Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста интеллектуального компонента направленности на мир семьи
1.1 Понятие «семья» в отечественной и зарубежной литературе ...
1.2 Теоретические основы и характеристика условий формирования у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир семьи
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи ...
2.2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи в процессе реализации культурных практик
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи ..
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
В современном обществе семья рассматривается как главный социальный институт, ей отводится важная роль в формировании основных качеств личности подрастающего поколения.
В современных исследованиях роли семьи в становлении личности мы находим множество фактов, подтверждающих, что семья играет приоритетную роль как главный институт воспитания. Влияние семьи по своему характеру и по сравнению с любым другим воздействием, проявляется на высоком эмоциональном уровне, так как основывается на родительской любви родителей к детям и ответных чувствах детей к родителям. Поэтому ребенок в дошкольном возрасте открыт к влиянию семьи, к воспитательным воздействиям со стороны членов семьи.
Роль семьи как института воспитания обуславливается тем, что существенную часть своей жизни ребенок находится в ней, семья длительно воздействует на личность ребенка, закладывает ее основы. Поэтому большинство из того, что ребенок приобрел в детские годы в семье, остается с ним на всю оставшуюся жизнь.
Нужно отметить, что в семье малыш создает собственные первоначальные исследования, приобретает главную насущную практику, а кроме того четко обучается, как необходимо действовать в разных жизненных ситуациях - такова значимость семьи в воспитании малыша. Необходимо демонстрировать ребенку, что концепция и практическая деятельность у старших никак не расходятся между собою. Приобретение в итоге не только внутреннего единения меж ребятами и родителями, но и высоконравственной взаимосвязи, является основой семейного воспитания.
Семья выступает своеобразной «школой чувств» (Л.В. Загик [16], Т.А. Куликова [29], Е.П. Арнаутова [3], В.Я. Титаренко [47] и др.), и, ребенок в праве использовать ее успешный опыт, а также иметь возможность впервые прикоснуться к таким важным нравственным понятиям, как привязанность, доверие, любовь, сочувствие, уважение, взаимопомощь и т.д.
Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой у ребенка есть возможность ощутить себя частью окружающего многогранного мира. И не только проявить, но и реализовать себя как разносторонне развитую личность.
Семья является одним из главных институтов социализации детей. Она объединяет жизнь ребенка с окружающей средой, поддерживает его в установлении многообразных связей с окружающим миром.
В настоящее время общество акцентирует внимание на преимуществе семьи в воспитании и формировании малыша, что выражается в разнообразии сфер деятельности, его непрерывности и продолжительности, в спектре ценностей, что осваивает малыш в семье.
Важную роль играют такие составляющие многообразного ореола семьи, как культурное, социально-нравственное, трудовое содержание (О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова и др.).
Нацеленность на единство семьи подразумевает присутствие таких важных ориентиров, как заинтересованность в семейном благополучии, историей своего рода, и т.д.
Недооценка семейных ценностей необратимо приводит к падению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Исходя из этого, возникает противоречие между пониманием учеными, педагогами, родителями значимости и роли семьи в воспитании и формировании личности ребенка и не владение методическими приемами организации содержания работы по формированию у дошкольников ценностей семьи и направленности на мир семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
- обогащение опыта детей представлениями о мире семьи;
- разработка содержания поэтапной работы по реализации различных форм организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов
- обеспечение активного и непосредственного участия членов семьи ребенка в разработанных мероприятиях.
Задачи исследования.
1. Изучить проблему формирования интеллектуального компонента направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста в отечественных психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи .
3. Реализовать педагогические условия у детей 6-7 лет формирования интеллектуального компонента направленности на мир семьи .
4. Выявить динамику формирования у детей 6-7 лет формирования интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Методами исследования явились: теоретические - анализ педагогической и психологической литературы; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования явились ключевые теоретические положения, изложенные в концепции А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи на основе структурирования форм работы с детьми и родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика поэтапной работы по реализации различных форм организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленной на формирование у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Экспериментальной базой исследования явилось Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 978». СП детский еад. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (55 источников), 2 таблицы, 19 рисунков и 17 приложений.
В процессе проведенного теоретического и эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, достигнута цель и решены поставленные задачи
Таким образом, в данном исследования был рассмотрен вопрос о формировании у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
В настоящее время семья рассматривается как продукт длительного исторического развития.
Формирование направленности на мир семьи обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение опыта детей представлениями о мире семьи;
- разработка содержания поэтапной работы по реализации различных форм организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов
- обеспечение активного и непосредственного участия членов семьи ребенка в разработанных мероприятиях.
