Взаимоотношения супругов в молодых семьях
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования. 10 пар, которые находятся в браке 1-3 года, и у которых есть ребёнок. Возраст средний возраст испытуемых – 25,5 года.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейных взаимоотношений в молодых семьях6
1.1. Семья как институт социализации 6
1.2. Особенности построения супружеских взаимоотношений 10
1.3. Молодая семья: проблемы и ее изучение в семейной психологии 16
1.4. Выводы 21
Глава II. Эмпирическое исследование семейных взаимоотношений в молодых семьях 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Выводы 28
Заключение 29
Литература 31
Выборка исследования. 10 пар, которые находятся в браке 1-3 года, и у которых есть ребёнок. Возраст средний возраст испытуемых – 25,5 года.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейных взаимоотношений в молодых семьях6
1.1. Семья как институт социализации 6
1.2. Особенности построения супружеских взаимоотношений 10
1.3. Молодая семья: проблемы и ее изучение в семейной психологии 16
1.4. Выводы 21
Глава II. Эмпирическое исследование семейных взаимоотношений в молодых семьях 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Выводы 28
Заключение 29
Литература 31
Изучение семейных отношений всегда было важной темой в психологической науке и практике. Тем не менее, в центре внимания исследований в первую очередь были устоявшиеся семьи, а не молодые семьи. Молодые семьи, определяемые как те, кто живет вместе менее трех лет, представляют собой уникальную и важную группу населения для изучения, поскольку они находятся на ранних стадиях своего развития и, вероятно, столкнутся с другими проблемами, чем более устоявшиеся семьи.
Актуальность изучения семейных отношений в молодых семьях заключается в том, что этот период характеризуется значительными изменениями, приспособлениями, переходами для супружеских пар. Эти переходы включают в себя адаптацию к новым ролям, работу с изменениями в интимных отношениях и общении, а также самоопределение в процессе становления родителями. Понимание факторов, влияющих на качество семейных отношений в этот период, может дать важную информацию о том, как поддерживать и укреплять эти отношения, что в конечном итоге может оказать положительное влияние на благополучие как родителей, так и детей.
Семью как социально-психологическую группу исследовали У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, 3. Фрейд. С начала 20-х до 60-х гг. XX века к анализу вопросов семьи и брака обращались К.Н. Ковалев, A.M. Коллонтай, А.В. Луначарский, Е.А. Преображенский, Л. Троцкий и другие. Изучением основных функций молодой семьи - репродуктивной и воспитательной занимались такие исследователи как А.И. Антонов, И.П. Каткова, В.М. Медков.
Несмотря на важность данной темы, исследований семейных отношений в молодых семьях проводилось относительно немного. Хотя проводились некоторые исследования факторов, способствующих успешным отношениям, большая часть этих исследований была сосредоточена на конкретных группах населения (например, семьях с низким доходом). Таким образом, существует потребность в дополнительных исследованиях, в которых изучаются уникальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи, и факторы, способствующие положительным результатам в этих семьях.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, чтобы понять факторы, которые способствуют успешным семейным отношениям в молодых семьях. В частности, исследование направлено на изучение того, как удовлетворенность отношениями и наличие детей влияют на качество семейных отношений в молодых семьях. Благодаря лучшему пониманию этих факторов, это исследование может дать важную информацию о том, как поддерживать и укреплять семейные отношения в этот критический период развития семьи.
Цель исследования: исследовать семейные взаимоотношения в молодых семьях.
Задачи исследования:
1. Анализ семьи как института социализации.
2. Изучение особенностей построения супружеских взаимоотношений.
3. Рассмотрений проблем молодой семьи и ее изучения в семейной психологии.
4. Проведение эмпирического исследования семейных взаимоотношений в молодых семьях.
Проведение исследования базировалось на следующей гипотезе: существует связь между семейной адаптацией, семейной сплоченностью и стилями детско-родительских отношений.
Объект исследования – семейные взаимоотношения.
Предмет исследования – особенности семейных взаимоотношений в молодых семьях.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психологической литературы, синтез, классификация, обобщение;
2) эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных психологов, таких как Ю.Е. Алешина, Э. Бэйдер, П. Пирсон, С.И. Голод, Т.А. Гурко, С.В. Ковалев, М.С. Мацковский, Н.Х. Сафина, О.В. Хухлаева, Л.Б. Шнейдер и других.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов к ним, заключения и списка литературы.
