Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективной деятельности сверстников
1.1Проблема развития вербального общения у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2Коллективная деятельность как средство развития вербального общения у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации развития вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического в коллективной деятельности сверстников
2.1Выявление уровня сформированности вербального общения
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.2Содержание и организация работы по развитию вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективной деятельности сверстников
2.3Изучение динамики уровня сформированности вербального
общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Диагностические результаты по методике «Рукавички
В современном обществе процесс развития и становления личности
неразрывно связан с коллективной деятельностью. Взаимодействуя, общаясь
друг с другом, люди приобретают необходимые навыки, умения, получают
новые знания, реализуют и проявляют свои индивидуальные качества.
Эффективность коммуникации и взаимодействия между людьми напрямую
зависит оттого, насколько развито вербальное общение и речевая
составляющая человека. Ведь при низком уровне речевого развития человеку
трудно выразить свои мысли и чувства, построить грамотный диалог и
аргументировать собственную позицию.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития низкий уровень вербального общения особенно остро проявляется в
ходе взаимодействия со сверстниками. Ребенок ограничивается простыми
фразами, общение носит ситуативный характер и иногда ограничивается
использованием невербальных средств.
Также, на характер контакта ребенка со сверстниками значительно
влияет эмоционально-волевая сфера, которая недостаточно развита у детей с
задержкой психического развития. Мотив общения ограничивается
конкретной ситуацией и носит непродолжительный характер, что в свою
очередь ограничивает вербальное общение ребенка. В то же время, общение
носит более продолжительный характер, если дети объединены общей
коллективной деятельностью.
В ходе совместной деятельности ребенок начинает взаимодействовать
со сверстниками ради достижения общей цели. Данная форма развития
вербального общения наиболее подходит для детей с задержкой
психического развития, для которых характерна изолированность от
сверстников в связи с недостаточной речевой активностью.
Таким образом, актуальность исследования на социально-
педагогическом уровне обусловлена наличием современной тенденциизависимости качества жизни человека от уровня развитости его навыков
вербального общения и умения взаимодействовать с людьми в ходе
коллективной деятельности. Задача развития вербального общения также
прослеживается в ФГОС ДО в разделе социально-коммуникативного
развития ребенка, где говорится о развитии общения и взаимодействия
ребенка со взрослым и сверстниками и формировании готовности к
совместной деятельности со сверстниками.
Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена тем,
что при наличии потребности в формировании вербального общения у
дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития
недостаточно изучены возможности данной работы с помощью коллективной
деятельности ребенка со сверстниками.
Об особенностях психического развития детей с задержкой
психического развития говорится в работах таких авторов, как
Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.
Психология вербального общения и проблемы онтогенеза общения
рассматриваются в трудах А.А. Леонтьева и М.И. Лисиной. Авторы
рассматривают два компонента общения: первый – стратегический
компонент, в которых входит мотив взаимодействия и вербального общения
детей, способность ориентироваться в ситуациях вербального общения и
особенности контакта между собеседниками, и второй – тактический
компонент, в котором рассматриваются функции общения, умения
регулировать процесс общения, степень владения речевыми конструкциями и
насыщенность самой речи ребенка.
В психолого-педагогических трудах исследователей имеются
положения о том, что на формирование личности особое влияние оказывает
коллектив и коллективная деятельность (А.С. Макаренко, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев и др.) [21].
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена
необходимостью создания определенных психолого-педагогических условий,которые могли бы способствовать развитию вербального общения детей с
задержкой психического развития в ходе коллективной деятельности
сверстников.
Анализ научной-методической литературы доказывает то, что
проблема развития вербального общения у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития недостаточно раскрыта.
Анализ психолого-педагогических аспектов и практики
образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил
следующие противоречия:
– между потребностью в развитии у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития вербального общения и
недооценкой возможностей коллективной деятельности в данном
процессе;
– между пониманием важности развития у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития вербального общения и недостаточной
разработкой форм и средств по работе в данном направлении.
С целью разрешения поставленных противоречий была
сформулирована проблема исследования: каковы возможности
коллективной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития вербального общения в условиях дошкольной
образовательной организации?
Цель исследования: проанализировать и экспериментально проверить
возможности коллективной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития вербального общения.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития вербального общения.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития вербального общения в процессе коллективной
деятельности.Гипотезу исследования заключается в предположении о том, что
развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального
общения в ходе коллективной деятельности возможно, если:
– определены особенности вербального общения детей 5-6 лет с
задержкой психического развития;
– экспериментально обоснован критериальный аппарат, необходимый
для объективной оценки уровня развития вербального общения у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– организована коллективная деятельность, мотивирующая детей 5-6
лет с задержкой психического развития на активное взаимодействие со
сверстниками для развития вербального общения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи
исследования.
1. На основе анализа проблемы развития у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития вербального общения раскрыть степень ее
разработанности на современном этапе, определить понятийно-
категориальное поле исследования, охарактеризовать коллективную
деятельность и ее возможности в развитии у детей с задержкой психического
развития вербального общения.
2. Разработать показатели и выявить уровни развития вербального
общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать и апробировать организацию коллективной
деятельности, направленной на развитие у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития вербального общения и определить ее
результативность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
– учение о роли коллективной деятельности в становлении и развитии
личности (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко,
С.Л. Рубинштейн);
– теоретические положения о развитии вербального общения вдошкольном детстве (А.А. Леонтьев, Е.Е. Дмитриева, М.И. Лисина и
др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; интерпретация,
обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (беседы
с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов
(количественный и качественный анализы полученных данных).
