Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философия Н.А. Бердяева (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)

Работа №114844

Тип работы

Рефераты

Предмет

философия

Объем работы20
Год сдачи2023
Стоимость200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ..3
1. Биография Н.А.Бердяева 4
2. Философия Н.А. Бердяева 5
Заключение 18
Список используемых источников 21

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) - наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.
Одним из наиболее ярких и влиятельных мыслителе русского Серебряного века, несомненно, является Н. А. Бердяев. И надо сказать, что работы Бердяев в России в среде художественной и научной интеллигенции были открыты уже давно; еще в конце 50-х гг. их — не без труда — доставали, перепечатывали, передавали друг другу. Интерес к творчеству этого философа подогревался тем, что Бердяев, как правило, затрагивал острые социальные и политические темы, а его афористический стиль, умение ясно и пластично выразить свою мысль, изрядная доля публицистичности позволяли читать его почти без специальной подготовки.
Пожалуй, не найдется другого русского мыслителя, которого можно поставить рядом с Н. А. Бердяевым по разноречивости его оценок — от превосходных (гениальный провидец, глашатай «нового религиозного сознания», лидер и организатор новых философских направлений в России, блистательный представитель русской мысли на Западе и т. п.) до уничижительных и насмешливых (донкихотствующий путаник, алогичный утопист и претенциозный фантазер, уводящий мысль от действительности к мистике).
Цель работы – изучить философские идеи Бердяева Н.А.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть краткую биографию Н.А. Бердяева;
- раскрыть основные философские идеи Бердяева.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.
Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. По его мнению, бытие не является первичным, оно — лишь характеристика “существования” — процесса творческой индивидуальной жизни духа.
Одна из важнейших в философии Бердяева - категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.
Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.
Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
Широко известную книгу “Смысл истории” Бердяев написал в 1936 г. В ней он подчеркивает, что хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чисто человеческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип божественного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице “экономического социализма”, утверждающего принудительное служение личности обществу во имя удовлетворения материальных потребностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.
Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.



1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 2020. - 588 с.
2. Годжиев, К .С. Основы политической философии: учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. – Москва : Юрайт, 2018. – 391 с.
3. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2019. - 332 с.
4. Давлетов, А. М. Социальная философия Аристотеля / А. М. Давлетов, И. Р. Миннигалеев, Т. З. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 839-841. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36261/ (дата обращения: 02.02.2023).
5. Ильин, В. В. История и философия науки: учебник / В. В. Ильин. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Москва: Проспект, 2021. – 335
6. Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. Философия и методология науки. Учебник. – М.: Юрайт, 2021. - 378 с.
7. Любутин К. Н., Грибакин А. В. Западная философская антропология. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. - 172 с.
8. Матяш Т. П., Жаров Л. В., Несмеянов Е. Е. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2020. - 314 с.
9. Миронов В. В. Философия. - М.: Проспект, 2019. - 240 с.
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2019. - 736 с.
11. Философия: учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 216 с.
12. Философия. Учебник / ред. Чумаков А. Н. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2022. - 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