Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №114863

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий 8
1.1 Особенности развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика игровых технологий как средства развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий 24
2.1 Выявление уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий 33
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 42
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 56
Приложение В Картотека игровых технологий 57
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 59

Дошкольный возраст - базовая ступень в формировании личности ребенка. Огромную роль в становлении личности отводится эмоциональному развитию детей, особенно эмоциональному интеллекту. Эмоциональный интеллект - это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Проблема изучения эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития является темой многих современных психологических и педагогических исследований. Ученые отмечают, что у данной категории детей наблюдается отсутствие знаний об основных эмоциях человека, трудности в определении собственных и чужих эмоциональных состояний, отсутствие эмпатии. Г.М. Андреева, Е.Р. Баенская, А.З. Неверович считают, что развитие эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития является главным условием для успешной социализации и дальнейшего обучения этих детей в школе.
Одним из средств развития эмоционального интеллекта дошкольника являются игровые технологии. Главная цель использования игровых технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - это не менять и не переделывать ребенка, а дать возможность ребенку понять и прожить в игре ситуации, которые помогут приобрести необходимые умения и навыки.
Исследованиями в области применения игровых технологий в детском саду занимались Е.И. Касаткина, Н.Ф. Комарова, Б.П. Никитин.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием игровых технологий для осуществления данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы возможности игровых технологий в развитии эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Тема исследования: «Развитие эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
Объектом исследования является процесс развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий будет возможно, если:
• отобраны игры в соответствии с показателями развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• организована совместная деятельность педагога и детей по развитию эмоционального интеллекта посредством игровых технологий;
• обогащены центр эмоционального развития, библиотека, центр познавательного развития материалами и специальными атрибутами для развития эмоциональной сферы ребенка.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
2. Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
4. Выявить динамику уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения отечественной педагогики и психологии об особенностях развития детей 5-6 лет с задержкой психического развития (Н.Ю. Боряковой, В.П. Глухова, Г.И. Жарековой, А.Д. Кошелевой, Т.А. Матросовой, Л.И. Переслени, О.С. Рудик, Е.С. Слепович);
• исследования, посвященные изучению развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития (Н.Л. Белопольская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер);
• исследования, посвященные изучению развития эмоционального интеллекта у дошкольников (В.Н. Белкина, Е.С. Петров, И.А. Сикорский);
• исследования использования игр и игровых технологий в развитии детей с задержкой психического развития (Н.В. Артемова, В.Р. Беспалова, Н.П. Сакулина, А.И. Сорокина).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение данных по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. ГБОУ СОШ СПДС «Чебурашка» с. Выселки. В данном исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в обосновании возможности развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание работы по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий может быть использовано педагогом-психологом, учителем- дефектологом и педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 11 таблиц, список литературы (31 наименование), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 54 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий недостаточно изучена. Нами были рассмотрены характеристики уровней развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе ГБОУ СОШ СПДС «Чебурашка» с. Выселки. В данном исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На констатирующем этапе большинство детей (50%) показали низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что обуславливает организацию работы по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий.
В формирующей части экспериментального исследования была реализована работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий. Согласно гипотезе исследования работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровых технологий проходила по трем направлениям: отобраны игры в соответствии с показателями развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического; обогащены центр эмоционального развития, библиотека, центр познавательного развития материалами на тему развития эмоционального интеллекта; включены игровые технологии, развивающие эмоциональный интеллект детей, в совместную деятельность педагога и детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
В результате контрольного эксперимента количество детей с низким уровнем снизилось на 30%, количество детей со средним уровнем выросло на 20%, а количество детей с высоким уровнем выросло на 10%, что позволяет говорить о положительном эффекте от проведенных игровых технологий по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
В целом можно заключить, что цель исследования была достигнута, все поставленные задачи были решены, гипотеза доказана.


1. Ананьева Е. В. Модель социального взаимодействия старших дошкольников, имеющих задержанное развитие, с нормативно развивающимися сверстниками // Специальное образование. 2019. №4 (56). С. 6-16.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. 170 с.
3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. 373 с.
4. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. Санкт-Петербург: Наука, Ленинградское отделение, 2010. 144 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2017. 200 с.
6. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985. 175 с.
7. Зеньковский В. В. Природа личности ребенка // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Книга для учителя М. : Просвещение, 1993. С. 178-183.
8. Ильмурзина Л. М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-aspekty-razvitiya-detey-s- zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 23.09.2021).
9. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. №5. С. 24-31.
10. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. М. : Скрипторий, 2010. 157 с.
11. Крыжская Н. А. К проблеме актуализации эмоционально-волевых детерминант самовоспитания личности школьников в творчестве В. А. Сухомлинского // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-aktualizatsii-emotsionalno-volevyh- determinant-samovospitaniya-lichnosti-shkolnikov-v-tvorchestve-v-a- suhomlinskogo (дата обращения: 01.10.2021).
12. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. М. : Издательство Московского университета, 2011. 148 с.
13. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2015. 739 c.
14. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. : Просвещение, 1990. 160 с.
15. Отставнова Т. О. Обучение детей с задержкой психического развития // Глобус. 2019. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo- razvitiya (дата обращения: 01.10.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