ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1 СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЕ РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ
УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 12
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССУ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 17
1.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АМИР» 43
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 43
2.2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.2.1. Анализ производства продукции 52
2.2.2. Анализ трудовых ресурсов предприятия 56
2.2.3 Анализ наличия, состояния и эффективности использования 59
основных фондов предприятия 59
2.3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 61
2.3.1. Экспресс-оценка финансового состояния 61
2.3.2. Анализ платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой
активности предприятия 65
3 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «АМИР» 77
3.1. SWOT-АНАЛИЗ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 77
3.2 ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ
МАТРИЧНОГО МЕТОДА (МАТРИЦЫ БКГ, МАК-КИНЗИ) 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 118
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Амир» (ООО «Амир»).
Предметом исследования является методические аспекты разработки
маркетинговой стратегии ООО «Амир».
Цель работы является оценка стратегических альтернатив и разработка
эффективной маркетинговой стратегии предприятия.
Актуальность работы. Системные ошибки управления дают многократный отрицательный эффект и способны существенно сократить жизненный
цикл предприятия. В качестве основного средства противостояния постоянно
меняющимся условиям внешней среды является качественно разработанная
маркетинговая стратегия предприятия.
В процессе исследования проводились: анализ производственной деятельности предприятия, анализ финансового состояния предприятия, разработан
SWOT-анализ деятельности предприятия; исследованы стратегические альтернативы предприятия с помощью матричного метода (матрицы БКГ, Маккинзи);
В результате исследования: систематизированы результаты оценки
стратегических альтернатив предприятия и на этой основе разработана маркетинговая стратегия предприятия в разрезе стратегических зон хозяйствования.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Представленные в работе теоретические подходы к формированию маркетинговых стратегий могут найти применение при разработке и модернизации
системы управления маркетингом в сфере мебельной индустрии, а также в
практике деятельности предприятий различных сфер.6
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов при совершенствовании маркетинговой
деятельности организации, а так же при разработке стратегии организации.
Область применения: в практике предприятия.
Актуальность темы. В условиях кризиса, прежде всего, страдают предприятия, на которых отсутствуют полноценные адаптивные механизмы управления, в частности, стратегическое управление и маркетинг. Системные ошибки управления дают многократный отрицательный эффект и способны существенно сократить жизненный цикл предприятия. В качестве основного средства противостояния постоянно меняющимся условиям внешней среды является качественно разработанная маркетинговая стратегия предприятия.
Маркетинговая стратегия вместе с тактическим решением текущих задач представляет собой целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий - производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности. Её главная особенность - способность быстро «подстраиваться» под изменяющуюся предпринимательскую среду и создавать перспективные предпринимательские возможности для стабилизации экономического положения предприятия или даже для улучшения рыночных позиций (роста рыночной доли, объема продаж, повышения лояльности клиентов и пр.).
Маркетинговая стратегия является составным элементом общей стратегии предприятия, определяя основные направления деятельности на рынке в отношении потребителей, конкурентов и стратегических зон хозяйствования. Маркетинговая стратегия предприятия зависит от его существующего положения на рынке, оценки перспектив изменения рынка и будущих действий конкурентов, поставленных целей и существующих ресурсных ограничений.
Исходя из вышеизложенного, весьма актуальным является разработка действенной маркетинговой стратегии предприятия, которая является стержнем всей маркетинговой деятельности, а следовательно, и всего контура управле-
ния. Все мероприятия в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью и продаж должны работать в одном направлении, а значит - согласовываться с данной стратегией и не противоречить ей. Именно такие мероприятия и реализовывают маркетинговую стратегию на практике, претворяя ее в жизнь.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Амир» (ООО «Амир»). Предметом исследования являются методические аспекты разработки маркетинговой стратегии ООО «Амир».
