Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

Работа №114821

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей шестого года жизни
с умственной отсталостью 14
1.3 Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы
детей шестого года жизни с умственной отсталостью 20
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью посредством сказкотерапии 25
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей
шестого года жизни с умственной отсталостью 25
2.2 Содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей
шестого года жизни с умственной отсталостью посредством сказкотерапии 40
2.3 Определение динамики развития эмоциональной сферы детей
шестого года жизни с умственной отсталостью посредством сказкотерапии 53
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 66
Приложение Б Результаты диагностики уровня развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью на констатирующем этапе 67
Приложение В Протокол для обозначения эмоционального состояния ребёнка по диагностической методике 4 68 
Приложение Г Перспективный план по развитию эмоциональной сферы у детей шестого года жизни лет с умственной отсталостью
Приложение Д Результаты диагностики уровня развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью на контрольном этапе

В современном обществе особенно остро ощущается потребность в людях интеллектуальных, инициативных, творческих, готовых найти новые, нестандартные подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач. Данные качества очень важны для успешной реализации человека в реальных условиях развития социума.
В качестве одного из основных факторов, влияющих на развитие личности можно выделить развитие коммуникативных навыков и эмоциональных компонентов, обеспечивающих построение социальных связей на высоком уровне. Базовым этапом в процессе формирования эмоций, является старший дошкольный возраст. Данный период ознаменован тем, что дети активно исследуют мир, открыты к получению новых знаний, навыков и реализации собственных природных способностей. В этом возрасте, ребенок ощущает острую потребность в общении со сверстниками и нахождении в социуме, что в определенной степени способствует формированию речи, также в дошкольном возрасте наиболее развита игровая деятельность, способность к перевоплощению и «проигрыванию» ситуаций. Это дает нам основание утверждать, что развитие эмоций в определенной мере может быть связано с влиянием искусства на процесс становления личности ребенка.
В аспекте рассматриваемой проблематики, известно достаточно большое количество работ. К примеру, нельзя не отметить исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Н.Б. Шевченко, эти и многие другие авторы охарактеризовали основные направления в контексте оказания поддержки детям с умственной отсталостью.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что , исходя из вышеуказанных аспектов, следует отметить, что на данный момент довольно остро стоит проблема успешной социализации и адаптации детей с умственной отсталостью. В контексте нарушения интеллектуального развития, умственная отсталость приводит к стойкому нарушению связей с социумом, культурой, как с источником развития, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. В данном случае, значительная роль принадлежит аспекту нарушения развития мыслительной деятельности -дети с умственной отсталостью не в состоянии в значительной мере оценивать различные перспективы и аспекты самореализации и деятельности в контексте окружающей действительности.
Однако, несмотря на научную разработанность данной проблематики и длительное ее изучение, множество нюансов в области понимания и развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью на сегодняшний момент недостаточно исследованы.
Важность изучения эмоциональной сферы состоит в том, что эмоции тесно связаны со многими психическими процессами, способствующими успешной адаптации и социализации в обществе. Такими как: восприятие, воображение, память и мышление.
Таким образом нами было установлено противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью и недостаточным применением сказкотерапии для данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования базировалась на том, что у детей шестого года жизни с умственной отсталостью развитие эмоциональной сферы посредством сказкотерапии будет возможно если:
- отобраны терапевтические сказки, упражнения, игры, содержание которых направлено на знакомство детей с эмоциональной сферой человека;
- разработано содержание работы по сказкотерапии, направленное на развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы сказкотерапевтическими материалами с эмоциональным содержанием.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью в психолого-педагогических исследованиях и рассмотреть сказкотерапию как средство развития эмоциональной сферы.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
3. Апробировать содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью посредством сказкотерапии.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов - (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования, направленные на изучение развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин);
- исследования, направленные на изучение развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Б. Шевченко);
- исследования, направленные на изучение сказкотерапии как средства развития эмоциональной сферы детей (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.М. Погосова, И.В. Стишенок).
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в работе определены показатели и описаны уровни развития эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования и разработанное содержание работы по сказкотерапии могут быть использованы в работе учителями- дефектологами и педагогами-психологами для психодиагностики и развития эмоциональной сферы для детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
Экспериментальной базой исследования являлся МБУ детский сад № 139 «Облачко», в исследовании принимали участие 12 детей шестого года жизни с умственной отсталостью.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (42 наименования), 5 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц и 1 рисунок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности.
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в недоразвитии эмоциональной сферы.
В результате теоретического исследования можно сделать вывод о том, что для детей шестого года жизни с умственной отсталостью характерным является несформированность эмоциональной сферы, именно поэтому у них отсутствует понимание различных эмоциональных состояний. Именно поэтому у таких детей отсутствует широта диапазона понимаемых и переживаемых чувств, восприятие ребёнка не подмечает разнообразие эмоционального спектра.
В результате проведения констатирующего этапа эксперимента был выявлен преимущественно низкий уровень (87,5 %) развития эмоциональной сферы у детей шестого года жизни с умственной отсталостью. Эти дети верно понимают не больше одного-двух эмоциональных состояний, затрудняются дать оценку тому или иному эмоциональному состоянию. Не могут объяснить причины возникновения эмоций. Не осознают у себя большинство эмоций. Характеризуются разрегулированностью моторно - двигательных реакций, мимические выражения неадекватны смыслу ситуации, затрудняются в процессе речевого общения.
На основе этого нами было разработано содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью. В него были включены чтение авторских психотерапевтических сказок, театрализованные показы и игры, этюды и упражнения на выражение таких базовых эмоциональных состояний, как «радость», «гнев», «грусть», «обида». Нами также была обогащена предметно-пространственная среда различным оборудованием по сказкам, альбомами с иллюстрациями эмоциональных состояний детей, календарём «настроения», куклами по сказкам для театрализованных игр, внесены альбомы с фотографиями детей и тем, как они показывают различные эмоции.
После проведённой работы по развитию эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью, была выявлена положительная динамика уровня развития эмоциональной сферы, которая составляет 12, 5%.
В результате проведённой исследовательской работы нами была подтверждена гипотеза о том, что у детей шестого года жизни с умственной отсталостью развитие эмоциональной сферы посредством сказкотерапии будет возможно если: отобраны терапевтические сказки, упражнения, игры, содержание которых направлено на знакомство детей с эмоциональной сферой человека; разработано содержание работы по сказкотерапии, направленное на развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни с умственной отсталостью; обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы сказкотерапевтическими материалами с эмоциональным содержанием.