Во второй главе исследования была описана методика проведения экспериментальной работы по выявлению уровня интеллектуального компонента направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты эксперимента показали следующее: 20% детей (4 человека) имеют высокий уровень сформированности интеллектуального компонента направленности на мир семьи; 75% (15 человек) - средний и 5% (1 ребенок) - низкий уровень. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности интеллектуального компонента направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок, и требуется работа по его улучшению.
В качестве средств, которые могут сформировать у старших дошкольников интеллектуальную направленность на мир семьи предлагаются культурные практики (экскурсии, выставки, беседы, чтение воспитателями книг, фольклор, участие в театрализованных постановках, концертах и т.д.), под которыми понимаются обычные (привычные) для ребенка способы самореализации и саморазвития. Формирующий эксперимент предполагал комплекс мероприятий, объединенных в семь информационных блоков (по количеству диагностируемых показателей). По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное диагностирование, которое выявило значительные улучшения: так низкого уровня направленности у детей выявлено не было, средний уровень выявился у 35% детей (7 человек) и высокий - у 65% (13 человек), что говорит об эффективности проделанной работы.
1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника / Е.П. Арнаутова. - М. : Знание, 1994. - 178 с.
2. Бестужев-Лада, И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М. : Мысль, 1988. - 98 с.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 668 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] : учебник / Г.Н. Волков. - М. : Академия, 2008. - 423 с.
5. Вязникова, Л.Ф. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор духовного развития субъектов образовательного процесса: психолого-педагогические парадоксы [Текст] / Л.Ф. Вязникова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 58-62.
6. Герасина, Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М. : Владос-Пресс, 2010. - 288 с.
7. Голод, С.И. Социолого-демографический анализ состояния и
эволюции семьи [Текст] / С.И. Голод // проект РФФИ «Трансформация российской семьи в условиях глобализации: теоретическое и
экспериментальное моделирование процессов» № 07-06-00-271.
8. Дандарова, Ж.К. Психология детства [Текст] : учебник / Ж.К. Дандарова [и др.]; под ред. А.А. Реана. - М. : Олма-Пресс, 2007. - 368 с.
9. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. - М. : Высшая школа, 2000. - 412 с.
10. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Дыбина [и др.]. - М. : Центр
педагогического образования, 2009. - 77 с.
11. Дыбина, О.В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания [Текст] / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 3-5.
12. Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьей [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 245 с.
13. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. - М. : Педагогика, 1986. - 277 с.
14. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 363 с.
15. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А.Г. Ковалев. - Минск : Народная асвета, 1990. - 315 с.
16. Кон, И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек [Текст] / И.С. Кон // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. - 2010. - № 1(2). - C. 54-58.
17. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.6: Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта [Текст] / Н.К. Крупская; ред. Н.К. Гончарова; АПН РСФСР. - М. : Акад. пед. наук, 1959. - 464 с.
18. Крылова, Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность [Текст] / Н.Б. Крылова. - М. : «Индрик», 2007. - 212 с.
19. Кузина, А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов [Текст] / А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И.В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч. -практ. конф. 30¬31 октября 2008 г. - Тольятти : ТГУ, 2008. - Ч. II. - С. 35-43.
20. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 232 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Academia, 2004. - 346 с.
22. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1991. - 268 с.
23. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Политиздат, 1988. - 256 с.
24. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1995. - 644 с.
25. Немов, Р.С. Психология в 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2008. - 640 с.
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Высшее образование, 2009. - 374 с.
27. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М. : Просвещение, 1986. - 254 с.
28. Пискунов, А.И. История педагогики и образования [Текст] /А.И. Пискунов. М. : Сфера, 2004. - 512 с.
29. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Просвещение, 1990. - 712 с.
30. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] : монография / Т.А. Репина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 286 с.
31. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Сорокоумова. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
32. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 602 с.
33. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко. - М. : Мысль, 1987. - 351 с.
34. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография [Текст] / О.В. Дыбина [и др.]; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 124 с.
35. Фролов, С.С. Социология [Текст] / С.С. Фролов. - М. : Гардарики,
2007. - 412 с.
36. Хвостов, А.А. Возрастная психология : детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия / А.А. Хвостов, В.С. Мухина. - М. : Академия,
2008. - 624 с.
37. Шадриков, В.Д. От индивиду к индивидуальности. Введение в психологию [Текст] : монография / В.Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - 656 с.
38. Щербаков, А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / А.И. Щербаков. - М. : Просвещение, 1987. - 255 с.