Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Понятие ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности 40
2.1 Диагностика сформированности уровня ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников 40
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников 51
2.3 Анализ результатов исследования 59
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 70
Приложение А Комплекс мероприятий формирующего эксперимента 75
Приложение Б Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента 80
Тема ценностного отношения к малой родине у младших школьников актуальна для современного общества. Проблема является важнейшей для современного учебно-воспитательного процесса и направлена на достижение национального идеала. Для воспитания национального идеала школа должна готовить нравственных, творческих, компетентных, ответственных перед своей Отчизной граждан. Содержание патриотизма и формирование ценностного отношения определяется духовной жизнью общества и прожитыми историческими корнями Родины.
В целом формирование ценностного отношения к малой родине раскрывается при воспитании ребенка через важнейшие нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к Родине, малой родине, Отечеству, чувство долга и ответственности перед своей Отчизной, осознание себя гражданином своей страны.
На данный момент молодое поколение недостаточно хорошо знает прошлое своей Родины, малой родины, а также не понимает её ценность и важность. Это является важной проблемой и, именно поэтому, необходимо сформировать в первую очередь ценностное отношение к малой Родине, сохранить историю своего народа и заинтересовать подрастающее поколение для получения знаний об историческом прошлом своей страны и своих предков.
Актуальность проблемы формирования ценностного отношения, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». В Государственной программе отмечено: «Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [53].
Вопросы ценностного отношения к малой Родине исследовались в трудах следующих известных педагогов и общественных деятелей: К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, М.В. Ломоносова, П.Ф. Каптерева, М.А. Бесова, С.М. Соловьева, Н.В. Мазыкиной, Т.А. Старовойтовой.
Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
По мнению О.Г. Дробницкого: «Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности, поэтому ценность - это выбираемый личностный смысл».
Оба определения ведущих педагогов несут в себе неоспоримый смысл того, что личности характерны проявления ценностных отношений к чему или кому-либо. И в ходе внеурочной деятельности педагогу необходимо уделить внимание на развитие этих важных качеств у детей младшего школьного возраста.
С учетом целей, форм и методов, формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников, в большей степени продуктивнее осуществлять через внеурочную деятельность. В процессе организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях возможно и необходимо использовать различные формы организации воспитания учащихся.
Нет сомнения в том, что в школе в результате целенаправленной воспитательной работы у ребенка должны сформироваться элементы ценностного отношения, гражданственности и чувства патриотизма. Первоначальным в развитии должно быть ознакомление ребенка с понятием «малая родина» как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Понятия должны развиваться посредством проведения кружков, экскурсий, проведения классных часов, посещения памятных мест своего народа, музеев, участия в акциях «Помоги ветерану», «Мы помним, гордимся и чтим» и проектной деятельности по данной тематике. Всё это должно сформировать ценностное отношение к малой родине у младшего школьника.
Анализ методической литературы и сложившейся школьной практики позволил выявить ряд противоречий между:
- необходимостью формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников и недостаточной разработанностью обоснованных педагогических условий, необходимых для формирования ценностного отношения к малой родине.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности?
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность комплекса мероприятий по внеурочной деятельности для формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза - формирование ценностного отношения к малой родине у младших школьников будет эффективным, если:
1) создать благоприятный психологический климат;
2) стимулировать потребность младших школьников к познанию малой родины через мероприятия внеурочной деятельности;
3) применять во внеурочной деятельности разнообразные формы и методы воспитания, направленные на включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме ценностного отношения к Родине, малой родине;
2) выявить уровень сформированности ценностного отношения к малой родине у младших школьников;
3) рассмотреть методы, приемы и средства воспитания во внеурочной деятельности на основе формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников;
4) разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование ценностного отношения к малой родине у детей младшего школьного возраста.
5) доказать эффективность комплекса мероприятий формирующего эксперимента и сделать сравнительный анализ констатирующего, контрольного экспериментов.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись различные методы исследования:
1) теоретические — анализ психолого-педагогической и методической литературы, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация;
2) эмпирические - опрос, беседа, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования состоит в том, что комплекс мероприятий не только расширяет знания учащихся о своей малой родине, своих земляках в прошлом и настоящем времени, но и помогает овладеть основными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Каждое мероприятие направлено на приобщение детей к активной, социально-значимой и творческой работе на основе личного интереса ребёнка.
База исследования: МОУ Тёпловская СШ Ульяновской области Николаевского района.
Практическая значимость: разработанный комплекс мероприятий и результаты данного исследования могут быть использованы педагогами начальной школы и педагогами-психологами при организации внеурочной деятельности у младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы из 56 источников, 2 приложений и 13 диаграмм.
Патриотическое воспитание, воспитание гражданственности и ценностного отношения к малой родине являются главными задачами в воспитании подрастающего поколения. Именно в детстве прививается любовь к малой родине, Отчизне, гордость за свою страну и её героев. Начало этой любви ребёнок черпает в своей семье, из отчего дома, колыбельных песен, которые напевает мама, из сказок своего народа, красоты природы родного края, с берёзки, растущей под окном, с первого звонка и парты, с первого урока... Ребёнок учится ценить и беречь то, что ему дорого и родное. Так и закладывается начало формирования ценностного отношения к малой родине.
