Введение 3
0 Маркетинг в инновационной деятельности 6
0.1 Инновация: определение, основные виды и классификация 6
0.2 Инновационный процесс: этапы создания и внедрения инноваций 10
0.3 Маркетинг в инновационном процессе. Необходимость, задачи и
инструменты 15
1 Методические подходы к реализации научно-технического маркетинга в
сфере высшего образования 24
1.1 Роль и место научно-технических разработок университетов на
международном и российском рынках наукоемкой продукции и услуг 24
1.2 Научно-технический маркетинг как инструмент коммерциализации
результатов научно-технической деятельности университета 29
1.3 Методические подходы к организации и проведению маркетинговых
исследований инновационных продуктов и услуг 33
1.4 Тестирование инновационного продукта как эффективный метод
минимизации рыночных потерь 36
1.5 Маркетинговое сопровождение на разных стадиях жизненного цикла
инновационного проекта 42
2 Формирование и продвижение инновационного продукта на базе МИП
«МобиРобот» 45
2.1 Описание проекта «МобиРобот» 45
2.2 Анализ рынка образовательной робототехники 46
2.3 Сегментация рынка и позиционирование продукта 56
2.4 Продвижение инновационного продукта на рынке 58
Объектом исследования является: МИП ТПУ
Цель работы: исследование и применение теоретических и
методических подходов к процессу формирования комплекса маркетинга и
сбыта инноваций на примере малого инновационного предприятия ТПУ.
В процессе исследования проводилось: Рассмотрение роли маркетинг в
инновационной деятельности. Анализировались методические подходы к
реализации научно-технического маркетинга в сфере высшего образования.
Формировался комплекс продвижения и сбыта инновационного продукта на базе
МИП ТПУ «МобиРобот»
В результате исследования: приводятся выводы и даются рекомендации
по продвижению и сбыту инновационного продукта МИП ТПУ «МобиРобот»
Основные конструктивные, технологические и техникоэксплуатационные характеристики: нет
Степень внедрения: нет
Область применения: НИ ТПУ
Экономическая эффективность/значимость работы: в результате
работы был сформирован комплекс продвижения и сбыта инновационного
продукта на рынок, показана эффективность предлагаемых маркетинговых
инструментов.
В будущем планируется: дальнейшая работа по выбранному
направлению и защита магистерской диссертации2
Введение
Формирование в России инновационной экономики ставит перед
университетами задачи обеспечения приоритетных направлений развития науки,
технологий, техники, отраслей экономики и внедрения в производство высоких
технологий.
В настоящее время актуальной проблемой является коммерциализация и
продвижение результатов научно-технической деятельности университетов.
Решением данной проблемы может стать маркетинговое сопровождение
инновационных проектов на всем протяжении их жизненного цикла. Таким
образом, важной задачей развития инновационной деятельности университетов
является разработка комплекса маркетинга и сбыта инновационных проектов.
Несмотря на активные исследования в этом направлении, проблема
продвижения научно-технических разработок университетов требует своего
развития как в теоретическом, так и в практическом плане. Данное
обстоятельство обусловило выбор темы научного исследования, его целевую
направленность и содержание работы.
Целью выпускной работы является исследование и применение
теоретических и методических подходов к процессу формирования комплекса
маркетинга и сбыта инновационного проекта «МобиРобот» на примере малого
инновационного предприятия ТПУ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты и определения инновационной
деятельности, понять их особенности и отличия.
2. Изучить основные этапы инновационного процесса и выявить
необходимость маркетинговой деятельности на каждом из них.
3. Проанализировать теоретические подходы к определению сущности
инновационной деятельности университетов, конкретизировать роль и место
научно-технических разработок университетов на международном и российском
рынках.4
2. Определить основные проблемы реализации и управления развитием
инновационной деятельности университетов.
3. Изучить возможные пути коммерциализации результатов научнотехнической деятельности, выявить методы и инструменты, которые
целесообразно использовать в сфере высшего образования.
4. Проанализировать теоретические основы, достоинства и недостатки
научно-технического маркетинга в сфере высшего образования.
5. Рассмотреть конкретный инновационный проект и разработать систему
продвижения и сбыта на рынок.
Объектом исследования является инновационный продукт, как результат
инновационной деятельности малого инновационного предприятия
университета.
Предметом исследования являются маркетинговые методы и
инструменты, формирующие комплексы продвижения и сбыта инновационных
продуктов
Неоднозначность и существующие противоречия в трактовках различных
авторов определяют целесообразность уточнения сущности понятия «научнотехнические разработки университетов». В исследовании уточнено содержание
этого понятия, позволяющее рассмотреть научно-технические разработки как
элемент инновационной деятельности университета, а также выявить их место и
роль на международном и российском рынках.
Основная проблема, стоящая перед университетами на сегодняшний день
– это коммерциализация их научной деятельности с целью развития
инновационной деятельности. В работе рассмотрен эффективный метод решения
данной проблемы – применение научно-технического маркетинга, помогающего
продвижению инновационных разработок на рынок.
В данной работе был рассмотрен реальный инновационный проект бизнесинкубатора Томского Политехнического Университета, который готов к запуску
производственной линии и продажи продукта конечному потребителю. Были
исследованы и проанализированы особенности продвижения инновационного
продукта «Мобиробот» с использованием методов и инструментов маркетинга
инноваций. Обоснована необходимость применения маркетинга инноваций в
продвижении инновационных продуктов, в частности образовательной
робототехники. Даны рекомендации по выведению инновационного продукта
МИП ТПУ на рынок.
