Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НАПРАВЛЕННОСТИ НА МИР СЕМЬИ

Работа №114748

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста интеллектуального компонента направленности на мир семьи
1.1 Понятие «семья» в отечественной и зарубежной литературе ...
1.2 Теоретические основы и характеристика условий формирования у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир семьи
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи ...
2.2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи в процессе реализации культурных практик
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи ..
Заключение
Список используемой литературы
Приложение


В современном обществе семья рассматривается как главный социальный институт, ей отводится важная роль в формировании основных качеств личности подрастающего поколения.
В современных исследованиях роли семьи в становлении личности мы находим множество фактов, подтверждающих, что семья играет приоритетную роль как главный институт воспитания. Влияние семьи по своему характеру и по сравнению с любым другим воздействием, проявляется на высоком эмоциональном уровне, так как основывается на родительской любви родителей к детям и ответных чувствах детей к родителям. Поэтому ребенок в дошкольном возрасте открыт к влиянию семьи, к воспитательным воздействиям со стороны членов семьи.
Роль семьи как института воспитания обуславливается тем, что существенную часть своей жизни ребенок находится в ней, семья длительно воздействует на личность ребенка, закладывает ее основы. Поэтому большинство из того, что ребенок приобрел в детские годы в семье, остается с ним на всю оставшуюся жизнь.
Нужно отметить, что в семье малыш создает собственные первоначальные исследования, приобретает главную насущную практику, а кроме того четко обучается, как необходимо действовать в разных жизненных ситуациях - такова значимость семьи в воспитании малыша. Необходимо демонстрировать ребенку, что концепция и практическая деятельность у старших никак не расходятся между собою. Приобретение в итоге не только внутреннего единения меж ребятами и родителями, но и высоконравственной взаимосвязи, является основой семейного воспитания.
Семья выступает своеобразной «школой чувств» (Л.В. Загик [16], Т.А. Куликова [29], Е.П. Арнаутова [3], В.Я. Титаренко [47] и др.), и, ребенок в праве использовать ее успешный опыт, а также иметь возможность впервые прикоснуться к таким важным нравственным понятиям, как привязанность, доверие, любовь, сочувствие, уважение, взаимопомощь и т.д.
Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой у ребенка есть возможность ощутить себя частью окружающего многогранного мира. И не только проявить, но и реализовать себя как разносторонне развитую личность.
Семья является одним из главных институтов социализации детей. Она объединяет жизнь ребенка с окружающей средой, поддерживает его в установлении многообразных связей с окружающим миром.
В настоящее время общество акцентирует внимание на преимуществе семьи в воспитании и формировании малыша, что выражается в разнообразии сфер деятельности, его непрерывности и продолжительности, в спектре ценностей, что осваивает малыш в семье.
Важную роль играют такие составляющие многообразного ореола семьи, как культурное, социально-нравственное, трудовое содержание (О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова и др.).
Нацеленность на единство семьи подразумевает присутствие таких важных ориентиров, как заинтересованность в семейном благополучии, историей своего рода, и т.д.
Недооценка семейных ценностей необратимо приводит к падению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Исходя из этого, возникает противоречие между пониманием учеными, педагогами, родителями значимости и роли семьи в воспитании и формировании личности ребенка и не владение методическими приемами организации содержания работы по формированию у дошкольников ценностей семьи и направленности на мир семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи будет эффективным при создании следующих педагогических условий:
- обогащение опыта детей представлениями о мире семьи;
- разработка содержания поэтапной работы по реализации различных форм организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов
- обеспечение активного и непосредственного участия членов семьи ребенка в разработанных мероприятиях.
Задачи исследования.
1. Изучить проблему формирования интеллектуального компонента направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста в отечественных психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи .
3. Реализовать педагогические условия у детей 6-7 лет формирования интеллектуального компонента направленности на мир семьи .
4. Выявить динамику формирования у детей 6-7 лет формирования интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Методами исследования явились: теоретические - анализ педагогической и психологической литературы; эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования явились ключевые теоретические положения, изложенные в концепции А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия формирования у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи на основе структурирования форм работы с детьми и родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика поэтапной работы по реализации различных форм организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, направленной на формирование у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
Экспериментальной базой исследования явилось Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 978». СП детский еад. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (55 источников), 2 таблицы, 19 рисунков и 17 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного теоретического и эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, достигнута цель и решены поставленные задачи
Таким образом, в данном исследования был рассмотрен вопрос о формировании у детей 6-7 лет интеллектуального компонента направленности на мир семьи.
В настоящее время семья рассматривается как продукт длительного исторического развития.
Формирование направленности на мир семьи обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение опыта детей представлениями о мире семьи;
- разработка содержания поэтапной работы по реализации различных форм организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов
- обеспечение активного и непосредственного участия членов семьи ребенка в разработанных мероприятиях.
Во второй главе исследования была описана методика проведения экспериментальной работы по выявлению уровня интеллектуального компонента направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты эксперимента показали следующее: 20% детей (4 человека) имеют высокий уровень сформированности интеллектуального компонента направленности на мир семьи; 75% (15 человек) - средний и 5% (1 ребенок) - низкий уровень. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности интеллектуального компонента направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок, и требуется работа по его улучшению.
В качестве средств, которые могут сформировать у старших дошкольников интеллектуальную направленность на мир семьи предлагаются культурные практики (экскурсии, выставки, беседы, чтение воспитателями книг, фольклор, участие в театрализованных постановках, концертах и т.д.), под которыми понимаются обычные (привычные) для ребенка способы самореализации и саморазвития. Формирующий эксперимент предполагал комплекс мероприятий, объединенных в семь информационных блоков (по количеству диагностируемых показателей). По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное диагностирование, которое выявило значительные улучшения: так низкого уровня направленности у детей выявлено не было, средний уровень выявился у 35% детей (7 человек) и высокий - у 65% (13 человек), что говорит об эффективности проделанной работы.