Целью дипломной работы является оценка стратегических альтернатив и разработка эффективной маркетинговой стратегии предприятия. Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть сущность маркетинговой стратегии и ее роль в стратегическом управлении современным предприятием;
- изучить эволюцию подходов к процессу разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- систематизировать особенности, преимущества и ограничения существующего методического обеспечения разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- исследовать особенности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Амир»;
- разработать SWOT-анализ деятельности предприятия;
- исследовать стратегические альтернативы предприятия с помощью матричного метода (матрицы БКГ, Мак-Кинзи);
- систематизировать результаты оценки стратегических альтернатив предприятия и на этой основе разработать маркетинговую стратегию предприятия в разрезе стратегических зон хозяйствования.
Теоретической основой исследования послужили положения, изложенные в работах зарубежных и отечественных авторов, посвященных проблемам обеспечения эффективности стратегического управления и маркетинговой деятельности предприятий.
Методологическую основу исследования образуют принципы диалектики
10
и законы логики, а также положения системного и комплексного подхода в решении поставленных задач. Важным аспектом представленного исследования является применение таких общенаучных методов как группировка, сравнение, анализ, синтез, а также статистических методов обработки информации.
Информационная основа исследования - федеральные законы РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные и научных и периодических изданиях, данные финансовой и статистической отчетности ООО «Амир», а также результаты опроса персонала предприятия.
Цель дипломной работы, которая предполагала оценку стратегических
альтернатив и разработку маркетинговой стратегии предприятия, достигнута.
В результате теоретического обобщения основ разработки маркетинговой
стратегии сделаны такие выводы:
1. Маркетинговая стратегия рассматривается как рациональное логическое построение, руководствуясь которым предприятие рассчитывает решить
свои маркетинговые задачи. В частности, маркетинговая стратегия должна точно назвать сегменты рынка, на которых предприятию целесообразно сосредоточить свои основные усилия.
2. Процесс формирования маркетинговой стратегии должен включать
следующие 3 этапа: стратегический анализ, стратегический выбор и определение стратегических альтернатив, и реализация стратегии. Самым важным и
трудоемким этапом разработки маркетинговой стратегии является стратегический анализ, который позволяет учесть внешние и внутренние факторы, благоприятствующие развитию предприятия или тормозящие его.
3. Основным принципом разработки маркетинговой стратегии является
ориентация конечных результатов на реальные требования и пожелания потребителей. Для реализации данного принципа предприятие должно всесторонне
изучить состояние и динамику потребительского спроса на товар и использовать полученную информацию при разработке и принятии научно-технических,
производственных, хозяйственных решений.
4. Анализ и оценка стратегических альтернатив на основе результатов
стратегического анализа производится с использованием множества моделей
стратегического управления. Это модель кривых опыта, модель жизненного
цикла продукции, матрица Бостонской консалтинговой группы, портфельная
матрица «Portfolio-matrix» («продукт-рынок»), матрица «Мак-Кинзи», модель
ADL/LC, модель Хофера и Шенделя, модель Sheel/DPM и др. Основное внимание авторов указанных моделей концентрируется на детальном описании,105
прежде всего, процедур стратегического анализа, процедуры же выбора стратегических альтернатив ими практически не рассматриваются. Роль описанных
моделей состоит в обеспечении процесса разработки стратегии необходимой
информацией, а эта функция, как бы хорошо она не была организована, не заменяет сам процесс стратегического управления. Несомненно, перечисленные
модели несомненно внесли большой вклад в разработку маркетинговой стратегии. Они раскрыли огромный горизонт для исследования и обогатили теорию
стратегического управления.
5. Учитывая возможности и особенности проанализированных моделей
разработки маркетинговой стратегии, сделан вывод о целесообразности использования в настоящей работе таких методических инструментов как SWOTанализ, матрица Бостонской консалтинговой группы, матрица «Мак-Кинзи» и
модель жизненного цикла предприятия.
Прежде чем применять модели разработки маркетинговой стратегии
предприятия, необходимо провести комплексный анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия. Результаты этого анализа позволили
сделать следующие выводы относительно состояния производства, использования основных фондов и трудовых ресурсов ООО «Амир»:
1. ООО «Амир» осуществляет следующие виды деятельности: производство мебели и комплектующих для нее; оптовая торговля; коммерческая, посредническая и комиссионная деятельность. ООО «Амир» - это динамично развивающая структура, имеет репутацию надежного партнера и занимает стабильное положение на мебельном рынке.