1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Новосибирск : НИП-КиПРО, 2014. 412 с.
2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология : учебное пособие. М. : Когито-Центр, 2014. 350 с.
3. Возможности использования психокоррекционных авторских сказок [Электронный ресурс] : сказки в работе с детьми. URL: http://psycholog-school.ru/psikhologi (дата обращения: 20.11.2019).
4. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы детей. М. : Изд- во ИПК и ПРНО МО, 1993. 56 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Оникс, 2019. 224 с.
6. Выготский Л. С. О воспитании детей с проблемами в развитии. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 52 с.
7. Гудкова Т. В. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие. Новосибирск : НГПУ, 2017. 188 с.
8. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов- на-Дону : Феникс, 2017. 576 с.
9. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин Г. Г. Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов. Ростов-на- Дону: Март, 2014. 304 с.
10. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М. : Академия, 2003. 175 с.
11. Защиринская О. В. Сказкотерапия в работе психолога. Санкт- Петербург : СПбГУ, 2016. 170 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мастер сказок // 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей. СПБ. : Речь, 2016. 220 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПБ. : Речь, 2018. 320 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная психодиагностика в сказкотерапии. СПБ. : Речь, 2020. 192 с.
15. Зникевич-Евстигнеева Т. Д., Зинкевич А. Мастерская сказок для детей. М. : Малыш, 2019. 320 с.
16. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике : учебное пособие. Самара : Бахрах-М, 2012. 286 с.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. М. : Оникс, 2012. 300 с.
18. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 576 с.
19. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ. Санкт-Петербург: Речь, 2016. 400 с.
20. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт-Петербург : Речь, 2016. 224 с.
21. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку : научно-практическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2016. 352 с.
22. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс. М. : Флинта : МПСИ, 2016. 376 с.
23. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с умственной отсталостью развития: пособие для психологов и педагогов. М. : Владос, 2014. 126 с.
24. Особенности использования материала сказок в работе с умственно отсталыми дошкольниками [Электронный ресурс] : Проективные методики экспериментального исследования восприятия и понимания невербальной знаковой информации. URL: https://studbooks.net (дата обращения: 30.11.2019).
25. Особенности коррекции эмоциональной сферы посредством сказкотерапии у детей с умеренной умственной отсталостью [Электронный ресурс] : методические материалы. URL: https://infourok.ru (дата обращения:
15.10.2019) .
26. Ошкина А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной
саморегуляции у детей 6-7 лет посредством разных видов деятельности // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации : сборник научных статей по материалам международной научно¬практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 декабря 2015 г. / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе Санкт-Петербург: Издательство Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2015. С. 76-82
27. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. СПБ. : Речь, 2007. 152 с.
28. Программа с применением сказкотерапии для детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] : методические материалы. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 5.10.2019).
29. Пузанов Б. П., Коняева Н. П., Горскин Б. Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика : учебное пособие для вузов. М. : Академия, 2016. 272 с.
30. Развитие эмоционально-волевой сферы личности (с учетом
психофизиологических особенностей детей с ОВЗ) [Электронный ресурс] : https: //ksu 10 .mskobr.ru/files/ovz_metrazr_sazonova.pdf (дата обращения:
13.12.2019) .
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ. : Питер, 2019. 720 с.
32. Стишенок И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем. СПБ. : Речь, 2017. 141 с.
33. Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от ах до ай-яй-яй. обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. М. : Интерпракс, 1994. 240 с.
34. Строгова Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Владос, 2018. 90 с.
35. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. М. : Речь, 2013. 96 с.
36. Ульева Е. А. Сказки про эмоции. Почему мне грустно? М. : Clever, 2019. 24 с.
37. Ульева Е. А. Сказки про эмоции. Почему я злюсь? М. : Clever, 2019. 24 с.
38. Ульева Е. А. Сказки про эмоции. Почему я обиделся? М. : Clever, 2019. 24 с.
39. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М. : Владос, 1995. 291 с.
40. Шакарбиева С. В. Сказкотерапия для школьников. Практические задания и упражнения для работы с детьми с ОВЗ. М. : Планета, 2019. 128 с.
41. Шевченко Н. Б. Диагностика и коррекция психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М. : АРКТИ, 2015. 224 с.
42. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для ВУЗов. М. : Академия, 2008. 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