Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция становления и развития краеведческого музея г.о. Тольятти Самарской области в период с 1962 по 2019 гг.

Работа №114858

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Становление и развитие Тольяттинского краеведческого музея в советский и постсоветский периоды 10
1.1 Нормативно-правовая база государственной культурной политики и основ музейного законодательства в СССР и Российской Федерации 10
1.2 Становление и открытие музея; структура и кадры в советский и постсоветский периоды 15
Глава 2 Современные тенденции в музейном деле и проблемы краеведческих музеев на рубеже XX—XXI вв. на примере Тольяттинского краеведческого музея Самарской области с 1962 - 2019 гг 32
2.1 Система управления, материальное обеспечение, фондовая и экспозиционная работа краеведческого музея 32
2.2 Научная, экспозиционная и просветительная деятельность музея по формированию исторической памяти и патриотического воспитания населения Российской Федерации 55
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 65
Приложение А Устав муниципального бюджетного учреждения культуры г.о. Тольятти «Тольяттинский краеведческий музей 70
Приложение Б Решение горисполкома об открытии в городе краеведческого музея от 23.04.1962 г 71
Приложение В «Из фотоархива Тольяттинского краеведческого музея» 72
Приложение Г «Из фотоархива Тольяттинского краеведческого музея» 73
Приложение Д «Из фотоархива Тольяттинского краеведческого музея» 74
Приложение Е Интервью 75

Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения деятельности ТКМ в процессе развития социокультурного пространства и формировании патриотического воспитания граждан, в особенности нового, подрастающего поколения, что даст возможность увеличить количество всевозможных способов воздействия на широкую общественность, а также приумножить их значение в отношении современного российского народа к историческому сознанию.
Как уже было упомянуто ранее, функции музея заключаются в собирании, изучении и экспонировании произведений искусства и быта совершенно различающихся направлений и техник, имеющих общую цель, в данном случае, мы рассматриваем краеведческий музей - и его первичной целью является задача познакомить с историей родного края, а самое важное - отвечать на все вопросы современного российского общества, будь они художественного или познавательного характера.
Актуальность темы исследования заключается в том, что краеведческие музеи одинаково с другими институтами образования и культуры определяют важную роль в образовании человека как личности. Именно поэтому интерес к краеведческим музеям возникает у абсолютно разных по возрасту и общественному статусу, слоев населения.
Объект исследования - Тольяттинский краеведческий музей.
Предмет исследования - изучение направлений в развитии культурного и социального вопроса на территории города Тольятти.
Территориальные рамки исследования определенны границами города Тольятти.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1962 по 2019г. Нижняя граница периода исследования обусловлена годом создания музея с выходом распоряжения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся...по постановлению совета народных депутатов №142-10. Верхняя граница обусловлена завершением обновления с проведением масштабного, капитального ремонта в музее.
Степень изученности проблемы.
Тема «Эволюция становления и развития краеведческого музея г.о. Тольятти Самарской области в период с 1962 по 2019 гг.» до сих пор не являлась предметом специального изучения, хотя отдельным ее вопросам уделялось значительное внимание в ряде других работ. Историографический анализ, который я провёл по данной теме позволяет нам условно обращаться к следующей периодизации: 1) Советский период (60-е - 90-е гг. XX века). 2) Постсоветский период (конец 90-х гг. XX века - по настоящее время).
Если говорить о первом периоде, то в начале 1960-го года трудом, повествующем о всех проблемах и сложностях профессии музейного работника, является труд Ф.И. Шмита (1877-1937) [46]. Работы, посвящённые музею, создал в первой четверти XX века; открытию новых учреждений. Есть достаточное количество работ о процессе создания, становления и развития популярных среди российского общества и иностранных туристов, музеев Москвы, Санкт- Петербурга и других крупных городов нашей страны [45] [11].
Основанные в этот период времени музеи проделывали объемную работу по увеличению своих фондов и коллекций. Одной из основных задач было: решение вопроса о научной разработанности, обоснованности, а так же стилистического, видового и жанрового богатства. По статистике за 1986 г., в существенной части краеведческих музеев советское искусство насчитывало практически 50 % фондов, были и такие, где оно же составляло всю коллекцию [10].
Культуроведы и искусствоведы постсоветского периода особенно отмечают сложности, связанные с проблематикой краеведческого музея в социокультурном пространстве региона, этот вопрос поднимается во многих трудах, частично касающихся данной темы. Ее затронем и мы, попробуем определить специфику проблем информационного пространства, окружающего ТКМ, а также в вопросах культурного сохранения [4]. Истории появления регионального музейного дела, если говорить, об открытии местных краеведческих музеев в указанный промежуток времени посвящено довольно скромное количество статей, различного рода упоминаний в периодической печати, и каталогах выставок этих краеведческих музеев. Из этого следует, что историография выбранной мной темы, касающаяся роли краеведческих музеев в городском социокультурном пространстве с середины 1960-х до 2019 г., состоит из небольшого ряда работ.
