Коррупционная преступность: криминологическая характеристика и меры противодействия
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 5
1.1 Понятие коррупции 5
1.2 Криминологическая характеристика коррупционных преступлений 9
1.3 Получение взятки, как проявление коррупции 17
1.4 Субъективные признаки получения взятки 27
ГЛАВА 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 34
2.1 Формы противодействия коррупционной преступности 34
2.2 Роль органов внутренних дел в противодействии коррупционной преступности 41
2.3 Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в противодействии коррупционной преступности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 5
1.1 Понятие коррупции 5
1.2 Криминологическая характеристика коррупционных преступлений 9
1.3 Получение взятки, как проявление коррупции 17
1.4 Субъективные признаки получения взятки 27
ГЛАВА 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 34
2.1 Формы противодействия коррупционной преступности 34
2.2 Роль органов внутренних дел в противодействии коррупционной преступности 41
2.3 Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в противодействии коррупционной преступности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Коррупция – одна из главных угроз национальной безопасности в наше время, как для России, так и для всего мира. В этом контексте борьба с коррупцией стала одной из основных задач на государственном уровне в России в последние годы.
Зарождение коррупции как негативного явления свойственно такому обществу, которое испытывает влияние власти и денег. Коррупция начала свое существование с возникновением государства и появлением должностных лиц, которым было доверено принимать решения от имени органов государственной власти.
Актуальность выбранной мной темы, определяется в первую очередь тем, что в современной России проблема коррупции занимает лидирующие позиции среди других. Вопросами анализа, а также криминологической характеристики и мерам противодействия коррупционной преступности в РФ посвящено немало публикаций отечественных и зарубежных ученых. В результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается соответствующая определенным нормативным актам деятельность государственных и местных органов власти; подрываются авторитет и иные интересы публичной власти; зачастую причиняется значительный материальный ущерб; ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом, интересы всего общества и государства.
Цель работы заключается в изучении коррупционной преступности, уделяя особое внимание криминологической характеристики и мерам противодействия.
В связи с выбранной целью работы, были выработаны основные задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели:
Во-первых, исследовать понятие коррупции;
Во-вторых, проанализировать криминологическую характеристику коррупционных преступлений;
В-третьих, изучить процесс получения взятки, как одного из проявлений коррупции;
В-четвертых, дать характеристику субъективным признакам такого состава коррупционного преступления, как получение взятки;
В-пятых, рассмотреть формы противодействия коррупционной преступности;
В-шестых, определить роль органов внутренних дел, а также их взаимодействие с институтами гражданского общества, в противодействии коррупционной преступности.
Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения, возникающие при совершении коррупционных преступлений, а также складывающиеся в сфере уголовного-правового противодействия коррупции.
Предметом работы выступают нормы действующего уголовного законодательства, а также практика их применения судами.
Теоретическую базу изучения составляют нынешние свершения концепции познания, принадлежащие к теме изучения. В ходе изучения исследованы и обобщены работы российских и иностранных ученых: Фиалковской И. Д., Лунеева В.В., Кузьмина А. В., Жадан В. Н., Кириченко В. Ф., Яни П.С. и т. д.
Методологическая основа исследования включает широкий спектр методов: системный, историко-описательный, институциональный, и другие, в том числе методы сравнительного анализа, синтеза и дедукции. Методология данной работы определяется исходя из ее целей и задач.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции, Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, а также судебная практика по коррупционным преступлениям и взяточничеству.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы и сформулированные конкретные положения будут выступать в качестве новых подходов к пониманию проблем противодействия коррупции.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы школьниками и студентами в учебном процессе при изучении данной темы, а также описанные в работе заключения и суждения, обладающие практический вид, могут быть применены в предупредительной работе сотрудников органов внутренних дел.
Если говорить о структуре самой работы, то она является традиционной и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, а также литературы.
