Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Натюрморт «Лето» (живопись, масло)

Работа №114605

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 История развития искусства натюрморта как жанра 9
1.1 Композиционные особенности создания натюрморта 9
1.2 Художественные средства образной выразительности натюрморта 25
1.3 Этапы организации и постановки тематического натюрморта 38
Глава 2 Последовательность выполнения тематического натюрморта «Лето» 58
2.1 Выбор темы и поиск образного решения композиции «Лето» 58
2.2 Поиски художественных средств выразительности натюрморта «Лето» 60
2.3 Этапы выполнения натюрморта «Лето» 65
Заключение 76
Список используемой литературы 81
Приложение А Натюрморты мастеров XVIII-XIX века 84
Приложение Б Тематические натюрморты 92
Приложение В Этапы выполнения натюрморта «Лето» 94

«Живопись - немая поэзия». Эти слова Симонида, сохраненные для нас Плутархом (De Gloria Atheniensium, 346 F) [4, с. 178], категорично и емко определяют самую суть любых изобразительных живописных практик в контексте прочих искусств. Позднее мысль Симонида развил и закрепил своим авторитетом Леонардо да Винчи (Ash. I, 19 v - 20 r) [2, с. 59-61], а Г.Э. Лессинг попытался определить закономерности безмолвной связи живописи с художественной выразительностью поэтических образцов [3, с. 59]. Как правило, в центре всех рассуждений лежала самая очевидная для живописи и поэзии общая задача - повествовательная. Таким образом, подвергались тщательному анализу различные по своей технической природе средства раскрытия литературной фабулы. Также развернуто обозначался предполагаемый смежный художественный потенциал обоих искусств. Но исключительная роль самой тишины в сюжете картины так и не была выделена как основополагающая.
Живопись, прежде всего, изобразительна, и поэтому ее зрелищность всегда доминирует над прочими характеристиками, которые порой опрометчиво понимаются как сопутствующие. Тишина же - беззвучный и поэтому не всегда самый очевидный, спутник станкового изобразительного искусства. Живопись и тишина всегда вместе. Они неразлучны, и чем крепче они связанны, тем восприятие картины зрителем сильнее и глубже. Именно она затрагивает те сокровенные струны души созерцателя, которые недоступны искусствам звука - ни музыке, ни поэзии. Есть виды живописи еще более личные и сокровенные, а потому тихие, чем изображение архитектуры и природы, - это натюрморт. Интимность подобных работ, сокрытых в частном мирке заказчика или владельца, зачастую подчеркивает, а иногда и компенсирует, их достаток и величие личности, показывая посетителю, лишь намеком, без слов, о том, что же искренне любит и ценит их владелец. Здесь тишина особая, индивидуальная, она напрямую связана с атмосферой дома и его историей. Именно наличие естественной домашней тишины сообщает портрету или натюрморту необходимые тепло и уют, которые столь легко покоряют любого, даже совсем неподготовленного зрителя. Чарующий сплав натурализма с некой полусонной дымкой ускользающего воспоминания вторит врожденному сентиментализму зрителя, погружая его в тишину субъективного узнавания, ненавязчиво обещая некоторую неизбывную мечту о встрече с чем-то родным и забытым, поэтому никогда не потеряют свое очарование натюрморты Ж.Б.С. Шардена и А. Фантен-Латура. В этой связи можно еще раз обратиться к жанру натюрморта, так как через натюрморт можно решить одновременно и творческие и учебные задачи. Именно предметный мир имеет несравнимое богатство форм, масс, силуэтов, которые можно легко переставлять, комбинировать ими, выстраивая все новые схемы композиции. Поэтому, считаем, что именно жанр натюрморта предпочтителен при изучении законов композиции.
Степень изученности: Вопросы композиции интересовали многих художников и методистов. В своих трудах ее освещали художники-теоретики, например, такие как Н.Н. Волков, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий. Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что среди композиционных задач, задача построения пространства является одной из самых важных. Пространство в картине - это и место действия, и существенный компонент самого действия.
