Особенности формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………………………………………...7
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе при ОНР III уровня. Монологическая речь…………………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР………..18
Вывод по первой главе…………………………………………………………..24
Глава 2. Методы диагностики и коррекции связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………………………………….26
2.1 Диагностические методики, ориентированные на выявление особенностей развития детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………...26
2.2 Методы коррекционно-логопедической работы при ОНР детей старшего дошкольного возраста III уровня……………………………………………….31
Вывод по второй главе…………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………………………………………...7
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе при ОНР III уровня. Монологическая речь…………………………………………………………………………………7
1.2 Характеристика общего недоразвития речи. Периодизация ОНР………..18
Вывод по первой главе…………………………………………………………..24
Глава 2. Методы диагностики и коррекции связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………………………………………….26
2.1 Диагностические методики, ориентированные на выявление особенностей развития детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………...26
2.2 Методы коррекционно-логопедической работы при ОНР детей старшего дошкольного возраста III уровня……………………………………………….31
Вывод по второй главе…………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Совершенствование методов обучения в свете реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому при подготовке к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи детей как важнейшего условия усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным специальной литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной описательно-повествовательной речи.
В последние годы число детей, страдающих ОНР, неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что важный вклад в изучение проблемы формирования связной речи у детей был сделан Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Ф. А. Сохиным.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, арсенал языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Объект исследования: монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: система специальных упражнений по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель исследования: разработать теоретические основы особенностей развития коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами мнемотехники
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать систему специальных упражнений, определить направления коррекционной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Опробовать разработанный комплекс занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами мнемотехники.
Методология исследования. В работе использовались общетеоретические методы исследования (анализ, обобщение, синтез).
В Российской Федерации работа с детьми с ОВЗ строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г., а также Конвенции ООН о правах ребёнка, конвенции ООН о правах инвалидов. [1;2;3].
Коррекционная работа с детьми регламентируется следующими нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [1].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [2].
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г.) [3].
В структуру работы входят: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность данной темы, раскрывают цели и задачи исследования, и теоретическая значимость работы.
Первая глава включает в себя 2 параграфа и раскрывает теоретико-
методологические основы развития связной речи у детей в онтогенезе и у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике.
Вторая глава включает 2 параграфа и представляет организацию исследования, описание диагностических методик и анализ проведенного констатирующего эксперимента по выявлению особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .
Заключение посвящено основным выводам, сделанным после проведения всех этапов эксперимента.
Особое внимание формированию навыков связной монологической речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), у которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического. По данным специальной литературы, у детей с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной описательно-повествовательной речи.
В последние годы число детей, страдающих ОНР, неуклонно увеличивается, в связи с чем встает проблема формирования навыков связной речи таких детей, коррекции процесса формирования речевой деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что важный вклад в изучение проблемы формирования связной речи у детей был сделан Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, Ф. А. Сохиным.
По данным педагогической практики и специальных исследований (Л. Ф. Спирова, О. Е. Грибова, Т. В. Волосовец, В. К. Воробьева и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи достаточно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, арсенал языковых средств выражения мысли крайне беден. Несформированность связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Объект исследования: монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: система специальных упражнений по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель исследования: разработать теоретические основы особенностей развития коррекционной работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами мнемотехники
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать систему специальных упражнений, определить направления коррекционной работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Опробовать разработанный комплекс занятий по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня средствами мнемотехники.
Методология исследования. В работе использовались общетеоретические методы исследования (анализ, обобщение, синтез).
В Российской Федерации работа с детьми с ОВЗ строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г., а также Конвенции ООН о правах ребёнка, конвенции ООН о правах инвалидов. [1;2;3].
Коррекционная работа с детьми регламентируется следующими нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [1].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [2].
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г.) [3].
В структуру работы входят: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность данной темы, раскрывают цели и задачи исследования, и теоретическая значимость работы.
Первая глава включает в себя 2 параграфа и раскрывает теоретико-
методологические основы развития связной речи у детей в онтогенезе и у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также обзор коррекционно-развивающих технологий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в современной логопедической теории и практике.
