Проведено эмпирическое исследование.
Выборка исследования. 10 пар, которые находятся в браке 1-3 года, и у которых есть ребёнок. Возраст средний возраст испытуемых – 25,5 года.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы семейных взаимоотношений в молодых семьях6
1.1. Семья как институт социализации 6
1.2. Особенности построения супружеских взаимоотношений 10
1.3. Молодая семья: проблемы и ее изучение в семейной психологии 16
1.4. Выводы 21
Глава II. Эмпирическое исследование семейных взаимоотношений в молодых семьях 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Выводы 28
Заключение 29
Литература 31
Изучение семейных отношений всегда было важной темой в психологической науке и практике. Тем не менее, в центре внимания исследований в первую очередь были устоявшиеся семьи, а не молодые семьи. Молодые семьи, определяемые как те, кто живет вместе менее трех лет, представляют собой уникальную и важную группу населения для изучения, поскольку они находятся на ранних стадиях своего развития и, вероятно, столкнутся с другими проблемами, чем более устоявшиеся семьи.
Актуальность изучения семейных отношений в молодых семьях заключается в том, что этот период характеризуется значительными изменениями, приспособлениями, переходами для супружеских пар. Эти переходы включают в себя адаптацию к новым ролям, работу с изменениями в интимных отношениях и общении, а также самоопределение в процессе становления родителями. Понимание факторов, влияющих на качество семейных отношений в этот период, может дать важную информацию о том, как поддерживать и укреплять эти отношения, что в конечном итоге может оказать положительное влияние на благополучие как родителей, так и детей.
Семью как социально-психологическую группу исследовали У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, 3. Фрейд. С начала 20-х до 60-х гг. XX века к анализу вопросов семьи и брака обращались К.Н. Ковалев, A.M. Коллонтай, А.В. Луначарский, Е.А. Преображенский, Л. Троцкий и другие. Изучением основных функций молодой семьи - репродуктивной и воспитательной занимались такие исследователи как А.И. Антонов, И.П. Каткова, В.М. Медков.
Несмотря на важность данной темы, исследований семейных отношений в молодых семьях проводилось относительно немного. Хотя проводились некоторые исследования факторов, способствующих успешным отношениям, большая часть этих исследований была сосредоточена на конкретных группах населения (например, семьях с низким доходом). Таким образом, существует потребность в дополнительных исследованиях, в которых изучаются уникальные проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи, и факторы, способствующие положительным результатам в этих семьях.
Таким образом, проблема исследования состоит в том, чтобы понять факторы, которые способствуют успешным семейным отношениям в молодых семьях. В частности, исследование направлено на изучение того, как удовлетворенность отношениями и наличие детей влияют на качество семейных отношений в молодых семьях. Благодаря лучшему пониманию этих факторов, это исследование может дать важную информацию о том, как поддерживать и укреплять семейные отношения в этот критический период развития семьи.
Цель исследования: исследовать семейные взаимоотношения в молодых семьях.
Задачи исследования:
1. Анализ семьи как института социализации.
2. Изучение особенностей построения супружеских взаимоотношений.
3. Рассмотрений проблем молодой семьи и ее изучения в семейной психологии.
4. Проведение эмпирического исследования семейных взаимоотношений в молодых семьях.
Проведение исследования базировалось на следующей гипотезе: существует связь между семейной адаптацией, семейной сплоченностью и стилями детско-родительских отношений.
Объект исследования – семейные взаимоотношения.
Предмет исследования – особенности семейных взаимоотношений в молодых семьях.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ психологической литературы, синтез, классификация, обобщение;
2) эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных психологов, таких как Ю.Е. Алешина, Э. Бэйдер, П. Пирсон, С.И. Голод, Т.А. Гурко, С.В. Ковалев, М.С. Мацковский, Н.Х. Сафина, О.В. Хухлаева, Л.Б. Шнейдер и других.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов к ним, заключения и списка литературы.
В результате изучения теоретических аспектов проблемы семейных взаимоотношений в молодых семьях были подробно рассмотрены: семья как институт социализации, особенности построения супружеских взаимоотношений, проблемы изучения молодой семьи в семейной психологии.
Так, установлено, что семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Гармоничная семья — это поддерживающая и мирная среда, в которой у членов хорошие отношения, уважение и открытое общение. Напротив, в дисгармоничной семье плохие отношения, конфликты, напряженность и отсутствие доверия, часто с негативным общением и неразрешенными конфликтами.
Начальные этапы супружеской жизни характеризуются формированием модели семейных отношений, адаптацией партнеров в семье, распределением власти, формированием духовной общности между супругами, родителями. Некоторые распространенные кризисы, через которые пары могут пройти на начальном этапе супружеской жизни, включают адаптацию к новым ролям и обязанностям, финансовое напряжение, управление ожиданиями, трудности в общении и разрешение конфликтов. Другие проблемы могут включать различия в ценностях, убеждениях и образе жизни, а также управление динамикой расширенной семьи и потенциальным культурным или социальным давлением.