Работа опирается на исследования Головановой А.Е., Платоновой Н.И. В этих изданиях рассмотрены основы теории, методики и практики изображения графического натюрморта применительно к задачам обучения художников декоративно-прикладного искусства. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения различных типов натюрмортов. Также опирались на программы таких педагогов как Неменский Б.Н., Неменская Л.А. Авторы в своих методических пособиях развивают эмоционально-ценностное отношение ребенка к миру, дают возможность овладеть основами художественного языка, получить опыт эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, поэтому и являются актуальными по сей день. Мы считаем, что натюрморт создает широкие возможности для развития композиционных навыков, поскольку огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта. Предметный мир очень разнообразен с точки зрения форм, масс, объёмов - а это важно, когда мы учим ребенка правильно организовывать изобразительное пространство, заполнять его, не боясь передвигать предметы в плоскости, модифицировать их с точки зрения формы. Именно поэтому в ходе работы выдвигается предположение о том, что жанр натюрморта наиболее перспективен для обучения композиционным навыкам учащихся.
Объект исследования - процесс создания композиции тематического натюрморта.
Предмет исследования - тематический натюрморт «Лето» как фактор развития композиционных и художественных умений учащихся.
Цель исследования - разработать методические рекомендации для работы с детьми, направленные на развитие таких качеств как наблюдательность, чувство композиции, цветопередачи при работе с натюрмортом.
Задачи:
• провести исторический очерк развития натюрморта как жанра живописи;
• охарактеризовать целостность образного восприятия, цвет в живописи и средства выполнения натюрморта;
• изучить этапы организации и особенности постановки тематического натюрморта;
• описать последовательность выполнения тематического натюрморта «Лето»;
• провести поиски композиции и цветового решения натюрморта;
• обозначить последовательность выполнения тематического натюрморта «Лето».
Методология исследования. В научно-теоретических трудах исследователей эта проблема рассматривалась с разных точек зрения. Внимание уделялось изучению и анализу литературы по теории, истории и методике выполнения натюрморта. По психологии восприятия изображения (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, И.Т. Волкотруб, Р.Л. Грегори). По теории и методики преподавания композиции, рисунку, живописи (Н. Н Волков, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов). По декоративной композиции (Н.П. Бесчастнов, К. Даглдиян, Г.М. Логвиненко).
Методы исследования: анализ исторической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, метод аналогий, искусствоведческий, исторический, описательный, метод сравнительного анализа, обобщение.
Научная новизна - заключается в том, что адаптировали, обобщили теоретические материалы применения приёмов стилизации для выполнения натюрморта по теме «Лето», выявили закономерности освоения техники живописи масляными красками, приёмов стилизации формы в натюрморте.
Теоретическая значимость: состоит в систематизации и обобщении литературы по представленной теме.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: методические и исследовательские материалы по данной проблеме могут представлять интерес не только для учителей изобразительного искусства, но и для преподавателей детских художественных школ, где проблема развития композиционных навыков также актуальна.
Апробация исследования: состоялась на кафедре «Живопись и художественное образование» федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Тольяттинский государственный университет» - институт изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе работы над выпускной квалификационной работой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Первая глава раскрывает исторический очерк развития натюрморта и основные понятия исследования: Знания, умения, навыки: общее и особенное. Вторая глава носит методических характер, в ней представлена поэтапное описание работы над натюрмортом «лето» в технике масляной живописи. Приложения состоят из материалов, использованных в ходе практической деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Натюрморт позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. Натюрморт как самостоятельный вид искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии в XVII веке. Натюрморт раскрывает нам и жизнь людей, которым служили изображаемые в нём предметы, и отношение художника к ним. Жанр натюрморта развивался вместе со временем. Так, натюрморты эпохи барокко отличались пышностью, обилием предметов и, прежде всего реалистическим изображением натуры. Натюрморты импрессионистов отличало небольшое число изображаемых предметов, поскольку их главной целью была передача мгновений повседневной жизни. В работах художников-авангардистов натюрморт зачастую становился полем для экспериментов с композицией, трактовкой объёмов, освещением.
Натюрморт как жанр может иметь различные характеристики в зависимости от количества предметов, композиции и так далее. Простой натюрморт, например, включает небольшое количество предметов. И. именно с такого натюрморта лучше начинать. Для рисования подходят любые предметы, в том числе предметы повседневного обихода - столовая и чайная посуда, кухонная утварь, корзины для фруктов, бутылки, ваза с цветами. Но могут пригодиться и другие вещи - зонтики, очки, ключи, ботинки и любые другие вещи - выбор огромен.
