ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВИДА СПОРТА «ПРЫЖКИ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ»: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА
ТРАВМАТИЗМА
1.1.Понятие о спортивном травматизме и его причинах
1.2.Анатомо-физиологические особенности детского организма
1.3.Акробатика и прыжки на акробатической дорожке
1.4.Характеристика повреждений верхних конечностей
Выводы по главе
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
Выводы по главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методика физической реабилитации, направленная на восстановление прыгунов на АКД после травм верхних конечностей
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Современный уровень акробатики предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов. Согласно учению Матвеева, Л. П. [54]: «Спортсмены должны систематически выполнять огромную работу, чтобы планомерно повышать свое мастерство. Однако, приходится констатировать, что наряду с совершенствованием организационнометодического обеспечения учебно-тренировочного процесса и ростом спортивного мастерства спортсменов, показатели травматизма не только не снижаются, но и имеют тенденцию к увеличению».
По мнению ряда авторов, в числе которых Бурмакова Г.М. [8], Высочин Ю.В. [12], Геселевич В.А. [14], для каждого вида спорта можно выделить ряд специфических заболеваний и травм.
Вместе с тем, как пишет Башкиров В.Ф. [5]: «В любом спорте число травм должно быть сведено до минимума, ведь только хорошее состояние здоровья позволяет спортсмену достигать высоких спортивных результатов. Для того чтобы снизить уровень травматизма и заболеваний необходимо хорошо знать особенности вида спорта и основные причины возникновения травм».
В исследованиях Бурмаковой Г.М. [8] Миллера Л.Л. [52] говорится, о том, что среди всех видов травм опорно-двигательного аппарата травмы верхних конечностей по частоте занимают первое место.
Актуальность данной темы заключается в том, что одной из важных проблем современных прыжков на акробатической дорожке (АКД) является травматизм, который, по мнению многих специалистов, возникает из-за усложнения технических элементов, постоянно возрастающих физических нагрузок и увеличения количества соревнований.
Теоретической основой исследования стали:
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности спортивной гимнастики и акробатики
[В.Ботяев, 2013; Ю.Л. Кузнецкий Ю.Л., 2013; Н.В.Макаров, Р.Н.Терехина,
A.И. Плотников, 2014; В.А. Данилов, 2015; Е.Г. Соколов, 2015; Д.Ф.Демин, 2015; Ю. В. Литвинов, Е. Садовски, Т. Нижниковски, В. Н. Болобан, 2016;
B.П. Коркин, В.И. Аракчеев, 2017];
-исследования проблем травматизма в спорте [В.Ф.Башкиров, 1987; Г.М. Бурмакова, 2012; В.И. Костров, Н.Н.Сак, 2014; М.В. Максимова, 2014; Ю.В.Высочин, 2017; В.А.Геселевич, 2016; В.К. Добровольский, 2015; Г.С. Юмашев, 2017];
-технологии и методики физической реабилитации [И.И. Бахрах, 2003; Л. Л. Артамонова, 2010; Л.В. Ласская, 2011; Дейли Дебра, 2015; А.Г.Дембо, 2016; Д.Ф.Демин, 2015; В.А.Епифанов, 2019; Миронова З.С., Хайрец А.З., 2015; З.С.Миронова, 2017];
-научные труда, отражающие вопросы спортивной подготовки [Н.Н. Волков, 2014; Е.Н.Захаров, А.В.Карасёв, А.В.Сафонов, 2014; А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов, 2015; Л.П. Матвеев, 2016; И. А. Терентьевв, А. П. Оцупок, С. В. Крупеня, 2016; Н.Т. Новиков, А.В. Пахомова, 2019].
Объект исследования: процесс физической реабилитации
травмированных детей и их адаптации к тренировочным нагрузкам в условиях образовательно-спортивного центра прыжков на акробатической дорожке.
Предмет исследования: влияние средств физической реабилитации на восстановление прыгунов на акробатической дорожке после травм верхних конечностей.
Цель исследования: определение влияния средств и методов лечебной физической культуры (ЛФК) на процесс восстановления прыгунов на АКД с травмами верхних конечностей.
Задачи исследования:
1.Оценить физическое состояние прыгунов на АКД после медицинской реабилитации, при переходе на тренирующий этап восстановительного периода.
2.Разработать методику комплексной физической реабилитации спортсменов-акробатов после травм верхних конечностей.
3.Оценить влияние занятий по экспериментальной методике комплексной физической реабилитации в процессе педагогического эксперимента на физическое состояние спортсменов-прыгунов на АКД.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование
специально разработанной методики позволит ускорить сроки восстановления и способствовать профилактике возникновения повторных травм верхних конечностей у прыгунов на АКД.
Методы исследования:
1.Анализ литературных источников.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Анкетирование.
4.Контрольные испытания (тесты).
5.Педагогический эксперимент.
6.Методы математической статистики
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и образовательно-спортивного центра прыжков на батуте "Акро- Спорт".
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 4 рисунка, список используемой литературы включает 75 источников. Основной текст работы изложен на 47 страницах.
1.Анализ и обобщение специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что:
-спортивный травматизм составляет 3-5% от всех видов травм;
-чаще всего повреждаются суставы, кости, связки, мышцы, сухожилия;
-повреждения конечностей составляют 82% всех повреждений тела;
-акробатика является травмоопасным видом спорта;
-у спортсменов-прыгунов на акробатической дорожке до четверти всех травм опорно-двигательного аппарата составляют повреждения верхних конечностей;
-каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных органов и систем;
-планирование спортивной нагрузки во всех видах спорта и, в частности, в спортивных прыжках на акробатической дорожке, необходимо выполнять, в первую очередь, с учетом анатомо-физиологических особенностей организма спортсменов.
