Введение 4
Глава 1 Теоретические основы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России 8
1.1 Конституционно-правовые гарантии: сущность и роль в
обеспечении прав и свобод человека и гражданина 8
1.2 Система конституционных гарантий прав граждан: общие положения 16
Глава 2 Реализация отдельных конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России 20
2.1 Система правовых гарантий, обеспечивающих реализацию
конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти 20
2.2 Гарантии конституционного права граждан на жизнь и здоровье 24
2.3 Гарантии конституционного права граждан на объединение 26
2.4 Гарантии реализации права граждан на труд 30
Глава 3 Конституционные гарантии правовой защиты прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации 42
3.1 Судебная защита прав граждан как конституционная гарантия 42
3.2 Конституционные гарантии прав человека в гражданском
судопроизводстве 52
3.3 Конституционно-правовые гарантии обеспечения единообразия судебной практики 58
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 67
Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одним из элементов конституционного строя государства, который определяет характер взаимоотношений отдельной личности с обществом и государством, регулирует их взаимные права и обязанности. Гуманное отношение к личности выделено в Конституции РФ в виде принципов как исходных началах реализации прав и свобод, а точнее, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (статья 17). Во всех сферах, регулируемых правом, человек или гражданин выступает как субъект правоотношений, что характеризует в полной мере его правовой статус. Задача же конституционного права, закреплять этот самый статус. Помимо основного закона в закреплении участвуют и другие отрасли права, регулирующие соответствующую сферу общественных отношений: финансовую, имущественную, трудовую и т. д.
Сама по себе всякая другая правовая система нацелена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Именно на признании и охране прав и свобод устанавливается основная цель органов законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления.
Функционирование системы прав и свобод личности само по себе не может обеспечить их долговечность и стабильность. При отсутствии внешнего контроля они бы постоянно нарушались. Учитывая то, что, находясь под защитой, ими часто пренебрегают. Так, частыми событиям и становятся акции протеста, участники которых подвергаются произвольным задержаниям, притеснениям и запугиваниям. Примером также может служить, нашумевший случай с утечкой персональных данных клиентов Сбербанка в 2019 году и стоит заметить, что такой список можно продолжать бесконечно. В подобных случаях реализуются такие правовые гарантии как:
- государственная защита прав и свобод;
- право обращаться в суд лицам, чьи права были нарушены;
- недопустимость ограничений прав и свобод человека и гражданина, иначе как на основании закона;
- получение квалифицированной юридической помощи и т.д.
Закрепление всей полноты гарантий Конституцией РФ 1993 года уже само по себе является решающим фактором формирования у личности заинтересованности в осуществлении всех своих прав и свобод. Границы свободного поведения человека всегда ограничены свободой других людей.
Конституция выделяет особые случаи как чрезвычайное или военное положение, лишь тогда права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, причем список ограничений устанавливается федеральным законом и не допускается несоразмерное ограничение прав и свобод. Такие статьи как 20-24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению.
Нельзя не коснуться одного из важнейших событий 2020 года как принятие поправок в Конституцию РФ. Конечно, саму вторую главу они не затронули, так как ее изменение имеет более жесткий процесс, чем для большей части глав, но многие принятые поправки все же косвенно, но затронули личность, а значит и ее правовое положение среди общества.
Поправка о социальных гарантиях, закрепленных в 75 статье, по сути, один из важнейших шагов к укреплению правового статуса граждан страны. Государство таким образом повышает уверенность в том, что поддержка будет гарантирована каждому, независимо от состояния экономики. Доступность и качественность медицины, поправки в сфере культуры, науки, охраны окружающей среды - все это касается не просто всей страны, а каждого лично, и чем эффективнее государство будет исполнять закрепленные нормы, тем правовое положение личности будет больше стремиться к идеалу демократии.
Таким образом, конституционно-правовой статус человека и гражданина России представляет собой целостную сложность, включившую в себя гражданство, основные права, свободы, обязанности, получившую свое нормативное закрепление. Именно начиная с закрепления правового статуса личности и соблюдения ее прав и свобод, начинается доверительное отношение граждан к государству. Человек живя в обществе, с установкой, что его права и свободы юридически закреплены может четко представить себе свое положение в обществе и быть уверенным, что его личность под защитой, конечно же если политика государственных органов грамотна и последовательна.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации прав, свобод человека и гражданина и их гарантий.