Зарождение коррупции как негативного явления свойственно такому обществу, которое испытывает влияние власти и денег. Коррупция начала свое существование с возникновением государства и появлением должностных лиц, которым было доверено принимать решения от имени органов государственной власти.
Актуальность выбранной мной темы, определяется в первую очередь тем, что в современной России проблема коррупции занимает лидирующие позиции среди других. Вопросами анализа, а также криминологической характеристики и мерам противодействия коррупционной преступности в РФ посвящено немало публикаций отечественных и зарубежных ученых. В результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается соответствующая определенным нормативным актам деятельность государственных и местных органов власти; подрываются авторитет и иные интересы публичной власти; зачастую причиняется значительный материальный ущерб; ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом, интересы всего общества и государства.
Цель работы заключается в изучении коррупционной преступности, уделяя особое внимание криминологической характеристики и мерам противодействия.
В связи с выбранной целью работы, были выработаны основные задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели:
Во-первых, исследовать понятие коррупции;
Во-вторых, проанализировать криминологическую характеристику коррупционных преступлений;
В-третьих, изучить процесс получения взятки, как одного из проявлений коррупции;
В-четвертых, дать характеристику субъективным признакам такого состава коррупционного преступления, как получение взятки;
В-пятых, рассмотреть формы противодействия коррупционной преступности;
В-шестых, определить роль органов внутренних дел, а также их взаимодействие с институтами гражданского общества, в противодействии коррупционной преступности.
Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения, возникающие при совершении коррупционных преступлений, а также складывающиеся в сфере уголовного-правового противодействия коррупции.
Предметом работы выступают нормы действующего уголовного законодательства, а также практика их применения судами.
Теоретическую базу изучения составляют нынешние свершения концепции познания, принадлежащие к теме изучения. В ходе изучения исследованы и обобщены работы российских и иностранных ученых: Фиалковской И. Д., Лунеева В.В., Кузьмина А. В., Жадан В. Н., Кириченко В. Ф., Яни П.С. и т. д.
Методологическая основа исследования включает широкий спектр методов: системный, историко-описательный, институциональный, и другие, в том числе методы сравнительного анализа, синтеза и дедукции. Методология данной работы определяется исходя из ее целей и задач.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции, Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, а также судебная практика по коррупционным преступлениям и взяточничеству.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы и сформулированные конкретные положения будут выступать в качестве новых подходов к пониманию проблем противодействия коррупции.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы школьниками и студентами в учебном процессе при изучении данной темы, а также описанные в работе заключения и суждения, обладающие практический вид, могут быть применены в предупредительной работе сотрудников органов внутренних дел.
Если говорить о структуре самой работы, то она является традиционной и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, а также литературы.
Подводя итоги проделанной работы, можно прийти к следующим выводам.
До вступления в законную силу Федерального закона «О противодействии коррупции» в обществе не существовало единого, фундаментального подхода к определению понятия коррупция. Как следствие учёные, изучающие эту проблематику, определяли данное понятие по-разному.
В действующем российском законодательстве используются термины «коррупция» и «коррупционные правонарушения». Так, в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ «О противодействии коррупции») дается нормативное понятие термина «коррупция». При этом коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Изучив основные определения, я пришла к выводу, что понятие коррупции имеет преимущественно экономическую природу.
Проанализировав криминологическую характеристику рассматриваемого вида преступлений, я установила следующее. За 12 месяцев 2022 года зарегистрировано 35140 дел коррупционной направленности, большинство из них составляют эпизоды взяточничества. За 2022 год в сравнение с 2017 годом зарегистрировано на 5506 больше коррупционных преступлений. Чаще всего коррупционерами-преступниками являются работники министерств, ведомств и других исполнительных органов на федеральном, региональном и местном уровнях. Основными причинами коррупционных преступлений выступают: отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм и низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции. Стратегическое направление борьбы с коррупционной преступностью является система профилактических мероприятий по противодействии коррупции, которые можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные.
