Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь: историко-культурное наследие……………………………………………………………...6
1.1. Особенности монастырского строительства в России……………………..6
1.2. Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь: образование..13
1.3. Свято-Николаевский монастырь: православный центр Урала…………..20
Глава 2. Архитектурные особенности Свято-Николаевского мужского монастыря………………………………………………………………………..32
2.1. Церковная археология: теоретико-методологический аспект…………...32
2.2. Архитектурное наследие Свято-Николаевского монастыря……………..42
Заключение……………………………………………………………………….57
Список используемой литературы……………………………………………...59
Актуальность исследования. На протяжении истории Православия монастыри сохраняют уникальные памятники архитектуры и градостроительства. Они выполняют важную религиозную и социально-культурную миссии (просветительство, благотворительность и др.), являются хранителями духовного и художественного культурного наследия.
В настоящее время исследование архитектуры монастырей было предопределено возрождением Православной культуры и духовного самосознания соотечественников в условиях практически полной утраты опыта монастырского строительства в России в XX в. Исследование закономерностей формирования архитектуры православных монастырских ансамблей способствует определению теоретических положений и практических рекомендаций для реконструкции, проектирования и нового строительства монастырей, что особенно актуально для нашей страны.
Город Верхотурье основан в 1598 году и считается самым старинным городом в Свердловской области. Свое название получил благодаря расположению в верховьях реки Туры. Позже, когда построили деревянную крепость – ворота в Сибирь, здесь открылась государственная таможня: так город стал богатеть и процветать. На протяжении многих веков Верхотурье считается центром православия Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.
...
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Свято-Николаевский мужской монастырь основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья, который был ранее священником.
12 сентября 1704 года с позволения митрополита Филофея (Лещинского) мощи Святого Симеона из Меркушино были перенесены в Николаевский монастырь. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведного Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году.
В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, но мощи праведного Симеона остались невредимы. При монастыре до революции 1917 года действовала двухклассная школа и богадельня.
В Свято-Николаевском монастыре находятся мощи Симеона Верхотурского, что привлекало в него паломников как в прошлом, так и в настоящее время. Территория монастыря огромна, гораздо больше московского кремля. Монастырь стоит на холме между ручьями Калачик и Свияга, один из которых также отделяет его от кремля.
...
1. Анатолий Просвирнин, свящ. Библиография трудов архимандрита Леонида (Кавелина) // БТ. 1972. Вып.9, с. 226-240.
2. Апкаримова Е. Ю. Духовное просвещение и благотворительность в городах Среднего Урала в конце XIX - начале XX вв. // История Православия на Урале: материалы конференции. Екатеринбург, 2005. С. 11-14.
3. Арданова Н. В. Роль Верхотурской земской управы в развитии образования на Урале // Словцовские чтения. Тюмень, 2005. С. 172-173.
4. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.
5. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1917. 371 с.
6. Дмитриев И.Д. Московский первоклассный Новоспасский Ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. Историко-археологический очерк. М.: Русская Печатня, 1909. 122 с.
7. Добренький С.И. Церковно-приходские летописи как исторический источник (середина XIX - начало XX в.): автореф. дисс... канд. ист. наук. М.: РГГУ, 2006. 30 с.
8. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.
9. Добронровов В.Г. История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1, 140 с.
10. Желвакова С. К. Народное образование в Верхотурском уезде до 1917 г. // Мухлыниские чтения: материалы региональных научно-практических конференций (1999-2007 гг.). Екатеринбург, 2019. С. 79-84.
11. Житие преподобного Арефы, архимандрита Верхотурского. Екатеринбург, 2006.
12. Жук А. В. Норматив православной церкви: комментарий для археологов. Ч. 2. Преступление нормы // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2017. С. 97–102.
13. Ильинский П.В. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник. Владимир, 1897. 43 с.
14. История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010. 552 с.
15. Кислых Т. А. Объемно-планировочная структура монастырских комплексов Архангельской области // Научные труды. СПб: Институт имени И. Е. Репина. 2017. Выпуск 40. С. 53–68.
... всего 48 источников