Таким образом, для успешного выведения инновационного продукта
«МобиРобот» на рынок, а также для эффективной работы МИП необходимо
использовать технологии маркетинга инноваций, которые способствуют
развитию новых технологий, с помощью традиционных и нетрадиционных
маркетинговых инструментов.
Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций. – М.: Благовест-В, 2007.
2. Беляев Н. А. Маркетинговые методы анализа рыночного потенциала
научно-технических разработок / Н. А. Беляев //Вестник Южно¬Уральского
государственного университета. Серия: Экономика менеджмент. - 2013. - Т. 7, №
3. - С. 172-174. - Библиогр.: с. 174 (4 назв.).
3. Беляев Н.А. Формирование системы маркетинга процесса
коммерциализации промышленных научно-технических разработок / Н. А.
Беляев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Экономика и менеджмент. -2012.-№ 44, вып. 24. -С. 138 –143.–Библиогр.: с. 143
(6назв.).
4. Бест Р. Маркетинг от потребителя /Стокгольмская школа экономики. –
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
5. Бычкова А.Н. Проблемы коммерциализации инноваций / А. Н. Бычкова
//Восемнадцатые апрельские экономические чтения: материалы Междунар.
науч.-практ. конф. (23 апр. 2013 г.). -Омск, 2013. -С. 75-77.
6. Гросфелд Т., Роландт Т. Дж. Логика открытых инноваций. Создание
стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. – 2008. – № 1 (5). – с.
24-29.
7. Друкер П. Бизнес и инновации. – М.: Вильямс, 2007.
8. Занимательная робототехника. Все о роботах для детей, родителей,
учителей и мейкеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://edurobots.ru/katalog-kruzhkov-robototexniki-search/. – Заглавие с экрана. –
(Дата обращения: 18.04.2016).
9. Инновации в бизнесе. Серия Harvard Business Review «Идеи. Которые
работают». – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
10. Кавасаки Г. Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и
самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины. – М.: Альпина
Бизнес Бук, 2011.73
11. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. – СПб.: Нева, 2003.
12. Кристенсен К. Дилемма инноватора. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. – М.:
Альпина Бизнес Букс, 2004.
13. Крути К, А. Б.Коммерциализациякак путь реализации инновационных
разработок / А. Б. Крутик, Л. В. Ильина // Вестник Южно-Уральског о
государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. -2013.-Т. 7, №
1. -С. 51-55.-Библиогр.: с. 55 (10 назв.).
14. Купер Б., Власковиц П. Стратап вокруг клиента. – М.: Изд-во «Манн,
Иванов и Фербер», 2011.
15. ЛаСалль Д., Бриттон Т.А. Бесценные. Как превратить обычные товары
в необычные впечатления. – М.: Вильямс, 2006.
16. Маркидес К., Героски П. Искусство быть вторым. Почему
«открыватели» рынков не становятся безусловными лидерами. – М.: Вершина,
2006.
17. Маркова В.Д. Маркетинг инноваций // Проблемы современной
экономики. – 2009. — № 4 (32). – с.276-277.
18. Маркова В.Д. Процесс создания и коммерциализации новинок
(маркетинговые аспекты). – Новосибирск: НГУ, 2011.
19. Миронова Д.Ю. Формирование нового подхода в управлении
инновационной деятельностью вузов с целью коммерциализации
высокотехнологичных разработок: автореф. дис. ... канд. экон.наук / Миронова
Дарья Юрьевна. -СПб., 2013. -23 с.
20. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": указ
Президента Российской Федерации от 04.02.2010 г. № 271 // Вестник
образования России.— 2010.— № 20. - С. 13–14.
21. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание
уникальной ценности вместе с потребителем. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.
22. Роджерс Э. Принятие и диффузия нового продукта //Классика
маркетинга. – СПб.: Питер, 2001. – с.243-265.74
23. Романюха С. Метаморфная модель Дж. Зальтмана ZMET — история
и суть методологии. http://psyfactor.org/lib/zmet.htm28. Симмонс А.
Сторителлинг. 24. Как использовать силу историй. – М.: Изд-во «Манн, Иванов
и Фербер», 2013.
24. Сафонов Е. Н. Коммерциализация результатов интеллектуальной
деятельности [Электронный ресурс] / Е. Н. Сафонов // Глобализация и
предпринимательство: национально-государственные стратегии и практики:
материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (2011 г.). -М., 2012. -С. 247-254.
25. Секерин В. Д. Информационная среда маркетинга / В. Д. Секерин //
Экономические аспекты развития российской индустрии в условиях
глобализации. 2013: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 14 нояб. 2013
г.). -М., 2013. -С. 13-17.-Библиогр.: с. 17 (9 назв.).
26. Скуба Р. В. Управление маркетингом в инновационной сфере / Р. В.
Скуба // Стратегическое управление в инновационном развитии экономики
региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (4 апр.2013г.). -Владимир,
2013. -С. 95-102.
27. Харгадон Э. Управление инновациями. – М.: Вильямс, 2007.
28. Хау Дж. Краудсорсинг. – М.: Альпина Паблишер, 2012.
29. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. –
М.: Поколение, 2007.
30. Шмигин И. Философия потребления. Потребитель, производство и
маркетинг. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009.
31. Шнайдер Дитер И.Г. Технологический маркетинг. – М.: Янус-К, 2003.