Натюрморт часто используется в учебном процессе, так как это основной этап в изучении натуры. В тоже время, натюрморт - это мир, который отражает чувства, мысли людей и их отношение к жизни. Предметы в некотором роде - это язык, на котором говорит художник. Все это делает натюрморт при всей его скромности, жанром с глубоким смыслом.
С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру. Поэтому, особенно в последние годы, когда стал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально-культурному мировоззрению, эстетическому развитию, стали более углубленно и подробно изучать искусство как фактор воздействия на развитие молодого поколения нашей страны. Именно поэтому в рамках исследования обращено внимание к теме «Тематический натюрморт». Натюрморты, посвященные народному искусству, раскрывают историю нашей страны, ее традиции, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание. Натюрморты приобщают к вечному, к культуре. Используя различные средства выразительности в натюрморте, автор показывает нам свои чувства, свое отношение к тому, что изображено. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.
Установлено, что развивающий потенциал тематического натюрморта напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на изобразительное искусство.
Поэтому процесс изображения натюрморта должен идти поэтапно: определение расположения предмета или группы предметов (компоновка); определение структуры натюрморта; определение формы и характера предметов и объектов натюрморта; работа в цвете над натюрмортом. Завершение и обобщение живописного этюда.
Рассмотрено какое влияние на собственный цвет предмета оказывает световая и воздушная среда. Обусловленность цвета предмета дает возможность передать цветовой облик предмета в среде, в которой он находится, показать их взаимосвязь. При этом необходимо понимание правильного использования собственных и обусловленных цветов. Передавая объемную форму предмета, его цвет, фактуру поверхности, пространственное расположение, необходимо учесть все воздействия на него среды и освещения. Учебный натюрморт может быть также сюжетно-тематическим. Творческий натюрморт возникает на основе замысла, образа, идеи, размышлений художника. Может отличаться по характеру - лирический, монументальный, героический, торжественный и так далее. В процессе работы над творческим натюрмортом художник проходит путь от замысла, решения композиционных задач, до законченного художественного произведения.
Знания и практический опыт, полученные в процессе изображения натурных постановок, позволяют свободно передавать замысел в цвете. Изучение наследия классиков мировой живописи и знакомство с творчеством современных художников способствуют росту творческого потенциала и развивают художественный вкус. Соблюдение этих этапов позволит обучающимся в процессе практической работы над тематическим натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей. Натюрморт позволяет усвоить первоначальную изобразительную грамоту: научиться целостному видению, понимать конструкцию, объем, научиться анализировать форму и передавать сложные по цвету и фактуре объекты. В результате работы молодые художники осваивают такие понятия, как ритм, цвет, композиция, глубина, пространство, светотень. Натюрморт воспитывает художественный вкус, творческую самостоятельность художника, способность находить в окружающем мире интересные сюжеты, а также познавать жизнь во всем ее многообразии.
В рамках нашего исследования было решено использовать тему русской деревни в тематическом натюрморте Выбранная тема тематического натюрморта «Лето» обуславливается тем, что в натюрморте основной задачей является выявление качеств натуры, создание общего впечатления нарядности деревенского сюжета, передачи всей атмосферы последнего летнего месяца Основной принцип решения тематического натюрморта «Лето» является превращение пространственной глубины изображения в условное живописное пространство.
Выявлено, что в некоторых программах по изобразительному искусству в школе, изучению декоративного натюрморта уделено крайне мало внимания. Тематический натюрморт обладает сильным воспитательным потенциалом. Она учит детей мыслить нестандартно. В рамках исследования был разработана методика выполнения натюрморта по теме «Тематический натюрморт: Лето» для 4 класса детской художественной школы. Натюрморт был выполнен маслом. В результате освоения этого раздела, учащиеся приобщаются к эстетическим ценностям, учатся воспринимать уникальность и индивидуальность всего вокруг.