Актуальность изучения семейных отношений в молодых семьях заключается в том, что этот период характеризуется значительными изменениями, приспособлениями, переходами для супружеских пар. Эти переходы включают в себя адаптацию к новым ролям, работу с изменениями в интимных отношениях и общении, а также самоопределение в процессе становления родителями. Понимание факторов, влияющих на качество семейных отношений в этот период, может дать важную информацию о том, как поддерживать и укреплять эти отношения, что в конечном итоге может оказать положительное влияние на благополучие как родителей, так и детей.
Семью как социально-психологическую группу исследовали У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, 3. Фрейд. С начала 20-х до 60-х гг. XX века к анализу вопросов семьи и брака обращались К.Н. Ковалев, A.M. Коллонтай, А.В. Луначарский, Е.А. Преображенский, Л. Троцкий и другие. Изучением основных функций молодой семьи - репродуктивной и воспитательной занимались такие исследователи как А.И. Антонов, И.П. Каткова, В.М. Медков.
Несмотря на важность данной темы, исследований семейных отношений в молодых семьях проводилось относительно немного. Хотя проводились некоторые исследования факторов, способствующих успешным отношениям, большая часть этих исследований была сосредоточена на конкретных группах населения (например, семьях с низким доходом). Таким образом, существует потребность в дополнительных исследованиях, в которых изучаются уникальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи, и факторы, способствующие положительным результатам в этих семьях.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, чтобы понять факторы, которые способствуют успешным семейным отношениям в молодых семьях. В частности, исследование направлено на изучение того, как удовлетворенность отношениями и наличие детей влияют на качество семейных отношений в молодых семьях. Благодаря лучшему пониманию этих факторов, это исследование может дать важную информацию о том, как поддерживать и укреплять семейные отношения в этот критический период развития семьи.
Цель исследования: исследовать семейные взаимоотношения в молодых семьях.
Задачи исследования:
1. Анализ семьи как института социализации.
2. Изучение особенностей построения супружеских взаимоотношений.
3. Рассмотрений проблем молодой семьи и ее изучения в семейной психологии.
4. Проведение эмпирического исследования семейных взаимоотношений в молодых семьях.
Проведение исследования базировалось на следующей гипотезе: существует связь между семейной адаптацией, семейной сплоченностью и стилями детско-родительских отношений.
Объект исследования – семейные взаимоотношения.
Предмет исследования – особенности семейных взаимоотношений в молодых семьях.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психологической литературы, синтез, классификация, обобщение;
2) эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных психологов, таких как Ю.Е. Алешина, Э. Бэйдер, П. Пирсон, С.И. Голод, Т.А. Гурко, С.В. Ковалев, М.С. Мацковский, Н.Х. Сафина, О.В. Хухлаева, Л.Б. Шнейдер и других.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов к ним, заключения и списка литературы.
В результате изучения теоретических аспектов проблемы семейных взаимоотношений в молодых семьях были подробно рассмотрены: семья как институт социализации, особенности построения супружеских взаимоотношений, проблемы изучения молодой семьи в семейной психологии.
Так, установлено, что семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Гармоничная семья — это поддерживающая и мирная среда, в которой у членов хорошие отношения, уважение и открытое общение. Напротив, в дисгармоничной семье плохие отношения, конфликты, напряженность и отсутствие доверия, часто с негативным общением и неразрешенными конфликтами.
Начальные этапы супружеской жизни характеризуются формированием модели семейных отношений, адаптацией партнеров в семье, распределением власти, формированием духовной общности между супругами, родителями. Некоторые распространенные кризисы, через которые пары могут пройти на начальном этапе супружеской жизни, включают адаптацию к новым ролям и обязанностям, финансовое напряжение, управление ожиданиями, трудности в общении и разрешение конфликтов. Другие проблемы могут включать различия в ценностях, убеждениях и образе жизни, а также управление динамикой расширенной семьи и потенциальным культурным или социальным давлением.