Вторая глава включает 2 параграфа и представляет организацию исследования, описание диагностических методик и анализ проведенного констатирующего эксперимента по выявлению особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня .
Заключение посвящено основным выводам, сделанным после проведения всех этапов эксперимента.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Речевая патология детей в виде общего недоразвития речи проявляется в разнообразных затруднениях в овладении и оперировании содержательной и грамматической сторонами связного высказывания. У таких детей замедлены процессы развития речи, затруднено расширение словарного запаса и грамматического строя в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи. При этом наблюдается ограничение речевых контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, обуславливает затруднение в полноценной коммуникации и, как следствие, социализации детей.
Уровень развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуется следующими особенностями: дети используют простые по конструкции или искаженные фразы; словарный запас отличается преимущественной пассивностью и обиходностью; местоимения, союзы, некоторые предлоги используются детьми в их элементарных значениях; у детей не развиваются навыки словообразования; в процессе выстраивания грамматических конструкций детьми допускаются грубые ошибки.
Недоразвитая речь обуславливает развитие процесса скапливания языковых представлений и формирует у ребенка неполноценные представления об общественной реальности, затрудняя тем самым сам процесс общего развития. Одним из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР является работа над развитием у них связной монологической речи.
Целенаправленное формирование связной речи ребенка является сложной и комплексной задачей обучения, что решается как в повседневной жизни ребенка, так и на специальных занятиях. В жизни ребенка речь выполняет многообразные функции. Основной и первоначальной является коммуникативная функция. У детей с общим недоразвитием речи активная монологическая речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п. Вне специального внимания к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Формирование связной монологической речи детей с ОНР III уровня необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, оно приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Благодаря систематической, упорной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также ввиду высоких компенсаторных возможностей детей, уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР может подняться достаточно высоко и большинству из них удаётся по основным показателям связной речи не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Организация обучения детей с ОНР III уровня предполагает формирование умений подбирать точные языковые средства, использовать их в нужной грамматической форме, планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связывать высказывания между собой в рассказ, характеризующийся связностью, логичностью, последовательностью.
Речевая патология детей в виде общего недоразвития речи проявляется в разнообразных затруднениях в овладении и оперировании содержательной и грамматической сторонами связного высказывания. У таких детей замедлены процессы развития речи, затруднено расширение словарного запаса и грамматического строя в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи. При этом наблюдается ограничение речевых контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, обуславливает затруднение в полноценной коммуникации и, как следствие, социализации детей.
Уровень развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуется следующими особенностями: дети используют простые по конструкции или искаженные фразы; словарный запас отличается преимущественной пассивностью и обиходностью; местоимения, союзы, некоторые предлоги используются детьми в их элементарных значениях; у детей не развиваются навыки словообразования; в процессе выстраивания грамматических конструкций детьми допускаются грубые ошибки.
Недоразвитая речь обуславливает развитие процесса скапливания языковых представлений и формирует у ребенка неполноценные представления об общественной реальности, затрудняя тем самым сам процесс общего развития. Одним из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР является работа над развитием у них связной монологической речи.
Целенаправленное формирование связной речи ребенка является сложной и комплексной задачей обучения, что решается как в повседневной жизни ребенка, так и на специальных занятиях. В жизни ребенка речь выполняет многообразные функции. Основной и первоначальной является коммуникативная функция. У детей с общим недоразвитием речи активная монологическая речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п. Вне специального внимания к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Формирование связной монологической речи детей с ОНР III уровня необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, оно приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Благодаря систематической, упорной работе логопеда, воспитателей, родителей, а также ввиду высоких компенсаторных возможностей детей, уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР может подняться достаточно высоко и большинству из них удаётся по основным показателям связной речи не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Организация обучения детей с ОНР III уровня предполагает формирование умений подбирать точные языковые средства, использовать их в нужной грамматической форме, планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связывать высказывания между собой в рассказ, характеризующийся связностью, логичностью, последовательностью.
Подобные работы
- Особенности формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Формирование связной морфологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по средством мнемотехники
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022



