Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Особенности формирования художественных собраний в России
1.1. История формирования художественных музеев России в советский период 12
1.2. Особенности Отечественных коллекций искусства XX-XXI вв. и современная практика музейной экспозиции 17
Глава 2. Тольяттинский Художественный музей
2.1. История становления и развития ТХМ 27
2.2. Отдел современного искусства ТХМ: основные направления деятельности 30
Заключение 41
Список используемых источников 43
Приложение 51
Художественный музей — это учреждение, имеющее профиль, как научного, просветительского, так и конечно же искусствоведческого. Так же реализовывает следующие задачи: комплектовка, выставление, сохранение, исследование, актуализацию творений изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектурных памятников.
Как уже было упомянуто ранее, обязанности музея заключаются в собирании, изучении и экспонировании произведений искусства совершенно различающихся направлений и техник, имеющих общую цель, а именно познакомить с историей искусства, а самое главное - давать ответы на все нужды современного общества, будь то они эстетические или познавательные. Фонды музеев художественного профиля хранят работы не только именитых художников, но и произведения народного и детского творчества. Содержат творения: всевозможных видов изобразительного искусства, течений, союзов и школ, в независимости от каких- либо временных промежутков. Существуют так же и многопрофильные музеи сферы искусства различающиеся по тематике, к примеру московский музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Техника исполнения тоже является различительной чертой, здесь хорошим примером станет музей акварели города Москвы. Еще музеи художеств могут делиться по признаку авторства произведений искусства, тут как нельзя лучше подойдет галерея народного художника СССР К. Шилова.
Актуальность темы исследования заключается в том, что музеи сферы искусств наравне с иными институтами культуры и образования исполняет немаловажную роль в становлении человека, как личности. Как раз поэтому интерес к ним, возникает у совсем отличающихся друг от друга социальных и возрастных слоев населения.
К тому же нельзя не отметить, что последние десятилетия XX века, в множестве государствах мира в этом числе и в Российской Федерации отмечается «музейный бум», при данном явлении имеется достаточное подтверждение не только быстрого роста посещаемости востребованных художественных музеев, но и небольших региональных музеев и выставок. Данные действа сопряжены как с увеличением посетителей учреждений художественного профиля, что было вызвано стремительным возрастанием просвещения, повышением свободного времени, так и модификациям способов работы музеев, применению кардинально новых способов работы, которые основываются на придании нового смысла Что касается конкретно нашей страны, в течение периода реформ были определены факторы, которые указывают на проблемы в работе музеев. Трансформация к рыночным отношениям серьезно повлиял пару десятилетий ХХ века стали «возрождаться» ведущие художественные музеи страны. Подтверждают данный факт, следующие явления: увеличение количества посетителей, расширение формы музеев, было, положено начало активной дискуссии не только в научном сообществе, но и в средствах массовой информации о проблемах сохранения культурного наследия, наиболее важной составляющей, которого остаются музейные фонды. Здесь стоит отметить, что процесс адаптации к современным потребностям общества ведущих художественных музеев России идет гораздо активнее и быстрее, чем в периферийных районах нашей страны. Местные и региональные художественные музеи сталкиваются с большими трудностями в своей работе. Вот почему это так важно - провести анализ проблем местных художественных музеев в данной научно- исследовательской работе, ведь перспективы музеев сферы искусства и их значимость в организации социокультурной сферы основываются на многофункциональности искусства. Таким образом, работы составляют основу коллекций музеев художеств, а, соответствующие функции устанавливают массу способов для коммуникации музея и среды, в которой он располагается. В этой связи проблемы этого исследования особенно актуальны. Таким образом, мы решили обратить внимание на изучение истории становления и развития художественных музеев России, а именно картинной галерее города Тольятти, в тот момент, когда сама музейная область прибывает в периоде нахождения средств для саморазвития в будущем.
Территориальные рамки исследования нашего исследования базируются на местном уровне и включают в себя город Тольятти.
Хронологические рамки исследования охватывают 80-е годы ХХ века - этап так называемого музейного «бума» по настоящий период.
Тема «Художественный музей в социокультурном пространстве» до сих пор нс была предметом специального рассмотрения, хотя отдельным ее аспектам уделялось внимание в ряде работ. Проведенный историографический анализ по исследуемой теме, позволил нам, условно разделить работу на два периода: советский (80- е - 90- е гг. XX века) и постсоветский (конец 90-х гг. XX века - по настоящее время).