Молодая семья – это семья на начальной стадии формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов, на стадии реализации супружеского выбора. Молодая семья на начальных этапах своего развития сталкивается с разнообразными проблемами. Среди нах наиболее распространенными являются следующие: недостаточный уровень материальной обеспеченности молодой семьи, вероятность к возникновению внутрисемейных конфликтов в связи с этим, снижение репродуктивной функции молодой семьи.
В результате эмпирического исследования были выявлены корреляционные связи между дисфункциональным типом и игнорированием потребностей ребенка, чрезмерным количеством запретов, чрезмерным количеством санкций; между полуфункциональным типом и гиперпротекцией, потворствованием и недостаточностью требований. Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между семейной адаптацией, семейной сплоченностью и стилями детско-родительских отношений, полностью подтверждена.
Результаты этого исследования могут быть использованы для оказания поддержки молодых семей на начальных этапах их формирования. Социальные работники, семейные терапевты и другие специалисты могут использовать это исследование для создания программ, направленных на решение проблем, с которыми сталкиваются молодые семьи.
Могут быть проведены дальнейшие исследования для изучения влияния культурных и социальных факторов на семейные отношения в молодых семьях. Например, культурные ожидания и нормы в отношении гендерных ролей, структуры семьи и практики воспитания детей могут существенно влиять на динамику молодой семьи. Понимание этих факторов может помочь профессионалам лучше поддерживать и работать с семьями из разных слоев общества.
Так, установлено, что семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Гармоничная семья — это поддерживающая и мирная среда, в которой у членов хорошие отношения, уважение и открытое общение. Напротив, в дисгармоничной семье плохие отношения, конфликты, напряженность и отсутствие доверия, часто с негативным общением и неразрешенными конфликтами.
Начальные этапы супружеской жизни характеризуются формированием модели семейных отношений, адаптацией партнеров в семье, распределением власти, формированием духовной общности между супругами, родителями. Некоторые распространенные кризисы, через которые пары могут пройти на начальном этапе супружеской жизни, включают адаптацию к новым ролям и обязанностям, финансовое напряжение, управление ожиданиями, трудности в общении и разрешение конфликтов. Другие проблемы могут включать различия в ценностях, убеждениях и образе жизни, а также управление динамикой расширенной семьи и потенциальным культурным или социальным давлением.
Молодая семья – это семья на начальной стадии формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов, на стадии реализации супружеского выбора. Молодая семья на начальных этапах своего развития сталкивается с разнообразными проблемами. Среди нах наиболее распространенными являются следующие: недостаточный уровень материальной обеспеченности молодой семьи, вероятность к возникновению внутрисемейных конфликтов в связи с этим, снижение репродуктивной функции молодой семьи.
В результате эмпирического исследования были выявлены корреляционные связи между дисфункциональным типом и игнорированием потребностей ребенка, чрезмерным количеством запретов, чрезмерным количеством санкций; между полуфункциональным типом и гиперпротекцией, потворствованием и недостаточностью требований. Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между семейной адаптацией, семейной сплоченностью и стилями детско-родительских отношений, полностью подтверждена.
Результаты этого исследования могут быть использованы для оказания поддержки молодых семей на начальных этапах их формирования. Социальные работники, семейные терапевты и другие специалисты могут использовать это исследование для создания программ, направленных на решение проблем, с которыми сталкиваются молодые семьи.
Могут быть проведены дальнейшие исследования для изучения влияния культурных и социальных факторов на семейные отношения в молодых семьях. Например, культурные ожидания и нормы в отношении гендерных ролей, структуры семьи и практики воспитания детей могут существенно влиять на динамику молодой семьи. Понимание этих факторов может помочь профессионалам лучше поддерживать и работать с семьями из разных слоев общества.
Подобные работы
- Привязанность как фактор конфликтности в отношениях супругов в молодой семье
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Удовлетворенность браком в современной молодой семье
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Социально-экономическая поддержка молодых семей
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2013 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ. ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика конфликтов в молодых семьях
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Психосоциальная работа с молодой семьёй
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Возможности социальной работы в решении проблем дистантной молодой семьи
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОДДЕРЖКЕ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЕЛОК РАЗУМНОЕ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