Предметом исследования выступают нормы конституционного и смежных отраслей права, раскрывающие гарантии конституционных прав человека и гражданина.
Целью работы является анализ конституционных норм, теоретических позиций, правоприменительной практики, посвященных вопросам гарантий конституционных прав человека и гражданина.
Задача дипломной работы:
- раскрыть сущность и роль конституционно-правовых гарантий в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть систему конституционных гарантий прав граждан;
- охарактеризовать систему правовых гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти;
- дать анализ гарантий, обеспечивающих права граждан на жизнь и здоровье;
- раскрыть гарантии при реализации конституционного права граждан на объединение;
- рассмотреть правовую природу судебной защиты прав граждан как конституционной гарантии;
- раскрыть содержание конституционных гарантии прав человека в гражданском судопроизводстве;
- проанализировать конституционно-правовые гарантии обеспечения единообразия судебной практики.
В основе дипломной работы лежит диалектический метод познаний, позволивший изучить вопросы конституционно-правового статуса личности в конкретно-исторических условиях и во взаимосвязи с другими явлениями, а также частные методы научного познания: анализ, синтез, статистический, сравнительный и другие.
Нормативную и эмпирическую базу работы составили: Конституция РФ, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретической основой исследования явились научные труды российских деятелей науки в области конституционного права, таких как: С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, С.Н. Болдырев, В.А. Бачинин, Н.С. Бондарь, Н.А. Богданова, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук, М.В. Варлен, А.С. Гутникова, В.И. Дьяченко, Ю.А. Дмитриев, В.М. Елин, А.К. Жарова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькин, Н.В. Игнатенко, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.В. Комарова, М.А. Кротова, В.А. Лебедев, С.В. Мальцева, А.В. Мицкевич, И.И. Лукашук, Е.В. Надыгина, В.Н. Протасов, А.В. Стремоухов, А.В. Савоськин, Н.Е. Таева, Е.С. Якимова.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав (разделов), заключения, списка использованной литературы и используемых источников.
Таким образом, подводя итог, отметим, что в законодательстве понятие «обеспечение» означает возможность государства гарантировать права и свободы человека и гражданина, обязательство соблюдать права человека, меры, направленные на осуществление прав и т.д. Полагаем, что разработанность в нормативных правовых актах единой системы понятий дало бы возможности познать действительные особенности содержания правовых явлений и их назначение. Однако следует признать, что на сегодняшний день практическая реализация указанной идеи в законодательстве трудно выполнима, поскольку преодоление лексической полисемии потребует внесения изменений в достаточно большой объем нормативных правовых актов. В юридической литературе теоретики по- разному определяют и понимают понятие «обеспечение», в том числе как систему общих условий и специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях - их охрану как деятельность различных субъектов, создающих благоприятные условия для реализации и защиты. Полагаем, что понятие «обеспечение прав» можно рассматривать как самостоятельную правовую категорию, которая, с одной стороны, является средством, условием или способом, позволяющим реализовать свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права, с другой стороны, выступает как самостоятельный правовой феномен правовой реальности. Отметим, что понятие «гарантирование» и «обеспечение» прав и свобод следует отождествлять как в лексическом смысле, так и в правовой интерпретации.
Категория «гарантия» многократно используется в современной юридической науке и в системе российского законодательства, но единое понимание данного термина также не сформировалось, поскольку данная категория применяется в самых различных правовых сферах.
Полагаем, что под «гарантиями» в конкретных ситуациях понимается комплекс условий и факторов, обеспечивающих реализацию принципов, прав, свобод, обязанностей и ответственности личности как составляющих элементов ее конституционно-правового статуса.
В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Так, гарантии прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные. По способу изложения в нормативно-правовых актах институциональные гарантии можно классифицировать на простые, сложные и смешанные. Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности. В этой связи виды гарантий классифицируются по основанию правового положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии.