Что касается первого периода, то с середины XX в. работой, рассказывающей о всех сложностях и проблемах своей профессии, является очерк Ф.И. Шмидта1; открытию новых учреждений. Есть достаточное количество литературы об истории становления широко известных музеев Москвы, Санкт- Петербурга2 и других крупных городов нашей страны.3,4
Открытые в данный промежуток времени музеи проводили немалую работу по расширению своих коллекций. Одной из первостепенных задач стали: разрешение вопроса о научной обоснованности, разнообразности, а так же видового, жанрового и стилистического богатства. Как показывает статистика за 1986 г. в существенной части художественных музеев советское искусство насчитывало практически 50 % фондов, были и такие, где оно же было составляло всю коллекцию.5
Исследователи культуры и искусства второго периода, особенно отмечают проблемы, связанные с феноменом художественного музея в социокультурном пространстве региона, именно эта тема поднимается во многих работах, так или иначе касающихся данной темы. Ее коснемся и мы, попытавшись разобраться в проблемах информационного пространства окружающего художественные музеи, а также вопросы культурного сохранения.6
Об истории появления же периферийного музейного дела, а именно открытию местных художественных галерей и музеев в указанный промежуток времени посвящено не так много, лишь не большие упоминания в статьях периодической печати и каталогах выставок самих художественных музеев.7
Таким образом, историография данной темы, касающаяся роли художественных музеев в городском социокультурном пространстве в конце ХХ - начале ХХI вв. представлена довольно узким рядом работ. Подводя итог, можно сделать вывод, что музеи во второй половине XX в. отвечали на вызовы времени, соответствуя потребностям общества и требованиям государства, о дальнейшей же ситуации социокультурной направленности, в основном локальных художественных музеев в постсоветский период известно не достаточно, этот факт делает данную тему актуальной и целесообразным дальнейшее ее изучение.
Источниковая база исследования представляет собой комплекс архивных и опубликованных источников, состоящий из: Неопубликованные- нормативно-правовые акты, делопроизводственные документы (Источники этой группы были получены в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти Ф. Р-230 Опись №1, №2, №3), источники личного происхождения (интервью с сотрудником музея), а также опубликованные источники: материалы, включающие в себя документацию многопланового характера, периодическую печать( именно на материалы периодической печати будет сделан основной акцент в данной работе, информацию для данного раздела была получена в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти8 и собственном архиве Отдела современного искусства ТХМ).
(Неопубликованные)
1. Нормативно-правовые акты.
Представляют собой законодательные акты периода конца XX- начала XXI вв. ярко свидетельствующие о изменениях в культурной жизни страны. А также постановления региональных и местных органов власти, таких как Департамент культуры мэрии Тольятти.9
2. Делопроизводственная документация.
Представлена отчетной документацией Художественных музеев о проделанной работе, включающей в себя: подготовку кадров, ходе утвержденных департаментом культуры мероприятий и проектов, правильном распределении выделенных средств на улучшение музеев и тд. Эти документы помогают рассмотреть, как менялось значение художественных музеев в нашей стране.10
(Неопубликованный личного происхождения)
1. Интервью.
Исследование периода «музейного бума» современниками, а также опрос сотрудника современного Тольяттинского Художественного Музея.11
(Опубликованные)
1. Опубликованные документы, носящие многоплановый характер.
К данной группе источников относятся: юбилейные или ежегодные каталоги к выставкам художественных музеев России, особое внимание к каталогам Тольяттинского Художественного музея12, вестника Департамента культуры мэрии Тольятти. 13
2. Периодическая печать.
Крайне важными для нашего исследования являются материалы периодической печати, в которых имеются упоминания о проводимых Тольяттинским Художественным Музеем, а также ОСИ ТХМ14 выставок картин, различных инсталляций, лекций и других мероприятий культурной направленности.
Целью данной научно - исследовательской работы является анализ развития художественных музеев в России в 80-е годы ХХ века- по современный период.
Исходя из цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности формирования художественных собраний в России в конце ХХ - начале XXI вв.
2. Рассмотреть экспозиционные проекты художественных музеев за указанный период.
3. Проследить историю становления и развития Тольяттинского художественного музея (ТХМ)
4. Выделить основные направления деятельности Отдела современного искусства ТХМ.
Объектом исследования данной дипломной работы является Тольяттинский Художественный музей.
Предметом исследования является история формирования и становления художественного музея в Тольятти, а также последующего открытия при нем отдела современного искусства.
Глубокие социальные изменения в жизни общества рассматриваемого периода вызвали сознательное стремление миллионов людей к полноценному и многообразному изучению культурных ценностей, к непосредственному участию в творческой эстафете поколений всех народов нашей страны, исторический вклад которых в сокровищницу мировой материальной и духовной культуры неоспорим.
