Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №114842

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 11
1.1 Понятие ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 11
1.2 Внеурочная деятельность как средство воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.1 Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленного на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 46
2.3 Анализ результатов исследования 53
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Результаты констатирующего этапа эксперимента 70
Приложение Б Комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к природе 71
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 74

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, так как экологическое сознание способствует желаниям детей сохранять и беречь окружающую природу, что является стержнем воспитания ценностного отношения к природе.
Перед учителями начальной школы стоит важная задача формирования ценностного отношения к природе у младшего школьника, направленного на отсутствие противопоставления природы и человека. Воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, и осознание им своего места в окружающей природе, умении беречь и сохранить природу.
Главной целью педагогов в формировании ценностного отношения к природе прежде всего является умение заинтересовать учащихся проявлять активную деятельность по охране и изучению природы, умение формировать ценностное отношение к окружающей среде. Нужно с детских лет целенаправленно воспитывать в детях ценностное отношение к природе, чувство ответственности за неё.
Учащиеся начальной школы особенно чувствительны к освоению ценностей общества, взаимодействию с природой. Они эмоционально отзывчивы на красоту, проблемы окружающей среды. Дети воспринимают природу и себя в ней нераздельными. Но ценностное отношение, любовь к природе у учащихся начальных классов происходит импульсивно и ситуативно.
Диагностика исследований уровня сформированности ценностного отношения к природе среди взрослого населения показала, что всего 11,3% имеют высокий и осознанный уровень.
Важными составляющими ценностного отношения к природе считаются умения, навыки природоохранной деятельности, экологические знания, работы по восстановлению и улучшению экологии окружающей природы, бережное отношение к окружающей природе.
Данные навыки и качества формируются только в процессе экологического образования. В современном мире воспитание ценностного отношения к природе у подрастающего поколения одна из главных задач нашего общества и образования подрастающего поколения.
Учащиеся начальных классов более эмоциональнее воспринимают красоту природы, поэтому необходимо прививать экологическую культуру, начиная с младшего школьного возраста.
Составной задачей воспитания ценностного отношения к природе является воспитание у учеников начального звена личностного отношения к природе, умения понимать и принимать природу как жизненно важную ценность и осознать своё место в природе, уметь её беречь и охранять.
Базовые национальные ценности, раскрывающиеся нравственными ценностями, отражены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данные ценности включают в себя нашу планету Земля, родную землю, заповедную природу, экологическое сознание, природу-эволюцию.
Проблему связи природы и человека можно решить, по мнению учёных, если грамотно и поэтапно воспитывать в людях экологическую культуру, как часть общей культуры общества. Органы образования должны работать над формированием и воспитанием экологической культуры обучающихся, реализуя задачи в урочной и внеурочной деятельности.
Программа экологического воспитания и образования включена в ФГОС 3 поколения начального общего образования. Она рассчитана на непрерывную и взаимосвязанную работу по воспитанию ценностного отношения к природе у учащихся младших классов. Программа нацелена на формирование, воспитание разносторонней экологически грамотной личности, которая будет жить в гармонии с природой, окружающим миром, чувствуя гармонию, единство с природой.
Современным людям на сегодняшний день не хватает культуры в отношении к природе, экологии. Международные организации ЮНЕП и ЮНЕСКО рекомендовали пересмотреть программы экологического образования на разных этапах. Ценностные отношения к природе у учащихся младших классов не стихийный процесс, а результат воспитания. Необходимо начать воспитание ценностного отношения к природе с младенчества. Дети должны научиться любить и беречь природу родного края, через личный опыт, наблюдение. Осознав ценность и важность природы, почувствовав себя частью природы, дети будут стараться беречь её. И роль начальной школы здесь очень велика.
Многие педагоги, учёные занимались изучением подходов к экологическому воспитанию у детей. В частности, Л. П. Разбегаева, Н. А. Щуркова, М. Г. Казанцева в своих работах подробно описали различные подходы [54]. Учёные изучили содержание, цели, задачи и методы становления экологической культуры младших школьников. Термин «Ценность» имеет огромное значение в педагогике. Формирование ценности происходит в процессе осознания важности определённых предметов, явлений, факторов во время непосредственного участия и взаимодействия.