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования
проблемы, определены и обоснованы задачи и содержание работы по
развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального
общения в ходе коллективной деятельности со сверстниками, изучены
потенциальные возможности коллективной деятельности в развитии
вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Теоретическая значимость: раскрыты особенности вербального
общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития и возможности коллективной деятельности в процессе развития
вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в
нем представлены апробированные и используемые на практике
методические рекомендации воспитателям по диагностике уровня развития
вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития, а также особенности организации коллективной
деятельности детей 5-6 лет с задержкой психического развития для развития
вербального общения.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов
исследования обеспечивается теоретическими положениями, подобранными
по заданной проблеме, а также отслеживанием динамики по развитиювербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития с
помощью диагностического инструментария после проведения
формирующего этапа.
Личное участие автора в организации и проведения исследования
состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы,
включенность во все этапы исследования, разработка диагностического
инструментария по изучению развития вербального общения у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития, разработка и апробация комплекса
мероприятий, реализуемых в коллективной деятельности сверстников,
отслеживание динамики, обработка и интерпретация полученных
результатов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего
исследования. Его результаты докладывались на следующих научно-
практических конференциях:
– «Проблемы дошкольного образования на современном этапе:
студенческая научно-практическая конференция», январь 2019, г.
Тольятти;
– «Дошкольник на современном этапе: студенческая научно-
практическая конференция», 1-12 апреля 2019, г. Тольятти;
– «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления,
технологии, культурные практики», 19 ноября 2019, г. Тольятти.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вербальное общение рассматривается как коммуникационное
взаимодействие между двумя или более индивидуумами с помощью
использования основного средства общения – речи с целью обмена
информацией.
2. Развитие вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития осуществляется в коллективной деятельности
сверстников, которая определяется как взаимодействие дошкольников,
направленное на достижение общей цели и способствующее формированиюу них партнерских взаимоотношений, умений договариваться и
сотрудничать.
3. Показатели и уровни развития вербального общения у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития характеризуются степенью овладения
навыками речевой коммуникации детей в процессе свободного общения,
степенью связности речи ребенка, уровнем активного словаря и наличием
интереса к совместным действиям и осуществления сотрудничества в
коллективной деятельности, а также степенью удовлетворенности ребенка в
процессе общения со сверстниками.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 13 таблиц, списка используемой
литературы (57 источников) и 2 приложений. Основной текст работы
изложен на 70 страницах.
Проблема вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития достаточно остро значится в сфере дошкольного
образования, так как свободное коммуникативное общение с помощью
вербальных средств на основе интересов дошкольников между сверстниками
с задержкой психического развития практически отсутствует. Дети
ограничиваются вопросно-ответной формой, их процесс общения носит
ситуативный и деловой характер, а игровая деятельность из совместной
быстро переходит в самостоятельную, когда ребенок отграничивается от
игры со сверстниками. Данные особенности вербального общения у детей с
задержкой психического развития связаны с их возрастными и
индивидуальными особенностями и требуют особого педагогического
подхода, создания специальных и коррекционных условий для развития
процесса общения и речи детей с задержкой психического развития.
Констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития
вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Наблюдалось замещение вербальных средств общения и отсутствие
полноценного диалога между сверстниками. Отмечалась низкая связность
речи детей и односложность их ответов и фраз на поставленные вопросы.
Дети предпочитали взаимодействие со взрослым или самостоятельные игры,
но не хотели активно взаимодействовать и общаться со сверстниками.
Полученные результаты и наблюдение за свободным общением детей в
группе позволило отметить, что важной составляющей в общении ребят
является их заинтересованность и степень мотивации к коллективному
общению и деятельности.
После качественной оценки уровня развития вербального общения в
группе сверстников, мы наметили дальнейшую работу по заданному
направлению в рамках коллективной деятельности сверстников. Формы и
средства для реализации поставленной цели носили разнообразный характер
1. Алабужева С. В. Риторика для старших дошкольников и младших
школьников. Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. 443 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
Заведений. М., 2009. 236 с.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ
синтаксиса. М. : Просвещение, 1999. 249 с.
4. Башмакова С. Б. Психология нарушенного развития с основами
организации коррекционной помощи: учебное пособие. Киров: Изд–во
ВятГГУ, 2007. 103 с.
5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения. М., 1995. 336 с.
6. Богдан Н. Н. Специальная психология: учебное пособие / Под
общ. ред. Н. Н. Богдан. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 219 с.
7. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. Заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. М. : Академия, 2002. 202 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. :
Просвещение.2004. 252 с.
9. Вольская О. В. Характеристика вербального общения
дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Северного
федерального университета. 2011. 57 с.
10. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с
системным недоразвитием речи. М. : Сфера, 2009. 325 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
М. : Владос, 2006. 368 с.
12. Гаврилова Н. В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ //
Профессиональное образование. Столица №1, 2013. 43 с.13. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших
дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием
речи // Логопедия, 2005. № 3. С. 13–24.
14. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим речевым недоразвитием. изд. 2-е. М. : Просвещение, 2004.
347 с.
15. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 273 с.