С каждым годом растет авторитет и влияние отечественных музеев. В Российской Федерации действуют сегодня около 1000 государственных и 7000 общественных музеев разной ведомственной подчиненности, различных типов и профилей. Среди них наибольшей популярностью пользуются художественные музеи.
В «две столицы» едут тысячи экскурсантов, чтобы ознакомиться с экспозицией музеев. И сейчас нет ни одного музея в стране, который не переживал бы сегодня серьезную реконструкцию.
В данной работе были изложены основные проблемы проектирования музеев с учетом опыта последних лет: закономерности формирования так называемой среды, специфика внутренней организации и архитектурного облика. Трудно поверить, что каких-то десять — пятнадцать лет назад задача обеспечить музей площадью была чуть ли не единственной. Теперь же приходит осознание первостепенности значения архитектурно-художественных проблем, решаемых в соответствии с конкретными формами деятельности каждого музея.
По-прежнему ощущается дефицит глубоких теоретических обобщений и проблемных анализов. Разумеется, для этого сами музеи, имеющие статус научно-исследовательских учреждений, должны вести планомерную работу. Их деятельность предполагается как в плане концептуальном, информационной емкости и системности экспозиции, так и в плане эстетической выразительности, «стилизованности», современного научного мышления. У современного музея есть своя эстетика, непонимание которой грозит и архитекторам, и художникам просчетами, снижающими эффективность музейной деятельности в целом.
В музее нет мелочей. Культура обслуживания посетителей и рациональное функционирование многочисленных служб, организация пространственной среды и освещения одинаково важны для создания особой атмосферы в музеях любого статуса — республиканских и областных, городских и районных, мемориальных и общественных. Надо помнить, что для музеев нет провинциальных окраин, но есть многообразие экспонатов, диктуемое коллекцией той ли иной местности.
Музеи уникальны в своем предназначении. Только им дано приоткрывать тайны прекрасного над произведениями и мастерами. Это не обязательно относится к художественным собраниям, а одинаково касается и технических, и природоведческих, и всех других видов музеев. В музеях, каким бы он ни был по рангу и профилю, отражается личность творца, печать эпохи.
Неопубликованные
Нормативно-правовые акты
Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти.
1. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 49. Приказы №№ 1/0- 57/0 директора департамента по основной деятельности за 2000 г.
2. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 115. Приказы №№ 1/о- 78/о директора департамента по основной деятельности. 2001 г. Том 1;
3. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 116. То же, №№ 79/о- 145/о. 2001 г. Том 2;
4. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 117. То же, №№ 146/о- 235/о. 2001 г. Том 3 последний;
5. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 236. Приказы №№ 1- 94 директора департамента по основной деятельности. 2003 г. Том 1;
6. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 237. То же, №№ 94/12003 г. Том 2; Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 238. То же, №№ 174- 262. 2003 г. Том 3 последний.- 173.
Делопроизводственная документация
Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти.
1. Ф. Р- 230. Оп. №1 Д. № 307. Сметы расходов по бюджетным организациям отдела культуры Тольяттинского горисполкома на 1980 год;
2. Ф. Р- 230. Оп. №1 Д. № 309. Годовой бухгалтерский отчет по основной деятельности с объяснительной запиской за 1980 год;
3. Ф. Р- 230. Оп. №3 Д. № 1. Бюджет отдела культуры на 1981 год;
4. Ф. Р- 230. Оп. №3 Д. №32. Документы (постановления(копии), сметы, положения, каталоги, диплом, вырезки из газет и др.) о подготовке и проведении 3 этапов Международной художественной выставки «Два Автограда» в рамках Международной конференции ЮНЕСКО «Культура молодых городов» 1993-1994 г;
5. Ф. Р- 230. Оп. №3 Д. №42. Годовой бухгалтерский отчет об использовании сметы расходов районных отделов культуры с пояснительными записками за 1994год;
6. Ф. Р- 230. Оп. №1 Д. № 75. Документы ( план, эскиз, афиши, список работ, рецензия выставки, список художников) о проведении выставки «Город и искусство», посвященной 50- летию Победы в Великой Отечественной Войне;
7. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 46. Документы (план, смета, анализ, диплом и пр.) о проведении городского смотра- конкурса семейного художественного творчества «Семья России»;
8. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 37. Годовой бухгалтерский отчет об исполнении сметы расходов подведомственных учреждений Департамента культуры с пояснительными записками за 1999г;
9. Ф. Р- 230. Оп. №2 Д. № 29. Документы ( концепция, положения, план, программы, проекты, анализ, отчеты, информации вырезки из газет, афиши) о проведении городской акции « Музейный пикник -99»;
...