И.Д. Зверев в своих психолого-педагогических работах раскрыл некоторые части ценностного отношения к природе с последующим формированием его у учащихся младшего школьного возраста [18]. Исследователи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин отмечают, что возрастные особенности имеют большое влияние на развитие у детей ценностных отношений к природе [55]. Учёные тщательно изучили процесс формирования ценностных отношений у учащихся начальных классов и дали свои рекомендации по воспитанию духовно- нравственного и эстетического направления. Они утверждают, что необходима осознанность в отношениях к окружающему миру [14].
Теоретические основы экологического образования учащихся начальной школы разработал А.А. Плешаков [37]. В трудах автора отражены рекомендации учителям, методические разработки к занятиям, цели, задачи. Практически каждый учебник по окружающему миру составлен под его руководством. Также вопросами взаимоотношения учащихся начальной школы с природой занимался С.Д. Дерябо [14].
К.Д. Ушинский считал: «Природа - это один из могущественных агентов в воспитании человека. Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Все определения учёных, педагогов несут в себе смысл того, что любой личности характерны проявления ценностных отношений к кому или чему - либо. Внеурочная деятельность даёт возможность реализовать цели и задачи, поставленные педагогом в воспитании ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Педагог Т.А. Серебрякова в своей статье отмечает: «Ценности выступают как характеристика значимости предмета или объекта для человека. При этом значимость во многом определяется тем, насколько удовлетворены потребности личности. Следовательно, и ценности будут определяться потребностями и степенью их удовлетворения, что обусловливает субъектность ценностей».
Анализ литературы позволил определить ряд противоречий: проблема воспитания ценностного отношения достаточно актуальна на данный момент, но не осознана человечеством до конца. Поэтому очень важно начать воспитывать в детях ценностное отношение к природе, окружающей среде с младшего школьного возраста.
Все программы современного образования имеют экологическую направленность. Необходимо дать учащимся возможность не только получать знания по экологии, а уметь их применять, совершенствовать навыки бережного отношения к окружающей среде через личностные качества каждого ребёнка. Процесс должен быть продуманный и целенаправленный, способствующий тому, чтобы младший школьник осознал своё место в окружающей его природе и среде. Такое сознание принято считать экологическим сознанием младших школьников. Так дети познают мир природы. Большую роль играет в воспитании ценностного отношения к природе от деятельности педагога. Недостаточно работать только по экологическому направлению воспитания. Важно активизировать и духовно-нравственное, эстетическое направления в воспитании подрастающего поколения.
Общаясь с природой каждый день, ребёнок познаёт её, учится ценить и беречь природу. Такое общение развивает психическую, физическую, духовную, интеллектуальную деятельности.
Главным в эмоционально-ценностном отношении к природе является необходимость в переживаниях и эмоциях от процесса общения с природой, интерес к ней. Воспитание ценностного отношения к природе будет иметь успех, если общая значимая ценность природы станет личной.
Воспитание ценностного отношения к природе у младшего школьника требует разностороннего подхода к деятельности и учителя, и ученика.
Ценностные отношения включают в себя мотивационно -поведенческие, эмоционально-оценочные, когнитивный компоненты. Учёные и педагоги рассматривают вопросы воспитания с разных позиций и ракурсов: физиологических, психологических, философских, а также ценностей единства природы и человека.
Обучение - это передача знаний, умений, навыков педагогом и усвоение их учеником. В процессе обучения присутствуют все виды ценностных отношений, которые учителя начальной школы стремятся развивать у своих подопечных для того, чтобы они могли использовать их в своей практике. У обучающихся младших классов необходимо вызвать интерес к получению ценностных отношений к природе путём подачи научных знаний и научных представлений доступным образом, соответствующим возрастным особенностям обучающихся и умением практически их применять.
Проблема исследования: каковы условия воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности?
Всё вышесказанное повлияло на выбор темы бакалаврской работы: «Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность комплекса мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза - воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективно, если:
• стимулировать интерес младших школьников к изучению природы через выполнение научно-исследовательских работ во внеурочной деятельности;
• обеспечить для младших школьников творческую реализацию идей по экологическим представлениям о природе через разнообразные формы воспитания и включения в практическую деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
2) Выявить уровень воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников.
3) Рассмотреть методы, условия, приемы, подходы, направленные на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников.
4) Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников.