2. Выручка от реализации продукции растет от года к году. В частности, в
2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 66,5 тыс. руб. или на 2,83%; в
2012 г. по сравнению с 2011 г. рост составил 141,7 тыс. руб. или 5,86%; в 2013
г. по сравнению с 2012 г. рост составил 99,6 тыс. руб. или 3,89%; в 2014 г. по
сравнению с 2013 г. рост составил109,3 тыс. руб. или 4,11%. , а в 2015г. по
сравнению с 2014г. увеличение выручки составило 193,9 тыс. руб. или 7%. В
целом за анализируемый период (с 2010 по 2015 г.) выручка увеличилась на 611106
тыс. руб. или 26%. Данные факты говорят о том, что предприятие стабильно
работает и развивается.
3. Степень выполнения контрактных обязательств с течением времени
повышается. Например, если в 2010 г. план был недовыполнен на 11%, в 2011 г.
недовыполнен на 9%, то в 2013-2015 гг. перевыполнение плана составляло 3, 6
и 5% соответственно. Следует отметить, что контрактные обязательства должны выполняться. В противном случае предприятием потеряет доверие своих
потребителей.
4. Численность персонала предприятия растет год от года: в 2006 г. на
предприятии работало 16 чел., но в связи с ростом объемов производства численность персонала в 2015 г. на предприятии работало уже 32чел. Следует отметить, что за 2010-2015гг. сумма выручки от реализации увеличилась на 26%,
как показано ранее, а численность персонала увеличилась на 50%. Таким образом, численность персонала предприятия растет быстрее объема производства и
реализации. На протяжении анализируемого периода коэффициенты оборота по
приему существенно превышают коэффициенты оборота по увольнению персонала, что положительно характеризует обеспеченность производства трудовыми ресурсами. Также положительно характеризует работу предприятия и, в
частности, управление трудовыми ресурсами, такой факт, как снижением коэффициента текучести, который в 2013-2015 гг. был равен нулю, т.е. в течение
данного времени работники не увольнялись по причинам текучести.
5. Объем реализации продукции растет более низкими темпами по сравнению с ростом численности персонала. Это объясняет снижением выработки
на одного работника на протяжении 2010-2015 гг. Если в 2010 г. выработка составляла 138,2 тыс. руб./чел., то в 2015 г. она сократилась на 35,08%, т.е. до
48,48 тыс. руб./чел. Это негативно характеризует работу предприятия, поскольку потенциал трудовых ресурсов не используется в полной мере. Результаты
факторного анализа динамики выручки от реализации показывают, что увеличение численности персонала приводит к росту выручки, но снижение выработки на одного работника способствует тому, что выручка за счет влияния107
данного фактора снижается. Если бы выработка на одного работника осталась
на уровне 2010 г., то в 2011 г. объем реализации можно было бы увеличить на
332,5 тыс. руб., тогда как фактическая выручка увеличилась в этом году только
на 66,5 тыс. руб. В 2015 г. фактическая выручка была увеличена по сравнению
с 2013 г. на 109,3 тыс. руб., тогда как имелась потенциальная возможность увеличить объем реализации на 357,2 тыс. руб. Таким образом, предприятию целесообразно предпринять меры, направленные на повышение уровня использования трудовых ресурсов предприятия.
6. Стоимость основных фондов предприятия существенно не менялась:
если на 1 января 2010 г. стоимость фондов была равна 1288 тыс. руб., то на 1
января 2015 г. – 1323 тыс. руб., что выше показателя 2010 г. на 1,71%. Таким
образом, с помощью основных фондов, стоимость которых увеличена всего на
2,64%, выпущена продукция, темп роста объема которой составил 26%. Таким
образом, эффективность использования основных фондов с течением времени
возрастала. Коэффициенты поступления основных фондов практически на протяжении всего времени были больше коэффициентов выбытия основных фондов, что положительно характеризует динамику производственного потенциала
предприятия.
