Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………………………………………...7
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе при ОНР III уровня. Монологическая речь…………………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР………..18
Вывод по первой главе…………………………………………………………..24
Глава 2. Методы диагностики и коррекции связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………………………………….26
2.1 Диагностические методики, ориентированные на выявление особенностей развития детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………...26
2.2 Методы коррекционно-логопедической работы при ОНР детей старшего дошкольного возраста III уровня……………………………………………….31
Вывод по второй главе…………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Совершенствование методов обучения в свете реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным специальной литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной описательно-повествовательной речи.
В последние годы число детей, страдающих ОНР, неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что важный вклад в изучение проблемы формирования связной речи у детей был сделан Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Ф. А. Сохиным.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, арсенал языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Объект исследования: монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: система специальных упражнений по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель исследования: разработать теоретические основы особенностей развития коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами мнемотехники
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать систему специальных упражнений, определить направления коррекционной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Опробовать разработанный комплекс занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами мнемотехники.
Методология исследования. В работе использовались общетеоретические методы исследования (анализ, обобщение, синтез).
В Российской Федерации работа с детьми с ОВЗ строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г., а также Конвенции ООН о правах ребёнка, конвенции ООН о правах инвалидов. [1;2;3].
Коррекционная работа с детьми регламентируется следующими нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [1].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [2].
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г.) [3].
В структуру работы входят: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность данной темы, раскрывают цели и задачи исследования, и теоретическая значимость работы.
Первая глава включает в себя 2 параграфа и раскрывает теоретико-
методологические основы развития связной речи у детей в онтогенезе и у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике.
Вторая глава включает 2 параграфа и представляет организацию исследования, описание диагностических методик и анализ проведенного констатирующего эксперимента по выявлению особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .
Заключение посвящено основным выводам, сделанным после проведения всех этапов эксперимента.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Речевая патология детей в виде общего недоразвития речи проявляется в разнообразных затруднениях в овладении и оперировании содержательной и грамматической сторонами связного высказывания. У таких детей замедлены процессы развития речи, затруднено расширение словарного запаса и грамматического строя в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи. При этом наблюдается ограничение речевых контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, обуславливает затруднение в полноценной коммуникации и, как следствие, социализации детей.
Уровень развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуется следующими особенностями: дети используют простые по конструкции или искаженные фразы; словарный запас отличается преимущественной пассивностью и обиходностью; местоимения, союзы, некоторые предлоги используются детьми в их элементарных значениях; у детей не развиваются навыки словообразования; в процессе выстраивания грамматических конструкций детьми допускаются грубые ошибки.
Недоразвитая речь обуславливает развитие процесса скапливания языковых представлений и формирует у ребенка неполноценные представления об общественной реальности, затрудняя тем самым сам процесс общего развития. Одним из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР является работа над развитием у них связной монологической речи.
Целенаправленное формирование связной речи ребенка является сложной и комплексной задачей обучения, что решается как в повседневной жизни ребенка, так и на специальных занятиях. В жизни ребенка речь выполняет многообразные функции. Основной и первоначальной является коммуникативная функция. У детей с общим недоразвитием речи активная монологическая речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п. Вне специального внимания к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Формирование связной монологической речи детей с ОНР III уровня необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, оно приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Благодаря систематической, упорной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также ввиду высоких компенсаторных возможностей детей, уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР может подняться достаточно высоко и большинству из них удаётся по основным показателям связной речи не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Организация обучения детей с ОНР III уровня предполагает формирование умений подбирать точные языковые средства, использовать их в нужной грамматической форме, планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связывать высказывания между собой в рассказ, характеризующийся связностью, логичностью, последовательностью.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г.
МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Алмазова А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. – М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. – 765 c.
5. Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. – М.: Русайнс, 2018. – 320 c.
6. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. – М.: Русайнс, 2018. – 256 c.
7. Бабакин Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 128 c.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2018. – 320 c.
9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
10. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
11. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
12. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. – 2012. – № 3. – С. 32-40.
13. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 479 c.
14. Долгих О.О. Формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный режим] / О.О. Долгих // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 1 (25). – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-1-11.pdf. (Дата обращения 15.05.2022)
15. Емец Е.В. Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.В. Емец // Специальное образование: материалы XIII международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2017 г.): в 2 т. – СПб. : Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – Т. 2. – С. 40-42.
16. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – Москва: Соц. полит.журн., 1994. – 96 с.
17. Заева М. О., Шорохова М. В. Коррекционные возможности инновационной технологии «Speech box» и ее применение при нарушениях речи // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2020. – № 8. – С. 124-130.
18. Иневаткина С. Е., Каризина Е. М. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2018. – № 3 (51). – С. 51-59.
19. Карнаухова Я. Б. Стратегия логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР методом изографического моделирования // Дефектология. – 2018. – № 1. – С. 57-65.
20. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
21. Кравченко А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. – М.: Проспект, 2019. - 400 c.
22. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. – 400 c.
23. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Риор, 2018. – 112 c.
24. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2017. – 204 c.
25. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c.
26. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 136 c.
27. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург: Наука-Питер, 2006. – 102 с.
28. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2004. – 303 с.
29. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1958. – 168 с.
30. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2018. – 384 с.
31. Новикова Г. Н., Башмакова С. Б. Развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического квеста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – С. 153-156.
32. Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2016. – 160 c.
33. Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 192 c.
34. Павелко Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2019. – 48 c.
35. Рахимова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Рахимова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). – Казань, 2013. – С. 62–64.
36. Рахматуллина А.Г. Особенности нарушения процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А.Г. Рахматуллина // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). – Казань, 2013. – С. 64–67.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.
38. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
39. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 228 c.
40. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 687 c.
41. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник Академическия курс / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 509 c.
42. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 509 c.
43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с.
44. Чиркина Г.В. Проблемы логопедической диагностики // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты. Международный сборник научных трудов. / Под ред. С.М. Валявко – М. 2011. – С. 45-49.
45. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.
46. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 215 с.
47. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.