Введение 3
Глава 1 Анализ литературных источников 9
1.1 Здоровье молодежи как актуальная проблема современности 9
1.2 Современные подходы к проблеме повышения уровня физического здоровья женщин молодого возраста средствами атлетической гимнастики 25
1.3 Характеристика основных направлений атлетизма 29
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 40
2.1. Задачи исследования 40
2.2. Методы исследования 40
2.3. Организация исследования 46
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 49
3.1. Обоснование использования средств атлетической гимнастики для улучшения физического здоровья женщин 25-30 лет 49
3.2. Определение влияния средств атлетической гимнастики на физическое здоровье женщин 25-30 лет 53
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Актуальность темы диссертационного исследования «Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое здоровье молодежи».
На современном этапе вторжения компьютерных технологий во все сферы жизни, увеличения механизации производства, ухудшения экологической обстановки, снижения двигательной активности, потребительский образ жизни - все это ведет к стремительному падению показателей уровня здоровья российского населения в целом и молодежи, в частности. Как следствие, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье по всем возрастным группам, увеличивается уровень заболеваемости и смертности, снижается доля трудоспособного населения. Снижения уровня репродуктивного здоровья, приводит к резкому падению рождаемости, увеличению количества разводов и появлению неблагополучных и зачастую неполных семей.
В 2009 г вступило в силу распоряжение "Стратегия развития физической культуры и спорта на период 2020", где указывалось на существующие проблемы по показателям современной молодежи: среди не занимающихся регулярно оздоровительной физкультурой и спортом более 65% приходилось на долю детей, подростков и молодежи; около 40% допризывной молодежи были негодны по состоянию здоровья для службы в армии и более 60% учащихся школ и студентов имели нарушения в состоянии здоровья [45].
Вышеприведенные данные свидетельствуют о тенденции ухудшении уровня здоровья молодежи. Неслучайно президентом РФ В.В. Путиным в послании Парламенту РФ на 2013 год развитие физической культуры и спорта в молодежной среде выступает одним из наиболее важных направлений в рамках укрепления здоровья. Одним из вариантов решения этих проблем в последние годы стало увеличение количества спортивных сооружений и зданий, введение дополнительных часов по физической культуре в образовательных учреждениях.
Однако в настоящее время в нашей стране сложилась такая ситуация, когда система здравоохранения не может справиться с обеспечением полноценного здоровья человека, а педагогические работники недостаточно владеют знаниями и умениями приобщения молодежи к технологиям сохранения и укрепления своего здоровья.
Таким образом, перед кадрами сферы физической культуры и спорта стоят серьезные задачи, что требует поиска новых подходов. Следовательно, становится актуальным разработка новых оздоровительных программ в работе с молодежью. В настоящее время среди молодежи достаточно широкое распространение получили занятий в оздоровительно-спортивных секциях. Все более массовый характер, как среди мужчин, так и среди женщин приобретают занятия атлетической гимнастикой. Средства атлетической гимнастики позволяют формировать мускулистое телосложение, повысить или восстановить утраченные физические качества, корректировать фигуру.
Следует отметить, что в научных трудах многих авторов прошлого века В.К. Петрова, К. Эверсона, В.М. Зациорского, X. Моль, Б. Вейдера, Власова А.С. широко раскрыты вопросы, связанные с методикой обучения в атлетической гимнастике, но по сей день современные исследователи А.А. Зайцев, В.Г. Петрухин, Р.Н. Дорохов, А.И. Леонидов не перестают работать над различными аспектами организации учебно-тренировочных занятий с отягощениями на психологическом, физиологическом, педагогическом и др. уровнях. Однако, проблема изучения индивидуальных особенностей занимающихся, в частности, женщин разного возраста остается актуальной.
Анализ современной методической и научной литературы показывает, что при планировании учебно-тренировочных занятий по атлетической гимнастике есть необходимость реализовывать индивидуальный и гендерный подходы. Несмотря на это, большая часть исследовательских работ раскрывают особенности организации и проведения занятий с мужчинами, а вопросы планирования оздоровительных занятий по атлетической гимнастике с женщинами остаются недостаточно освещенными.
Относительная теоретическая и методическая не проработанность проблемы повышения физического, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения, позволила сформулировать противоречие между ухудшением здоровья молодежи и потребностью общества в здоровых, социально-активных гражданах. Наличие данного противоречия требует разрешения создавшейся проблемы, каким образом следует обеспечить занятость молодежи для улучшения их физического здоровья.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по атлетической гимнастике у женщин 25-30 лет.
Предмет исследования - средства атлетической гимнастики, направленные на улучшение физического здоровья женщин 25-30 лет.
Цель исследования: исследование влияния средств атлетической гимнастики на показатели физического здоровья женщин 25-30 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень физического здоровья женщин 25-30 лет повысится, если при построении учебно-тренировочных занятий будут подбираться средства атлетической гимнастики с учетом уровня соматического здоровья занимающихся.