1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника / Е.П. Арнаутова. - М. : Знание, 1994. - 178 с.
2. Бестужев-Лада, И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М. : Мысль, 1988. - 98 с.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 668 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] : учебник / Г.Н. Волков. - М. : Академия, 2008. - 423 с.
5. Вязникова, Л.Ф. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор духовного развития субъектов образовательного процесса: психолого-педагогические парадоксы [Текст] / Л.Ф. Вязникова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 58-62.
6. Герасина, Е.В. Детская психология [Текст] / Е.В. Герасина. - М. : Владос-Пресс, 2010. - 288 с.
7. Голод, С.И. Социолого-демографический анализ состояния и
эволюции семьи [Текст] / С.И. Голод // проект РФФИ «Трансформация российской семьи в условиях глобализации: теоретическое и
экспериментальное моделирование процессов» № 07-06-00-271.
8. Дандарова, Ж.К. Психология детства [Текст] : учебник / Ж.К. Дандарова [и др.]; под ред. А.А. Реана. - М. : Олма-Пресс, 2007. - 368 с.
9. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. - М. : Высшая школа, 2000. - 412 с.
10. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Дыбина [и др.]. - М. : Центр
педагогического образования, 2009. - 77 с.
11. Дыбина, О.В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания [Текст] / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 2. - С. 3-5.
12. Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьей [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 245 с.
13. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. - М. : Педагогика, 1986. - 277 с.
14. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 363 с.
15. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания [Текст] / А.Г. Ковалев. - Минск : Народная асвета, 1990. - 315 с.
16. Кон, И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек [Текст] / И.С. Кон // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. - 2010. - № 1(2). - C. 54-58.
17. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.6: Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта [Текст] / Н.К. Крупская; ред. Н.К. Гончарова; АПН РСФСР. - М. : Акад. пед. наук, 1959. - 464 с.
18. Крылова, Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность [Текст] / Н.Б. Крылова. - М. : «Индрик», 2007. - 212 с.
19. Кузина, А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов [Текст] / А.Ю. Кузина, Л.С. Иванова, И.В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч. -практ. конф. 30¬31 октября 2008 г. - Тольятти : ТГУ, 2008. - Ч. II. - С. 35-43.
20. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 232 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Academia, 2004. - 346 с.
22. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1991. - 268 с.
23. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Политиздат, 1988. - 256 с.
24. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1995. - 644 с.
25. Немов, Р.С. Психология в 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2008. - 640 с.
26. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Высшее образование, 2009. - 374 с.
27. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М. : Просвещение, 1986. - 254 с.
28. Пискунов, А.И. История педагогики и образования [Текст] /А.И. Пискунов. М. : Сфера, 2004. - 512 с.
29. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Просвещение, 1990. - 712 с.
30. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] : монография / Т.А. Репина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 286 с.
31. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Сорокоумова. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
32. Социология [Текст] : учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 602 с.
33. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко. - М. : Мысль, 1987. - 351 с.
34. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография [Текст] / О.В. Дыбина [и др.]; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 124 с.
35. Фролов, С.С. Социология [Текст] / С.С. Фролов. - М. : Гардарики,
2007. - 412 с.
36. Хвостов, А.А. Возрастная психология : детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия / А.А. Хвостов, В.С. Мухина. - М. : Академия,
2008. - 624 с.
37. Шадриков, В.Д. От индивиду к индивидуальности. Введение в психологию [Текст] : монография / В.Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - 656 с.
38. Щербаков, А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / А.И. Щербаков. - М. : Просвещение, 1987. - 255 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