Подводя итог, можно сделать вывод, что краеведческие музеи с начала 60-х годов XX века соответствовали требованиям своего времени, удовлетворяя нужды общества и соответствовали требованиям государства, о происходящей далее ситуации в развитии социокультурного пространства, в основном локальных краеведческих музеев в постсоветский период, известно недостаточно, этот факт делает выбранную мной тему актуальной, и ее дальнейшее изучение будет рациональным.
Источниковая база исследования представляет собой совокупность опубликованных и неопубликованных источников, состоящий из: Неопубликованные - нормативно-правовые акты, делопроизводственные документы (Источники этой группы были получены в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти Ф. Р-230 Опись №1, №2, №3), источники личного происхождения (интервью с сотрудником музея), а также опубликованные источники: материалы, включающие в себя документацию многопланового характера, периодическую печать( именно на материалы периодической печати будет сделан основной акцент в данной работе, информацию для данного раздела была получена в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти и текущем архиве ТКМ) [32].
1. Законодательные и нормативно-правовые акты.
Представляют собой законодательные акты периода конца XX- начала XXI вв., ярко свидетельствующие о переменах в культурной жизни страны. А также документы региональных и местных органов власти, таких как Департамент культуры мэрии Тольятти (Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти: Ф. Р- 230. Оп. 2 Д. 49. Приказы №№ 1/0- 57/0 директора департамента по основной деятельности за 2000 г. Ф. Р230. Оп. 2 Д. 115. Приказы №№ 1/о- 78/о директора департамента по основной деятельности. 2001 г. Том 1; Ф. Р- 230. Оп. 2 Д. 116. То же, №№ 79/о- 145/о. 2001 г. Том 2; Ф. Р- 230. Оп. 2 Д. 117. То же, №№ 146/о- 235/о. 2001 г. Том 3 последний; Ф. Р- 230. Оп. 2 Д. 236. Приказы №№ 1- 94 директора департамента по основной деятельности. 2003 г. Том 1; Ф. Р- 230. Оп. 2) [42].
2. Делопроизводственная документация.
Состоит из отчетной документации краеведческих музеев о выполненной работе в определённые промежутки времени, включающей в себя: подготовку кадров, ходе утвержденных департаментом культуры мероприятий и проектов, правильном распределении выделенных средств на улучшение музеев и тд. Эти документы помогают рассмотреть, как менялось значение краеведческих музеев в нашей стране (Программа развития культуры города Тольятти, «Современник» -Тольятти. 1998г. - 151 с; Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти: Ф. Р- 230. Оп. 1 Д. 307. Сметы расходов по бюджетным организациям отдела культуры Тольяттинского горисполкома на 1980 год; Ф. Р- 230. Оп. 1 Д. 309. Годовой бухгалтерский отчет по основной деятельности с объяснительной запиской за 1980 год; Ф. Р- 230. Оп. 3 Д. 1. Бюджет отдела культуры на 1981 год; Ф. Р­230. Оп. 3 Д. 32. Документы (постановления(копии), сметы, положения, каталоги, диплом, вырезки из газет и др.) о подготовке и проведении 3 этапов Международной художественной выставки «Два Автограда» в рамках Международной конференции ЮНЕСКО «Культура молодых городов» 1993­1994 г; Ф. Р- 230. Оп. 3 Д. 42. Годовой бухгалтерский отчет об использовании сметы расходов районных отделов культуры с пояснительными записками за 1994год; Ф. Р- 230. Оп. 1 Д. 75. Документы (план, эскиз, афиши, список работ, рецензия выставки, список художников) о проведении выставки «Город и искусство», посвященной 50- летию Победы в Великой Отечественной Войне.) [38] [40] [43] [44].
Неопубликованный личного происхождения: Интервью. Исследование периода «музейного бума» современниками, а также опрос сотрудника современного Тольяттинского Художественного Музея [5].
Опубликованные документы, носящие многоплановый характер. К данной группе источников относятся: юбилейные или ежегодные каталоги к выставкам художественных музеев России, особое внимание к каталогам Тольяттинского краеведческого музея, вестника Департамента культуры мэрии Тольятти [2] [7].
Периодическая печать
Крайне важными для нашего исследования являются материалы периодической печати, в которых имеются упоминания о проводимых Тольяттинским краеведческим музеем мероприятиях: "Свежая газета культура", "Площадь свободы", "Про-отдых" [30] [15] [21].
Целью данной научно-исследовательской работы является изучение и анализ последовательности развития Тольяттинского краеведческого музея.
Исходя из цели перед нами поставлены следующие задачи:
1) Изучение, систематизация, анализ источников по истории музея.
2) Рассмотрение деятельности музея на всех этапах от начального с 1962г. до окончания срока капитального ремонта в 2019г.
3) Исследование исторических аспектов становления провинциального музея.
4) Анализ взаимодействия музея и регионального культурного пространства и выявление способов реализации музеем инновационных функций на примере ТКМ.
Таким образом, анализ широкого круга источников, как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот архивных материалов, дает возможность сделать вывод о достаточной источниковой базе исследования.
Методологической основой исследования являются методы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность, что позволило рассмотреть проблему с учетом возникновения исторической объективности.