7. Фондоотдача выросла: если в 2010 г. на 1 руб., вложенный в основные
фонды, приходилось 1,822 руб. выпущенной продукции, то в 2015 г. этот показатель составлял уже 2,162 руб. Аналогично изменилась фондоемкость: в 2010
г. для производства продукции на 1 руб. требовалось задействовать фонды стоимостью 0,549 руб., то в 2015 г. эта величина сократилась до 0,462 руб. На изменение выручки от реализации оказали положительное влияние оба рассматриваемых факторов: и стоимость основных фондов, и их фондоотдача. При
этом в наибольшей степени на изменение результирующего показателя положительное влияние оказал рост эффективности использования основных фондов.
8. За 2010-2015 гг. стоимость имущества предприятия выросла на 17,4%.
При этом активы предприятия увеличивались практически равномерно в тече-108
ние 2010-2015 гг. Некоторое исключение составляет только 1 января 2015 г.,
когда наблюдается снижение стоимости предприятии по сравнению с суммой
на 1 января 2014 на 2,37%.
9. Стоимость оборотных активов предприятия увеличивалась более высокими темпами по сравнению с темпами роста внеоборотных активов. При этом
за 2010-2015 гг. стоимость внеоборотных активов увеличилась на 9,93%, а стоимость оборотных активов – на 55,55%. Рост оборотных активов имеет место за
счет увеличения стоимости запасов, стоимость которых выросла за 2010-2015
гг. на 129,66%. Дебиторская задолженность сократилась, но ее величина в целом вызывает некоторые опасения. Рост запасов, судя по всему, обеспечивался
за счет роста краткосрочных обязательств, сумма которых за 2010-2015 гг. увеличилась на 62,62%.
10. За 2010-2015 гг. структура активов предприятия изменилась следующим образом: удельный вес внеоборотных активов снизился с 83,64% на
1.01.2010 г. до 78,31% на 1.01.2016 г.; одновременно с этим удельный вес оборотных активов увеличился с 16,36% до 21,68% соответственно. Таким образом, структура активов стала более мобильной. Удельный вес оборотных активов вырос за счет увеличения удельного веса запасов с 7,66% до 15%. Удельный вес дебиторской задолженности практически не изменился: на 1.01.2010 г.
ее удельный вес составлял 6,49%, а на 1.01.2016 г. – 5,81%. Это означает, что
практически 6% средств предприятия отвлечено в активные расчеты, т.е. предприятие фактически не может использовать эти средства для осуществления
хозяйственной деятельности.
11. Структура пассива отвечает современным требованиям формирования
источников имущества предприятия: более 50% (на 1.01.2010 г. 74,81%, а на
1.01.2016 г. 65,1%) имущества сформировано за счет собственных источников.
12. Анализ показателей платежеспособности свидетельствуют, что данный аспект финансового состояния находится на неудовлетворительном
уровне. Предприятие неплатежеспособно, и этот аспект финансового состояния
требует постоянного внимания со стороны администрации предприятия.109
13. Положительной характеристики заслуживает снижение величины
средств, отвлеченных в активные расчеты (дебиторской задолженности).
Удельный вес этих средств снизился с 6,5% до 5,8%. Финансовая устойчивость
предприятия находится на приемлемом уровне.
14. Показатели деловой активности в целом имеют тенденцию к ухудшению, а именно к снижению показателя оборачиваемости и увеличению продолжительности оборота. Снижение оборачиваемости связано с опережением
роста стоимости отдельных элементов имущества предприятия и отдельных его
элементов по сравнению с более медленным ростом выручки от реализации.
Однако в целом значения рассчитанных показателей находятся на приемлемом
уровне.
15. Работа предприятия за 2010-2015 гг. стала более прибыльной: если
выручка от реализации продукции увеличилась на 26%, то размер валовой прибыли – на 166,71%, а размер чистой прибыли – на 309,73%. Себестоимость
продукции, как один из факторов, оказывающих влияние на финансовый результат, также демонстрирует положительную динамику: за рассматриваемый
период времени сумма себестоимости сократилась на 2,94% при одновременном росте объемов реализации на 26%. Предприятию приходится тратить все
больше средств на реализацию выпущенной продукции (коммерческие расходы
за 2010-2015 гг. увеличились на 53,98%), а также на управление предприятием
(управленческие расходы за 2010-2015 гг. выросли на 29,68%).
