Таким образом, этом факт придает продуктам творчества, в сравнении с продуктами производства, дополнительную ценность.
Развитие творческого воображения у дошкольников на протяжении долгого времени является актуальной темой. Данная проблема достаточна многогранна. Она включает в себя как непосредственное развитие творческого воображения, так и позволяет раскрыть особенности мышления и эмоционально-волевой сферы, развивать память, речь и мелкую моторику.
Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др. показывают, что наиболее эффективным способом зарождения творческой личности является практическое изучение, проектирование и самостоятельное создание детьми объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование.
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой и др.
В работах А.И. Давидчук, Л.В. Куцаковой, А.Р. Лурии представлены формы и методы обучения конструированию для детей 4-5 лет: по модели, по образцу, по замыслу, по заданной теме, по условиям.
Lego-конструктор является значимым средством для развития творческого воображения дошкольника, охватывая при этом все образовательные области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013). Исходя из всего вышесказанного, наша работа посвящена развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора.
Анализ литературы по дошкольной психологии и педагогике, а также педагогического опыта позволяет определить противоречием между необходимостью развития творческого воображения у детей 4-5 лет и недостаточным использованием Lego-конструктора в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности Lego-конструктора в развитии творческого воображения у детей 4-5 лет?
Исходя из противоречия проблемы, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego-конструктора.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: Lego-конструктор как средство развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей 4¬5 лет посредством Lego-конструктора будет эффективно если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда наборы Lego-конструктора разной комплектации;
- организована совместная деятельность педагога и детей в клубе «Легоша»;
- организованна самостоятельная деятельность детей с использованием Lego-конструктора.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
3. Разработать и экспериментально апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредством Lego- конструктора.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- положение по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Т.В. Кудрявцев);
- концептуальные подходы к пониманию роли Lego-конструирования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Е.В. Фешиной).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования Lego-конструктора в развитии творческого воображения у детей 4-5 лет; определены показатели и уровни развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описан и обоснован процесс развития у детей 4-5 лет творческого воображения посредством Lego-конструктора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора Результаты экспериментальной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 66» ГБОУ СОШ № 17 г.о. Сызрани. В эксперименте участвовало 16 детей 4-5 лет (8 детей - экспериментальной группы и 8 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источника), 6 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками, 11 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данного исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература, что позволило нам провести анализ определений понятий «воображение» и «творческое воображение», «конструирование» и «Lego-конструирование».
В процессе изучения проблемы развития творческого воображения у детей 4-5 лет мы выявили, что творческое воображение является неотменяемым элементом различных видов творческой деятельности и формирования личности детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др. показывают, что наиболее эффективным способом зарождения творческой личности является практическое изучение, проектирование и самостоятельное создание детьми объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого, было выявить уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет.
В ходе констатирующего эксперимента, за основу оценивания ответов детей, были применены такие показатели как: гибкость, разработанность, оригинальность, вариативность.
На констатирующем этапе мы выявили уровень развития творческого воображения у детей 4-5 лет. Проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу что в группе преобладает средний уровень развития творческого воображения.
Согласно результатам констатирующего этапа, была определена цель формирующего этапа работы: разработать и апробировать содержание работы по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет посредствам Lego-конструктора.
В соответствии с сформулированной гипотезой была определена логика формирующего эксперимента:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду наборы Lego-конструктора разной комплектации;
- организовать совместную деятельность педагога и детей в клубе «Легоша»;
- организовать самостоятельную деятельность детей с использованием Lego-конструктора.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала свою эффективность и продемонстрировала положительную динамику в развитии творческого воображения у детей 4-5 лет.
Данные контрольного этапа показали динамику уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель высокого уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет в экспериментальной группе повысился на 12,5 %; показатель среднего уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет повысился на 25 %; показатель низкого уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет понизился на 37,5 %.
Полученные данные позволяют нам утверждать, что после проведения формирующего этапа уровень развития у детей 4-5 лет экспериментальной группы заметно возрос и качественно улучшился.
Соотнося результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно сделать вывод о том, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.
Итак, проблема развития творческого воображения, безусловно, считается актуальной в наше время. А результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по развитию творческого воображения у детей 4-5 лет.



1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: методические рекомендации / О.В. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 256 с.
3. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013 - №6. - С. 14-17.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2010. - 92 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2008. - 189 с.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с.
7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] информационно¬
методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. Режим доступа: https://itexts.net/avtor-i-a-domashenko/285385-atlas-po-psihologii-i-
domashenko/read/page- 1.html
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ / А.Я. Дудецкий. - М. : Логос, 2010. - 159 с.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
11. Дьяченко, О.М. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Текст] / О.М. Дьяченко. - М., МПСИ, 2005. - 656 с.
12. Иванова, Э. Творческое воображение [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 51-53.
13. Ильенков, Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков. - М. : Академия, 2009. - 96 с.
14. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 830 с.
15. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. - М. : Маска, 2013. - 100 с.
16. Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - №11. С. 23-27.
17. Козлова, С.А. Педагогика дошкольная [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Чебоксары: Альфа, 2011. - 295 с.
18. Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
19. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М. : Просвещение, 1979. - 274 с.
20. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С.5-13.
21. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : Инфа, - 2011. -164 с.
22. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие [Текст] // Психологический журнал. - 2009. - № 5. - С. 20-27.
23. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 259 с.
24. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст] / Т.В. Лусс. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
25. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М. : КноРус, 2016. - 2157 с.
26. Парамонова, Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования [Текст] // Дошкольное воспитание. - № 11. - 2000. - С. 58-64.
27. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М. : Академия, 2002. - 192 с. Режим доступа:
http://dobrolit.club/teoriya i metodika tvorcheskogo konstruirovaniya v detskom sadu paramonova la 2002 TYJ9QW/
28. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо, под редакцией Т.А. Марковой. - М. : Логос, 2011. - 277 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 720 с.
30. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2018. - 410 с.
31. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 240 с.
32. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 44 с. Режим доступа: http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/Psihodiagnost.pdf
33. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] /
Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с. Режим доступа: http://academia-
moscow.ru/ftp share/books/fragments/fragment 16292.pdf
34. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие [Текст] / Е.В. Фешина. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 144 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 416 с. Режим доступа:http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10979


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