В работе мы акцентировали внимание на реализации отдельных конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России, в том числе, раскрыли систему правовых гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти, которые включают в себя следующие гарантии: граждане обращаются в органы публичной власти свободно и добровольно; рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно, гражданину предоставлено право обжаловать принятое по обращению решение или действие (бездействие) в вышестоящий орган или в суд, запрет на ущемление прав и законных интересов граждан в связи с их обращением, отметим, чтов УК РСФСР была закреплена статья запрещающая преследование граждан за критику государственных органов и должностных лиц в обращениях. УК РФ не содержит подобной статьи, полагаем, что представляется необходимым закрепить данное положение в уголовном законодательстве.
Таким образом, для обеспечения реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления законодательством Российской Федерации предусмотрены различные гарантии. Следует отметить, что многие субъекты Российской Федерации приняли нормативно-правовые акты, расширяющие перечень гарантий, установленных федеральным законодательством.
Обеспечение охраны жизни и здоровья граждан в конституционных нормах гарантируется с момента рождения и на протяжении всей жизни, но несмотря на свою актуальность, вопрос гарантированности указанных прав, стоит остро. До сих пор в гражданской науке нет единства взглядов на содержание и соотношение понятий «крайняя необходимость», «оправданный (обоснованный) риск», «ошибка» применительно к причинению вреда пациенту медицинским вмешательством.
Далее обратимся, к конституционно гарантированному праву на объединение, которое, представляет собой одно из существенных прав. Отметим, что в базовом федеральном законе, посвященном общественным объединениям, понятие «гарантии» употребляется лишь один раз. В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях» данный закон определяет, в том числе, основные государственные гарантии права на объединение. Полагаем, что несмотря на тот факт, что само предназначение федерального закона состоит в установлении системы гарантий полноценной реализации и обеспечения права на объединение, категория «гарантии права на объединение» в законе практически не употребляется. Полагаем, что гарантии права на объединение представляют собой особую систему политических, социальных, экономических, морально-нравственных, специально-юридических и организационных условий и предпосылок полноценной реализации и обеспечения данного права, его защиты и охраны, включая различные превентивные мероприятия, а также его восстановления в ситуации нарушения, незаконного ограничения и умаления.
Защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой важный институт конституционного права России, являющийся составным элементом более масштабного по объему конституционно-правового института правового положения человека в Российской Федерации. Институт защиты прав и свобод представляет собой систему юридических гарантий и средств их обеспечения и реализации.
Конституционное право на защиту включает право на государственную, общественную защиту, а также на самозащиту. На сегодняшний день существуют актуальные проблемы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Связаны они, прежде всего, со множеством различных факторов в различных сферах жизнедеятельности нашего общества. Одни проблемы напрямую вытекают из бездействия должностных лиц органов власти на федеральном, региональном и местом уровнях. Другие связаны с неисполнением судебных решений по восстановлению конституционных прав и свобод граждан. Третьи же предполагают наличие дополнительных критериев, выступающих в роли «камня преткновения» для решения наиболее глобальной задачи по обеспечению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Исследование теоретического и практического материала показало, что конституционные гарантии ряда прав и свобод находят свое логическое продолжение в ГПК РФ, о чем свидетельствуют изученные процессуальные нормы, а также в иных, связанных с гражданским судопроизводством нормативных правовых актах.
Многогранный характер категории «гарантия» препятствует формированию его единого понимания и в конституционном, и отраслевом законодательстве. Достаточно широко используется данный термин и в юридической науке. С позиций широкого понимания под гарантиями понимается вся совокупность конструктивных факторов, условий и средств материального и правового характера. С позиций узкого подхода понимание гарантий связывается с особенностями правового статуса, но и сам правовой статус может определяться в контексте его гарантий.
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.
2. Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984. С. 8.
3. Болдырев С. Н. Гарантии как технико-юридические средства обеспечения прав и свобод личности // Общество и право. 2010. №5. С.18-21.
4. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.
5. Бондарь Н. С. Экономический конституционализм России. М.: Норма, 2017.
6. Воеводин Л. Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов власти социалистического государства. М., 1979. С. 107.
7. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности: монография / Н.В. Витрук. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 448 с.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 N 138-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL:
https://student1.consultant.ru/(дата обращения: 26.02.2021).
9. Дьяченко В.И. Принцип доступности правосудия: правовое содержание и гарантии // Журнал Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2014. № 23.
10. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 25-30.
11. Елин В.М., Жарова А.К. Правовые аспекты торговли в сети интернет. Право и государство: теория и практика. 2012. № 10 (94). С. 139¬151
12. Жарова А.К. Электронные формы разрешения конфликтов в сфере судебной деятельности // Российское правосудие. 2013. № 8 (88). С. 53¬59.
13. Жарова А.К., Гутникова А.С., Мальцева С.В., Елин В.М. Законодательная поддержка принципа технологической нейтральности в информационных системах // Бизнес-информатика. 2012. № 4 (22). С. 25-32.
14. Зорькин В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. № 12.
15. Игнатенко Г. В. Международно признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. 2019. № 1. С. 87¬101.
16. Индекс самоизоляции [Электронный ресурс]. - URL: https://vandex.ru/(дата обращения: 26.12.2020)
17. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
18. Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
19. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
20. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-
ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //pravo .gov.ru.
21. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984/ Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения 13.10.2020).
22. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391
23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1
24. Кротова М.А., Якимова Е.С. Основные проблемы электронного гражданского процесса: нарушение отраслевых принципов и выборная работа судов / М.А. Кротова, Е.С. Якимова // Образование и право. 2020. № 8. С. 224-227.
25. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. М.: Велби, 2018. С. 95-97.
26. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 32 - 53.
27. Мицкевич А. В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. 1963. № 8. С. 24-33.
28. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Изд-во «Бек», 2001. 432 с.
29. Надыгина Е. В. Дополнительные гарантии права граждан на обращение в субъектах Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 2(1). С. 279-285.
30. О порядке работы судов в период угрозы распространения на территории России коронавирусной инфекции (с изменениями на 29 апреля 2020 года) (не действует с 12.05.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/(дата обращения: 26.12.2020).
31. Ограничение доступности правосудия в период пандемии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/(дата обращения: 26.12.2020).
32. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. №3.
33. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт. 2018. - 192 с
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и пункта 7 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной» // Российская газета. 2000. № 210.
35. Стремоухов А.В. Право человека на защиту и формы его защиты в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. №1 (47). С. 67-69
36. Савоськин А. В. Система законодательства об обращениях граждан // LexRussica. 2014. № 12. С. 1425-1429.
37. Указ Президента РФ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2545.
38. У банков попросили статистику по мошенничествам с электронными подписями [Электронный ресурс]. - URL: https://gaap.ru/(дата обращения: 27.12.2020).
39. Фарбер И.Е. Конституционное право на неприкосновенность личности советских граждан // Правоведение. 1973. № 3. С. 3-20.
40. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060
41. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
42. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 №6-ФКЗ // Российская газета. 2014. 24 марта.
43. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ // Российская газета. 1995. 17 августа.
44. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г. №79-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 июля.
45. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ // Российская газета. 1994. 23 июля.
46. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г. №6-ФЗ // Российская газета. 1996. 18 января.
47. Хабриева Т.Я. Венецианская комиссия как субъект интерпретации права: монография. - М.: Статут, 2018. - 334 с.
48. Чиканова Л.А. Право на труд: конституционный и
международный аспекты // Журнал российского права. 2018. № 5 (257). С. 5¬
9.
49. Шарифуллин Р.А. Самович Ю.В. О взаимодействии международного и внутригосударственного права на территории Российской Федерации в сфере судебной защиты прав человека // Российская юстиция. 2020. №12. С. 2-4.
50. Шарифуллин Р.А. Самович Ю.В. Международная защита прав человека: универсальные механизмы / Ю.В. Самович, Р.А. Шарифуллин. - М., 2021.
51. Экштайн К.А., Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П. Права и свободы человека и гражданина / Под редакцией К.А. Экштайна. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ЭКОМ, 2000. 447 с.
52. Электронное правосудие [Электронный ресурс]. - URL: https://ej.sudrf.ru/(дата обращения: 27.04.2021).