16. Чистая прибыль предприятия демонстрирует стабильный рост: в 2011
г. ее величина увеличилась по сравнению с 2010 г. на 6,03%; в 2012 г. по сравнению с 2011 г. – на 107,63%; в 2013 г. по сравнению с 2012 г. – на 15,64%; в
2014 г. по сравнению с 2013 г. – на 33,44%. Удельный вес каждого вида финансовых результатов существенно растет. В частности, в 2010 г. валовая прибыль
занимала 17,06% в выручке, прибыль от продаж – 8,05% в выручке, а чистая
прибыль – 6,44% в выручке. К 2015 г. структура изменилась: валовая прибыль
составляет 36,1% выручки, прибыль от продаж – 25,9%, а чистая прибыль –
20,94%. Чем выше данные показатели, тем более эффективно работает пред-110
приятие.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М: Центр
экономики и маркетинга, 2006. – 208 с.
2. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления:
стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления
преобразованиям. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 287 с.
3. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие / Р.И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2011. –
208 с.
4. Алексунин В.А. Маркетинг: краткий курс / учеб. пособие для студ.
вузов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2008. – 190 с.
5. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. –
М.: Издательская группа «ИНФРА-М», 2009. – 224 с.
6. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2010. – 620 с.
7. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2010. –
864 с.
8. Блайд Дж. Маркетинговые коммуникации: Что? Как? Почему? /
Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2010. – 368 с.
9. Боумен К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. / Под
ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 175
с.
10. Васильєв Ю. П. Управление развитием производства. (Опыт США).
М.: Экономика, 2009. – 239 с.
11. Вествуд Дж. Маркетинговый план. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
12. Виноградова З.И., Щербакова В.Е. Стратегический менеджмент:
матрица модулей, «дерево» целей: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / Под ред. З.И. Виноградовой. – М.: Академический Проект:115
Фонд «Мир», 2009. – 304 с.
13. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 564 с.
14. Вовчак А. В. Маркетинговий менеджмент: Підручник. – К.: КНЕУ,
2009. – 268 с.
15. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований //
Маркетинг. – 2005. – № 3. – С. 31-42.
16. Годин А.М. Маркетинг: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд.,
доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 304 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник – М.: Финпресс, 2009.
– 656 с.
18. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: Дело, 2010. –
7-е изд. – 440 с.
19. Дайновский Ю.А. 505 приемов бизнеса: маркетинг, менеджмент,
реклама, торговля, производство, налоги, стимулирование труда. – К.: А.С.К.,
2008. – 272 с. (Экономика Финансы Право).
20. Давлетгареева Т.Б., Давлетгареев Н.Р., Трофимова М.Н. Оценка
стратегических альтернатив предприятия с помощью матричного метода (матрицы БКГ, Мак-Кинзи). Экономика и предпринимательство. 2016. № 3 (ч. 1)
(68-1) . С.812-819
21. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. –
СПб.: Питер, 2010. – 416 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
22. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. –
СПб: Питер, 2010. – 352 с.
23. Зозулев А.В. Промышленный маркетинг: стратегический аспект:
Учеб. пос. – Харьков: Студцентр, 2010. – 328 с.
24. Зозулев А.В., Солнцев С.А. Маркетинговые исследования: теория,
методология, статистика: Учеб. пособие. – М.: Рыбари; К.: Знання, 2008. – 643
с. – (Высшее образование ХХI века).
25. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для ву-116
зов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 304 с.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга,
ИМА-Кросс. Плюс, 2010. – 702 с.
27. Мак-Доналд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.:
Питер, 2010. – 320 с.
28. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 2008. – 255 с.
29. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.
Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М: ОАО «Изд-во «Экономика»», 2010. – 703
с.
30. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.А. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 560 с.