Для достижения цели исследования нам необходимо решить основные задачи:
1) Изучить уровень физического здоровья женщин 25-30 лет, занимающихся атлетической гимнастикой.
2) Разработать комплексы упражнений по атлетической гимнастике с учетом уровня соматического здоровья женщин 25-30 лет, направленные на улучшение их физического здоровья.
3) Определить эффективность используемых средств атлетической гимнастики для женщин 25-30 лет.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
• концепции здоровья (Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевич, В.И. Белов, Н.И. Брехман, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Н.М. Амосов);
• исследования влияния двигательной активности на здоровье молодежи (И.Г. Бердников, И.В. Радыш, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, Н.И. Волков, Ю.Д. Железняк, А.Г. Сухарев и др.);
• современные подходы к использованию средств атлетической гимнастики (В.К. Петров, A.M. Шлемин, В.М.Зациорский, С.М. Вайцеховский, Д. Вейдер, Ю.В. Верхошанский, М.Л. Укран, А.Н. Лапутин и др.).
Методы исследования. Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс следующих методов: анализ различных источников отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; анкетирование; исследование уровня здоровья; определение уровня физического развития; определение уровня развития двигательных способностей; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Эмпирическая база исследования. Базой проведения исследования явились хореографические и тренажерные залы фитнес-клуба «Alex Fitness».
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• разработаны комплексы упражнений по атлетической гимнастике с учетом соматического здоровья женщин 25-30 лет, направленные на улучшение их физического здоровья;
• доказана эффективность влияния разработанных комплексов упражнений по атлетической гимнастике на уровень физического здоровья женщин 25-30 лет.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в учете влияния занятий по атлетической гимнастике на физическое здоровье женщин 25-30 лет, что может быть использовано для оптимизации учебно-тренировочного процесса в атлетических залах.
Практическая значимость исследования.
Проведенное исследование позволяет рекомендовать экспресс-оценку уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко для наблюдения за состоянием здоровья в динамике у занимающихся атлетической гимнастикой. Выявленное разнонаправленное влияние комплексов упражнений по атлетической гимнастике на уровень здоровья и основных физических качеств женщин 25-30 лет возможно учитывать при индивидуальном подходе к занимающимся. Результаты исследования могут использоваться преподавателями и инструкторами в учебно-тренировочных занятиях по атлетической гимнастике в фитнес-центрах, тренажерных залах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена обоснованностью теоретических и эмпирических методов исследования, их соответствием поставленным задачам и логике проведения эксперимента. Исследование осуществлено на высоком научно-теоретическом и эмпирическом уровнях с применением адекватных целям подобранных комплексов средств и методов. Необходимо отметить возможность повторения экспериментальной работы, статистическую значимость полученных в работе данных.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в следующем:
• исследованы понятия здоровье, молодежь и средства атлетической гимнастики;
• сформулированы методы и организация исследования;
• разработаны комплексы упражнений по атлетической гимнастике, направленные на улучшение физического здоровья женщин 25-30 лет;
• изучен уровень физического здоровья женщин 25-30 лет, занимающихся атлетической гимнастикой;
• определены критерии эффективности использования комплекса упражнений по атлетической гимнастике для женщин 25-30 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования магистерской диссертации, вынесенные на защиту, нашли отражение в опубликованных научных статьях. Результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма ИФКиС.
Положения, выносимые на защиту:
• в современном обществе молодёжь представляет собой перспективную возрастную группу населения, т.е. выступает как значимый объект социальной политики в сфере здоровья. Однако существует противоречие между ухудшением здоровья молодежи и потребностью общества в здоровых, социально-активных гражданах. Разработка и использование комплексов упражнений по атлетической гимнастике с учетом уровня соматического здоровья занимающихся в различных физкультурно-оздоровительных клубах позволит разрешить данное противоречие;
• выявленное разнонаправленное влияние разработанных комплексов упражнений по атлетической гимнастике на уровень здоровья и основных физических качеств женщин 25-30 лет позволит повысить уровень их физического здоровья.
Структура и объем магистерской работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Магистерская диссертация изложена на 73 страницах и содержит 7 таблиц, 5 рисунков.
В результате анализа научной литературы даны определения понятиям «молодежь» и «здоровье». Выделены четыре направления, в которых раскрывается понятие «здоровье»: биологическое, как адаптация организма к изменениям внешней среды; социальное, как деятельное отношения человека к окружающему его миру; психологическое, как стратегия жизни человека; экономическое, как важнейшее условие воспроизводства и качества рабочей силы и человеческого потенциала в целом. Подробно описаны основные направления атлетизма, дана характеристика атлетической гимнастике.
В исследовательской работе широко раскрыты современные подходы ведущих специалистов и ученых относительно использования средств атлетической гимнастики в учебно-тренировочном процессе женщин первого периода зрелого возраста.
