Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания

Работа №114824

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания
1.1 Особенности развития представлений о числе у детей 6-7 лет 7
1.2 Роль игр алгоритмического содержания в развитии
представлений о числе у детей 6-7 лет 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания 15
2.1 Выявление уровня развития представлений о числе у детей 6-7 лет 15
2.2 Содержание работы по развитию представлений о числе у
детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания 24
2.3 Выявление эффективности работы по развитию
представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания 28
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение А Характеристика выборки исследования 41
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 42
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 44
Приложение Г Картотека игр алгоритмического содержания 46


Актуальность исследования. Согласно ФГОС ДО, основная задача дошкольной образовательной организации - это развитие всесторонней, гармоничной личности, способной эффективно жить в современном мире. В связи с этим математические представления, чрезвычайно востребованные в современном информационном пространстве, становятся ключевой компетенцией.
Основой математических знаний является представление о числе.
Период дошкольного возраста является ключевым для развития представление о числе.
Дети в 6-7 лет не только активно познают окружающие вещи и явления, но и предпринимают попытки их изменить, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Проблема развития представлений о числе у детей 6-7 лет изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной.
Теория игровой деятельности отражена в работах Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина. Однако анализ исследований (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Т.И. Шульга) позволяет обнаружить низкий уровень использования игр алгоритмического содержания в процессе развития представлений о числе у детей 6-7 лет.
Дошкольный возраст - это основополагающий возраст, во время которого активно развиваются представления о числе. Есть много видов деятельности, которые направлены на развитие представления о числе, и одной из них являются игры алгоритмического содержания.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития представлений о числе у детей 6-7 лет и недостаточным использованием игр алгоритмического содержания в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности игр алгоритмического содержания в развитии представлений о числе у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания.
Объект исследования: процесс развития представлений о числе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, развитие представлений о числе у детей 6-7 лет возможно, если:
- разработать и реализовать комплекс игр алгоритмического содержания;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики освоения ими представлений о числе;
- осуществить индивидуальный подход к детям с учетом выявленных особенностей развития представлений о числе каждого ребенка.
Задачи исследования:
- провести теоретическое изучение проблемы развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания;
- выявить уровень развития представлений о числе у детей 6-7 лет;
- разработать и апробировать содержание работы по развитию представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания;
- определить динамику развития представлений о числе у детей 6-7 лет. Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
- методы обработки полученных данных: качественный и
количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с 149 «Елочка» г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
- теоретические исследования по развитию представлений о числе у детей 6-7 лет (В.В. Данилова, Г.А. Корнеева и другие);
- исследования о применении игровых методов для развития представлений о числе у детей 6-7 лет (З.А. Михайлова, О.М. Дьяченко и другие);
- исследования о развитии представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания (А.А. Столяр, Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев).
Новизна исследования: определены специфика и содержание процесса развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована:
- обоснована последовательность игр алгоритмического содержания в развитии представлений о числе у детей 6-7 лет;
- возможность развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 4 приложений.
Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ развития представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания мы установили, что представления о числе - это понятия о числах, их последовательности, отношениях и месте в натуральном ряду. В возрасте 6-7 лет у «ребенка отмечается изменение типа мышления - это активное развитие абстрактного и логического мышления» [4]. В старшем дошкольном возрасте мыслительная деятельность в основном направлена на установку связей с предметами. Происходит познание окружающего пространства, развивается способность ориентирования в знакомой обстановке, вырабатывается понимание направления. Развивается долговременная память, постепенно увеличивая временной промежуток запоминания.
Алгоритм - это правило, образец для выполнения задачи, который нужно воспроизводить в нужной последовательности. Игры алгоритмического содержания - это такие обучающие игры, которые содержат алгоритм. Игры алгоритмического содержания являются перспективным средством развития представлений о числе у детей 6-7 лет. Использование игр в данной работе позволяет значительно повысить мотивацию, заинтересованность детей занятиями.
На этапе констатации установлено, что низкий уровень развития представлений о числе у детей 6-7 лет можно диагностировать у 45% детей. Дошкольник подбирает ответы путем угадывания, навыками сложения и вычитания не владеет. Он не умеет сравнивать числа в пределах 10, не знает отношения между смежными числами, отсутствуют представления о «составе числа из единиц и двух меньших чисел» [20].
Средний уровень развития представлений о числе у детей 6-7 лет можно диагностировать - у 55% детей данной возрастной группы. Дошкольник подбирает ответы путем сложения и вычитания, но периодически ошибается.
Он умеет сравнивать числа в пределах 10, но иногда ошибается, дошкольник в целом знает отношения между смежными числами, представления о составе числа из единиц и двух меньших чисел сформированы частично.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по развитию представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания.
Нами было доказано, что развитие представлений о числе у детей 6-7 лет возможно, если:
- разработать и реализовать комплекс игр алгоритмического содержания;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики освоения ими представлений о числе;
- осуществить индивидуальный подход к детям с учетом выявленных особенностей развития представлений о числе каждого ребенка
Этап контроля показал, что в экспериментальной группе уровень развития представлений о числе у детей 6-7 лет существенно повысился: количество детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень развития представлений о числе у детей 6-7 лет выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по развитию представлений о числе у детей 6-7 лет в играх алгоритмического содержания показывает высокий уровень эффективности.



1. Баракина Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2021. № 3. С. 28 - 32.
2. Белошистая А.В. Теория и методика организации
математического развития дошкольников. - Мурманск: МГПУ, 2020. 256 с.
3. Белошистая А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: Теория и практика. 2019. № 3. С. 14 - 21.
4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ, 2016. 200 с.
5. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 317 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2014. 174 с.
7. Г абова М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность // Детский сад: теория и практика. 2020. № 3. С. 18-27.
8. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. 2018. № 6. С. 46-49.
9. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. 241 с.
10. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 332 с.
11. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2017. 122 с.
12. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. 2016. №1(18). С.37-40.
13. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольного ребенка в детском саду // «Дошкольное воспитание». 2020. №3 С. 12-17.
14. Максакова А.И. Учите детей играя. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2014. 376 с.
15. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2016. 201 с.
16. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. 221 с.
17. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. 119 с.
18. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: Мозаика - Синтез, 2019. 104с.
19. Новоселов С.А. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 25-37.
20. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. 173 с.
21. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Слово, 2017. 234 с.
22. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение, 2019. 160 с.
23. Старикова А.Ю. ИКТ в формировании элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.). Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2015. С. 33-36.
24. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 2020. 64 с.
25. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: Проф. образование, 2015. 296 с.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 284 с.
27. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 176 с.
28. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. М.: ВАКО, 2019. 208 с.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. 360 с.
30. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. М.: Сфера, 2015. 276 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