Взяточничество – представляет собой понятие, которое объединяет четыре состава преступлений: получение взятки (ст.290), дача взятки (ст.291), посредничество во взяточничестве (291.1) и мелкое взяточничество (ст. 291.2).
Объект преступления - осуществляемая в соответствии с законом нормальная деятельность конкретной структуры публичного аппарата власти и управления.
Обязательным признаком состава также является предмет взятки, который включает в себя: деньги, ценные бумаги, иное имущество незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Объективная сторона получения взятки представлена 3 формами поведения:
• совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
• совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если должностное лицо в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);
• совершения действий по общему покровительству или попустительству по службе.
С субъективной стороны получение взятки характеризуется прямым умыслом, то есть лицо осознает, что получает взятку за совершение определенных действий или отказ от совершения действия необходимых в данной ситуации в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, за способствование в совершении их совершения, либо за общее покровительство и попустительство по службе и желает получить за свое деяние вознаграждения в виде взятки.
Обязательным, хотя и скрытым признаком субъективной стороны является корыстный мотив.
Субъект преступления – специальный, должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Противодействие коррупции является одним из главных направлений государственной политики, основные направления которой определяет Президент Российской Федерации. Для эффективного результата в борьбе с коррупцией нужно применять комплексный метод, который содержит ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих мер, объединённых одной целью. Основными формами борьбы с коррупцией являются контроль за крупными расходами госслужащих и работников государственного сектора, запрет на банковские счета и собственность за границей для работников государственной службы, повышение денежного содержания чиновников, проведение антикоррупционных экспертиз, создание в государственных органах кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений, расширение системы правового просвещения населения, обеспечение свободы прессы, перевод бюрократических процедур онлайн.
Участие ОВД в противодействии коррупции является много значимым и определяющим. Сотрудники правоохранительных органов проводят различные мероприятия по минимизации коррупционных преступлений как внешних, так и внутренних. Сложившиеся в системе МВД России правовые и организационные основы противодействия коррупции представляют собой самостоятельную и вполне современную комплексную технологию. Ее своеобразие связано с наличием двух самостоятельных, но взаимосвязанных векторов деятельности: 1) борьба с коррупцией в масштабах всей страны (внешняя коррупция) и 2) исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России (внутренняя коррупция). Согласно официальным данным МВД, за последнее время улучшаются показатели раскрываемости преступлений коррупционной сферы. За 2021 год раскрываемость составила 97,8%, а в 2022 году – уже 98,2%. Эта статистика раскрывает роль ОВД в осуществлении установленных задач.
Эффективность борьбы сотрудников органов внутренних дел с коррупционными правонарушениями зависит от активного и результативного взаимодействия с иными субъектами предупреждения указанных правонарушений. В частности, органы внутренних дел должны использовать возможности образовательных организаций для проведения правовой и просветительской работы со школьниками, студентами, их родителями. Поддерживая деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе молодежных, вооружая их необходимой правовой и иной информацией, органы внутренних дел смогут преодолеть некоторое неверие населения в способность власти одолеть коррупцию в стране.
Таким образом, задачи и цели данной курсовой работы считаю выполненными.
До вступления в законную силу Федерального закона «О противодействии коррупции» в обществе не существовало единого, фундаментального подхода к определению понятия коррупция. Как следствие учёные, изучающие эту проблематику, определяли данное понятие по-разному.
В действующем российском законодательстве используются термины «коррупция» и «коррупционные правонарушения». Так, в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ «О противодействии коррупции») дается нормативное понятие термина «коррупция». При этом коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Изучив основные определения, я пришла к выводу, что понятие коррупции имеет преимущественно экономическую природу.
Проанализировав криминологическую характеристику рассматриваемого вида преступлений, я установила следующее. За 12 месяцев 2022 года зарегистрировано 35140 дел коррупционной направленности, большинство из них составляют эпизоды взяточничества. За 2022 год в сравнение с 2017 годом зарегистрировано на 5506 больше коррупционных преступлений. Чаще всего коррупционерами-преступниками являются работники министерств, ведомств и других исполнительных органов на федеральном, региональном и местном уровнях. Основными причинами коррупционных преступлений выступают: отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм и низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции. Стратегическое направление борьбы с коррупционной преступностью является система профилактических мероприятий по противодействии коррупции, которые можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные.