В результате изучения мотивации женщин 25-30 лет к сохранению и укреплению собственного здоровья и к посещению физкультурно-спортивных занятий были разработаны комплексы упражнений по атлетической гимнастике с учетом уровня их соматического здоровья.
До начала педагогического эксперимента среди женщин 25-30 лет экспериментальной и контрольной групп было проведено первичное исследование, чтобы определить уровень соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко и уровень развития двигательных способностей.
По результатам сравнительного анализа можно отметить, что до начала экспериментальной работы достоверных изменений в экспериментальной и контрольной группах по показателям уровня соматического здоровья и развития двигательных способностей не наблюдалось (P>0,05).
Сравнительный анализ результатов тестирования женщин 25-30 лет до и после проведения экспериментальной работы показал положительное влияние занятий по атлетической гимнастике на физическое здоровье женщин.
Улучшились показатели соматического здоровья в КГ с уровня ниже среднего (3 балла) до среднего (8 баллов), а в ЭГ с уровня ниже среднего (3 балла) до выше среднего (12 баллов). Наблюдается улучшения показателей индекса массы тела в контрольной группе на 2,4 единиц, а в экспериментальной группе на 3 единицы, за счет снижения веса занимающихся; жизненный индекс также имеет тенденцию к улучшению в КГ на 0,73 единицы, а в экспериментальной группе на 2,73 единицы, за счет снижения массы тела и увеличение жизненной емкости легких; показатели силового индекса улучшились у женщин ЭГ на 1,06 единиц, у КГ на 2,94 единицы, за счет увеличение силы кисти рук и уменьшения массы тела; сократилось время восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки на 2 сек. в КГ и на 5 сек. в ЭГ. Активные занятия спортом привели к стабилизации артериального давления и снижению частоты сердечных сокращений, что привело к улучшению индекса Робинсона в контрольной группе на 1,70 единиц, а в экспериментальной на 4,05 единиц.
Результаты повторного тестирования, проведенного с женщинами 25-30 лет, показали, что произошли достоверные изменения практически по всем показателям уровня развития двигательных способностей, общей выносливости бег на 2000 м (Р<0,05); силовой выносливости мышц рук, груди, спины, пресса (Р<0,05) у женщин первого периода зрелого возраста ЭГ по сравнению с теми же показателями у женщин первого периода зрелого возраста КГ.
Таким образом, учебно-тренировочные занятия с применением средств атлетической гимнастики с женщинами первого периода зрелого возраста целесообразно организовывать с учетом уровня их соматического здоровья, что приведет к положительной динамике развития двигательных способностей и позволит решить проблему ухудшения физического здоровья женщин и сформировать у них интерес к регулярной физкультурно-спортивной деятельности.
1. Агапов, Е.П. Феномен социального благополучия: философское осмысление / Е.П. Агапов // Отечественный журнал социальной работы №2 (69). - Москва, 2017. - С. 44-52.
2. Акмалова, А. Словарь-справочник по социологии / А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. - Москва, 2017. - 35с.
3. Алешина, С.Н. Культура здоровья и современная студенческая молодежь / С.Н. Алешина, С.В. Алешина // Апробация. - 12 (51). Махачкала, 2016. - С. 71-73.
4. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие /В.А. Ананьев. - СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. - 148 с.
5. Анашкина, Н. Стретчинг - упражнения на растягивание // Н. Анашкина. - М.: РГАФК, 2000. - С. 72-76.
6. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В.С. Бабина // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 572-575.
7. Белый, О.И. Определение понятия "молодежь" / О.И. Белый // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 156-158.
8. Белюстина, А.В. Государственная политика по предупреждению и профилактике негативных социальных явлений в молодежной среде / А.В. Белюстина, В.С. Молчанова // Человек и образование. - Москва, 2020. - № 3 (64). - С. 39-44.
9. Бодюков, Е. В. Содержание и методика занятий атлетической гимнастикой оздоровительной направленности с женщинами 39-49 лет: ав- тореф. дис. ... канд. пед. наук: Урал ГАФК / Е.В. Бодюков. - Барнаул, 2003. - 24 с.
10. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
11. Букин, В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин, А.Н. Егоров // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - №2. - С.105-113.
12. Власов, А.С. Особенности методики занятий атлетической гимнастикой с женщинами в зависимости от их соматического развития: ав- тореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Власов. - Малаховка, 2000. - 23с.
13. Войт, Л.Н. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для студентов педиатрического и лечебного факультетов, слушателей ФПК, преподавателей по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» / Л.Н. Войт. - Благовещенск: АГМА, 2008. - 26 с.
14. Воронков, А.В. Педагогическая деятельность по профилактике негативных явлений в молодежной среде / А.В. Воронков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 3. - С. 10-14.
15. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005 - 124 с.
...