Анализ современной литературы, посвященной теме исследования позволяет сделать вывод, что современном обществе имеется потребность во всесторонне сформированном человеке, гражданине, умеющим жить в обществе, умеющим двигать процесс экономического, социального и культурного прогресса. Чем больше противоречий между государством и обществом, тем острее проблемы воспитания гражданина, считающего свою малую родину, Отечество высшей ценностью, бережно и с любовью относящегося к ним.
В данной работе рассматривались понятия «малая родина», «родной край», «ценностное отношение», «ценностное отношение к малой родине», «патриотизм» и сущность этих понятий. Дана характеристика духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по формированию ценностного отношения к малой родине у учащихся начальной школы. Для выявления уровня сформированности ценностного отношения к малой родине у учеников младшего школьного возраста были подобраны и проведены диагностические методики, разработаны и также проведены занятия и мероприятия по внеурочной деятельности с целью формирования ценностного отношения к своей малой родине у учащихся 4 класса.
Были изучены условия формирования ценностного отношения к малой родине у учащихся начальных классов в условиях современного общеобразовательного процесса во внеурочной деятельности. В ходе работы выявлено и доказано, что предложенные педагогические условия оказали эффективное влияние на формирование ценностного отношения к своей малой родине у детей младшего школьного возраста. В работе использованы диагностические методики, содержащие основные критерии и показатели понятия ценностного отношения к малой родине у учащихся начальных классов.
В данной работе описываются методы и приемы развития ценностного отношения у детей младшего школьного возраста обучающихся в 4 классе. Были проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента, а также контрольной срез по показателям, разработанным в содержании работы.
Мы проанализировали и описали результаты исследования сформированности уровня ценностного отношения к малой родине у учащихся 4 класса МОУ Тёпловская СШ во внеурочной деятельности. На основании полученных результатов диагностировали уровень ценностного отношения к малой родине у учащихся. После проведенного констатирующего этапа эксперимента нам удалось определить уровень ценностного отношения к малой родине у учащихся 4 класса. Выяснилось, что дети не в полной мере понимают значение слова «малая родина», не имеют полного представления о значении малой родины в жизни, не все дети знают историю своей семьи и своей Родины, малой родины. Чтобы повысить уровень ценностного отношения к малой родине с учащимися 4 класса был разработан и проведен комплекс мероприятий по внеурочной деятельности, который состоял из трех блоков: вводный, основной, итоговый.
После формирующего эксперимента был проведен итоговый эксперимент. В контрольной группе результат остался таким же 30% в количестве 3 человек в контрольной группе имеют высокий уровень, 50% в количестве 5 человек имеют средний уровень и 2 человека (20%) имеют низкий уровень сформированности ценностного отношения к малой родине; в экспериментальной группе высокий уровень имеют 50% в количестве 5 человек, средний уровень 50% в количестве 5 учащихся и низкий уровень не выявлен. Уровень сформированности ценностного отношения к малой родине в экспериментальной группе повысился на 40%, а низкий уровень уменьшился на 40%.
Результаты повторного исследования показали нам, что при полной реализации программы формирующего эксперимента сформировались интерес учащихся 4 класса к историческому наследию Родины, малой родины, своей семьи и традициям своего народа. После проведенного комплекса мероприятий, мы можем отметить положительную динамику, так как увеличились высокий и средний уровни и значительно уменьшился низкий уровень понимания патриотизма младших школьников.
Опыт, который представлен в данной работе, позволяет реализовать комплекс мероприятий, способствующих формированию ценностного отношения к малой родине у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный опыт может быть применён другими педагогами при работе по формированию ценностного отношения к своей малой родине у учащихся начальной школы, причем материал может варьировать по усмотрению педагогов, ориентирующихся на уровни способностей детей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что предложенный нами комплекс мероприятий эффективен для формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.
1. Абрамова Н.А. Патриотическое воспитание школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. М. : Изд-во МГУ, 2009. 56 с.
2. Азбука нравственного воспитания; под ред. И.А. Каирова, О. С. Богдановой. М. : Просвещение, 1997. 324 с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М. : Амрита, 2012. 198 с.
4. Андрюнина А.С. Формирование ценностного отношения к малой родине в период детства [Электронный ресурс]: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o- formirovanii-tsennostnogo-otnosheniya-k-maloy- rodine-v-period-detstva (дата обращения: 19.01.2020).
5. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность. М. : Респект, 2001. 156 с.
6. Ахметова Г.Д. Проблемы и перспективы развития образования. Краснодар. : Новация, 2015. 134 с.
7. Баликоева А.М. Классный час № 10 «Люблю тебя Отчизна, Родина, любимая моя!» // Классный руководитель. 2017. № 5. С. 104-114.
8. Барженакова А.В. Преданья старины забывать мы не должны // Начальная школа. 2018. № 8. С. 9-10.
9. Бодурова Е.Е. Программа внеурочной деятельности для 2 класса: пособие для учителя. М. : Дрофа, 2015. 125 с.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М. : Педагогика, 1979. 224 с.
11. Борытко Н.М. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Волгоград. : Учитель, 2015. 228 c.
12. Буковшина О.Н. Школа - центр патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2016. № 1. С. 40-42.
13. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников.: под ред. А.К. Быков, Г.Н. Мусс, М.В. Слабоспицкая. //Воспитание школьников. 2015. №7. С. 12-17.
14. Васильева Н.В. Технология формирования мотивационно ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов в процессе физического воспитания // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. № 4 (21). 256 с.
15. Веденяпина В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям // Начальная школа. 2011. №2. С. 3436.
...