Молодая семья – это семья на начальной стадии формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов, на стадии реализации супружеского выбора. Молодая семья на начальных этапах своего развития сталкивается с разнообразными проблемами. Среди нах наиболее распространенными являются следующие: недостаточный уровень материальной обеспеченности молодой семьи, вероятность к возникновению внутрисемейных конфликтов в связи с этим, снижение репродуктивной функции молодой семьи.
В результате эмпирического исследования были выявлены корреляционные связи между дисфункциональным типом и игнорированием потребностей ребенка, чрезмерным количеством запретов, чрезмерным количеством санкций; между полуфункциональным типом и гиперпротекцией, потворствованием и недостаточностью требований. Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между семейной адаптацией, семейной сплоченностью и стилями детско-родительских отношений, полностью подтверждена.
Результаты этого исследования могут быть использованы для оказания поддержки молодых семей на начальных этапах их формирования. Социальные работники, семейные терапевты и другие специалисты могут использовать это исследование для создания программ, направленных на решение проблем, с которыми сталкиваются молодые семьи.
Могут быть проведены дальнейшие исследования для изучения влияния культурных и социальных факторов на семейные отношения в молодых семьях. Например, культурные ожидания и нормы в отношении гендерных ролей, структуры семьи и практики воспитания детей могут существенно влиять на динамику молодой семьи. Понимание этих факторов может помочь профессионалам лучше поддерживать и работать с семьями из разных слоев общества.
1 Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2018. № 2. С. 60—72.
2 Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Диссерт. канд. психол. наук. -М., 2019. – 217 с.
3 Андреева Т. В. Психология современной семьи: монография. СПб.: Речь, 2019. - 436 с.
4 Барышнева С.В. Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых: наук: 030300. СПб., 2022. - 85 с.
5 Бурбо Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой / пер. с англ. под ред. И. Старых. М.: ООО Изд. дом «София», 2021. 176 с.
6 Бьюдженталь Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А. Б. Фенько.М., (Библиотека психологии и психотерапии) 2020. – 182с.
7 Бэйдер Э., Пирсон П. В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар: учеб.-метод. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2018. - 332 с.
8 Голод С. И. Удовлетворенность супружеством как фактор стабилизации семьи // Современная семья. М., 2019. С. 57-62.
9 Голод С. И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 2021. - 135 с.
10 Гроздова Е. В., Лидерс А. Г. Комплементарность супругов и удовлетворенность браком // Семейная психология и семейная терапия. 2019. № 2. – 14с.
11 Гурко Т. А. Удовлетворенность браком как показатель супружеских отношений // Семья и социальная структура. М., 2021. - 353с.
12 Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование. 2021. № 3. С. 44.
13 Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 46-56.
14 Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2020. 208с.
15 Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики. -М.: Наука, 2019. - 114 с.
16 Нарицын Н. Н. Свадьба-развод и наоборот. М.: Махаон, 2021. - 101 с.
17 Нестерова Л. Л. Жизнеспособность и ресурсы семьи как основное условие семейного ортобиоза в преодолении трудных жизненных ситуаций // Социальная ортобиотика семьи: сб. науч. тр. / под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2020. С. 7—20.
18 Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.,2020. – 419с.
19 Попова Л. Г., Левицкая Е. В. «Детское» и «взрослое» восприятие семейной ситуации // Психол. вест. Уральск. ун-та. Вып. 3. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2019. С. 13-41.
20 Cафина Н. Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.13. Казань, 2019. 145 с.
21 Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 2018. - 272 с.
22 Столин В.В., Бутенко Г. П., Романова Т. Л. Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2022. - № 2. - С. 54-61.
23 Тавит А. Ю. Факторы, влияющие на удовлетворенность браком // Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 2019. – 412с.
24 Хоментаускас С. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 2018. - 160 с.
25 Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливыми после юности. М.: Генезис, 2019. – 295с.
26 Черников А. В. Проблемы жизненного цикла семьи // Журнал практ. психолога. № 6. 2021. С. 38-53.
27 Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 2022. – 451с.
28 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2018. - 672 с.
29 Bowen M. Toward the differentiation of self in one’s family of origin // Bowen M. Family therapy in clinical practice. New York: Jason Aronson, 2023. P. 547.
30 Mahler M. S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of the human infant. Symbiosis and individuation. New York: Basic Books, 2022.
31 Spanier R. and Lewis. G. Theorizing About the Quality and Stability of Marriage // In аBurr W. et al. (eds.) Contemporary Theories About the Family: Research-Based Theories. New York: The Free Press, 2019. Vol. I.