Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методического сопровождения развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора 7
1.1 Теоретический анализ проблемы развития речи старших дошкольников средствами фольклора 7
1.2 Фольклор как средство речевого развития у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Методическое сопровождение развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора 20
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации методического сопровождения развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора 30
2.1 Диагностика уровня развития образной речи у детей 5-6 лет 30
2.2 Реализация методического сопровождения развития у детей 5-6 лет образной речи средствами фольклора 42
2.3 Выявление динамики в развитии речи у детей 5-6 лет 50
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения 70
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы речевого развития детей довольно велика, т. к. с возрастом они все больше учатся и подражают взрослым. При минимальном лексическом запасе дети испытывают довольно большие проблемы в процессе дальнейшего обучения. Крайне важно следить за произносимыми словами и фразами, постоянно общаться с ребенком, читать литературу, включающую в себя составление рассказов по картинкам. Развитие речи дошкольников формируется под влиянием взрослых, поэтому необходимо строить полноценную речевую атмосферу.
Современное общество стремится упростить русский язык, что ведет к его оскудению. Для современного взрослого характерен исключительно малый и бедный словарный запас, а он является ребенку примером для подражания. На этом возрастном этапе дети интенсивно приобщаются к языку своего народа, пытаясь овладеть им.
Детский фольклор - обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества, включающая в себя две формы детского фольклора (классический и школьный) в его устных и письменных формах. Почти каждый учитель (педагог) в своей работе по обучению и воспитанию детей использует сказки, пословицы, загадки, песни, потешки, народные игры.
Проблемой развития словарного запаса через использование детского фольклора занимались многие ученые, например А.Н. Богатырёва, М.К. Боголюбская, Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, Ю.Г. Илларионова, О.И. Капица, О.С. Ушакова, К. Д. Ушинский, В.В. Шевченко, Л.П. Якубинский и другие.
С развитием связной речи у детей старшего дошкольного возраста ученые связывают развитие образной речи, которая является стержнем воспитания и обучения детей этого возраста. Возможность формировать образную речь психологи связывают именно со старшим дошкольным возрастом, так как в этот период своего развития дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы.
В ходе исследования были выявлены противоречие между признанием значимости развития образной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной представленностью методического сопровождения данного процесса.
В связи с этим, возникает проблема исследования: как осуществить методическое сопровождение развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора?
Тема исследования «Методическое сопровождение развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить методическое сопровождение развития у детей 5-6 образной речи лет посредством фольклора.
Объектом исследования процесс развития образной речи у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: методическое сопровождение развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методическое сопровождение развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора будет эффективным, если:
• осуществлен отбор образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;
• определены формы методической работы с педагогами по организации процесса развития образной речи у детей 5-6 лет посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития у детей дошкольного возраста образной речи посредством фольклора.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет образной речи.
3. Экспериментально проверить эффективность методического сопровождения у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора.
В ходе исследования использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, анализ календарных планов воспитателей, педагогический эксперимент.
Теоретическую основу исследования составили:
• теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш);
• положения о единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в социально-нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец, С.А. Козлова, С.Г. Якобсон);
• теоретические положения о ведущей роли взрослого в развитии личности ребенка (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова);
• психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Экспериментальная база исследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ «Золотой ключик» п. Первомайский в старшей группе детского сада. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (7 мальчиков, 5 девочек).
Новизна исследования: определена возможность развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора; выделены критерии и показатели образной речи детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость: обоснована возможность развития у детей 5-6 лет образной речи посредством фольклора; описаны показатели и содержательные характеристики уровней развития образной речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость. Материалы экспериментальной работы могут быть использованы педагогами ДОО для диагностики и развития образной речи у детей 5-6 лет в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Подводя итоги, отметим, что поставленные перед написанием работы цели и задачи были выполнены в полном объеме.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития речи старших дошкольников средствами фольклора.
Речевое развитие дошкольников является одной из важнейших составляющих в формировании будущей личности. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим фактом и оставлять вопрос развития связной речи без должного внимания. Важно помнить, что лучше вовремя вложить силы, время и терпение в развитие своего малыша и предотвратить возможные речевые нарушения, нежели позднее заниматься коррекцией языковой сферы.
В дошкольном детстве, в частности, в старшем дошкольном возрасте, немаловажную роль в развитии речи играет фольклор. Фольклор - устное народное творчество, включающее потешки, песни, сказки, загадки, игры, прибаутки, скороговорки, считалки. Многие ученые говорили о том, что использование фольклора в образовательном процессе позволит разить у ребенка слуховое внимание, правильное произношение звуков. Большое значение устное народное творчество имеет в подготовке к обучению грамоте, так как способствует развитию фонематического слуха, умения различать звуки.
Использование фольклора в детском саду способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте - что является важным компонентом в развитии современного дошкольника.
В дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь: происходит освоение детьми различных типов связных высказываний (описание, рассуждение, повествование) с опорой, а затем и без, на наглядный материал. Происходит постепенное усложнение синтаксической структуры детских рассказов, а также увеличение количества сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию речи старших дошкольников средствами фольклора.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Золотой ключик», п. Первомайский в течение трех месяцев с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет (7 мальчиков, 5 девочек).
На констатирующем этапе проводилась диагностическая работа по изучению уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста по выделенным критериям и показателям развития образной речи у детей. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у большинства исследуемых детей 5-6 лет (75%) имеют низкий и средний уровень развития образной речи.
Нами установлено и экспериментально проверено, что развитие образной речи у детей 5-6 летнего возраста посредством фольклора возможно, если: определены содержание и формы работы, оптимальные для развития детей 5-6 лет в условиях ДОУ.
Нами установлено и экспериментально проверено, что развитие образной речи у детей 5-6 лет возможно, если определены содержание и формы работы, оптимальные для организации данной деятельности в условиях ДОУ.
В результате проведенной экспериментальной работы отмечено значительное повышение уровня развития образной речи у детей 5-6 лет в экспериментальной группе по всем выделенным показателям.
Соответственно, мы можем сделать вывод, что гипотеза данного исследования подтвердилась, использование русского народного творчества в режимных моментах, игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности было эффективным, для развития связной речи старших дошкольников.
Таким образом, использование фольклора в процессе формирования образности речи детей вполне оправдывает себя.
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - М., 2014.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 2013. - 150 с.
3. Аджи, А.В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада [Текст] / А.В. Аджи. - Воронеж, 2016. - 127 с.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2014. - 400 с.
5. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор [Текст] / В.П. Аникин - М., Учпедгиз, 2017. - 240 с.
6. Андреева, И. Н. Оценка качества языкового образования студентов - будущих воспитателей [Текст] / И. Н. Андреева // Мониторинг развития образовательных систем: теория, практика, аналитика: сборник статей / Мар. гос. ун-т; под ред.: Н. С. Моровой, Н. А. Бирюковой. - Йошкар-Ола, 2016. - С. 70-77.
7. Афанасьева, О.А. Фольклор как средство развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Афанасьева // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. - 2017. - № 8. - С. 13-15.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» [Текст] / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
9. Бойчук, И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. [Текст] / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 215 с.
10. Бычкова, С.А. Детский фольклор как средство формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста / Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: http s: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 20.05.2018).
11. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. [Текст] / О. А. Безрукова. - М.: Каисса, 2018. - 95 с.
12. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-1.
13. Брызгунова, Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: twirpx.com/file/382910
14. Виноградов, Г.С. Детский фольклор [Текст] / Публ. А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики/отв. реч. А.А. Горелов - Л., 2018. - 260 с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во «Лабиринт», 2015. - 352 с.
...