5) Сделать сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента, доказать эффективность предложенного комплекса мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация;
2) эмпирические - опрос, беседа, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования данной работы в том, что комплекс мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности не только расширяет знания учащихся о природе, об экологии и бережном отношении к окружающей среде, но и помогает овладеть основными навыками проектных и исследовательских работ. Все мероприятия направлены на воспитание у учащихся активной творческой и социально-значимой деятельности на основе личного опыта и интереса школьников.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе МОУ Тёпловская СШ Николаевского района Ульяновской области. В исследовании приняли участие 30 учащихся 2 класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий, направленных на воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе может применяться педагогами начального образования во внеурочной и урочной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитание младших школьников, а в частности воспитание ценностного отношения к окружающему и к природе является главной задачей для современной общественности. Чтобы вырастить и воспитать достойное подрастающее поколение необходимо прививать любовь, ценностное отношение, уважение к природе и к окружающему миру, это то, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Именно в детстве закладываются эти чувства в ребенка. Начало воспитания ребенок черпает из своей семьи, от отношения родителей к природе, от помощи братьям нашим меньшим и поддержки экологии. Ребенок учится ценить, уважать и беречь, не только то, что важно для его близких, но еще, что стало важно и дорого ему самому. Таким образом, для детей необходимо проводить мероприятия с целью воспитания ценностного отношения к природе.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования убеждает, что на данный момент социум нуждается в человеке, который будет ценить и беречь окружающий мир и природу. Проблема экологии мирового масштаба и это последствия того, что не все осознают ценность природы и умеют её беречь.
В работе рассматривались такие понятия, как «ценность», «воспитание», «природа», «ценностное отношение», «ценностное отношение к природе» и раскрыта сущность изученных понятий. Была изучена, охарактеризована и выстроена внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников.
Выявлен уровень воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников через проведение диагностики, включающей в себя ряд диагностических методик по показателям. Исходя из результатов , были разработаны мероприятия во внеурочной деятельности с целью воспитания ценностного отношения к природе у учащихся 2 класса.
Были изучены благоприятные условия, формы, методы. Подходы для достижения наилучшего результата по воспитанию ценностного отношения к природе у учащихся 2 класса. Использованные условия благотворно повлияли на процесс и доказали свою эффективность по воспитанию ценностного отношения к природе у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.
Была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: 1) констатирующий этап, проводился с целью определения первичного уровня воспитанности ценностного отношения к природе у учащихся 2 класса; 2) разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности проводился на протяжении 6 месяцев на базе МОУ Тёпловская СШ, путём проведения разных форм мероприятий; 3) контрольный этап, проводился с целью определения эффективности используемого комплекса мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показали: в экспериментальной группе высокий уровень от минимального результата дошел до 60%(10), что составляет большее количество учащихся, средний уровень составил 40%(5) среди учащихся, это означает, что учащиеся с низкого уровня перешли на средний уровень; в контрольной группе результаты остались без изменений, высокий уровень составил 30%(4), средний уровень составил 60%(10), низкий уровень составил 10%(1) учащихся.
Результаты итогового эксперимента: в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 53%, и составил 60%. Средний уровень в экспериментальной группе также составил 40% учащихся, низкий уровень не выявлен. В контрольной группе в результат остался неизменным. Результаты итогового этапа эксперимента представлены в приложении В.
Посмотрев на динамику, можем отметить, что результаты уровня воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников существенны. Динамика положительная и это говорит об успешно проделанной работе. Предложенный нами комплекс эффективен и практически значим, а это предполагает применение нашего комплекса мероприятий другими специалистами по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что предложенный и составленный комплекс мероприятий эффективен и может применяться на практике.


1. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М. : Феникс, 2004. 351 с.
2. Бодурова Е. Е. Программа внеурочной деятельности для 2 класса: пособие для учителя. М. : Дрофа, 2016. 125 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности; под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. 235 с.
4. Букетова Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях // Начальная школа, 2018. №4. С.72-74.
5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск.: Народная асвета, 2017. 300 с.
6. Вахрушев А. А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после, 2017. №11. С.19-22.
7. Выготский Л. С. Психика, сознание и бессознательное // Элементы общей психологии. М. : 1930. Вып. 4. С. 48-65.
8. Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа, 2008. №7. 15 с.
9. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры. М. : Вестник Челябинского Государственного университета, 2018. С. 25-39.
10. Глазачев С. Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М. : Горизонт, 2000. 195 с.
11. Голубев И. Р. Окружающая среда и ее охрана. М. : Просвещение, 2017. 163 с.
12. Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников; под ред. Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина // Прометей. М. : МГПУ, 2017. 30 с.
13. Гришина Л. А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе. М.: Просвещение, 2018. 199 с.
14. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М. : ЦКФЛ, 2014. 49 с.
15. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 280 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