2.Результаты анкетного опроса и беседы тренеров и спортсменов показали, что:
Р механизм травмы у спортсменов-акробатов неоднороден:
-около 43 % всех травм возникает в результате столкновения, падения, т. е., прямого механизма травмы;
Р по результатам анкетного опроса участников исследования было
выявлено, что по истечении одного - двух месяцев после полученной травмы:
-40% от общего количества испытуемых все еще ощущают легкую боль при нагрузках на травмированный сустав;
-у 20% детей - это не первая травма верхних конечностей;
-у 40% - это первая травма верхних конечностей;
-у 70% испытуемых присутствует скованность и боль при выполнении прыжковых упражнений на акробатической дорожке;
-у 30% опрошенных присутствует страх получения повторной травмы.
3.По окончании педагогического эксперимента все исследуемые показатели у испытуемых экспериментальной группы имели более положительную динамику, по сравнению с участниками контрольной группы:
J в тесте «подтягивание»:
-до применения экспериментальной методики средний результат участников ЭГ был 2,7+0,67 раз, а у спортсменов КГ - 2,3+0,82 раз, соответственно, разница между ЭГ и КГ была 0,4 раза;
-после проведения педагогического эксперимента средний показатель у спортсменов КГ был всего 8 раз, а у испытуемых ЭГ вырос до 10 раз, то есть, разница между прыгунами КГ и ЭГ составила 2 раза;
-на итоговом этапе тестирования t = 5,07, следовательно, различие является достоверным, что свидетельствует о росте показателей по данному тесту.
J в тесте «вис на перекладине»:
-до применения экспериментальной методики средний результат у
прыгунов КГ был 18,8+ 0,92 секунды, а у испытуемых ЭГ - 18,4 + 0,7
секунды, разница между спортсменами КГ и ЭГ составляла 0,4 секунд;
-после проведения педагогического эксперимента средний показатель у спортсменов КГ вырос до 25,6+0,7 секунд, а у прыгунов ЭГ составил 28,6+0,97 секунд, следовательно, разница между испытуемыми ЭГ и КГ составила 3 секунды;
-на итоговом этапе тестирования t=7,95 следовательно, различие является достоверным, что свидетельствует о росте показателей по данному тесту у спортсменов ЭГ.
J в тесте «стойка на руках»:
-до применения экспериментальной методики показатели данного упражнения были неплохие - 9+0,67 и 8,3+0,95 секунд, у участников КГ и ЭГ, соответственно, разница между ними составила 0,7 секунды; стоит отметить, что никто из спортсменов не смог выполнить стойки на руках без единого падения;
-после проведения педагогического эксперимента спортсмены из КГ смогли выполнить стойки на руках, удерживая данное положение, в среднем, 15,2+0,79 секунды, тогда как испытуемые из ЭГ выполняли задание, в среднем, в течение 20,6+0,97 секунд, разница между участниками ЭГ и КГ составила 5,4 секунд;
-на итоговом этапе тестирования t=13,69 и это говорит о том, что различие является достоверным.
J в тесте «отжимания»:
-до применения экспериментальной методики средний результат у спортсменов ЭГ составил 9,1+0,57 раз, а у участников КГ 8,5+0,85 раз, разница между результатами испытуемых ЭГ и КГ составляла 0,6 раз.
-после проведения педагогического эксперимента спортсмены из КГ смогли выполнить отжимания, в среднем, в количестве 13,7+0,67 раз, а прыгуны из ЭГ - 19,3+0,67 раз, разница между результатами испытуемых ЭГ и КГ составила 6,4 раз.
-на итоговом этапе тестирования t=18,55, следовательно, различие является достоверным.
4.Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы, что говорит о положительном влиянии специальной методики, разработанной нами для ускорения процесса восстановления после травм верхних конечностей прыгунов на акробатической дорожке.
5.Для профилактики спортивного травматизма в спортивной акробатике развитие силы, координации и гибкости имеет весьма существенное значение.
1.Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2014. -28с.
2.Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2010. - 777c.
3.Аэробика. Содержание и методика оздоровительных занятий/ Вихарева Д.А., Козлова Е.В., Белоусова Т.И. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010.- 70с.
4.Бахрах И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие / И.И Бахрах, Г.Н. Грец. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 153с.
5.Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 1987. - 169с.
6.Башкиров В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 214с.
7.Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152с.
8.Бурмакова Г.М. Повреждения локтевого сустава при занятиях спортом.- М: «Лесар-Арт», 2012. - 170с.
9.Ботяев В. Исследование вариативности развития координационных способностей у прыгунов различных специализаций, возраста и квалификации // Наука в олимп. спорте, 2013. - С.34-35.
10.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 156с.
11.Волков В. М. Восстановительные процессы в спорте. -2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 142с.
12.Высочин Ю.В. Специфические травмы спортсменов: учебное пособие. - М.: Медицина, 2017. - 102с.
13.Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - 3-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2015.- 230с.
14.Геселевич В.А. Характеристика спортивного травматизма. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 144с.
15.Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - М.:
Физкультура и спорт, 2016.- 189с...