Различные инновационные процессы происходящие в системе образования обуславливает актуальность темы исследования, посвященной воспитанию цветовой культуры у ребенка, как необходимого качества в его личностной и творческой самореализации. Сегодня в информационный век, становится важен тот, факт, что только творческая личность способна создавать, но лишь в том случае, если она владеет навыками самостоятельной деятельности. Переход к различным электронным устройствам, IT, введения дистанционного формата обучения, еще более усиливают в системе образования значение развития изобразительной культуры у ребенка. Мы не отрицаем, что на сегодняшний день важность и необходимость использования инновационных методов обучения обусловлено различными социально-экономическими показателями. Однако, без традиционной школы, без знания основ изобразительной культуры, невозможно сохранить то национальное наследие, которым мы восхищаемся и гордимся. Наше наследие, уникальность художественной школы, как раз и состоит в методологических инструментариях обучения, в тех методах развития творческих способностей у личности. Здесь хочется уточнить свою позицию в данном вопросе. Мы не против инноваций. Но система образования базируется на традиционности, это обеспечивает ей устойчивое равновесие. Если же мы отрицаем эту традиционность, то на смешу этому может прийти хаос. Именно поэтому образовательная система школы испытывает повышенный интерес, как к инновациям, так и традиционным методам. Это обосновывает важность формирования у обучающихся высоких духовно-нравственных, эстетических качеств гармоничного развития молодого человека. Что в свою очередь требует постоянного внимания к методике преподавания и ее совершенствование.
Творческое становление ребенка, раскрытия ее способностей, формирование визуальной культуры подчеркивает важность процесса развития сенсорно-перцептивной функции восприятия и мышления. Именно содержание формы напрямую связано с ее отражением, а потом уже использованием технологий. Задачи искусства научить ребенка выделять то существенное и гармоничное чтобы он сумел отличить прекрасное от безобразное, создавая художественные образы на основе принципов гармонии и красоты. Однако, без творческого, эмоционального восприятия, владения технологическими средствами невозможно сделать образ убедительным, доступным для понимания и интерпретации другими людьми.
В процессе работы нам удалось достичь поставленной цели и решить задачи. Тема ВКР раскрыта, может дополняться, совершенствоваться и может быть использован как методический, дидактический материал для уроков по изобразительному искусству в общеобразовательных и художественных школах, при работе с детьми в кружках, изостудиях и внеурочной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что цель ВКР достигнута, поставленные задачи выполнены.


1. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. 421 с.
2. Болотина И.С. Натюрморт в русской живописи XVIII-XIX веков. Дисс... кандидата искусствоведения. М., 1971. 606 с.
3. Болотина И.С. Предметный мир у Венецианова и его учеников // Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Советский художник, 1989. С. 59-78.
4. Калитина Н.Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX века. — Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1972.
5. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Вст. ст., сост. и прим. Н.А. Ярославцевой. М.: Искусство, 1987. 496 с.
6. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. СПб.: Азбука- классика, 2005. 382 с.
7. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства [Текст] : [сборник статей] / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский пед. гос. ун-т" (МИГУ), Художественно-графический фак. ; [редкол.: В. К. Лебедко, В. М. Подгорнев, А. А. Ковалев]. - Москва : Прометей, 2012. - 20 см.
8. Дьяконов Ю.Б. «Прием, невероятно новый и художественный. » К вопросу о живописном методе В.В. Верещагина на примере изучения произведений из коллекции Третьяковской галереи и частных собраний // Василий Верещагин: больше, чем художник. Материалы научной конференции. М., 2019. С. 387-395.
9. Казанцев, Е.А. Лирика и гражданственность [Текст] : историческая и жанровая живопись, портреты, пейзажи, натюрморты, монументально-декоративная живопись / Евгений Казанцев. - Москва : [б. и.], 2018. - 160 с.
10. Коваленская Н.Н. Русский жанр накануне передвижничества // Русская живопись XIX века. Сб. ст. / Под ред. В.М. Фриче. М.: РАНИОН, 1929. С. 33-83.
11. Копцева, Т.А. Изобразительное искусство. 4 класс : учебник / Т. А. Копцева, В. П. Копцев, В. В. Копцев. - Москва : Просвещение, 2021. - 182, [1] с. : цв. ил. - (Гармония. Образовательная система).; ISBN 978-5-09-085058­2
12. Крымов Н.П. О натурализме и формализме // Николай Петрович Крымов - художник и педагог. М., 1989. С. 23-26.
13. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Вещь в искусстве (Материалы научной конференции. 1984). М., 1986. Вып. 17. С. 6-14.
14. Леонардо да Винчи. Об искусстве. — Москва, Санкт-Петербург: Пальмира, 2020.
15. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