Взяточничество – представляет собой понятие, которое объединяет четыре состава преступлений: получение взятки (ст.290), дача взятки (ст.291), посредничество во взяточничестве (291.1) и мелкое взяточничество (ст. 291.2).
Объект преступления - осуществляемая в соответствии с законом нормальная деятельность конкретной структуры публичного аппарата власти и управления.
Обязательным признаком состава также является предмет взятки, который включает в себя: деньги, ценные бумаги, иное имущество незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Объективная сторона получения взятки представлена 3 формами поведения:
• совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
• совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если должностное лицо в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);
• совершения действий по общему покровительству или попустительству по службе.
С субъективной стороны получение взятки характеризуется прямым умыслом, то есть лицо осознает, что получает взятку за совершение определенных действий или отказ от совершения действия необходимых в данной ситуации в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, за способствование в совершении их совершения, либо за общее покровительство и попустительство по службе и желает получить за свое деяние вознаграждения в виде взятки.
Обязательным, хотя и скрытым признаком субъективной стороны является корыстный мотив.
Субъект преступления – специальный, должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Противодействие коррупции является одним из главных направлений государственной политики, основные направления которой определяет Президент Российской Федерации. Для эффективного результата в борьбе с коррупцией нужно применять комплексный метод, который содержит ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих мер, объединённых одной целью. Основными формами борьбы с коррупцией являются контроль за крупными расходами госслужащих и работников государственного сектора, запрет на банковские счета и собственность за границей для работников государственной службы, повышение денежного содержания чиновников, проведение антикоррупционных экспертиз, создание в государственных органах кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений, расширение системы правового просвещения населения, обеспечение свободы прессы, перевод бюрократических процедур онлайн.
Участие ОВД в противодействии коррупции является много значимым и определяющим. Сотрудники правоохранительных органов проводят различные мероприятия по минимизации коррупционных преступлений как внешних, так и внутренних. Сложившиеся в системе МВД России правовые и организационные основы противодействия коррупции представляют собой самостоятельную и вполне современную комплексную технологию. Ее своеобразие связано с наличием двух самостоятельных, но взаимосвязанных векторов деятельности: 1) борьба с коррупцией в масштабах всей страны (внешняя коррупция) и 2) исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России (внутренняя коррупция). Согласно официальным данным МВД, за последнее время улучшаются показатели раскрываемости преступлений коррупционной сферы. За 2021 год раскрываемость составила 97,8%, а в 2022 году – уже 98,2%. Эта статистика раскрывает роль ОВД в осуществлении установленных задач.
Эффективность борьбы сотрудников органов внутренних дел с коррупционными правонарушениями зависит от активного и результативного взаимодействия с иными субъектами предупреждения указанных правонарушений. В частности, органы внутренних дел должны использовать возможности образовательных организаций для проведения правовой и просветительской работы со школьниками, студентами, их родителями. Поддерживая деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе молодежных, вооружая их необходимой правовой и иной информацией, органы внутренних дел смогут преодолеть некоторое неверие населения в способность власти одолеть коррупцию в стране.
Таким образом, задачи и цели данной курсовой работы считаю выполненными.
Подобные работы
- Групповая преступность: криминологическая характеристика, причины, меры воздействия (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - «Криминологическая характеристика, детерминанты и предупреждение коррупционной преступности в уголовно-исполнительной системе»
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и лицами, обладающими особым правовым статусом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Ставропольского края)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Ставропольского края)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Коррупция и коррупционная преступность. Понятия и виды
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Бакалаврская работа, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Криминологическая характеристика и предупреждение
коррупционной преступности
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