Научная новизна исследования состоит в анализе историографических исследований, посвященных ТКМ и его деятельности, а также в привлечении новых источников регионального уровня.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были изложены основные проблемы формирования так называемой среды, специфика внутренней организации музеев. Трудно поверить, что каких-то пол века назад задача обеспечить город музеем, а музей площадью была чуть ли не единственной. Теперь же приходит осознание необходимости краеведческого музея в городе. По-прежнему ощущается дефицит глубоких теоретических обобщений и проблемных анализов. Разумеется, для этого сами музеи, имеющие статус научно-исследовательских учреждений, должны вести планомерную работу. Их деятельность предполагается как в плане концептуальном, системности экспозиции, так и в плане эстетической выразительности, «стилизованности», современного научного мышления. В музее нет мелочей. Культура обслуживания посетителей и рациональное функционирование многочисленных служб, организация пространственной среды и освещения одинаково важны для создания особой атмосферы в музеях любого статуса — республиканских и областных, городских и районных, мемориальных и общественных. Надо помнить, что для музеев нет провинциальных окраин, но есть многообразие экспонатов, диктуемое коллекцией той ли иной местности. Музеи уникальны в своем предназначении. Только им дано приоткрывать тайны прекрасного над произведениями и мастерами. Это не обязательно относится к краеведческим собраниям, а одинаково касается и технических, и природоведческих, и всех других видов музеев. В музеях, каким бы он ни был по рангу и профилю, отражается личность крестьянина или творца, печать эпохи.
Проанализирована деятельность музея и охарактеризованы механизмы интерпретации культурного наследия города в краеведческом музее:
• изучение музейных коллекций;
• комплектование массовых источников, отражающих городской быт;
• организация экспедиций и участие в них;
• развитие форм культурно-образовательной деятельности (экскурсии, тематические занятия, игровые формы, например, квесты);
• организация территориально выделенных культурных пространств — улиц, кварталов - способствует расширению пространства музея за пределами своих экспозиций;
• фиксирование и анализ устных и запечатлённых на разных носителях воспоминаний о происходивших когда-либо событиях на данной территории.
• работа музея с посетителями, нуждающимися в особых формах общения и специальных методиках (посетители с особенностями психофизиологического развития, люди с инвалидностью) - инклюзивные программы музея;
• проведение музейных праздников и музейных фестивалей;
• применение электронных и мультимедийных технологий, в том числе виртуальные выставки;
• разработка форм научно-исследовательской деятельности (например, организация конференций по историческим вопросам и вопросам презентации достижений в области музейной интерпретации);
• популяризация памятников истории и культуры, расположенных на территории городского округа Тольятти.


1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://bse.sci-lib.com/article103879.html (дата обращения: 22.04.2020). Большой Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 979.
2. Гаранина Е.Г. Специфика современной интерпретации музея- памятника // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятель ности. - Труды НИИК. - М., 1989 г. - 196 с.
3. Генисаретский О.М. Сценарное и художественное проектирование музейных экспозиций // Культура и искусство в СССР. Изобразит, иск-во. Обзорн, информ. Вып. 4, — М.: Гос. биб-ка им. В. И. Ленина. 1984 г. с. 3-4 (Обзорн. информация / ГБЛ, вып. 4).
4. Дремайлов А.В. Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие. — Ярославль, 1999 г. - 40 с. [Электронный ресурс] URL: https://xreferat.com/47/5080-7-stanovlenie-i- razvitie-muzeiynogo-dela-v-rossii.html (Дата обращения 04.05.20)
5. Интервью проведено в г. Тольятти 4.05.2020, со старшим научным сотрудником отдела экспозиционно выставочной деятельности Тольяттинского краеведческого музея Ивановой Мариной Анатольевной.
6. Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры // Музей краеведческие собрания СССР. 1988. № 9. 1226. С.
7. Моисеев А.М. Краеведческие музеи за 50 лет // История СССР. № 6. М., 1967. 188 С.
8. Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев // Сборник научных трудов. Научно-исследовательский институт культуры // отв. ред. С.А. Каспаринская. М.: НИИК, 1987. 166 с.
9. Музеи города Куйбышева. Информационно-справочный бюллетень. Самара-Куйбышев 1586-1986 / Научная библиотека ГУК СОИКМ им. П.В. Алабина. Самара, 1986. 4 с
10. Музейное дело России / под ред М.Е. Каулен. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВК, 2010. С. 644.
11. Наседкин К.А., Наседкин А.А. Сеть Культурного Наследия и „Музеи России“. — Ярославль, 1999 г. - 351 с. [Электронный ресурс] URL: http://uchebana5.ru/cont/1708715- p6.html (Дата обращения 04.05.20)
12. О мерах улучшения охраны памятников культуры [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. № 3898. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс». 13. О музейном фонде СССР [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров СССР от 02.06.1965 г. № 428 //Документы СССР 2007-2011. URL: http://bestpravo.ru/sssr/ (дата обращения: 12.04.2020).
13. Отчет о работе Тольяттинского краеведческого музея 2019 год. URL: http:// tltmuseum.ru (дата обращения: 29.05.2020).
14. "Площадь свободы": 2014 г. (№15,16,18).
15. "Постскриптум. Тольятти": 2015 г. (№8).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