Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Астраханский филиал))
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические аспекты исполнительной власти в РФ…....7
1.1. Понятие исполнительной власти и ее признаки…………………...7
1.2.Виды органов исполнительной власти…11
Глава 2 Система и структура органов исполнительной власти в РФ……….17
2.1 Федеральные органы исполнительной власти……………...……….17
2.2 Региональные органы исполнительной власти (на примере Астраханской области)…9
2.3 Органы исполнительной власти на местном уровне (на примере муниципального образования «Город Астрахань»)…21
Заключение……………………………………………………………….24
Библиографический список………………………26
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением.
После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»-- более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Степень разработанности научной проблемы. Многие отечественные ученые занимались изучением и разработкой данной темы. Развитие подходов к анализу деятельности органов исполнительной власти рассматривались в трудах Атаманчука Г.В., Керимова Д.А., Макаровой Т.Б. и др.
Объектом курсовой работы является проектное управление в системе ГМУ.
В качестве предмета исследования выступает проектное управление Ленинградской области.
Целью данной работы является изучение деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие исполнительной власти и ее признаки;
- проанализировать виды органов исполнительной власти;
- рассмотреть федеральные органы исполнительной власти;
- проанализировать деятельность региональных органов исполнительной власти (на примере Астраханской области);
- рассмотрение деятельность органов исполнительной власти на местном уровне (на примере муниципального образования «Город Астрахань»).
В качестве инструментально-методического аппарата исследования используются методы сбора и анализа научной литературы, сравнительного анализа, горизонтальный и вертикальный анализ статистических данных.
Информационную базу исследования составили аналитические и статистические материалы, аналитические данные Министерств и Ведомств, данные российских Интернет-библиотек, публикации в научных журналах.
Курсовая работа состоит из ведения, двух разделов основной части (глав), заключения, библиографического списка и приложений.
В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.
На основе всего сказанного можно сделать выводы о том, что:
1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
2. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:
- федеральными органами государственной власти (согласно Указу Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 г. это Министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России);
- органами исполнительной власти субъектов Федерации;
- органами исполнительной власти, формируемыми субъектами Федерации самостоятельно.
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.
3. Государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти. Их взаимосвязь заключается в том, что государственное управление представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Следовательно, правомерен вывод о том, что понятие государственное управление более широкое, чем понятие исполнительная власть, и последняя является его производной.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31. – ст. 4398.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) // СЗ Российской Федерации. — 1997. — №51. — Ст.5712.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 17. – ст. 2060.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. - № 31. – ст. 2048.
6. Устав Астраханской области принят Государственной Думой Астраханской области от 29.03.2007.
7. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 2007 — 27 — Ст.3256.
8. Постановление Губернатора Астраханской области от 08.06.2022 № 45.
9. Положение об администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 18.02.2015 № 15.
10. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). — М., 2021.
11. Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации: Учебник/А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М., 2020.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: НОРМА, 2020.
13. Барциц И.Н. Конституционно-правовое обеспечение реформы государственного управления // Конституционное и муниципальное право. 2019. — № 4. — С.2-10.
14. Бачило И.П. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития. - М., 2020
15. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М., 2021.
16. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, №3 - 2019.
17. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеральных отношений // Государство и право. №12, 2021.
18. Долматов О.М. Административное право РФ. – М., 2021.
19. Вишняков, В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2021. — № 8 — С.67-83.
20. Ишеков К.А. Конституционный принцип разделения властей в, субъектах Российской Федерации. — Саратов, 2019.
21. Керимов Д.А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2021. — № 9,10.
22. Макарова Т.Б. Оценка эффективности, деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как форма президентского контроля/ Т.Б. Макарова // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. — № 4. — С.26-27.